Вторник, 24.12.2024, 12:02

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

  • Страница 1 из 1
  • 1
Бриг "Меркурий" 1819г. масштаб 1:100
vladmlavrovДата: Понедельник, 29.07.2013, 01:16 | Сообщение # 1
Группа: Мастера
Сообщений: 1030
Репутация: 210
Награды: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, дорогие коллеги - моделисты!
Сегодня я предоставляю вам несколько необычный проект, модель брига «Меркурий» в масштабе 1:100.



Даже страшно немного здесь показываться, у моего относительно простого проекта нет такой точности, как у барказа от Dane, такой громадности, как «Космонавта Юрия Гагарина» от Lyui или такой сложности, как у «Верного» от jukosfera (остальные, впрочем, не менее круты). Утешаю себя тем, что я здесь не для победы, а для создания массовости – на первые места не претендую, поскольку модель разработана под покраску.

Модель может быть собрана как из шпона, так и из картона. Это очень экспериментальный проект, основной вопрос, на который он должен ответить – это востребованы ли модели из фанеры и шпона по тем ценам, которые они реально стоят. (Пользуясь случаем, считаю необходимым заметить, что все бумажные модели кораблей и парусного, и железного флота давно пора делать из шпона. При их огромной трудоемкости они достойны гладкой поверхности, долговечности и прочности, которые дает шпон, а трудоемкость при этом практически та же).
Но о технологиях чуть позже, пока скажу несколько слов о самом бриге «Меркурий». Историческая часть заслуживает очень длинного рассказа, я даже не ожидал, что там так много всего разного.
Итак, самый известный эпизод – это неравный бой брига с двумя турецкими линейными кораблями. Весной 1829 года бриг «Меркурий» крейсировал у Босфора и на рассвете 14 (26) мая обнаружил турецкую эскадру, состоявшую из 14 кораблей. Старший отряда русских кораблей капитан-лейтенант П.Я.Сахновский, командир «Штандарта», приказал кораблям уходить к своим портам. Два турецких линейных корабля настигли менее быстроходный бриг «Меркурий». Русский бриг в неравном бою одержал блистательную победу над противником, имевшим десятикратное превосходство в артиллерии и людях.
После славного боя капитан-лейтенант Казарский стал капитаном 2 ранга. Бриг после долгого ремонта служил в строю до 1853 года, разобран в 1857г.
Малоизвестные моменты:
- Бриг был построен в основном не из «крепкого крымского дума», как пишут во многих справочниках, а из привозной древесины. Лес для постройки доставляли из Николаева по морю, его не хватало, и потому многие детали корпуса были сделаны из местных деревьев, в том числе из крымского дуба. А вот борта вообще были сделаны из сосны. Учитывая то, что бриг построен в 1818-1819 годах, вызывает удивление то, что к 1829 году он вообще еще держался на поверхности (сосна и ель гибнут в морской воде за 5-7 лет). Артиллерийское вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад (короткоствольные, длина 10 калибров) и двух длинноствольных 6-фунтовых пушек (ствол 23 калибра – прим. разработчика), имевших, по сравнению с карронадами, большую дальность стрельбы (по некоторым данным, до 1824 года на корабле могли стоять 8-фунтовые пушки 23 калибра длиной). Есть также данные, что на бриге было 16 карронад, две 6-фунтовые пушки, единорог и фальконет.
- Примечательно, что во время боя на «Реал-Бее» вместе со своей командой находился предыдущий командир «Меркурия» — пленный капитан 2 ранга Стройников, без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат «Рафаил». В некотором смысле он помог А. И. Казарскому, отозвавшись о нем турецком адмиралу как о человеке, который скорее взорвет себя вместе с противником, чем сдастся.
- Судьба Александра Ивановича Казарского сложилась трагически. После известного боя он был представлен царю и произведен в капитаны второго ранга, награждён орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом. Также в герб Казарского, как символ готовности пожертвовать собой, было внесено изображение тульского пистолета, который Александр Иванович перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру для того, чтобы последний из оставшихся в живых офицеров выстрелом взорвал порох. В 1829 году, с 26 мая по 17 июля Казарский командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный» и принял участие во взятии Месемврии (Обратите внимание на даты: Во время боя А. И. Казарский был контужен, к 26 мая контузия еще не должна была пройти). С 17 июля 1829 по 1830 год он был капитаном 60-пушечного фрегата «Тенедос». Этот фрегат относился к самым крупным фрегатам русского флота, которые иногда называли 60-пушечными линейными кораблями. До октября 1829 года «Тенедос» под командованием А. И. Казарского трижды выходил к Босфору. В 1830 году Казарский был отправлен в Англию с князем Трубецким для поздравления короля Вильгельма IV. В 1831 году за отличную службу Александр Иванович был произведён в капитаны 1-го ранга, после чего уволен от командования кораблём и поступил в свиту Николая I. Состоя в свите, был командирован в Казань для определения целесообразности дальнейшего существования Казанского адмиралтейства. После командировки прошёл по рекам и озёрам из Белого моря до Онеги в поисках нового водного пути.
