Сборная бумажная модель Семейство ракета-носителей «Ангара-А5»
Семейство ракета-носителей «Ангара-А5» из бумаги
18.04.2024, 13:51
Сборная масштабная модель для склеивания из бумаги/картона своими руками Название: Российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара» Автор: Zach's PaperSat Designs Масштаб макета: 1:120 Формат файла: PDF Формат листа: А4 Размер файла: 30,7 мб. Листов всего/выкройки: много
Спасибо группе Бумажная космонавтика и лично Tiberius_Flamma
«Ангара-А5» — российская ракета-носитель тяжёлого класса семейства «Ангара», первая тяжёлая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР.
Головной разработчик и производитель — Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Первая и вторая ступень - двигатели РД-191 разработки и производства НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко, третья ступень - двигатель РД-0124 разработки и производства Конструкторское бюро химавтоматики.
Главный заказчик — Министерство обороны РФ.
После распада СССР космодром «Байконур», с которого осуществлялись запуски тяжёлых ракет-носителей «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Возникла необходимость создания комплекса ракеты-носителя тяжёлого класса, все элементы которого изготавливались бы из российских комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории страны.
России необходим ракетный комплекс, способный выводить на геостационарную орбиту полезные нагрузки со своей территории (космодром «Плесецк», возможный вариант — космодром «Восточный»). В настоящее время ракета-носитель «Протон» запускается только с космодрома «Байконур», расположенного в Казахстане, и пуски этих ракет намечено прекратить. Из соображений стратегической безопасности комплекс полностью спроектирован и изготовлен кооперацией российских предприятий, находящихся на территории страны.
Замена тяжёлых ракет-носителей с токсичным топливом. Обычно в качестве топлива для «тяжёлых» РН (в СССР/РФ) использовался ядовитый гептил. В настоящее время гептил используется в РН «Протон-М». В «Ангаре» будет использоваться экологически чистое топливо на основе керосина, в качестве окислителя будет выступать жидкий кислород, соответственно, такая ракета более безопасна при использовании. В будущем возможно применение «Ангары» и для пилотируемых полётов.
Модульность позволит упростить доставку готового изделия по железной дороге к месту старта. Модульная концепция построения позволяет создать целое семейство РН: лёгкого класса (на базе 1-го модуля первой ступени с массой полезной нагрузки на низкой околоземной орбите 1,5 т), тяжёлого (до 35 т, состоящего из 7 универсальных ракетных модулей в составе первой ступени).
Полезная нагрузка «Ангары А5» — до 26 тонн, что больше, чем у «Протона». Это позволит вывести с космодрома Плесецк на геостационарную орбиту полезную нагрузку такой же массы, как и с космодрома Байконур при помощи «Протона-М».
В результате создания «Ангары» ГКНПЦ им. Хруничева может занять почти весь российский рынок космических запусков, создав на основе УРМ единую замену для большинства существующих типов ракет-носителей, созданных в СССР:
«Ангара» А5, А7 вместо «Протона» (топливо на основе высококипящих ядовитых компонентов)
«Ангара А3» вместо «Зенита-2» (производился на Украине только для проекта морской/наземный старт, фактически производство остановлено после 2013 года)
«Ангара А1.2» вместо «Циклона-2/3» (снят с производства на Украине)
«Ангара А1.1» вместо «Космоса-3М» (топливо на основе высококипящих ядовитых компонентов, снят с производства в 90-х).
Без замены оставалось бы только семейство ракет-носителей типа Р-7 («Союз»/«Молния») и легкие конверсионные носители на базе МБР. Методология создания унифицированного ряда ракет-носителей стала основой докторской диссертации первого заместителя генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева А. А. Медведева, защищённой в 1999 году (в 2001 году А. А. Медведев был назначен генеральным директором). Кроме того, имелись основания полагать, что со временем значительная часть нагрузок РН «Союз» должна мигрировать на более высокий уровень и перейти на РН «Ангара-А3».
Перспективный российский космический корабль «Федерация»/«Орёл» планируется выводить на орбиту при помощи «Ангары-А5»