долго ли, коротко ли..... долго. долго я пытал этот вертолет. или он меня. моделька от Вектора вышла не из простых, но при этом весьма эффектна за счет своей ферменной, воздушной конструкции.
немного о вертолете.
Фирма Bell 8 декабря 1945 года выпустила в полет опытный вертолет Bell Model 47. 8 марта 1946 года эта машина первым из гражданских вертолетов в мире получила утвержденный типовой сертификат. Вертолет оставался в серийном производстве до 1973 года и также производился по лицензии итальянской фирмой Agusta с 1954 по 1976 год.
В 1947 году ВВС США получили 28 усовершенствованных вертолетов Model 47А, оснащенных поршневым двигателем Franklin O-335-1 мощностью 117кВт, для эксплуатационной оценки.
Первый заказ для Армии США был выполнен в 1948 году, когда 65 вертолетов были приняты под обозначением Н-13B, позднее им дали прозвище "Sioux". Затем последовали двухместные вертолеты Н-13D с лыжным шасси, возможностью нести снаружи носилки и с двигателем Franklin O-335-5 и трехместные вертолеты с двойным управлением Н-13Е. Вертолеты H-13G отличались маленьким рулем высоты, а вертолеты Н-13Н были оснащены двигателем Lycoming VO-435 мощностью 186кВт. Два вертолета Н-13J с двигателем Lycoming VO-435 мощностью 179кВт были приобретены для президента США. Два вертолета Н-13К были изменены с целью испытаний с увеличенным диаметром несущего винта и двигателем Franklin 6VS-335 мощностью 168кВт. Позже были приобретены трехместные вертолеты ОН-13S и двухместные вертолеты ТН-13Т для учебно-тренировочных полетов по приборам.
Приобретения флота США начались с 12 вертолетов HTL-2 и 9 вертолетов HTL-3, первыми основными вариантами были вертолеты HTL-4 и HTL-5 с двигателем O-335-5. Учебно-тренировочный HTL-6 был оснащен маленьким подвижным рулем высоты. Вертолет HUL-1 был приобретен для службы на ледоколах, а заключительным вариантом для ВМФ США был двухместный вертолет HTL-7 с двойным управлением для учебно-тренировочных полетов по приборам с оборудованием для всепогодных полетов.
Вертолеты Model 47 строились по лицензии фирмами Kawasaki в Японии и Westland в Великобритании. Эти машины использовались в армиях более 30 стран.
Существовало множество экспериментальных вариантов, двумя наиболее важными из них были Bell Model 201 и Bell Model 207 "Sioux Scout". Вертолет Model 201 оснащался турбовальным двигателем Continental XT51-Т-3 (лицензионный Turbomeca Artouste). Вертолет Model 207 был первым вооруженным вертолетом, оснащенным поршневым двигателем с турбонагнетателем Avсо Lycoming TVO-435-A1A.
В гражданские варианты входили вертолеты Model 47B, а также сельскохозяйственный и вертолет общего назначения Model 47B-3 с открытым размещением экипажа. Последующий вариант Model 47D был первым вертолетом с цельноштампованным фонарем в форме "шаровидного аквариума", а на вертолете Model 47D-1 появилась ажурная хвостовая балка.
Вертолет Model 47G объединил трехместную кабину вертолета Model 47D-1 с двигателем Franklin мощностью 149кВт. Замена этого двигателя на двигатель Avco Lycoming VO-435 такой же мощности привела к появлению вертолета Model 47G-2. Двигатель VO-435 мощностью 179кВт принес изменение в обозначении на Model 47G-2A, а последовавший в 1963 году вертолет Model 47G-2A-1 имел более широкую кабину, усовершенствованные лопасти несущего винта и увеличенный запас топлива. Другими двигателями, установленными на вертолетах, были: двигатель с нагнетателем Franklin 6VS-335-А мощностью 168кВт (Model 47G-3); двигатель с турбонагнетателем Avco Lycoming TVO-435 мощностью 209кВт (47G-ЗВ); и двигатели с нормальным всасыванием Avco Lycoming VO-540 и VO-435 на трехместных вертолетах общего назначения Model 47G-4 и Model 47G-5 соответственно. Двухместный сельскохозяйственный вариант последнего из них был известен под обозначением Ag-5, а гражданский вариант транспортного вертолета класса VIP H-13J продавался под обозначением Model 47J "Ranger".
Вертолет с высокими летными данными Carson Super С-4 и ряд сельскохозяйственных вертолетов "Еl Tomcat" были разработаны компанией Continental Copters Inc. Варианты некоторых вертолетов с турбовальными двигателями производились компанией Soloy в США.
теперь о самой модели. фюзеляж паялся на приложенном кондукторе из проволоки разной толщины. только такой способ обеспечивал надлежащую прочность. купленный фонарь оказался паршивого качества и был удачно запорот. потому был изготовлен болван из гипса и по нему выдавлено некоторое количество фонарей, многие из которых пали жертвами моих кривых рук...
двигатель. это отдельная песня. зачем было так переусложнять конструкцию этого узла, чтоб потом все это закрыть кожухами?... фигурки. пилоты были рекрутированы из резерва Браво-6. качество их выше всяких похвал и подходят ребята под целую кучу амерских машин. хоть на ирокез, хоть на кобру, хоть... куда угодно вплоть до периода 90-х. ни форма, ни шлемы к тому времени почти не поменялись. раненый был собран хирургами буквально по частям (бедолага подорвался на корейской мине (шутка)) бережно накрыт пледом и уложен на носилки. я в курсе, что с одним раненым, и без противовеса вертолет будет изрядно кренить, но будем считать, что они просто ждут погрузки второго.
tengu, да почти все родное. Глянь сканы, там бумажных деталей не так много. В основном идут детали стапеля для пайки фюзеляжа. Самое смешное, что шаблонов для фонаря нет совсем. Aliena vitia in oculis habemus, a tergo nostra sunt визитная карточка
ёжж, отлично получился Bell. Я сразу вспомнил, как я клепал фермы на FA-233 от . Из бумаги - только фюзеляж, а здесь даже и фюзеляжа как такового нету. Неординарные такие вот модели этих "первопроходцев". Смотрится замечательно! Иногда, хочется, чтобы всегда...
Ёжик ты бы по срочному до конца августа ещё бы пару моделек летающих слепил, а то боюсь конкурс в теме ,,Лучшая модель августа -Авиация ,, не состоится по причине неявки других участников. а вообще модель ШИКАРНА!