В 1833 году А. И. Казарский был направлен для проведения ревизии и проверки тыловых контор и складов в черноморских портах. В Одессе он вскрыл ряд фактов коррупции. Через короткое время после прибытия в Николаев А. И. Казарский внезапно скончался. Официальное следствие работало, но никаких выводов сделать не смогло. По общему мнению, А. И. Казарский был отравлен коррумпированными кругами, обогащавшимися на строительстве флота.
- Хранящаяся в С-Петербургском морском музее модель «Меркурия» является переделкой другого брига и к «Меркурию» не имеет никакого отношения. На этот счет сохранились документы, известно, и кто переделывал, и из чего переделывали.
- У брига была нестандартная раскраска – вместо белой полосы вдоль пушечных портов тонкая белая полоса под портами.
- Носовая фигура на всех чертежах изображена в полный рост, хотя традиционно считалось, что на «Меркурии» была только поясная фигура.
- Следующий ряд малоизвестных фактов относится к новейшему времени. Бриг «Меркурий» - наверное, самый легендарный корабль российского флота, причем большинство легенд было создано после 1962 года. Точных чертежей брига «Меркурий» не существует. Точнее, они существуют, но во времена Карибского кризиса 1962 года были увезены в секретное хранилище, из которых реставраторы пытаются их достать, но пока не достали. По этой причине бриг оброс массой легенд. Одно время считалось, что у него была уменьшенная осадка (2,9м), эти данные вошли во многие справочные издания. Недавно выяснилось, что ширина и осадка у него были даже больше, чем у строившихся одновременно с ним бригов «Орфей» и «Ганимед» - Меркурий был опытовым судном с увеличенной шириной и увеличенным рангоутом, особенно сильно были увеличены брамсели и бом-брамсели.
При пересчете мачт, салингов и стеньг оказалось, что они на известных реставрациях брига на 30 процентов меньше тех, которые приняты для «классических» судов таких размеров. Реи меньше более чем в полтора раза. По этой причине рангоут корабля переделан мною в соответствии с нормами, приведенными в книге (К. Х. Марквардт. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века.). Рангоут восстанавливался по английскому образцу.
Про рангоут «Меркурия» было много споров. В судомодельном мире известен документ, в котором за подписью строителя корабля (И. Я. Осьминина) указаны именно такие, уменьшенные размеры рангоута по результатам обмеров брига. Этот документ датируется октябрем 1829 года. По этой причине большинство моделей «Меркурия» выполнено именно с таким, уменьшенным рангоутом. При размышлении над тем, какие размеры рангоута давать в моей модели, я решили дать размеры «классического» брига. От «классики» модель в моей разработке отличается только увеличенными брам- и бом-брам-реями (и, соответственно, парусами), судя по всему, в том числе по результатам обмера, это было «фирменным отличием» брига «Меркурий». Причина такого решения состоит в том, что, как бы мы ни уважали архивные документы, давать людям модель брига со столь куцым парусным вооружением, которое описано в историческом документе, было бы обманом. Не ходили в XIX веке бриги с такими маленькими парусами. Учитывая то, что для многих моделистов эта модель будет первой, давать модель со столь малыми парусами было бы неправильным, это может сформировать у людей искаженное представление о парусной эпохе.
Можно выдвигать различные версии о том, почему на бриге появились настолько маленькие паруса: что это был ремонтный рангоут, который поставили на ослабленный после боя корпус в 1829 году, или что при строительстве банально не хватило леса. Можно допустить, что бриг часть своей жизни провел с таким, уменьшенным, рангоутом, возможно, даже всю жизнь. Но по проекту он должен был быть ближе к тому, что изображено в моей модели, а потому именно такие стеньги, реи и паруса я и рекомендую выполнять. По этой причине в названии модели присутствуют слова «по состоянию до 1829 года». В инструкции данные обмера приведены (для тех, кто захочет создать модель по историческому документу).
- Известны корабли с именем «Память Меркурия»: корвет (1865), крейсер (1883). Традиция иметь в списках флота корабль с названием «Память Меркурия» сохранилась и в советском флоте, известно, например, гидрографическое судно (ГИСУ) «Память Меркурия». (Это судно погибло в 2001г., согласно официальной версии, вероятной причиной крушения бывшего гидрографического судна, перестроенного в транспорт для «челноков», стал перегруз и смещение незакрепленных грузов на борт, вследствие чего теплоход резко накренился и начал тонуть). Существовал крейсер «Кагул» (1907-1922гг.), носивший одно время имя «Память Меркурия», известны также минный крейсер «Казарский» (разобран в 1927г.) и ТЩМ «Казарский». В новейшее время в 2012г. купленный для Севастопольской бухты в Норвегии пассажирский паром (по сути, речной трамвайчик) DRONNINGEN получил новое имя - «Капитан-лейтенант Казарский». В россиянском флоте корабля с именем «Память Меркурия» нет. Спасибо украинцам, хоть они не забывают.


