На основе разработок электрооборудования электровозов серии 39Е в 1961 году завод Шкода приступил к проектированию шестиосного электровоза переменного тока заводской серий 32Е (S699.001) – для ж.д. колеи 1435 мм с характерными габаритами. По замыслу специалистов Шкоды, этот проект должен был стать прорывным в новые технологии и обеспечить заводу лидерство в производстве электровозов, по крайней мере, для ж.д. социалистических стран центральной Европы. Поэтому в этот проект было заложено много новых идей и технических решений по сравнению с уже отработанными технологиями, нашедшими отражение, в частности, в электровозах ЧС1, ЧС2 и ЧС3. Электровоз S699.001 (32Е) часто называют прототипом ЧС4. Это в принципе и так, и нет. Смотря, какое его оборудование иметь в виду. По электрическому оборудованию это в значительной мере именно так. Частично по тележкам тоже. Но весь электровоз в целом был ориентирован именно на страны центральной Европы. Для использования в Чехословакии мощность шестиосного электровоза была избыточной, поэтому на основе S699.001 был разработан четырёхосный локомотив. Автор дизайна электровозов S699, S489 (rada 230), S499 (rada 240), а также ЧС4 - чешский дизайнер Отакар Диблик (Otakar Diblík).
Векторные развертки были приобретены непосредственно у их автора - Павла Бестра менее чем за 1 евро и уменьшены с заявленного 48-го масштаба (по факту обнаружилось, что на самом деле масштаб не 48-й, а 1:53) до стандартного НО с помощью программы Corel Draw. По сложности модель примерно такая же, как ЧС4т Фёдора Бохонова, который выложен на сайте Мобука.Ру, т.е., это "модель выходного дня".
В масштабе НО эти развертки также были опубликованы в журнале Betexa. Являюсь обладателем оригинала, но резать жалко - да и отпечаток на полуглянцевой бумаге по качеству превосходит чешскую типографию.
Долго думал, куда бы приткнуть свои конверсии чешских трамваев, в итоге решил апнуть эту темку. Новую создавать постеснялся в силу примитивности моделек. Масштаб тот же что и здесь - 1:87, уровень сложности почти тот же, хотя трамваи всё же попроще, ну и уровень проработки моделей одинаково скуден - колеса не крутятся, тележки рисованные. И то, и то - ж.д. техника производства Чехии. Итак. Первый номер. ЧКД Татра Т7B5. Несерийный трамвай, всего завод выпустил не более десятка (подробности - в Википедии), хотя они довольно долго бегали по столице РФ. Сейчас вроде бы остались только музейные экземпляры, да в далёком шведском Гётёборге один вагончик ездит в качестве экскурсионного транспорта категории ВИП (фото). В качестве базы для конверсии была использована вот эта модель Tatr'ы T6B5 чешского разработчика Petr Kudrej. Вот что получилось (делал 4 варианта раскрасок, собрал только один, классический):
Следующая конверсия носит имя Pragoimex Vario LF (Low Floor - т.е. низкопольный), но по сути это очень глубокая модернизация старой доброй Татры Т3, которых так много было в СССР, да и сейчас их немало бегает на постсоветском пространстве. Фишка вот в чём: корпуса старых Татр Т3 выработали к настоящему времени далеко не весь свой ресурс, но с точки зрения маркетинга Татра Т3 - это старый трамвай. Поэтому чехи придумали довольно остроумный способ продлить им жизнь в новом облике. В процессе модернизации старые передние и задние маски срезаются, вот так:
На их место привариваются новые маски, дизайн которых разработал чех František Pelikán. Если высота пола при этом не меняется и длина вагона остается прежним, то в результате модернизации получаются модели Tatra T3R.EV и Tatra T3R.PV. Жители Волгограда в 2008 году получили 2 вагончика Tatra T3R.PV, которые будучи соединенными друг с другом по СМЕ (системе многих единиц) ходят по маршруту СТ (скоростной трамвай). Вот несколько фотографий этой системы:
Модель их я пока не сделал, но в планах она у меня есть.
Теперь непосредственно про Vario. Корпуса старых татр, лишенные масок, удлиняются на 1,1 метр, вставляются новые окна и двери (хотя в Брно ездит один Варио со старыми дверями), пол в середине вагона модифицируется в низкий, для возможности пользования этими трамваями гражданами в инвалидных колясках. Часть электрооборудования при этом выносится на крышу вагона. Маски спереди и сзади привариваются новые, кабина тоже полностью обновляется. И - вуаля - совершенно новый трамвай. Москвичи про него знают, один вагон Vario LF бегает по маршруту номер 17 с 2009 года:
Для конверсии в Vario я взял модель Tatra T3R.EV от Яна Фабиана (Jan Fabian), чешского (если я не ошибаюсь, хотя может и словацкого) разработчика бумажных моделей. Модель изначально была в 300-м масштабе, но так как это вектор, увеличение разверток в 345 раз дало 87-й масштаб. Скачал чертеж, нарисовал по нему новые окна, удлинил корпус на 1,16 см, раскрасил в заводскую (пражскую) окраску. Ну и итог - собранная моделька:
Сделал также "групповое фото" с двумя своими перекрасами Татр Т3SU от того же Фабиана (Isover и Аэрофлот):
После доработки незначительных косяков по итогам проведенного теста обе конверсии (Tatra T7B5 и Vario LF), а также Tatra T3SU в рекламе ISOVER выложу на главной странице сайта.
Покажу еще своих трамвайчиков. Именной КТМ-23 (71-623) "Антон Буслов", эти трамваи из-за цвета окраски еще ласково называют "Рыжики". Это мой "перекрас", если можно так выразиться, модели от Андрея Кузнецова (Mungojerrie)
Слегка отредактировал Секцию А тепловоза 2ТЭ25К-0005 за авторством Андрея Кузнецова (Mungojerrie) и нарисовал к ней Секцию Б. Получилась такая вот сплотка: