Модель: ELCO 80 ft (PT-103) Производство: компания Electric Launch Company (ELCO), США Водоизмещение: 56 тон (полная загрузка) Длина: 80 футов (24 метра) Ширина: 20 футов (6.30 метра) Высота над водой: 3 фута 6 дюймов (1.07 метра) Двигатель: три 12-целиндровых бензиновых авиационных двигателя Packard, мощностью 1500 лошадиных сил каждый, три винта Скорость: 40-45 узлов (до 80 км/ч на испытаниях) Время рейса: 12 часов в нормальном режиме, 6 часов на максимальной скорости Экипаж: 3 офицера, 14 матросов Вооружение (стандартное) 1) 4 торпедных 21-дюймовых (533 мм) аппарата (однотрубные), заряжаемые четырьмя торпедами типа Mark VIII 2) 37-мм противотанковая носовая пушка Oldsmobile M4 3) 20-мм кормовая пушка Oerlikon 4) 4 пулемета 12.7 мм Browning M2 .50 cal (спаренные, по два с каждой стороны)
Конструкция: дерево Бронирование: рубка защищена от попаданий простых пуль и осколков, иногда устанавливались дополнительные самодельные защитные экраны для баков, двигателя и др узлов Дешевизна производства и тактическая уникальность создали спрос на торпедные катера. Их начали строить в огромном количестве. И не только американцы, и их союзники, но и Германия и Япония (особенно Япония) оставляли катерам важное место в своих флотах, что фактически делает этот вид военных судов одним из ключевых во всей Второй мировой войне. Наибольшими возможностями по строительству обладали все-таки США, они же снабжали катерами своих союзников, поставив только в СССР более 60% новых катеров, пополнивших флот во время ВОВ (впрочем, несмотря на важность таких катеров, все они, увы, прибыли к нам ближе к концу войны). Общее количество построенных в США судов варьируется у отметки 900 шт. Основным производителем стала фирма ELCO. Ее 80-футовая деревянная модель с тремя бензиновыми авиационными двигателями оказалась наиболее удачной конструкцией. Вторым крупнейшим производителем была компания Higgins. Модели, этих производителей практически не отличались друг от друга. Лодки делались из дерева (прежде всего "махагониевое" красное дерево, хотя сами моряки называли их "фанерой"). Тем не менее, деревянный корпус имел определенные преимущества, в частности, как не странно, живучесть. Она обеспечивалась, прежде всего, тем, что дерево тонет гораздо медленнее железа. Деревянная конструкция также позволяла осуществлять быстрый ремонт в полевых условиях. В основе ее лежала система внутренних герметичных переборок, предотвращавших гибель при серьезных пробоинах. Были известны случаи, когда катастрофические повреждения не могли потопить катер. В частности, в одном из примеров катер, который насквозь прошила неразорвавшаяся торпеда, сумел продолжить начатую миссию и был успешно восстановлен по возвращении на базу. Известны случаи, когда лодки, были разделены пополам (таран, атака камикадзе), но оставалась на плаву несколько часов. Основным вооружением на лодках оставались торпедные аппараты, но и вспомогательное вооружение постоянно улучшалось, причем производитель напрямую следил за требованиями экипажей. В частности 37-мм пушка, в качестве эксперимента, была снята с разбившегося американского истребителя P-39 Аэрокобра. Такой "тюнинг" сразу же показал свою полезность (катер стал более "кусучим" в бою) и производитель стал устанавливать те же пушки уже на заводе. К концу войны на катера стали ставить неуправляемые ракеты, что фактически приблизило огневую мощь катеров к эсминцам. Наконец, важным дополнением к вооружению был радар, который начали серийно устанавливать к концу войны. Это позволило проще осуществлять ночные атаки. Стандартный экипаж лодок составлял больше дюжины человек и требовал умелого командования. Жизнь на лодке должна была быть ,достаточно автономной - с собственным кухней, коком и ночевками на борту во время долгих рейдов. Предполагаемая тактическая роль катеров показала свою целесообразность лишь отчасти. Основной проблемой катеров была их слабая защита против военных кораблей. Скорость катеров на самом деле не была большой проблемой для хорошо обученного артиллерийского расчета. Конечно, главным калибром по ним было бесполезно стрелять, но любое вспомогательное, в том числе, и зенитное вооружение на кораблях могло запросто вывести катер из строя. Причиной был двигатель, работавший на авиационном бензине, который легко вызывал возгорание и взрыв при малейшем повреждении баков. Не нужно было прямого попадания – достаточно осколков. Катера также боялись атак с воздуха. Разрыв бомбы даже рядом с катером часто выводил из строя половину команды. Именно поэтому действовать днем против боевых кораблей катера вообще не могли. Единственный шанс на успех они могли иметь при плохой видимости - ночью. Вторым условием была групповая атака с разных направлений - чем больше целей у врага, тем больше вероятность, что у одной из них что-то получится. Третьим условием была внезапность - катера лучше действовали в суматохе, под прикрытием, которое мог обеспечить либо более крупный корабль, либо атака на цель с воздуха. Именно таким образом, ночью, пока другие отвлекают цель, атакуя из нескольких точек одновременно, можно было добиться относительного успеха. Но все эти условия было очень сложно подгадать. Поэтому серьезных заслуг у американских катеров в атаках на боевые корабли не