Vladimir Lavrov the Designer
Редактор журнала PaperArt
В работе: БПК 1134б
 
vladmlavrovДата: Понедельник, 29.07.2013, 01:24 | Сообщение # 2
Группа: Мастера
Сообщений: 1030
Репутация: 210
Награды: 0
Статус: Offline
Теперь о самом проекте.
Будучи фанатом моделей из бумаги, а заодно и редактором «Paper_Art», я здорово озаботился кризисом в сфере бумажных моделей. На мой взгляд, качество и стоимость моделей из бумаги переросли себя. Особенно это касается моделей парусников и кораблей вообще. Если сборка корпуса занимает несколько недель, а всего корабля – два года, то есть ли смысл делать корпус из бумаги? Какой смысл делать модель самолета из бумаги за несколько сотен рублей, а потом вешать на нее гальванику и пластик афтермаркета за несколько тысяч? Дополнительным поводом подумать о нетрадиционных технологиях было полное отсутствие на рынке моделей большого размера, особенно действующих. Для поддержания в стране высокого уровня технической грамотности (да и вообще интереса к жизни) нужны крупные действующие модели, от самых простых и дешевых до сложных и дорогих.
Так родилась идея организовать ряд экспериментальных проектов. Всерьез рассматривались следующие: модели из шпона и фанеры, модели из папье-маше, формы для папье-маше из силикона, модели из медной и алюминиевой фольги.

Одним из них стал «Меркурий». Это модель по «классической» каркасно – обшивочной технологии. Смысл очень простой: делаем каркас из фанеры (или толстого картона), обклеиваем полосками шпона шириной как у досок на настоящем корабле.



Возможны варианта метода: можно сначала положить черновую обшивку из шпона, зашкурить ее, а затем положить чистовую «как настоящую» (думаю, этот способ лучше применять для моделей больших размеров, под метр и более). А можно сразу положить только одну чистовую (так сделано в моей модели), покрыть шпаклевкой и отшлифовать. Качество поверхности получается таким, что после покраски стыков не видно, по каковой причине метод можно применять и для моделей «железного» флота. (Думаю, что и для крупных авиамоделей он вполне сойдет, в 50-ые годы так и делали).
Пушки и носовую фигуру я печатал на трехмерных принтерах, получилось очень хорошо, но дорого (ровно столько же, если покупать те же пушки в интернет-магазине). Тем же способом сделаны штурвал и юферсы. (Токарники от моих малых объемов и малых размеров отказались).
Первоначально планировал сделать литую корму, со всеми узорами. Потом выяснилось, что корма играючи делается из кусочков шпона, а узоры легко вырезаются ножом по развертке (в вашем варианте – из картона).



