Сборная бумажная модель 9Г «Коммунар» (EfremPaper)
9Г «Коммунар» (EfremPaper) из бумаги
06.07.2023, 01:19
Сборная масштабная модель для склеивания из бумаги/картона своими руками Название: Гусеничный трактор 9Г «Коммунар» 3-й промышленной серии производства Харьковского тракторного завода Автор: Юрий Ефремов (Fedor700) Издание: EfremPaper, РККВФ в моделях из бумаги Формат файла: PDF Масштаб макета: 1:50 Формат листа: А4 Размер файла: 23 мб. Листов всего/выкройки: 14/
Это мой очень очень долгий «долгострой». Начинал я его еще в апреле 2020 года и вот, наконец закончил. Чертежей по этому трактору нет совсем. Только фотографии, схемы, рисунки. Так же совсем нет информации о том в какой цвет был окрашен трактор. Поэтому, на сколько модель получилась похожей на прототип, решать вам. Модель гусеничного трактора делаю впервые. Опыта особо в этом направлении нет. Поэтому получился своеобразный конструктор. Модель в масштабе 1:50. Очень сильно упрощена. Не думаю, что из нее что-то получится стоящее при увеличении. Так как изначально закладывались размеры и толщина бумаги под 50-й масштаб. Ну а там смотрите сами. ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР « К О М М У Н А Р » В 20-30е годы, когда Советский Союз только успел сформироваться, большая часть гусеничных тракторов страны, создавались не только для сельского хозяйства, но и использования военными, также, как будущие грузовики, которые снимут с них бремя тяжелой работы. Одним из самых внушительных тракторов тех лет был «Коммунар». Появление «Коммунара» связывают с борьбой двух концепций - колесной и гусеничной техники. Сторонники последней считали, что трактор на гусеницах более рентабелен ввиду его универсальности. Кроме того, такие трактора можно было использовать и в непогоду. Соответственно, выполнить план можно быстрее, а перевыполнить объемней. Правда, несмотря на то, что в мире уже пришли к пониманию наибольшей эффективности небольших моделей тракторов, пролетарская мысль еще страдала гигантизмом. Поэтому, в качестве образца для массового гусеничного трактора был выбран немецкий Honomag WD Z 50. Модель была стилистически выдержанна в классическом немецком стиле. Издалека сложно было разобрать, что за монстр перед тобой - танк или трактор. Производство трактора немецкого типа решено было развернуть в Харькове, на паровозостроительном заводе. В 1922 году в Германии был куплен образец и доставлен на завод для изучения. Как водиться, проблемы начались сразу же - модель была расчитана не на керосин, а на бензин. Решено было переделывать двигатель. Эти переделки потянули за собой следующие и так далее. Так, в итоге, получился советский трактор по мотивам немецкого. От своего собрата Коммунар отличался большими габаритами и расширенными гусеницами, которые призваны снизить давление девятитонной машины на грунт. Западная силовая установка тоже не отвечала требованиям, поэтому на советский трактор устанавливали 3 двигателя: работающий на керосине 50-сильный и 2 бензиновых на 75 и 90 лошадиных сил, но всем им было сложно разогнать трактор даже до 15 километров в час. В задней части машины был установлен большой топливный бак в виде бочки, разделённый на два отсека, для керосина и бензина общим объёмом в 310 литров топлива. Первый трактор удалось собрать только спустя два года после начала работ. Вместе с трактором пришлось переделывать и завод. Паравозостроительное предприятие не совсем подходило для выпуска тракторов. Кроме того, власти требовали тракторов, но не давали денег на переоборудование завода. Правдами и неправдами, в 1924 году удалось выпустить небольшую партию новых тракторов. Им дали гордое название –«Коммунар». Только спустя долгих 6 лет после начала выпуска «Коммунара», предприятие смогло давать триста тракторов в год. Правда недолго. Уже в 1931 году производство было прекращено. За все время выпуска, было собрано, по разным оценкам от 2 до 4 тысяч экземпляров «Коммунара». В 1926 году его приняли на вооружение советских войск под индексом 9Г (Девятитонный Гусеничный). Предполагаемого пахаря легко переделали в бойца. «Коммунар» использовали как артиллерийский тягач и даже пробовали создать на его базе танки. Но все же его использовали как основной армейский тягач для буксировки тяжёлых артиллерийских установок, в том числе для 203-миллиметровой гаубицы Б4. Разумеется, с окончанием производства, эти машины не перестали служить военным. Вплоть до конца Великой Отечественной войны две с половиной сотни оставшихся машин продолжали выполнять свою работу. На данный момент в живых остался один экземпляр Коммунара, который был найден в печальном состоянии на острове Вайгач, восстановлен и оставлен на хранении в музее Военно-исторического центра СФЗО.