Это были необычные боевые корабли. История их создания связана с формированием в 1942 году и боевыми действиями Волжской военной флотилии.
В то время на реках в качестве артиллерийских кораблей применялись только бронекатера, вооруженные орудиями калибра 76 мм в танковых башенных установках. Возможности таких кораблей, имеющихся в составе Волжской флотилии, оказались недостаточными. Требовалось увеличение количества артиллерийских кораблей и их огневой мощи.
В этой ситуации появилась смелая идея (установить авторство пока не представляется возможным) – использовать для установки морских артиллерийских систем малотоннажные плавсредства с ограниченными возможностями по маневрированию и обитаемости на них экипажей и боевого расчета орудий; при этом личный состав вне времени боевой работы предполагалось размешать на береговых базах.
Для установки морских орудий подходящими по техническим и эксплуатационным данным оказались стальные моторные десантные боты, разработанные по заданию Управления кораблестроения ВМФ горьковским ЦКБ-51 для применения на реках и озерах. В начале 1942 года проект бота был доработан конструкторской группой под руководством П. А. Болуева на Гороховецком судостроительном заводе № 343. которому и была поручена постройка этих судов для флота.
В конструкции плавающей артустановки (проект 306) на поперечной платформе, соединяющей два мотобота, устанавливалось морское 100-мм орудие Б-24БМ с бронещитом, выпускавшееся заводом «Большевик».
Для собственной противовоздушной обороны плавустановки в кормовых оконечностях мотоботов размещались специальные площадки с установленными на тумбах 12,7-мм пулеметами ДШК.
Малая осадка позволяла плаворудиям подходить непосредственно к берегу, что в значительной степени облегчало маскировку и выполнение всех операций обеспечения стрельбы непосредственно с берега. Боеприпасы первых выстрелов находились в кранцах непосредственно на палубе-площадке. При длительной стрельбе снаряды подавались с берега или вспомогательного плавсредства.
Конструктивное решение соединения мотоботов в одну систему с помощью поперечной платформы, на которой устанавливалось орудие, обеспечивало разборку плавустановки на части, позволяющие по своим габаритам перевозить их на обычных железнодорожных платформах, что использовалось при доставке плаворудий с верфи и при перебазировании на новый театр боевых действий.
Как боевые корабли плавустановки несли на мачте вымпел, свидетельствующий о нахождении в строю, а также Военно-морской флаг, поднимаемый на гафеле мачты или кормовом флагштоке.
Полностью статья - здесь:
http://alternathistory.com/107426-2/