(Признаюсь честно: проект не удался в той части, что оказался гораздо дороже планируемого. При стоимости материалов и упаковки более 4000р розничная цена зашкаливает за 6000р, что для абсолютного числа моделистов недоступно. Изделие оказалось выкинуто в нишу «фирменных» вуудкитов, и конкурировать с этими «иномарками» практически невозможно. В итоге вместо массового набора получился набор для фанатов со штучным тиражом. Что, впрочем, почтенную публику не должно волновать нисколько: сейчас мы обсуждаем вариант модели из бумаги, совершенно бесплатный для всех, кто его скачает. Идеи об удешевлении наборов есть, с августа 2013 предлагается "минимизированный" набор за 3500р, но все рассуждения о них лучше перенести в тему про разработку этого набора – Форум » Разработка моделей » Морской флот (Р) » Бриг Меркурий 1:100)
https://only-paper.ru/forum/85-12368-17
(Двигается еще и проект Ил-14 из папье-маше, но про него будет отдельный разговор, и в другом разделе).
В бесплатном варианте модель будет выставлена на главной в качестве очередного номера журнала Paper_Art. Случится это уже в ближайшие дни или недели, все готово, кроме обложки.
Как уже было сказано выше, модель идет полностью под покраску. Делать ее иначе нет никакого смысла: там всего три цвета, черный и белый для бортов, цвет дерева для палубы. Мачты тоже белые. Фальшборты красятся в зеленый или бежевый цвета, носовая фигура – золотом, фон для золотых узоров на гальюне – голубым, но это уже «не считается», их все равно пришлось бы покупать.
Каркас можно сделать из картона 3мм и 1мм, но лучше купить фанеру, или оргалит, или стеклопластик (гетинакс).
Носовая фигура дана для тех, кто захочет сделать ее из картона, набором сечений (их можно склеить, зашпаклевать и отшлифовать). Но я бы рекомендовал вырезать носовую фигуру из кусочка оконного пластикового стекла микростамеской (можно заточить маленькую отвертку). Кусочек настолько маленького размера вам даром дадут резчики стекла (только подберите такой, чтобы рука полностью держала). Очень увлекательное занятие, я чуть не перешел из моделистов в униформисты – скульпторы.
Пушки можно выточить надфилем из кусочков дерева, зажатых в дрели, но лучше заказать в интернет – магазине для судомоделистов, они идут где-то по 25р за штуку.
Блоки и юферсы лучше сделать из дерева, только приобретите сверло 0,6-0,7мм в том же интернет – магазине.
Прикрепления: 9063253.jpg (128.4 Kb) · 7369366.jpg (176.9 Kb) · 0572491.jpg (38.6 Kb) · 2354483.jpg (55.3 Kb) · 0075724.jpg (32.8 Kb) · 5658324.jpg (36.8 Kb) · 1000463.jpg (94.7 Kb) · 9716042.jpg (319.6 Kb)


Vladimir Lavrov the Designer
Редактор журнала PaperArt
В работе: БПК 1134б


Сообщение отредактировал vladmlavrov - Понедельник, 29.07.2013, 01:48
 
vladmlavrovДата: Понедельник, 29.07.2013, 01:47 | Сообщение # 3
Группа: Мастера
Сообщений: 1030
Репутация: 210
Награды: 0
Статус: Offline
Не могу обойти вниманием и такую историю, как споры вокруг истинного облика брига "Меркурий".
Точных чертежей брига «Меркурий» не существует. Точнее, они существуют, но во времена Карибского кризиса 1962 года были увезены в секретное хранилище, из которых реставраторы пытаются их достать, но пока не достали. По этой причине бриг оброс массой легенд. Одно время считалось, что у него была уменьшенная осадка (2,9м), эти данные вошли во многие справочные издания. Недавно выяснилось, что ширина и осадка у него были даже больше, чем у строившихся одновременно с ним бригов «Орфей» и «Ганимед».
При создании модели в качестве основного чертежа использовался чертеж, найденный в Интернете, т.н «реставрация Некрасова» (по фамилии автора). При попытке отмасштабировать его по указанному значению расстояния между перпендикулярами выяснилось, что корпус корабля оказывается значительно уже исторического значения. Всю теорию пришлось переделывать заново, корпус значительно уширен.
Площадь руля увеличена. Много вопросов было с кормовыми надстройками. Благодаря советам опытных моделистов - реставраторов выяснилось, что боковые галереи – бутафория, поэтому они такие маленькие. Надстройки внутри борта – это офицерские гальюны (туалеты). Было много сомнений в реальности тамбура за штурвалом, он мешает крутить шпиль и поднимать якорь. Однако, со временем были найдены исторические документы, из которых следует, что этот тамбур был съемным – во время работы со шпилем его снимали, а проем люка офицерского трапа закрывали крышкой.
На исходном чертеже не показаны верхние стаксели. На модели они выполнены так, как это принято для судов тех времен по рекомендациям судомодельной литературы.
При пересчете мачт и стеньг оказалось, что они на чертеже на 30 процентов меньше тех, которые приняты для «классических» судов таких размеров. Реи меньше более чем в полтора раза. По этой причине рангоут корабля переделан в соответствии с нормами по английскому образцу.
Про рангоут «Меркурия» было много споров. В судомодельном мире известен документ, в котором за подписью строителя корабля (И. Я. Осьминина) указаны именно такие, уменьшенные размеры рангоута по результатам обмеров брига. Этот документ датируется октябрем 1829 года. По этой причине большинство моделей «Меркурия» выполнено именно с таким, уменьшенным рангоутом. При размышлении над тем, какие размеры рангоута давать в модели, я решил дать размеры «классического» брига. От «классики» модель отличается только увеличенными брам- и бом-брам-реями (и, соответственно, парусами), судя по всему, в том числе по результатам обмера, это было «фирменным отличием» брига «Меркурий». Причина такого решения состоит в том, что, как бы мы ни уважали архивные документы, давать людям модель брига со столь куцым парусным вооружением, которое описано в историческом документе, было бы обманом. Не ходили в XIX веке бриги с такими маленькими парусами. Учитывая то, что для многих моделистов эта модель будет первой, давать модель со столь малыми парусами было бы неправильным, это может сформировать у людей искаженное представление о парусной эпохе.
Можно выдвигать различные версии о том, почему на бриге появились настолько маленькие паруса: что это был ремонтный рангоут, который поставили на ослабленный после боя корпус в 1829 году, или что при строительстве банально не хватило леса.
Готов допустить, что бриг часть своей жизни провел с таким, уменьшенным, рангоутом, возможно, даже всю жизнь. Но по проекту он должен был быть ближе к тому, что изображено в модели, а потому именно такие стеньги, реи и паруса я и рекомендую выполнять. По этой причине в названии модели присутствуют слова «по состоянию до 1829 года». Для желающих сделать бриг точно по результатам обмера 1829 года привожу данные обмера. В скобках диаметры соответствующих снастей:
Грот мачта-20600мм (508мм), грот-стеньга-11582мм (299мм), грот-брам-стеньга-6500мм (178мм), флагшток-4140мм (100мм);
Фок мачта-18593мм (445мм), фор-стеньга-10900мм (299мм), фор-брам стеньга-6500мм (178мм), флагшток-4140мм (100мм);
Бушприт-12650мм (477мм), утлегарь-9140мм (273мм), бом-утлегарь-8530мм (134мм);
Грота-рей-15392мм (299мм), грота-марса-рей-9900мм (210мм), грот-брам-рей-7700мм (150мм), грота бом-брам-рей-5300мм (110мм);
Фока-рей-15392мм; фока марса-рей-9900мм, фока брам-рей-7700мм, фока бом-брам-рей-5300мм (диаметры как у грота);
Гик-16500мм (314мм), Гафель-10500мм (216), Блинда-рей-10900мм (216).
Паруса вам соответственно придется перерисовать самим, что, учитывая наличие образцов, будет нетрудно. Одинаковые размеры стеньг и реев фока и грота – это не ошибка, так было сделано умышленно для обеспечения взаимозаменяемости.
Подробнее об исторических данных сказано в инструкции к модели.


Vladimir Lavrov the Designer
Редактор журнала PaperArt
В работе: БПК 1134б
 
vladmlavrovДата: Четверг, 15.08.2013, 03:39 | Сообщение # 4
Группа: Мастера
Сообщений: 1030
Репутация: 210
Награды: 0
Статус: Offline
Выложен на сайте
https://only-paper.ru/load....0-18718


Vladimir Lavrov the Designer
Редактор журнала PaperArt
В работе: БПК 1134б
 
BastДата: Вторник, 26.03.2024, 11:11 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Награды: 0
Статус: Offline
vladmlavrov, здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, какими были длина, ширина «Меркурия» и диаметр его штурвала?
Заранее благодарю Вас за ответ.
 
фоксДата: Среда, 27.03.2024, 02:06 | Сообщение # 6
Группа: Опытные
Сообщений: 1334
Репутация: 402
Награды: 0
Статус: Offline
Basthttps://ru.wikipedia.org/wiki....,_1820)   как раз и о толщине обшивки:)

Есть ученые люди, а есть – мудрые. Ученые – это те, которые много знают. А мудрые, — которые понимают то, что они знают. М.Задорнов.
Не стоит извиняться за то, что у вас есть убеждения. Их мало у кого осталось в этом городе... Штабс-капитан Овечкин. "Новые приключения неуловимых" (1968)


Сообщение отредактировал фокс - Среда, 27.03.2024, 02:13
 
DaneДата: Понедельник, 15.04.2024, 04:09 | Сообщение # 7
Группа: Опытные
Сообщений: 799
Репутация: 1461
Награды: 0
Статус: Offline
Цитата vladmlavrov ()
Точных чертежей брига «Меркурий» не существует. Точнее, они существуют, но во времена Карибского кризиса 1962 года были увезены в секретное хранилище,
Скажите пожалуйста, как чертежи "Меркурия" связаны с Карибским кризисом и почему возникла необходимость их прятать?


Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: