Истребитель SU-30MK Hobby Model 075
|
|
Mav | Дата: Пятница, 12.08.2016, 22:55 | Сообщение # 1 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| Не так страшен черт, как его малютка! Наконец-то свершилось то, к чему я так долго шел, что так отбивало желание делать модели самолетов. Как Вы уже догадались – это фонарь кабины самолета. Именно так! Каждый раз, закладывая новую модель, мучительно переживал насчет изготовления фонаря к модели. Конечно же, имеются «простые» фонари, встречающиеся в основном на поршневых самолетах, однако, как правило, у большинства самолетов конструктивно они имеют несколько линий изгибов. Двойную, а то и тройную кривизну. Особенно это видно у современных истребителей. Очень долго в интернете собирал информацию по изготовлению остекления для модели самолета. Эти, хорошо известные технологии изготовления фонарей, представленные на этом сайте многоуважаемыми Мастерами balu109, korneliy и Veikbar, это и технология М.Голованова, а так же с пару буржуйных сайтов. Принцип у всех один – изготовление болванки фонаря и натягивание на нее разогретой пленки. Я никак не мог преодолеть страх и начать делать фонарь. Оказывается у меня стоял вопрос в решимости. Одолевали всякие сомнения. А необходимо было пробовать! Нужно было просто взять и сделать. И тогда окажется, что это вовсе несложно! 1. Болванку фонаря склеил из бумажных разверток, которые были в сканах к модели. Но заливать эпоксидкой весь внутренний объем фонаря мне показалось расточительством. Поэтому я заполнил объем его внутренней части кусочками пенопласта и обернул заготовку маленькими отрезками от жен.колготок, двумя слоями. Обмазал деталь фонаря эпоксидной смолой и оставил застывать. На следующий день, после затвердевания смолы, зашкурил заготовку, и с помощью циакрина закрепил ее по снованию фонаря на деревянную платформу. Все, «болван» готов! 2. Далее нужно было решить вопрос с натягиванием пленки на болван фонаря. Необходимо, что бы пленка без гофров, плотно легла на поверхность болванки фонаря. А так же, что бы в процессе нагрева пленки не обжечься. Для этого изготовил из 5мм. фанеры две площадки 14х14см., между которыми будет закрепляться лист пленки. В одной площадке сделал внутренний вырез в виде параллелограмма, под фонарь, что бы в нее проходил болван фонаря. А вторую площадку изготовил в виде рамки. На неё будет ложиться лист пленки. Далее эти две площадки будут скрепляться между собой канцелярскими зажимами, образуя своеобразный сэндвич. Вот и всё! Остается только нагреть над плиткой этот «бутерброд», одеть его на болван фонаря кабины и Voi la. Весь процесс я снял на видео (около 10мин.). Многие коллеги об этом процессе изготовления фонаря рассказывали, а я решил показать, следуя пословице - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Кому интересно, можно его посмотреть, ну а кто владеет методом изготовления фонарей, то не стоит терять время. Ничего нового там нет. Прошу меня простить за некоторые неточности при озвучивании ролика. Я волновался, хотел как можно точнее и правильнее донести до зрителя информацию, но опыта нет, поэтому присутствуют некоторые ляпы. Не принимайте их близко во внимание, ровно, как и мои восхищения насчет изготовленного фонаря. Для меня он действительно был первым, и я не ожидал, что он получится с первого раза. Фильм Читая материал на тему изготовления фонаря кабины самолета на этом, и не только этом сайте я хочу высказать личное мнение, как новичка в этом деле, по этому поводу. Меня интересует вопрос касаемый изготовления конкретно болвана фонаря. Все пишут, что ничего в этом сложного нет, тем более, если всегда под рукой имеются развертки фонаря. А как его сделать-то симметрично ровным и копийным? Ведь если склеить одни только развертки, то они ничего не дадут, т.к необходимо придать саму форму фонарю! Почти у всех начинается рассказ с самого процесса формовки фонаря, а я считаю, что самое главное и основное в технологии вытяжки фонарей для моделей самолетов - это изготовление копийного пуансона. А как ее (форму) сделать-то ровной и копийной? М.Головановым процесс изготовления пуансона для фонаря самолета очень хорошо описан. Необходимо только иметь нормальные чертежи самолета, чтобы потом, путем приведения к необходимому масштабу сделать развертки для изготовления пуансона фонаря. Почему-то остальные коллеги-Мастера, не описывали этот процесс вовсе. Повторюсь, самое-то главное в технологии изготовления фонарей путем вытяжки пленкой - это поэтапное, геометрически правильное изготовление формы для фонаря, а уж потом что в нее заливать гипс или эпоксидку с «инградиентами», и какую пленку применять для изготовления фонаря, толстую или тонкую, из упаковочных коробок или покупать листами – это другой вопрос. А у нас получается: Вытянули колпаки на Мустанга, Корсара, Спита и все в порядке. Мы все восхитились произведением искусства, и молчим… Такое впечатление, что все умеют делать формы любых фонарей, кроме меня. Убедительная просьба, Мастера будьте к нам немного снисходительными, ну не все мы владеем Вашими модельными хитростями. Если не трудно и не секрет, выложите материал, каким образом Вы из чертежей самолета и имеющейся развертки, делаете ПРАВИЛЬНУЮ форму для вытяжки фонаря. Далее, для себя рассмотрел еще две технологии изготовления остекления самолетов, о которых хочу Вам рассказать. Например: 1. Изготовление формы фонаря из пластилина, который потом подлежит заморозке и далее из него можно отформовать аж до трех фонарей! Понравился ответ этому коллеге от balu109 «Вообще-то на дворе не 1 апреля». Каким образом можно сделать геометрически симметричную болванку из пластилина? Это нужно быть поистине художником, что бы сделать ровный, копийный фонарь. bf109karl по этой методике предлагает сделать несколько болванов. Это понятно, потому что не всегда получается с первого раза сделать надлежащего качества фонарь. Либо, все равно делать развертки, далее каркас и потом его заполнять пластилином и выводить форму фонаря. С пластилином, мне кажется, чистая утопия. Хотя я сам не пользовался этой технологией, меня гложут сомнения, что нагретая пленка все же расплавит верхнюю толщу пластилинового пуансона фонаря и говорить о повторном, и тем более третьем вытягивании фонарей с этого пуансона, не придется. Если посмотреть фонарь, который сделан по данной технологии bf109karl, то видно, что он имеет с внутренней поверхности неровности. Не такое оно гладкое и прозрачное как у balu109 на «Шершене» МИГ-29. Я бы не стал делать фонарь по такой технологии изначально. Почему? Да потому что, пластилин легкоплавкий, во-первых, а во-вторых, никогда поверхность не будет ровной, ни при каких условиях, если раскаленное тело приложить к легкоплавному материалу, да еще и замороженному. А куда деть энергию отдачи/выделения тепла? Эти вещи я еще на материаловедении уяснил, не говоря про пластелин. Изготовить БОЛЬШОЙ по площади фонарь к модели самолета, геометрически правильный и прозрачный по этой технологии не получится однозначно. Конечно, если Вы делаете модель на подарок или в другое место, то в качестве быстроты процесса можно её применить. Но не факт, что получится нормальный вариант фонаря (прозрачный и ровный). 2. Еще один вид изготовления фонарей из ПЭТ бутылок. Тут нужно иметь бутылку с очень тонкой стенкой. Очень тонкой. Но толщина стенки бутылок у всех относительно одинаковая. Эти бутылки изготавливаются на выдержку некоторого кол-ва атмосфер. Они очень прочны, и при нагреве имеют такую утяжку, что могут привести к разрушению Вашего болвана фонаря. Здесь нужно подробно рассматривать такой термин как ТЕРМОУСАДКА. И в этой технологии обязательно нужен либо промфен, либо открытый огонь газовой комфорки. (у меня вытянуть фонарь, по этой технологии над обычной электроплиткой, не получилось) И самое главное нужно иметь очень прочный пуансон фонаря. Либо изготовленный из дерева, либо полностью залитый эпоксидной смолой. Однако нужно учитывать, что пуансон изготовленный из смолы не будет терпеть долгий нагрев. Думаю, Вы понимаете. А ПЭТ-технологии присуще длительный нагрев для того, что бы убрать складки, которые у этих бутылок, при усадке, обычное дело. Когда я начал делать по этой технологии, то у меня постоянно образовывались складки. Выправить полностью их не получилось, т.к. боялся перегреть пуансон. В некоторых местах так и не утянулась пленка. Этот способ мне так же не понравился. 3. Самый оптимальный способ, который могут себе позволить новички – это способ, который нам предложил balu109. (при описании МИГ-29) Не нужно ничего изобретать и выдумывать. Нужно выполнить его рекомендации, и уверен у Вас все получится. Тому подтверждение мой видеоматериал. Так же еще один момент – это внутренний переплет фонаря. Кто красит его изнутри, потом клеит. Кто применяет самоклеющуюся бумагу, распечатывая на ней переплет. Каким образом переносится каркас на самоклеющуюся бумагу? Я имею ввиду, как выделяется один каркас фонаря из листа, на котором нарисованы еще какие-нибудь детали к модели? Не велик ли расход по бумаге? Портить один лист самоклейки из-за переплета фонаря не слишком ли? Это только часть вопросов, которые мне хотелось бы задать Мастерам бумажного моделирования. Прошу прощения, если кому не понравилась моя манера изложения, или еще что-то. Ничего личного, ребята. Я Вас всех очень уважаю. Просто хочется делать такие же красивые и аккуратные модели как у Вас. Вот одно лишь мое желание. Удачи! С уважением, Mav
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
Сообщение отредактировал Mav - Суббота, 13.08.2016, 00:32 |
|
|
|
klimoreh | Дата: Суббота, 13.08.2016, 00:51 | Сообщение # 2 |
Группа: Мастера
Сообщений: 3459
Репутация: 11380
Награды: 25
Статус: Offline
| Отлично и доходчиво! + за популяризацию.
|
|
|
|
Mav | Дата: Пятница, 19.08.2016, 02:47 | Сообщение # 3 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| ЧАСТЬ I ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУАНСОНА ДЛЯ ФОРМОВКИ ФОНАРЯ КАБИНЫ САМОЛЕТА. (На примере модели истребителя SU-30MK Hobby Model 075 )
Столкнувшись с проблемой изготовления фонаря для модели самолета, увидел, что эта тема в самом её начале не раскрыта. Точнее сказать она раскрыта с того самого момента, когда начинается процесс формовки фонаря. А ведь главное при изготовлении фонаря это изготовление геометрически правильного, копийного пуансона фонаря. Неплохо раскрыт процесс изготовления пуансона для фонаря М.Головановым. Однако он ссылается на шаблоны к своей модели, которые напечатаны на листах развертки. А если их нет, тогда как изготовить копийный пуансон фонаря к модели? Вначале своего пути я сделал пуансон из разверток, которые прилагались к модели, но при всем положительном результате был неудовлетворен копийностью фонаря. Снова поиск в интернете. Анализ фотографий истребителя Су-30МК показал, что фонарь вовсе не такой как предлагает сделать автор модели. Посмотрите, фонарь имеет законченную форму, как у фонарей с расположением одного пилота. (в задней его части) Посмотрев фонари на многих моделях я увидел, что почти на всех моделях фонарь переходит сразу в гаргрот, а это не копийно. Этому можно дать объяснение: Как можно по прилагаемым разверткам остекления сделать полноценный фонарь, если эти развертки заканчиваются у начала гаргрота? Они (развертки) должны быть продолжением и как бы входить в гаргрот.
При таких условиях однозначно нужно изготавливать фонарь для модели самому. Поэтому возникла идея описать тему изготовления копийного пуансона фонаря. Для этого к разверткам модели необходимо иметь чертеж. Их можно скачать из интернета для абсолютно любого самолета. Перед началом работы над пуансоном фонаря к модели я бы приступал с момента, когда «окорочок» фюзеляжа готов. Это нужно для того, что бы видеть размеры капсулы кабины пилотов, а точнее сказать полученную в результате склейки её ширину.
Некоторые моделисты и без фюзеляжа изготавливают фонари, но это моделисты-Мастера. Новичкам же все-таки правильнее было бы изготовление пуансона к фонарю начать с готового фюзеляжа. Потому что у нас в процессе склейки каркаса фюзеляжа модели возникают погрешности склейки и геометрические размеры могут немного «гулять». Итак, переходим к изготовлению пуансона фонаря кабины пилотов на примере модели истребителя Су-30МК. 1. Находим в интернете чертеж нашего истребителя (в Google набиваем в строке поиска «Чертеж Су-30МК». Копируем чертеж к себе на компьютер.
2. Теперь нам необходимо вычислить масштаб между чертежом и нашей моделью. Для наглядности из черновика разверток к модели изготовил переплет фонаря с гаргротом. Получился 150мм. в длину. Ширину фонаря я взял с капсулы кабины пилотов своего уже склеенного фюзеляжа – 28мм. Основные геометрические размеры нам стали известны. Кроме высоты фонаря. Её мы узнаем, когда начертим наш фонарь или увеличим до наших размеров кабину самолета из чертежа.
3. Выделяем из чертежа истребителя носовую часть, вид сверху и вид сбоку. Увеличиваем размеры фонаря кабины таким образом, что бы он вписался в размеры модели. (150х28) У меня получилось подогнать с третьего раза. Распечатываем все на офисной бумаге. 4. На проекции фонаря «вид сбоку» отчерчиваем прямую линию по нижней кромке фонаря. Это будет основная линия, так сказать главная. Затем производим деление главной линии фонаря на равные отрезки. Я выбрал 10мм. Итого на всю длину фонаря у меня ушло 12 отрезков. Линии деления должны быть перпендикулярны основной линии фонаря, которую мы начертили ранее. Таким образом видно как изменяется высота фонаря. 5. На проекции фонаря «вид сверху» прочерчиваем ось симметрии и так же делим её на равные отрезки по 10мм. Теперь переходим к поперечным проекциям фонаря, т.е. к сечениям. Необходимо начертить для каждого сечения поперечную проекцию, словно мы разрезали фонарь на 10мм. кусочки. 6. На листе офиски чертим горизонталь и вертикаль. 7. Циркулем замеряем отрезок на «виде сбоку» - это будет высота фонаря в этом (№5) поперечном сечении. И наносим его на вертикальную линию нашей офиски. 8. Циркулем замеряем отрезок на «виде сверху» - это будет ширина фонаря в этом (№5) поперечном сечении. И наносим его на горизонтальную линию нашей офиски.
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
Сообщение отредактировал Mav - Пятница, 19.08.2016, 03:36 |
|
|
|
Mav | Дата: Пятница, 19.08.2016, 03:16 | Сообщение # 4 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| ЧАСТЬ II
9. Поскольку высота фонаря в этом сечении больше, чем его ширина, то соединяем наши отметки с помощью лекала. Получили одну сторону нашего сечения.
10. Для изготовления полного сечения сгибаем листочек по вертикальной линии и вырезаем по нашему контуру полное сечение фонаря. На подобии как в детстве мы вырезали снежинки из маминых бумажных салфеток. Сечение №5 фонаря модели истребителя готово. Таких сечений нужно сделать12 шт. 11. Далее необходимо из нашего чертежа вырезать боковую проекцию фонаря и его проекцию вида сверху. С которых производилась измерение отрезков сечений. 12. Потом все сечения и проекции вида сбоку и сверху наклеиваются на картон и вырезаются.
13. Состыковываем между собой проекции вида сверху и сбоку. На них начинаем устанавливать наши сечения в соответствии с номерами. Образовался своеобразный каркас. 14. Выровняв все сечения относительно поверхностей вида сбоку и сверху, применяя клей циакрин промазываем стыки между деталями. Клей быстро схватывает стыки картонных деталей. Таким образом собирается каркас пуансона фонаря модели.
15. Поскольку я увидел, что фонарь получается копийный, то решил заполнить все секции эпоксидной смолой, добавив в нее тальк. М. Голованов в своей технологии описания изготовления пуансона заполнил секции алебастром, что, несомненно, упрощает процесс. После затвердевания смолы получилась болванка пуансона фонаря.
16. Производим обработку болванки пуансона с помощью наждачной бумаги разной зернистости. Естественно от наждачки с крупной зернистостью переходим к меньшей и до нулевочки.
17. Полученный пуансон закрепляем на деревянную подставочку.
18. В заключении пуансон покрываем акриловым лаком.
Теперь пуансон для копийного фонаря модели истребителя Су-30МК готов, можно переходить к процессу вытяжки фонаря. О нем я Вам рассказывал ранее.
Описанная мною технология изготовления пуансона фонаря для модели самолета не нова. Непонятно только мне, почему она не была описана раньше? Многие моделисты сомневались, как изготовить копийный пуансон для фонаря, и я был в их числе. Изготовление пуансона затратное занятие и по материалам, и главное по времени. Но если Вы сделаете такой пуансон, то изготовленный с помощью него фонарь на модели только выиграет. Небольшой фонарь на модели самолета не сильно бросается в глаза, нежели объемный. Поэтому на больших моделях масштаба 1:32, 33 его лучше тянуть. Модель с таким фонарем будет смотреться великолепно. Не правда ли?
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
Сообщение отредактировал Mav - Пятница, 19.08.2016, 03:27 |
|
|
|
Vasaq | Дата: Пятница, 19.08.2016, 03:16 | Сообщение # 5 |
Группа: Мастера
Сообщений: 2760
Репутация: 5958
Награды: 5
Статус: Offline
| Вот отличная статья на тему изготовления болванки для фонаря! Все по полочкам разложено. А то жмется разработчик каркас болвана дать в журнале (не каждый, но подавляющее большинство). И вот тебе - наш ответ Чемберлену!
|
|
|
|
Mav | Дата: Пятница, 19.08.2016, 03:45 | Сообщение # 6 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| Спасибо Vasaq. Именно из-за фонарей я долгое время не клеил бумажные модели. А теперь все позади. Может и новички сейчас начнут делать фонари на свои модели. В принципе-то все просто, когда знаешь с чего начинать.
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
|
|
|
|
Павел | Дата: Пятница, 19.08.2016, 22:51 | Сообщение # 7 |
Группа: Опытные
Сообщений: 129
Репутация: 116
Награды: 0
Статус: Offline
| Mav, Спасибо Вам за отличную статью! Все описано очень подробно и понятно. Побольше бы таки мастер-классов!
В сборке: Завершено: Су-27, ЗиЛ-29061
|
|
|
|
Mav | Дата: Воскресенье, 21.08.2016, 00:11 | Сообщение # 8 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| Спасибо Павел за теплые слова. Я очень рад, если смог чем-нибудь помочь. Эта тема и для меня была загадкой многие года. Вроде все описано, и показано кое-где, но когда начинаешь делать, то если и получается, то не так как нужно. Где-то что-то упустил, недоглядел, недопонял. Восемь лет назад у меня родился второй сыночек. С тех пор, покупая ему различные машинки, радиоуправляемые и обыкновенные, я каждый раз выбрасывая в мусор коробки от них, отделял пластиковые прозрачные пленки и складывал их в отдельное место в надежде, что когда-то я все-таки овладею методом изготовления копийных фонарей, и они мне очень пригодятся. Сейчас их накопилось такое большое множество, что хватит на 2-3 модельные жизни. Вот как долго я собирался со своей маленькой мечтой. Поэтому я решил для себя, если у меня получится, то обязательно подробно опишу эту технологию, что бы было проще начинающим. Конечно же, кое-где можно упростить процесс и моделисты обязательно этим воспользуются. Но главная мысль все же останется. Когда знаешь с чего начать всегда легче идти по намеченному пути.
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
Сообщение отредактировал Mav - Воскресенье, 21.08.2016, 00:11 |
|
|
|
Ramzes | Дата: Среда, 26.10.2016, 17:37 | Сообщение # 9 |
Группа: Опытные
Сообщений: 68
Репутация: 131
Награды: 0
Статус: Offline
| Спасибо за подробное описание! Но я как новичок в этом деле,и не разу не делал фонарь,спрошу, остались ли у Вас шаблоны для создания каркаса фонаря?Чтобы можно было распечатать собрать и сделать!
|
|
|
|
Mav | Дата: Среда, 26.10.2016, 21:26 | Сообщение # 10 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| Ramzes, рад что немного помог. Шаблонов у меня не осталось, т.к. я делал все на листах. На них копировал, потом на них и размечал а далее их и резал. Но Вы меня натолкнули на мысль. Только я не знаю как это все можно перенести в графический редактор. К сожалению я не умею с ними работать как здешние спецы. Они и с Автокадом и с фотошопом творят чудеса. А так то было вообще класс! Зашел, скачал шаблоны, сделал пуансон и потом только тяни фонари на здоровье. Мечта...
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
Сообщение отредактировал Mav - Среда, 26.10.2016, 21:27 |
|
|
|
Ramzes | Дата: Среда, 26.10.2016, 21:50 | Сообщение # 11 |
Группа: Опытные
Сообщений: 68
Репутация: 131
Награды: 0
Статус: Offline
| Mav,Может конечно примитивный способ предложу.А если от сканировать обычным сканером все (то что вы делали на листах,скинул картинку)А там уже можно и фотошопе колдовать!По сути готовые выкройки фонаря!
Сообщение отредактировал Ramzes - Среда, 26.10.2016, 21:51 |
|
|
|
Mav | Дата: Среда, 26.10.2016, 23:40 | Сообщение # 12 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| Ramzes попробую сделать так как Вы посоветовали. Таким способом у меня должно получиться. Теперь нужно выбрать время. Обязательно сделаю.
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
|
|
|
|
Ramzes | Дата: Четверг, 27.10.2016, 15:19 | Сообщение # 13 |
Группа: Опытные
Сообщений: 68
Репутация: 131
Награды: 0
Статус: Offline
| Было бы очень замечательно!Благодарю заранее!
|
|
|
|
Mav | Дата: Суббота, 05.11.2016, 16:33 | Сообщение # 14 |
Группа: Мастера
Сообщений: 511
Репутация: 1235
Награды: 2
Статус: Offline
| ЧАСТЬ III ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУАНСОНА ДЛЯ ФОРМОВКИ ФОНАРЯ КАБИНЫ САМОЛЕТА. (На примере модели истребителя SU-30MK Hobby Model 075 )
Ну вот я и подошел к завершающему этапу изготовления остекления фонаря кабины пилотов модели истребителя Су-30МК HobbyModel. Используя подсказку коллеги Ramzes и чертеж истребителя начертил развертки для изготовления пуансона фонаря кабины пилотов. Скачав развертки кабин пилотов у моделей истребителей Су-27УБ, 30МК и 30МКК думаю мои развертки подойдут для изготовления остекления фонаря и на эти модели.
РАЗВЕРТКА
Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.
Сообщение отредактировал Mav - Воскресенье, 06.11.2016, 19:54 |
|
|
|
Mehwod | Дата: Суббота, 05.11.2016, 16:47 | Сообщение # 15 |
Группа: Опытные
Сообщений: 22
Репутация: 0
Награды: 0
Статус: Offline
| +++Отлично и доходчиво рассказано!
Димыч
|
|
|
|