можно Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, всего было выпущено 1823 танка этого типа. В боевых действиях Т-44 участия никогда не принимал. Его выпуск ограничился сравнительно малым количеством и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской Армии вплоть до 1970-х годов.
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. В связи с новой компоновкой удалось сместить к центру корпуса башню, приобретшую более обтекаемую форму, что повысило её снарядостойкость. На освободившемся месте был размещён люк механика-водителя, устанавливавшийся на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на катки распределялась равномерно, что позволило нарастить лобовую броню до 120 мм.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку Л-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была.
Классификация средний танк
Боевая масса, т 31,8
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 1944—1947
Годы эксплуатации 1945 — конец 1970-х
Количество выпущенных, шт. 1823
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 7650
Ширина корпуса, мм 3180
Высота, мм 2412
Клиренс, мм 425
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90
Борт корпуса, мм/град. 75
Корма корпуса, мм/град. 30—45
Днище, мм 15
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 120
Борт башни, мм/град. 75
Корма башни, мм/град. 75
Крыша башни, мм 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм ЗИС-С-53 обр.1944 года
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 54,6
Боекомплект пушки 58
Углы ВН, град. —5…+25
Прицелы телескопический ТШ-16
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТМ
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 500
Скорость по шоссе, км/ч 51
Запас хода по шоссе, км 300
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3