Суббота, 20.04.2024, 13:10

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

Модели из бумаги и картона своими руками - Форум » Основной форум » Свобода слова » Воспоминания о будущем (космос) (Ретро-космонавтика)
Воспоминания о будущем (космос)
dimon_13Дата: Пятница, 08.04.2011, 20:13 | Сообщение # 646
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Понедельник, 11.04.2011, 04:17 | Сообщение # 647
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Излюбленная картинка советской пропаганды 60-х годов. Американская военная база на Луне biggrin



Сообщение отредактировал dimon_13 - Понедельник, 11.04.2011, 15:58
 
dimon_13Дата: Понедельник, 11.04.2011, 16:22 | Сообщение # 648
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

 
dimon_13Дата: Понедельник, 11.04.2011, 16:53 | Сообщение # 649
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Третья Мировая война

 
dimon_13Дата: Понедельник, 11.04.2011, 17:37 | Сообщение # 650
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Вторник, 12.04.2011, 04:06 | Сообщение # 651
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Раскраска

 
dimon_13Дата: Среда, 13.04.2011, 09:25 | Сообщение # 652
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Они защищали космос над Москвой




Противоракета, не имеющая аналогов
Рекорды по дальности и высоте перехвата баллистических целей, поставленные изделием А-350Ж, и сегодня вызывают восхищение
В системе противоракетной обороны г. Москвы А-35 (35М) уникальная противоракета А-350Ж (5В61) конструкции Петра Дмитриевича Грушина предназначалась для доставки боевой части в район встречи с целью и поражения ее с заданной вероятностью.

Эскизный проект А-350Ж был завершен в марте 1961 г. Выпуск технической документации на противоракету закончен в 1963 г. Бортовой аппаратурой и электросистемами противоракеты занимался Евгений Афанасьев, наземным оборудованием – Федор Кулешов, теоретические расчеты вел Борис Пупков. Общее руководство вместе с Петром Грушиным осуществлял его заместитель Владимир Коляскин. До 1973 г. ведущим конструктором А-350Ж был Владимир Ермоленко. С 1974 г. ведущим конструктором по модернизированной А-350Р был Игорь Сметский.

В 1958 г. разработка маршевого ЖРД была задана главному конструктору московского ОКБ-1 МАП Л. С. Душкину, разработка стартового РДТТ – главному конструктору КБ-2 завода № 81 И. И. Картукову. Осенью 1960 г. П. Д. Грушин направил техническое задание на разработку маршевого ЖРД 5Д16 главному конструктору ленинградского ОКБ-446А. С. Мевиусу, на разработку стартового РДТТ 5С47 – главному конструктору казанского ОКБ «Союз» П. Ф. Зубцу.

В окончательном варианте противоракета оснащалась маршевым ЖРД 5Д22, созданным в ленинградском ОКБ-117 под руководством С. П. Изотова и П. Д. Гавры, и стартовым РДТТ П. Ф. Зубца. Производство маршевых двигателей было развернуто на ленинградском заводе «Красный октябрь», производство стартовых двигателей – на казанском заводе «Союз» и Долгопрудненском машзаводе, позже – на пермском заводе «Машиностроитель». Бортовая аппаратура была разработана в ОКБ-30 КБ-1 под руководством В. И. Низимова, автопилот – в ОКБ-36 КБ-1 под руководством П. М. Кириллова. Пусковое устройство и ТПК создавались под руководством главного конструктора Ленинградского ОКБ-232 Т. Д. Вылкоста.

Серийно противоракеты А-350Ж выпускались Долгопрудненским машиностроительным заводом и московским машиностроительным заводом «Авангард». Около 10 серийных изделий было собрано на Жулянском механическом заводе (филиал Киевского машиностроительного завода имени Артема) на Украине.

Первые бросковые пуски изделий 5ТЯ современной стартовой позиции Балхашского полигона начались в апреле 1962 г. До мая 1963 г. было осуществлено шесть пусков. С сентября 1963 по октябрь 1964 г. было проведено пять пусков изделия, получившего индекс 6ТЯ. 24 декабря 1965 г. был произведен пуск противоракеты А-350Ж в штатной комплектации. В сентябре 1967 г. начались испытания А-350Ж со стартовой позиции стрельбового комплекса «Алдан».

КОНСТРУКЦИЯ ПРОТИВОРАКЕТЫ А-350Ж

Противоракета А-350Ж являлась двухступенчатой управляемой ракетой, выполненной по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыльев и рулей-элеронов, с управлением на первой и второй ступенях.

Ракета состояла из следующих основных элементов:

– боевой части;

– бортовой аппаратуры наведения;

– автопилота с комплектом рулевых машин;

– двигателей первой и второй ступеней.

Боевая часть противоракеты снаряжалась специальным зарядом, подрыв которого обеспечивал уверенное поражение головной части баллистической ракеты вероятного противника в радиусе не менее 200 метров.

Бортовая аппаратура визирования предназначалась для приема запросных импульсов радиолокатора канала изделия и выдачи ответных импульсов, содержащих информацию о координатах ракеты.

Бортовая радиоаппаратура управления предназначалась для приема команд управления полетом противоракеты и выдачи их на автопилот, а также для приема разовых команд, управляющих тягой маршевого двигателя и подрывом боевой части.

Автопилот предназначался для управления рулевыми машинами противоракеты, поворотными двигателями и воздушными рулями и для стабилизации противоракеты относительно трех взаимно перпендикулярных осей.

На первой ступени противоракеты использовалась связка из четырех пороховых двигателей, которые работали на литьевом порохе ПАЛ-18/7 с удельным импульсом у поверхности земли 240 кг/кг/сек.

Двигателем второй ступени являлся однокамерный поворотный ЖРД с регулируемой тягой. Двигатель работал на высококалорийном двухкомпонентном топливе (АК-27П и диметилгидразин, другими словами – гептил) с удельным импульсом в верхних слоях атмосферы 335 кг/кг/сек.

В соответствии с общими принципами построения системы А-35 и требованиями, предъявляемыми к ней, противоракета А-350Ж имела следующие основные характеристики:

– время полета – 80, 160 и 180 сек.;

– дальность полета – 130, 350 и 400 км;

– диапазон высот поражения – от 50 до 400 км;

– полезная нагрузка – 900 кг,

в том числе:

боевая часть – 700 кг,

бортовая радиоаппаратура – 150 кг,

автопилот с комплектом рулевых машин – 150 кг.

Двигательная установка: первая ступень – пороховой ракетный двигатель, вторая ступень – жидкостный ракетный двигатель. Стартовый вес противоракеты А-350Ж – 29 750 кг.

Старт противоракеты А-350Ж производился с постоянным углом наклона к горизонту, равным 78 градусам.
Изменение тяги двигательных установок ракеты по времени полета

Транспортировка и хранение противоракеты на пусковой установке осуществлялись в транспортно-пусковом контейнере.

Ориентация противоракеты в плоскости вывода производилась до старта разворотом пусковой установки с контейнером на заданный угол в азимутальной плоскости по данным, полученным с ГКВЦ. Конструкция стартовой установки позволяла осуществлять развороты по углам места и азимуту с ошибками, не превышающими 15 угловых минут.

После старта при выходе противоракеты из контейнера происходило раскрытие стабилизаторов первой ступени и начинал работать программный механизм склонения противоракеты в плоскости вывода. Время раскрытия стабилизаторов не превышало 0,5 секунды. Длительность работы программного механизма равнялась 8 секундам. За это время происходило склонение противоракеты на 8 градусов от направления старта.
Изменение скорости полета ракеты по времени

Весь диапазон полета противоракеты делился на три этапа: разгон, марш и наведение (форсированный режим работы двигателя).

Разгон противоракет происходил во время работы первой и второй ступеней и продолжался до 45–50 секунд.

Управление и стабилизация на этапе первой ступени осуществлялись четырьмя воздушными рулями-элеронами, расположенными на складывающихся стабилизаторах. Каждый руль-элерон управлялся одной гидравлической машиной, расположенной на стабилизаторе. Максимальный угол отклонения рулей-элеронов – плюс-минус 25 градусов.

Управление и стабилизация второй ступени в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях осуществлялись с помощью осевого поворотного ЖРД, отклоняемого двумя гидравлическими рулевыми машинами. Максимальный угол отклонения двигателя равен плюс-минус 10 градусов. Стабилизация по крену на второй ступени осуществлялась с помощью двух воздушных элеронов и жестко связанных с элеронами газовых сопел (вспомогательных поворотных двигателей), находящихся на одной оси вращения с воздушными элеронами, так как углы отклонения их были равны и составляли плюс-минус 40 градусов.
Изменение тяги двигательных установок ракеты по времени полета

На этапе разгона происходило разделение первой и второй ступеней противоракеты.

Среднее время полета первой ступени составляло 28 секунд.

Сброс первой ступени происходил при достижении тяги ЖРД второй ступени 0,7 от ее номинального значения, но не раньше, чем тяга первой ступени упадет до нуля.

Время работы ЖРД на форсированном режиме (после сброса первой ступени) определялось исходя из дальности полета 350 км. После окончания форсированной работы ЖРД вводился режим работы двигательной установки с маршевой тягой.

Переход на маршевый участок полета второй ступени (дросселирование тяги) и перевод двигателя в режим форсажа производился по разовым радиокомандам с земли с целью уменьшения влияния разброса летных данных противоракеты.

Оба эти участка находились в прямой зависимости от расчетного полетного времени противоракеты и определялись точкой встречи противоракеты с целью.

Момент начала маршевого участка полета второй ступени лежал в пределах от 45 до 106 секунд с номинальным значением 54,8 секунды.

Переход на форсированный режим работы на конечном участке полета производился с таким расчетом, чтобы на этапе наведения противоракеты на цель в последние 30 секунд полета обеспечить возможность реализации максимальных перегрузок.

Момент начала форсажа двигателя второй ступени находился в пределах от 45 до 155 секунд с номинальным значением 103,7 секунды. На прилагаемых рисунках приведены значения регулируемой тяги двигателей первой и второй ступеней на всем диапазоне полета противоракеты в зависимости от времени полета.

Величины перегрузок, допустимые на различных участках полета противоракеты А-350Ж, приведены в таблице.
Величина перегрузок

На прилагаемых рисунках изображены скоростные характеристики противоракеты для характерных траекторий в зависимости от времени полета. Здесь же приведены формы траекторий.

На противоракете А-350Ж предусматривались устройства, обеспечивающие безопасность эксплуатации, ликвидацию и аварийный подрыв.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ АТП-35

Техническая позиция АТП-35 предназначалась для выполнения следующих основных задач:

– приема поступающих противоракет А-350 и технологических средств, их проверки, хранения и подготовки к боевому использованию;

– длительного хранения противоракет А-350 и проведения с ними необходимых регламентных работ;

– пополнения стартовых позиций противоракетами А-350 в мирное и военное время;

– приема противоракет А-350 и технологического оборудования, возвращаемых со стартовых позиций и проведения с ними необходимого ремонта.

Техническая позиция представляла собой комплекс сооружений, в состав которого входили:

– разгрузочный корпус;

– корпус расконсервации;

– монтажно-испытательный корпус;

– склады незаправленных и неснаряженных противоракет;

– станция заправки азотом высокого давления;

– станция заправки горючим;

– станция заправки окислителем;

– корпус снаряжения боевой частью;

– склады полностью снаряженных противоракет;

– корпус АКИПС.

Революционной особенностью по тем временам комплекса наземного оборудования, предназначенного для эксплуатации противоракеты А-350Ж, являлся транспортно-пусковой контейнер (ТПК), в котором производились все технологические работы по проверке противоракет на технической позиции, хранение противоракет на технической и огневой позициях, транспортировка и старт противоракет.

ТПК был герметичен. Внутри него поддерживались необходимые температура, давление и влажность, что позволяло длительное время хранить противоракету на открытом воздухе. На пусковой установке ТПК с противоракетой мог храниться в горизонтальном и стартовом положении.

Старт противоракеты производился из закрытого ТПК, для чего он в передней части был закрыт специальным резиновым колпаком, а с задней – резиновым дном. При старте противоракеты передний колпак и дно ТПК прорывались одновременно соответственно носком противоракеты и газовой струей стартового двигателя.

Таким образом, ТПК выполнял функции сборочно-стыковочного оборудования, транспортной машины, хранилища и являлся частью пусковой установки. Общий вид транспортно-пускового контейнера представлен на прилагаемом рисунке.

С заводов-изготовителей противоракета А-350 прибывала на техническую позицию в виде отдельных частей и узлов.

На технической позиции производились следующие основные работы:

– наружная расконсервация частей противоракеты;

– стыковка всех частей противоракеты между собой;

– подключение электрогидропитания и проведение совмещенных проверок противоракеты с помощью АКИПС;

– заправка шарбаллонов ракеты азотом высокого давления;

– заправка горючим и окислителем;

– снаряжение осколочной боевой частью.

После всех проведенных работ ТПК с противоракетой поставлялись на стартовую позицию или в склад боеготовых противоракет для хранения или в резерве.

Весь технологический цикл подготовки 10 противоракет А-350, начиная с разгрузочного корпуса и заканчивая выездом на стартовые позиции, составлял 21 час.

В режиме заполнения складов процесс подготовки противоракет был такой же, как и в режиме заполнения стартовых позиций, за исключением работ по заправке противоракет азотом, компонентами топлива и снаряжению боевой частью.

Весь технологический цикл подготовки 10 противоракет А-350, начиная с разгрузочного корпуса и заканчивая установкой ТПК на склады, составлял 18 часов. На 11 складах размещалось 220 ТПК с противоракетами.

Противоракеты, находящиеся на складах, периодически проходили регламентные проверки.

Регламентные проверки собранных, но незаправленных и неснаряженных противоракет проводились в монтажно-испытательном корпусе стационарными проверочными средствами (АКИС).

Регламентные проверки собранных, заправленных и снаряженных противоракет, хранящихся на складах, проводились в корпусе АКИПС подвижными проверочными средствами.

Регламентные проверки проводились без вскрытия ТПК за 35 минут, с вскрытием ТПК – за час 55 минут.

В боевом режиме выдача противоракет на стартовые позиции со складов незаправленных и неснаряженных противоракет проводилась с темпом 6 противоракет в час.

Транспортировка противоракет в ТПК проводилась с помощью тягача МАЗ-537 со специальным прицепом.

Противоракета А-350 являлась уникальным изделием и без всякого преувеличения своего рода шедевром отечественного ОПК. Рекорды по дальности и высоте перехвата баллистических целей, поставленные этой противоракетой, и сегодня вызывают трепет и восхищение, гордость за разработчиков и производителей поистине уникальной техники.

Михаил ХОДАРЕНОК

Противоракета, не имеющая аналогов

Сообщение отредактировал dimon_13 - Среда, 13.04.2011, 09:26
 
dimon_13Дата: Среда, 13.04.2011, 09:38 | Сообщение # 653
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline



Сообщение отредактировал dimon_13 - Среда, 13.04.2011, 09:41
 
dimon_13Дата: Среда, 13.04.2011, 16:15 | Сообщение # 654
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Космические перехватчики СССР

Проблемой уничтожения космических аппаратов, находящихся на околоземной орбите, военные озадачились, наверное, с момента появления первого искусственного спутника Земли. В годы "холодной войны", когда любое техническое достижение рассматривалось, в первую очередь, с точки зрения использования в военных целях, это было не удивительно. Работы по уничтожению спутников и других космических аппаратов интенсивно велись и в СССР, и в США, да и в настоящее время такие работы, пусть не так активно, как раньше, но продолжаются.

Первые проекты по созданию системы уничтожения спутников противника появились в США в конце 50-х годов. Это было вызвано страхом перед советскими глобальными ракетами, которыми в те годы Советский Союз пугал весь мир. Если быть совсем точным, то это были работы не по созданию противоспутниковых систем, а по созданию системы противоракетной обороны североамериканского континента, которые нашли свое продолжение через четверть века в Стратегической оборонной инициативе. Уже 19 июня 1959 года было проведено первое испытание ракеты "Bold Orion", которая была запущена с бомбардировщика В-52 и должна была поразить спутник "Explorer-4", к тому времени выработавший свой ресурс. Ракета прошла в четырех милях от цели. Последующие пуски тоже не отличались особой эффективностью и работы над этой ракетой постепенно сошли на нет.

Советский Союз начал работы над противоспутниковыми системами в начале 60-х годов, когда стало ясно, что не только ракеты летящие из космоса представляют угрозу для безопасности страны, но и находящиеся на орбите разведывательные, связные, навигационные и метеорологические спутники являются военными объектами, подлежащими уничтожению в случае начала военных действий.

Перед тем, как была окончательно сформулирована концепция создания советских противоспутниковых систем, были рассмотрены несколько проектов. Так как они представляют интерес в чисто историческом плане и позволяют понять и оценить основные предпосылки окончательного выбора, давайте сделаем их краткий обзор.

Итак, основная задача, которая ставилась перед противоспутниковыми системами, это уничтожить то, что находится на орбите в то время, когда в этом возникнет необходимость.

Первый из предложенных вариантов, предусматривал запуск межконтинентальной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой и ее взрыв в космосе. Этот проект был из разряда глобальных, которыми в те годы активно увлекались советские военные. Вспомнить хотя бы проект создания глобальной ракеты, термоядерные бомбы мощностью 100 мегатонн и тому подобное. У этого проекта было то преимущество, что гарантировано уничтожались все космические объекты, находившиеся на расстоянии до 1000 километров от места взрыва. Отрицательным фактором являлось то, что под удар попадали как спутники противника, так и свои собственные. Да и воздействие радиоактивного излучения было в то время также еще недостаточно изучено и могло привести к непредсказуемым последствиям. К счастью для будущих поколений, от этого проекта практически сразу же отказались и испытаний ядерного оружия в космосе не проводили.

Второй проект практически повторял те испытания, которые в США были начаты в 1959 году. А именно, предполагалось создание небольшой ракеты, запускаемой с самолета с высоты около 30000 метров и несущей заряд около 50 килограммов взрывчатки. Ракета должна была сблизиться с целью и взорваться не далее 30 метров от нее. Работы по этому проекту были начаты в 1961 году и продолжались до 1963 года. Однако летные испытания не позволили достигнуть тех результатов, на которые надеялись разработчики. Система наведения оказалась не настолько эффективной, как это было необходимо. Испытаний в космосе даже не стали проводить.

Следующий проект родился на волне той эйфории, которая царила в советской космонавтике после полета человека в космос. Еще когда в космос летали корабли типа "Восток", в конструкторском бюро С.П.Королева приступили к разработке многофункционального пилотируемого корабля "Союз". Одна из модификаций этого корабля, так называемый "Союз-П" (перехватчик), должна была решать в пилотируемом режиме проблему инспекции и вывода из строя космических аппаратов противника. Сначала предполагали сближение корабля с целью, выход космонавтов в открытый космос с целью обледования спутника, а затем, в зависимости от результатов инспекции, вывод спутника из строя либо путем механического воздействия, либо его снятие с орбиты и помещение в контейнер корабля. Однако от такого сложного технически и опасного для космонавтов проекта отказались. Тогда практически все советские спутники снабжались аварийной системой подрыва, с помощью которой можно было уничтожить любой свой спутник, чтобы он не попал в руки противника. Адекватных действий советские военные ожидали и от потенциального противника, поэтому резонно заключили, что при таком варианте космонавты могли бы стать жертвами мин-ловушек. От инспекции в таком виде отказались, но сам пилотируемый вариант продолжал развиваться.

Теперь предполагалось оснастить корабль восьмью небольшими ракетами. Менялся и алгоритм действия системы. По-прежнему корабль должен был сблизиться со спутником противника, но теперь космонавты не должны были покидать корабль, а визуально и с помощью бортовой аппаратуры обследовать объект и принять решение об его уничтожении. Если такое решение принималось, то корабль удалялся на расстояние до 1 километра от цели и расстреливал ее с помощью бортовых мини-ракет. Задержка с созданием корабля "Союз" вынудила отказаться и от этих планов.

Следующим, из рассматриваемых проектов, был вариант сближения с целью, определяемой на Земле, беспилотного спутника-перехватчика и расстрел цели с помощью бортовых мини-ракет. Однако здесь снова помешала нестабильная работа системы наведения на цель, но уже самого спутника. Чтобы поразить цель мини-ракетой требовалось подвести спутник на довольно близкое расстояние к цели. В противном случае пуск ракеты становился бессмысленным.

Рассматривался проект создания спутника-"камикадзе", который, взрываясь сам, уничтожал цель. Причем рассматривался вариант не абсолютно точного попадания спутника-перехватчика в объект поражения, а вариант взрыва на некотором расстоянии от цели и ее поражение осколочным зарядом. Это был самый дешевый, самый простой и самый надежный вариант. В конце концов именно он и оказался базовым при создании противоспутниковой системы.

Еще один проект, как масштабное развитие предыдущего, предусматривал создание на орбите группировки из спутников перехватчиков, которые размещались в нескольких точках земной орбиты, в течение длительного времени совершали полет, а активизировались в случае начала военных действий. Тогда эти спутники с помощью бортовых двигательных установок перемещались в сторону предполагаемых целей и, сблизившись с ними, взрывались, прекращая свое существование и поражая спутник противника. Положительным фактором такой системы, с точки зрения военных, являлось постоянное наличие на орбите спутников-перехватчиков, то есть значительно сокращалось время на подготовку системы к использованию. Отрицательных сторон было гораздо больше. Во-первых, необходимо было создать принципиально новую двигательную бортовую установку, которая позволяла бы свободно маневрировать на орбите в довольно широких пределах (высоты от 300 до 1000 километров, наклонение орбиты от 32 до 100 градусов), что на тот момент было практически неосуществимо. Во-вторых, предполагалось поддерживать работоспособность таких спутников длительное время (от 6 до 12 месяцев), иначе вся эта система теряла смысл и превращалась в элементарное выкидывание денег. В-третьих, с точки зрения военных, длительное пребывание спутников на орбите превращало их самих в цели, которые могли быть уничтожены раньше, чем они уничтожат кого-то другого. Поэтому настоящий проект тоже не пошел дальше бумажного воплощения.

И, наконец, самый последний из нереализованных проектов, о котором хотелось бы упомянуть. Это проект размещения космических мин. Он в какой-то степени перекликался с проектом постоянной группировки спутников-перехватчиков. Суть была в том, что на орбиты, близкие к орбитам спутников, подлежащих уничтожению, выводились заминированные спутники, которые совершали полет рядом с целью и уничтожались по команде с Земли одновременно с началом военных действий. Плюсом такой системы считалось то, что при этом, за счет резерва времени, можно было достаточно близко приблизить спутники к целям и наверняка одновременно поразить их в нужный момент. Отрицательным фактором была необходимость запуска очень большого количества спутников, что делало ее крайне дорогой и, следовательно, не достаточно эффективной.

Были и другие проекты, но, так как все они не подвергались детальной, хотя бы бумажной, разработке в отличие от вышеперечисленных.

В конце концов, остановились на проекте, который стал впоследствии известен, как "Истребитель спутников". Этот проект вобрал в себя кое-что из других планов, став, по сути дела, их продолжением и обобщением. Были отброшены абсурдные предложения о ядерных боеприпасах, об орбитальных минах и прочие труднореализуемые и малоэффективные проекты. Пошли по пути наименьшего сопротивления. Был выбран самый простой по техническому воплощению, самый быстрый по времени ввода в эксплуатацию и самый дешевый по затратам проект. Суть проекта создания "Истребителя спутников" заключалось в следующем: с помощью мощной ракеты-носителя на орбиту вокруг Земли выводился спутник-перехватчик. Начальные параметры орбиты перехватчика определялись с учетом параметров орбиты цели. Уже находясь на околоземной орбите с помощью бортовой двигательной установки спутник осуществлял ряд маневров, которые позволяли сблизиться с целью и уничтожить ее, взорвавшись самому. Перехват цели предполагалось осуществлять на первом - третьем витке. Хотя в дальнейшем предполагалось увеличить потенциал спутника, чтобы было возможно осуществлять повторный перехват, в случае промаха при первом. Большое значение при создании такой системы играла точность выведения перехватчика на околоземную орбиту.

Спутник представлял из себя относительно простой космический аппарат с близкой к сфере формой и массой порядка 1400 килограммов. Состоял из двух функциональных отсеков: основной отсек, оснащенный системой управления и наведения на цель (по некоторым данным, в том числе и оптическими системами), а также несущий порядка 300 килограммов взрывчатки, и двигательный отсек. Обшивка аппарата была изготовлена таким образом, что после взрыва он распадался на большое количество фрагментов, разлетающихся с большой скоростью. Радиус гарантированного поражения оценивался в 1 километр. Причем по ходу движения спутника поражалась цель на расстоянии до 2 километров, а в противоположном направлении - не более 400 метров. Так как разлет фрагментов носил непредсказуемый характер, то пораженной могла оказаться и цель, находящаяся на гораздо большем расстоянии. Двигательный отсек представлял из себя орбитальный двигатель многократного включения. Суммарное время работы двигателя составляло приблизительно 300 секунд. Основной и двигательный отсек представляли собой единую конструкцию. Их разделение на каком-либо этапе полета не предусматривалось.

В дальнейшем спутники подверглись значительной модернизации и можно говорить, что начиная с 1976 года в космос запускался "Истребитель спутников" второго поколения.

Работы по созданию "Истребителя спутников" были начаты в 1961 году в конструкторском бюро В.Н.Челомея. Они предусматривали, кроме создания самого спутника, создание ракеты-носителя УР-200, с помощью которой этот спутник должен был выводиться на орбиту. Работы по созданию ракеты продвигались гораздо медленее, чем по спутнику и поэтому, когда спутник был уже создан, а ракета еще только создавалась, было принято решение для испытательных полетов использовать слегка модифицированную ракету-носитель Р-7, разработанную в конструкторском бюро С.П.Королева. Спутник-перехватчик, получивший в советских официальных сообщениях наименование "Полет", был создан и запущен на орбиту 1 ноября 1963 года. Всего состоялось два испытательных полета спутников типа "Полет". Программа их испытаний предусматривала гораздо большее количество полетов. Однако в октябре 1964 года, в результате происшедших в высшем советском руководстве перемещений (отстранение от власти Н.С.Хрущева), работы по созданию "Истребителя спутников" были переданы из конструкторского бюро В.Н.Челомея, который являлся фаворитом Хрущева, в конструкторское бюро С.П.Королева. В конструкторском бюро С.П.Королева не стали вносить слишком много изменений в уже сделанное. Спутник остался практически в том виде, как это разрабатывалось вначале, но в качестве ракеты-носителя было принято решение использовать межконтинентальную баллистическую ракету Р-36 конструкции М.К.Янгеля (после доработки эта ракета-носитель получила наименование "Циклон"), отказавшись от дальнейшей разработки ракеты-носителя УР-200. Затянувшаяся передача технической документации из одного конструкторского бюро в другое и связанные с этим проблемы заставили приостановить уже начавшиеся в 1963 году испытания и они были возобновлены только в 1967 году, по сути дела, с самого начала. Программа летных испытаний нового варианта "Истребителя спутников" была рассчитана на 5 лет и была осуществлена практически полностью. На самой завершающей фазе испытаний в дело вмешалась политика. В 1972 году между СССР и США был подписан договор об ограничении стратегических вооружений и систем противоракетной обороны, который ограничивал и противоспутниковые системы. В связи с этим программа испытаний была свернута. Однако сама противоспутниковая система была принята на вооружение и подверглась существенной модификации. Испытательные полеты по программе противоспутниковых систем возобновились в 1976 году и продолжались до 1978 года. На этой стадии испытаний отрабатывались усовершенствованные бортовые системы спутника, новые системы наведения, новые траектории перехвата целей. После завершения третьей фазы испытаний состоялось еще несколько пусков в течение 1980 - 1982 годов, но эти пуски носили не испытательный характер, а проверялось функционирование боевых систем после длительного хранения. После 1982 года испытательных полетов по программе "Истребителя спутников" не проводилось и в настоящее время эта система снята с вооружения.

В программе "ИС" использовалось несколько типов КА:


И1 (КА "Полет-1") - разработанный в ОКБ-52. Масса - 1400 кг.

И1П (КА "Полет-2") - разработанный в ОКБ-52. Масса - 1400 кг.

И2М, разработанный в КБ "Южное". Представлял собой цель, запускаемую РН Р-36. Масса 1,400 кг.


И2П, разработанный в КБ "Южное". Представлял собой перехватчик. Проходил испытания в 1967-71 гг. и был развернут в составе системы ИС в конце 1970-х. Масса - 1400 кг, наибольший диаметр - 1,8 м, длина - 4,2 м.

И2БМ, разработанный в КБ "Южное". Представлял собой цель. Данные о его испытаниях отсутствуют, но вероятно он связан с КА И2М. Масса 1400 кг.


ИС-А (4Я11) (используется также обозначение ИС), разработанный в ОКБ-52/КБ "Южное". Модифицированный ИС. Проходил испытания в 1976-78 гг. и был поставлен на вооружение в конце 1980-х. Масса 1400 кг.

ИС-П (используется также обозначение ИС-Т) "Уран" (5В91Т), разработанный в ОКБ-52/КБ "Южное". Небольшая цель, которая использовалась в во второй части испытаний в 1978-78 гг. Масса 650 кг, наибольший диаметр - 1,8 м.

ИС-МУ 14Ф10 "Нарвад", разработанный в КБ "Южное". Вероятно, не проходя летных испытаний поставлен на вооружение в 1980-х годах и заменил ИС-А. Масса 1,400 кг.

ДС-П1-М, разработанный в КБ "Южное". Представлял собой малогабаритный спутник-мишень, который мог бы запускаться меньшей, чем Р-36, РН "Космос" и заменил бы ИС-П. Масса - 600 кг.

Где:

ИС-П - обозначение изготовителя

Уран - кодированное имя

5В91Т - индекс

Источник:
сайт "Войска Ракетно-космической обороны"
Copyright © Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ 1998.

 
dimon_13Дата: Среда, 13.04.2011, 16:25 | Сообщение # 655
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

В состав комплекса ПКО входили:

- наземный командно-вычислительный и измерительный пункт, расположенный в Подмосковье, предназначенный для определения координат цели и перехватчика и передачи команд коррекции на борт, который является и КП комплекса ПКО. В составе пункта имелась радиолокационная станция определения координат и передачи команд (СОК и ПК);

- специальный технический и стартовый комплекс для подготовки и запуска РН и КА на полигоне Байконур в составе пяти стартовых площадок (по другим данным в составе 2 двух стартовых столов, способных запускать несколько КА в день), включавший КА ИС, РН Р-36 в ШПУ. В составе комплекса также имеются хранилища для большого количества КА ИС;

- ракета-носитель "Циклон-2" (по классификации НАТО SL-11) и космический аппарат-перехватчик. КА-перехватчик оснащался головкой самонаведения и осколочной боевой частью для поражения КА противника.

Кроме того, для ведения каталога запущенных КА - потенциальных целей, СККП велся каталог КО.

Все основные элементы комплекса (хотя и не все в штатной комплектации) были созданы к 1967 г.

По подсчетам американцев полномасштабная атака советских систем ПКО на орбитальные системы США займет не мение дня, хотя по некоторым данным возможности комплекса ПКО в этом случае были сильно преуменьшены.

По оценкам западных экспертов, из семи испытаний, проведенных в 1968-1971 гг., успешными были только пять. На этом этапе испытаний перехваты осуществлялись на высотах от 230 до 1000 км.

С 1976 по 1983 год было проведено 13 испытаний, в ходе которых отрабатывался процесс перехвата КА в условиях лимита времени, а также проводились испытаний нового перехватчика. Первые семь перехватов прошли после двух витков КА-перехватчика на орбите. В восьмом и девятом перехватах исследовалась попытка перехвата после одного витка, но оба испытания прошли неудачно - на первом витке цель переватить не удалось и перехват был удачно проведен только на втором витке. В 12 и 13 перехватах цель была перехвачена на первом витке. В 13 исптыании цель была перехвачена на высоте 1600 км.

Первоначально "ИС" перехватывал цели до высот в 2 тысячи километров, позже удалось довести высоту перехвата до 4 тысяч км.

По другим данным, к 1983 году ИС мог атаковать КА на орбитах выше 5 тысяч км.

В СССР был также разработан проект модернизации ИС, позволявший ему оперировать на геостационарных орбитах. По некоторым данным он был реализован.

Приминение системы "ИС":

КА ИС атаковал цель по такой схеме:

- на первом витке минимизировалось расстояние между КА и целью;

- на втором происходило точное сближение и перехват.

Перехватчик был способен нагонять цель по более низкой орбите или атаковать ее "в лоб" на встречном курсе.

Перехватчик предствалял собой КА сферической формы с общей массой 1400 кг. КА состоял из двух отсеков: основной, где находились системы управления и наведения, радиолокационные и оптические системы самонаведения, БЧ с ВВ массой 300 кг; во втором отсеке находилась двигательная установка.

Перехватчик имел массу 1400 кг, основной диаметр 1,8 м и длину 4,2 м.

Цель представляла собой 650-кг многогранник с диаметром 1,4 м.

БЧ была разработана так, что в результате взрыва происходило образование 12 групп осколков и фрагменов корпуса. Радиус гарантированного поражения цели был 1 км, однако при лобовом перехвате гарантированная дальность составляла только 400 м, а при поражении в догон радиус поражения мог составить 2 км. Двигатель КА был предназначен для многократного включения с общим рабочим временем 300 секунд.

Источник:
сайт "Войска Ракетно-космической обороны"
Copyright © Александр ЖЕЛЕЗНЯКОВ 1998.

 
dimon_13Дата: Среда, 13.04.2011, 16:27 | Сообщение # 656
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

1 ноября 1968 года в Советском Союзе впервые в мире было осуществлено поражение космического аппарата (КА) на орбите с использованием КА-перехватчика, входящего в состав орбитальной системы перехвата наземного базирования, которую впоследствии стали называть комплексом противокосмической обороны (ПКО).

У этого далеко неординарного события огромная предыстория, которая благодаря ее непосредственным участникам уже нашла в той или иной мере свое отражение в ряде печатных изданий.

Вместе с тем первый перехват КА – событие знаковое для новейшей истории и заслуживает того, чтобы о нем кратко напомнить.

Создание в США ядерного оружия и его использование против Японии в конце Второй мировой войны наряду с успехами в разработке фашистской Германией ракетного оружия коренным образом изменили представление о гарантиях безопасности послевоенного мира. К тому же на смену «горячей» войне коалиции СССР, США и Великобритании против Германии пришла «холодная» война против СССР.

В целях сдерживания от возможной агрессии против СССР руководство страны в кратчайшие сроки было вынуждено развернуть огромную работу по созданию широкомасштабной кооперации промышленных предприятий, призванных обеспечить не только ядерный паритет с США, но и оснастить армию и флот новейшими системами вооружения.

В результате этого было ликвидировано отставание от США в ядерной сфере, созданы ракетные средства доставки ядерного оружия на межконтинентальную дальность, развернуты работы по противовоздушной и противоракетной обороне. В 1957 году СССР запустил первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Началась эра освоения космического пространства. Было ясно, что господство в космосе могло бы обеспечить огромные преимущества, прежде всего в военной сфере. Не случайно уже в феврале 1959 года США вывели на орбиту первый военно-экспериментальный разведывательный спутник «Дискаверер». В том же году ими были начаты работы по спутниковому перехвату (проект SAINT). Руководство СССР в лице Н.С. Хрущева в ответ на это сразу же поставило вопрос о создании средств поражения военных КА вероятного противника.

Качественные изменения в развитии средств вооруженной борьбы привели к необходимости структурирования работ по созданию новых образцов военной техники исходя из новых задач. Стали вырисовываться контуры того, что сегодня называется ракетно-космической обороной. Пошел процесс параллельного создания ее ключевых элементов, а именно средств предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противокосмической обороны.

Создание системы противокосмической обороны, получившей название «ИС» (истребитель спутников), в СССР началось в 1960 году. Были определены основные исполнители. Головная организация по системе в целом – ОКБ-52, главный конструктор Челомей В.Н. В 1965 году головной организацией по системе «ИС» было определено КБ-1, главный конструктор Савин А.И., с 1979 года главным конструктором стал Власко-Власов К.А., а с 1983 года – Легезо Л.С.

Для создания системы противокосмической обороны предстояло решить целый комплекс сложнейших задач на новых направлениях, начиная от разработки принципов построения системы космического перехвата и заканчивая созданием систем и средств, обеспечивающих ее функционирование и боевое применение, таких, как:

* обнаружители спутников и Служба (в последствии Центр) контроля космического пространства, которые заложили основу сегодняшней системы контроля космического пространства (СККП);
* ракетно-космический комплекс оперативного запуска КА-перехватчика;
* КА-перехватчик, способный с высокой точностью маневрировать в космическом пространстве, решать задачи автономного обнаружения КА-цели и самонаведения на нее;
* автоматизированный наземный командный пункт управления системы.

Для реализации этой программы была создана кооперация промышленных предприятий, которая совместно с заказчиком – Министерством обороны, решала комплекс научно-технических, военно-технических, производственных и организационных задач по разработке, созданию, испытанию и боевому применению новой системы.

Был проведен огромный объём работы по созданию средств обеспечения системы целеуказаниями, командного пункта системы, стартового ракетно-космического комплекса, КА-перехватчика и автоматизированной наземной системы передачи данных и оперативно-командной связи между этими компонентами, разнесёнными на тысячи километров.

Уже через 3 года был разработан и 1 ноября 1963 года запущен первый в мире КА «Полёт-1», способный осуществлять многократные маневры в космосе, что обеспечивало возможность сближения с другими КА; 12 апреля 1964 года был запущен второй маневрирующий КА «Полёт-2».

1 ноября 1968 года был запущен КА-перехватчик, который с использованием осколочной боевой части осуществил поражение находящегося на орбите космического аппарата. Это было первое в мировой практике поражение КА.

Система «ИС» работала по данным координатной информации об ИСЗ-целях, передаваемым от Центра контроля космического пространства. Командный пункт системы после получения целеуказания от ЦККП производил расчёт траектории выведения и времени старта ракеты-носителя с КА-перехватчиком, формирование и передачу данных на стартовую позицию.

При этом система «ИС» после получения целеуказания обеспечивала высокую оперативность решения задач перехвата КА Подготовка к старту ракеты-носителя с КА-перехватчиком выполнялась в течение 1 часа, и это при том, что было необходимо выполнить огромный объем работ. Решение поставленных задач с заданной оперативностью стало возможно только благодаря максимальной автоматизации всех основных процессов подготовки к запуску космической ракеты-носителя. Достигнутая на тот период времени оперативность не имела аналогов в мире. Перехват КА-мишени проводился на втором витке полёта КА-перехватчика. При этом средства командного пункта системы в автоматическом режиме производили измерения параметров его орбиты и с учётом уточнения орбиты КА-цели по данным от ЦККП обеспечивали расчёт и передачу на борт КА-перехватчика уточнённой программы выведения его в зону перехвата.

В дальнейшем, учитывая высокие точности выведения КА-перехватчика на орбиту и его маневрирования на орбите, в целях повышения оперативности был реализован одновитковый перехват без коррекции орбиты КА-перехватчика.

Необходимо отметить, что система противокосмической обороны «ИС» прошла все виды испытаний, в том числе и неоднократные натурные испытания с реальным перехватом КА-мишеней, и в 1972 году была принята в опытную эксплуатацию Министерством обороны СССР. После проведенной модернизации в 1978 году система была принята на вооружение Советской Армии.

Дальнейшее усовершенствование системы «ИС» проводилось уже в направлении увеличения диапазона высот и наклонений, перехватываемых КА-целей, обеспечения перехвата маневрирующих КА-целей и перехвата на первом витке полёта КА-перехватчика.

В заключение необходимо отметить, что в разработке и создании системы противокосмической обороны «ИС» участвовало большое количество предприятий и организаций Советского Союза.

Ведущую роль в создании и совершенствовании системы «ИС» выполнил «ЦНИИ «Комета» - головная организация по системе «ИС» под руководством академика РАН А.И. Савина.

При проведении работ по созданию системы сформировался профессиональный коллектив ученых и инженеров «ЦНИИ «Комета» и предприятий кооперации. Большая группа создателей этой системы награждена орденами и медалями СССР, многие удостоены званий лауреатов Ленинской и Государственной премий.

Автор: Л.А. Лебедев, заслуженный конструктор Российской Федерации

 
dimon_13Дата: Суббота, 16.04.2011, 15:58 | Сообщение # 657
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline




Сообщение отредактировал dimon_13 - Суббота, 16.04.2011, 16:20
 
dimon_13Дата: Суббота, 16.04.2011, 16:41 | Сообщение # 658
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Пластинки

 
dimon_13Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 16:28 | Сообщение # 659
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

В сети появились три номера журнала "Знание-сила".

 
dimon_13Дата: Вторник, 19.04.2011, 16:47 | Сообщение # 660
Группа: Опытные
Сообщений: 757
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline


 
Модели из бумаги и картона своими руками - Форум » Основной форум » Свобода слова » Воспоминания о будущем (космос) (Ретро-космонавтика)
Поиск: