Zlin-42М Масштаб 1:25. ММ 7 за 1979 год
|
|
gk(fp) | Дата: Понедельник, 28.10.2019, 07:00 | Сообщение # 1 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Добрый день Коллеги. Представляю вашему вниманию модель Zlin-42M. Классика. ММ. №7 за 1979 год.
Лирическое отступление Моя первая модель, собранная во время учебы в ХАИ. Купил на модельной барахолке в Харькове и построил в далеком 1991 году. После сборки Аппарат проявил чудеса бумажной стойкости. Пережил невероятное количество приключений в легендарной «тройке» и «десятке» - общежитиях самолетостроительного факультета. Переехал в подмосковный Королев, пожил в заводском общежитии , перебрался в Москву, висел под потолком квартиры вплоть до 2005 года, когда и отправился в утилизацию ручками моей трехлетней дочери. Лирическое отступление закончилось.
О самой работе. По причине относительной простоты конструкции эта модель выбрана для отработки технологии изготовления бумажных макетов с применением резки лазером. В общем виде это – ДТ (демонстратор технологии). Развертки модель полностью выполнены путем лазерной маркировки и резки. Без печати. Конечно, она будет бесцветной. Главное – определить все возможности и ограничения такой технологии.
Немного о прототипе.
Самолёт Zlin Z 42М выполнен в конфигурации однодвигательного свободнонесущего моноплана с нижним расположением крыла, классическим хвостовым оперением и неубираемым шасси. Эксплуатируется как учебно-тренировочный самолёт, легкий транспортный, патрульный, буксировщик планеров и как машина для выполнения несложного пилотажа. Силовая установка воздушного судна в базовой комплектации представляет собой поршневой шестицилиндровый, рядный, безнаддувный авиадвигатель Avia M 137A, мощностью - 180 л.с., что позволяет развивать воздушную скорость до 315 км/ч и обеспечивает дальность полета до 1200 км. Мотор обладает высокой надёжностью и прост в эксплуатации и обслуживании.
Экипаж: 2 человек; Длина самолёта: 7,08 м. (В зависимости от модификации); Размах крыльев: 9,12 м. (В зависимости от модификации); Высота самолёта: 2,69 м. (В зависимости от модификации); Масса пустого самолёта: 600 кг. (В зависимости от модификации); Полезная нагрузка: 320 кг. (В зависимости от модификации); Максимальный взлётный вес: 920 кг. (В зависимости от модификации); Крейсерская скорость: 200 км\ч. (В зависимости от модификации); Максимальная скорость полёта: 315 км\ч. (В зависимости от модификации); Максимальная дальность полёта: 1200 км.; Максимальная высота полёта: 5500 м.; Мощность: 180 л.с. (В зависимости от модификации).
Выпущено более 250 экземпляра разных модификаций. Самолет довольно распространен в России.
Итак. Взял за основу развертки ЗДЕСЬ
Перевел в вектор и с учетом этой информации:
привел к прототипу положение механизации, расшивку, лючки, надписи и регистрационные знаки. Изменил радиатор, доработал силовой набор и добавил мелких деталей. Для изготовления силового каркаса применен клееный картон (склеен из картона от папок «Дело» на клей ПВА) толщиной 1 мм.
Обшивка и остальные детали изготовлены из белой бумаги плотностью 160 г/м. Разложил на формат А4, без оптимизации раскладки – не ставил такой задачи.
Процесс выглядит вот так:
Получился следующий набор деталей:
Некоторые детали дублировал в нескольких исполнениях. Я пока не освоил вершинны проектирования в специальных програмных обеспечениях (кстати, если не затруднит, посоветуйте софт для начинающего ), по этой причине рисовал в Компас. Трудновато.
Все готово к сборке.
Просто подпись....
Сообщение отредактировал gk(fp) - Вторник, 29.10.2019, 01:41 |
|
|
|
romsas | Дата: Понедельник, 28.10.2019, 14:59 | Сообщение # 2 |
Группа: Опытные
Сообщений: 980
Репутация: 81
Награды: 0
Статус: Offline
| Обалдеть, уже и резать ничего не надо!
|
|
|
|
gk(fp) | Дата: Понедельник, 28.10.2019, 23:19 | Сообщение # 3 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Цитата romsas ( ) Обалдеть, уже и резать ничего не надо
Пока полностью не соглашусь. В бумажном моделировании для меня ( мое сугубо личное мнение) процесс резки бумаги самое затартное и НЕ интересное занятие.
Просто подпись....
|
|
|
|
gk(fp) | Дата: Вторник, 29.10.2019, 00:09 | Сообщение # 4 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Продолжу работу. По качеству фотографии сразу принесу извинения. На телефон снимал. Детали готовы и извлечены с перемычек. Дополнительная операция перед извлечением – мягкой кистью аккуратно смахнуть сажу от бумаги, сгоревшей в процессе резки и маркировки. Отступление. Силовой набор так же попробовал резать из электрокартона толщиной 1 мм. Лютая вещь. Пропитан формальдегидными смолами, крепкий, в зоне реза упрочняется так, что наждачной бумагой тяжело обрабатывается. Вернемся к нашим деталькам. Силовой набор консолей.
Собранная конструкция.
Отвлече6мся на мелочи. Лопасти винта. Форму перечертил под прототип. И добавил знак.
Дутики шасси, собраны и обработаны
Собрал стабилизатор. Силовой набор так же был доработан.
Собран носовой обтекатель моторного отсека.
Просто подпись....
Сообщение отредактировал gk(fp) - Вторник, 29.10.2019, 00:58 |
|
|
|
gk(fp) | Дата: Вторник, 29.10.2019, 00:37 | Сообщение # 5 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Собрал киль. В оригинале из силового набора там только спичка. Дополнил конструкцию. Отдельным узлом собрал хвостовой обтекатель.
Конструкция выполнена на «боченках» Потренировался, как собирается на простой хвостовой секции. Не смотря на ухищрения при векторизации идеально свести секции не удалось. Но это скорее пока неотлаженная технология и растерянный навык. Получилось так:
Пособирал секции. Собрал обновленный радиатор. Получился такой комплект:
Дособирал моторный отсек. Закрыл жалюзи охлаждения наклакой изнутри.
Вернулся к винту. Самая затруднительная часть - гребни на коке обтекателя. очень мелкие для той линзы, которая стояла в лазере. Пришлось печатать и резать заново. Вот, что получилась в итоге:
Что касается изготовления мелких лепестков - технологию подготовки чертежа к резке надо будет дорабатывать и саму технологию резки тоже.
Есть над чем подумать.
Просто подпись....
Сообщение отредактировал gk(fp) - Вторник, 29.10.2019, 00:52 |
|
|
|
gk(fp) | Дата: Вторник, 29.10.2019, 01:39 | Сообщение # 6 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Собираем кабину. Без «внутрянки». Не ставил себе задачу по столь глубокой модернизации модели.
С интерьером кабины данную модель можно посмотреть ТУТ
Развертка лобового стекла далека от оригинальной формы. На машине она выпуклая и в принципе должна быть выполнена лепестками. Подобрал только что бы хорошо садилась на существующую форму набора. Доработал так же внешний вид – сделал форточку по польской традиции на лобовом стекле фонаря кабины.
Собрал консоли. Не стал ничем заполнять простанство между нервюрами - сильно обшивка не провиснет.
Самая интересная задача - законцовки. Вообше не подходят по форме те, что предложены разаработчиком. Как и в первый раз, просто приклеил к листу и обрезал по месту.
Получился вот такой комплект:
Просто подпись....
Сообщение отредактировал gk(fp) - Вторник, 29.10.2019, 01:42 |
|
|
|
takcoud | Дата: Вторник, 29.10.2019, 04:20 | Сообщение # 7 |
Группа: Опытные
Сообщений: 739
Репутация: 391
Награды: 0
Статус: Offline
| Впечатляет! Можно узнать на чём резалось (марку/модель)? После сборки будет интересно понаблюдать за окраской, а так же за поведением выгравированной расшивки и деталировки. Удачи!
|
|
|
|
takcoud | Дата: Вторник, 29.10.2019, 04:22 | Сообщение # 8 |
Группа: Опытные
Сообщений: 739
Репутация: 391
Награды: 0
Статус: Offline
| Цитата gk(fp) ( ) Конечно, она будет бесцветной. Главное – определить все возможности и ограничения такой технологии. Вот как раз таки ограничением и может стать окраска. Поэтому хотелось бы увидеть и попытки её выполнить.
|
|
|
|
gk(fp) | Дата: Среда, 30.10.2019, 07:18 | Сообщение # 9 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Цитата takcoud ( ) Вот как раз таки ограничением и может стать окраска. Поэтому хотелось бы увидеть и попытки её выполнить.
Данную модель красить не планировал, но можно попробовать. Самому интересно стало, будут ли удерживать краску отмаркированные границы надписей. Там физически удалена часть бумажных волокон - сформирован граничный желоб. Попробую поработать с регистрационными надписями.
Просто подпись....
Сообщение отредактировал gk(fp) - Среда, 30.10.2019, 08:59 |
|
|
|
gk(fp) | Дата: Среда, 30.10.2019, 07:32 | Сообщение # 10 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Продолжим. Дело идет неспешно, но все же идет. Собираю фюзеляж и оперение. Поставим на место моторный отсек и стабилизатор.
Собрал защитный экран пола кабины. Делал его отдельной деталью, что позволяет облегчить сборку и одновременно закрыть нижние стыки. Каюсь – немного промахнулся с позиционированием длинных гребней от линии излома экрана.
Переделал обтекатель хвостовой опоры.
Добавил аэронавигационный сигнал на киле, сформировал и поставил не место его обтекатели.
Вот, что получилось в итоге. Такой набор.
Собрал переднюю стойку и установил киль. Теперь набор для монтажа стал таким.
Просто подпись....
Сообщение отредактировал gk(fp) - Среда, 30.10.2019, 09:09 |
|
|
|
gk(fp) | Дата: Четверг, 31.10.2019, 04:55 | Сообщение # 11 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Цитата takcoud ( ) Впечатляет! Можно узнать на чём резалось (марку/модель)?
Открою секрет.
Сейчас на рынке станков для гравировки из КНР - большое количество. У меня на производстве работает «настольник» инфракрасный Raylogic 11G 640. Резонатор - СО2 лампа мощностью 60Вт. с длиной волны 10,6 мкм. Линза использовать F1.5.
Просто подпись....
|
|
|
|
gk(fp) | Дата: Четверг, 31.10.2019, 05:03 | Сообщение # 12 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Продолжаю процесс. Ставлю колеса шасси на место и выхлопные патрубки. Переднюю стойку сделаю без защитной «гофры» на зеркало амортизатора.
В общем виде картина получается такая.
Встается совсем немного. Антена, подножки, ПВД, узлы навески закрылков.
Просто подпись....
|
|
|
|
takcoud | Дата: Четверг, 31.10.2019, 15:22 | Сообщение # 13 |
Группа: Опытные
Сообщений: 739
Репутация: 391
Награды: 0
Статус: Offline
| Что тут сказать, лазер делает своё дело, чисто, аккуратно, быстро Жду попытки окраса. Хотя бы тестового, какой-то отдельной детали. Не знаю, стоит ли делать пробы на собранной модели, достаточно отдельного элемента.
|
|
|
|
gk(fp) | Дата: Вторник, 05.11.2019, 07:48 | Сообщение # 14 |
Группа: Опытные
Сообщений: 222
Репутация: 333
Награды: 0
Статус: Offline
| Завершаем процесс сборки. На место поставлены консоли крыла, антенна, ПВД, весовые компенсаторы элеронов, узлы навески закрылков, подножки. Приклеил трапы, выполненные как отдельные детали. На грязезащитный щиток поставил усилители.
По модели. Поперечное V крыла получилось завышенное. Надо было спроектировать центральный лонжерон, идущий через фюзеляж. В аутентичной модели его не предусмотрено и корневые части консолей крыла базируются по разметке и вырезам под амортизирующую стойку основного шасси. К сожалению, это не позволяет приклеить детали под реальным углом без серьезной доработки линии сопряжения. О развертке лобового остекления я фонаря я уже писал ранее. В остальном для ручного черчения собирается несложно.
По самой технологии. Резка помогает сократить время на контурах и на линиях гиба. После обработки линии не надо отдельно продавливать. Необходимо доработать технологию для лепестков и мелких деталей (дополнительно подобрать параметры, уточнить фокусное расстояние линзы, ввести смещение по контурам на «прижег» материала).
Думаю об окраске. Ограничусь, скорее всего регистрационными знаками, АНО, колесами и коком винта. Попробую поэкспериментировать для начала на отдельно собранной консоли крыла. По этой причине тему пока не закрываю и в готовых моделях не выкладываю.
Просто подпись....
|
|
|
|
sahara | Дата: Среда, 06.11.2019, 03:50 | Сообщение # 15 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1562
Репутация: 4137
Награды: 5
Статус: Online
| А мне нравится Есть в этом своя эстетика
Порядок необходим глупцам, гений же властвует над хаосом.
|
|
|
|