было. Наконец, огромную проблему для катеров составляли сами торпеды. Американская торпеда намного уступала по надёжности японской и немецкой. Каждый раз ее применение было связано с поломками, несрабатыванием или преждевременным срабатыванием. Отличным примером является эпизод с катером Кеннеди, предшествовавший событиям, впоследствии прославившим его как военного героя. Катер Кеннеди базировался в тот момент на Соломоновых островах. В августе 1943 года в составе 15 лодок он был отправлен на ночной перехват пяти японских эсминцев, общее количество торпед на катерах составляло 60 шт. Японские эсминцы были обнаружены, и атака состоялась по плану. Американцы атаковали четырьмя группами, первыми атаковали лодки, вооруженные радарами. Группы по плану выпустили серию из 30 торпед без единого подтвержденного попадания (!). Команды наблюдали лишь четыре вспышки, что, скорее всего, было связано с несвоевременным срабатыванием. Многие торпеды, как всегда, прошли на неверной глубине. После атаки цели были потеряны. И этот эпизод очень типичен. Но по-настоящему катера оказались полезными для атак на не боевые корабли, а на вспомогательные - против транспортов и барж. Если у транспорта не было хорошего прикрытия, здесь они могли работать и днем и ночью. Именно это и стало их основной специализацией: 90% потопленного катерами тоннажа приходится на транспортные суда. Наконец, катера и сами показали свою эффективность в качестве многоцелевых вспомогательных судов для выполнения срочных миссий, как в открытом море (постановка дымовых завес, эвакуация), так и в прибрежных районах (десантный транспорт, легкий конвой, морской береговой патруль). Таким образом, первая буква в аббревиатуре PT (patrool & torpedo) оправдала себя даже больше, чем вторая. Кроме Тихоокеанского театра катера применялись американцами на всех других фронтах, в том числе в Нормандии и Средиземном море. Здесь их специализация также сводилась к атакам на транспортные корабли, что они успешно осуществляли как против японцев, так и против немцев. Американцы не повторяли ошибок, если те сопровождались серьезными потерями. Поэтому большие потери катеров в начале войны значительно снизились к ее концу. Общие потери составили 99 катеров более чем из 530 принятых в строй.
Немного истории… Торпедный катер PT-109, спущенный на воду в июне 1942 года, принадлежал к серии судов PT103 Class Elco 80. Длина двухуровнего деревянного корпуса составляла 80 фунтов (24 метра). Катер PT-109 мог вместить на борту экипаж до 17 человек. Катера класса PT в течение их срока эксплуатации оснащались различными видами наступательных орудий. Среди орудий была 20-мм автоматическая зенитная пушка Oerlikon AA Mk.4, одно- и двуствольные пулемёты Browning M2 50-го калибра, четыре торпеды Mark 8, глубинные бомбы, дымовые генераторы. И это не говоря о многочисленных дополнительных видах оружия, специфических для отдельных лодок и команд, как это было в случае с катером PT 109. Команда катера 109 до своего последнего похода захватила 37-мм противотанковую пушку, срезала с неё колёса и прикрутила орудие при помощи верёвок к днищу лодки. Ночью 2 августа 1943 года экипаж торпедного катера PT 109 под командованием младшего лейтенанта Джона Фицджеральда Кеннеди (верно - того самого, кто позже служил Америке на должности президента США) находилась в походе в проливе Блэкетта близ Соломоновых островов. Через эту зону проходил морской путь поставок оружия и продовольствия для японской военной машины - знаменитый "Токийский экспресс". Грузовые суда курсировали в этом районе на максимальной скорости под покровом темноты, разгружали свои трюмы в течение всего нескольких часов и отплывали к родным берегам. По стечению обстоятельств, в ту ночь тройной двигатель торпедного катера PT 109 мощностью 4500 л.с. работал на холостом ходу для маскировки. Лодка шла в тишине, чтобы не дать обнаружить себя японскими самолётами. Экипаж не мог знать, что судно находится на прямом пересечении с курсом японского эсминца Amagiri. Не имея достаточно времени для того, чтобы избежать неминуемого столкновения, эсминец протаранил PT 109. Произошёл взрыв, катер моментально начал тонуть, хотя носовое отделение ещё некоторое время возвышалось над поверхностью воды. Двое членов экипажа погибли при столкновении и взрыве, ещё двое получили серьёзные ранения. Остальные моряки выжили. Их командир, Джон Кеннеди, смог организовать эвакуацию на ближайший остров, не оккупированный японскими войсками, благо земля находилась в 3,5 милях от места крушения. Позже Кеннеди в поисках воды и пищи приказал выжившим морякам переплыть сначала на один, а потом и на другой остров, в пределах трёх миль от первого. В итоге команду спасла береговая охрана, доставившая записку с просьбой о помощи американским властям. Интересно, что Кеннеди нацарапал просьбу о помощи на кокосовм орехе До сих пор существуют разногласия о том, как произошло то роковое столкновение, однако основные факты остаются такими же: при столкновении катер затонул, унеся с собой в пучину двоих моряков. А Джонатан Кеннеди и его команда смогли скоординировать свои усилия для того, чтобы выжить в суровых испытаниях. Этой истории посвящено несколько книг и художественных фильмов. Сам Кеннеди получил звезду героя за спасение экипажа.
Младший лейтенант Джон Кеннеди, командир торпедного катера PT-109. Будущий президент США. Кеннеди пошел в армию в сентябре 1941 г. Его подталкивал патриотизм и семейные традиции, других причин не было - в тот момент США не вели открытых боевых действий и Перл-Харбор еще не был атакован Японией. Когда из-за проблем со здоровьем (детская травма спины) его не приняли в армию, он пошел на флот, используя связи отца. Но даже после начала войны, чтобы попасть на реальные боевые действия Кеннеди потребовалось время. Летом 1942 г он отправился на переобучение с явной целью получить знания, которые помогут ему в переводе. В конце 1942-го его произвели в лейтенанты и направили сначала в Панаму, и только потом, в связи с его настойчивым желанием попасть на передовую, в начале 1943 года - на Тихий океан. Своей знаменитой лодкой PT-109 он начал командовать в апреле 1943 г. В ту ночь у Соломоновых островов, после неудачной атаки на японские эсминцы, лодка Кеннеди осталась патрулировать район атаки на случай возвращения врага. Ночь была безлунная и видимость плохая. Лодка с приглушенным двигателем двигалась примерно тем же курсом, что и японцы до этого. Внезапно экипаж услышал нарастающий шум, и в тумане показался силуэт японского эсминца Амакири (Amagiri) случайно вышедшего наперерез американскому катеру. У команды было меньше минуты, которой не хватило на старт двигателей и маневр уклонения. Эсминец протаранил катер, разрезав его пополам. Авиационный бензин мгновенно воспламенился, раздался взрыв, и крушение окружил огонь.
Удивленные не меньше американцев японцы, абсолютно уверенные в гибели команды катера, продолжили курс, тем более, что столкновение также не прошло для них даром, повредив руль и винты. Патрулировавший неподалеку катер PT-169 также посчитал, что на лодке Кеннеди никто не выжил и продолжил преследование японца. Однако команду спасла случайность (при ударе,погибли только два человека и двое было ранено) и живучесть лодки (носовая часть с загерметизированной переборкой держалась на плаву несколько часов). Ну и, конечно же, их спасла находчивость капитана. Кеннеди организовал людей, они выбрали крупный обломок деревянного корпуса, сложили на него раненых и самый необходимый скарб и направились к одному из ближайших мелких островов, чтобы наверняка не обнаружить там японский форпост. Путешествие заняло 6 км и длилось 4 часа. Остров оказался слишком мелким - без воды и съедобных растений. Кеннеди, отлично плавающий с университета, продолжил поиск более подходящего острова. Проплыв еще около 4 км в одиночку туда и столько же обратно, он помог команде перебраться на новый остров, где была пресная вода и кокосовые деревья. Они были обнаружены лишь через 6 дней, опять же, практически случайно, туземцами, посланными на разведку. Каноэ туземцев было слишком маленьким ,для транспортировки пассажиров и Кеннеди отправил своим сообщение, которое смог вырезать на скорлупе кокосового ореха. Наконец, команда была эвакуирована посланным за ними катером PT-157. Выжил почти весь экипаж – 11 человек. За проявленную смелость в спасении своей команды Кеннеди наградили Медалью ВМФ и Корпуса морской пехоты (Navy and Marine Corps Medal). Нельзя сказать, чтобы Кеннеди "отделался легко". После этого случая его проблемы со спиной ухудшились, и всю оставшуюся жизнь она мучила его постоянными болями.