Амабль Гильом Проспер Брюжьер де Барант (1782—1866) -
французский дипломат, посол в России в 1835 - 1841 гг., Русский архив. 1896, т. I ., стр.243
… (Император) имел к этому параду совсем особый интерес, который весьма подходит к его характеру. Петр Великий, начав создавать флот в Петербурге, вспомнил, что, будучи еще ребенком, часто плавал возле Москвы на парусном ботике и там ему пришла первая мысль создать из России могущественную морскую державу. Он привез из Москвы эту лодку, в последующее время лодку стали с благоговейным почетом сохранять. Император (Николай) велел ее поправить и выкрасить, через некоторое время ее спустили при пушечной пальбе на Неву, она доплыла до Кронштадта и была взята на палубу парохода «Геркулес». «Геркулес», неся эту святыню основателя могущества и величия России, шел впереди парохода, на котором находился Император со своей семьей и свитой. Весь флот воздал почести своему «дедушке», как называл Петр Великий этот ботик. Объехав всю линию, Император с Императрицей, всею царскою фамилией, на лодке, рулем коей он сам управлял, распоряжаясь маневрами, направился к «Геркулесу» и взошел на него, чтобы самому воздать честь ладье Петра Великого...[size=10]
Торжественный день
столетия от основания града Св.Петра
мая 16 дня 1803
Досель страшались робки боты
Предать себя речным водам,
А ныне ополченны флоты
С отвагой скачут по морям;
Кипящу бездну рассекают,
Хребет царя морей нагнув,
И, звучны своды вод давнув,
Пучину славой наполняют.
Но кто виновник их побед? -
Сей ботик, - их почтенный дед...
думаю пока истории хватит...)) но... хочу предоставить ещё парочку интересных документов...
Устройство Стапеля
Использован материал (стр. 302-306, ч.1)
из труда:
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом,
Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища.
Перевел с французского: Флота Капитан Александр Шишков;
Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
( лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)
69.
...положим теперь что на некотором месте теперь собраны все необделанные леса долженствующие быть употреблены в строении военнаго судна, таковаго как корабль о 74 пушках; и дадим сему месту название верфи. Тамо все штуки распиливаются, приуготовляются и прилаживаются одне к другим: но на другом месте называемом стапель устанавливаются оне в надлежащие свои места. Всякое место годно для верфи, но стапель, от котораго верфь не долженствует никогда быть весьма отдалена, требует большаго внимания, и оный зависит от некоторых особенных условий.
Стапель должен быть довольно тверд, дабы не оседая мог держать на себе превеликую тягость совсем построеннаго корабля; и оный должен быть сделан на берегу при воде, к которой надлежит ему иметь определенную наклонность, дабы корабль построенный мог свободно спущен быть на воду. Без сомнения, легко можно найти на берегу моря место довольно пространное для соделания на нем стапеля, и дать поверхности его приличную наклонность: но обстоятельства не всегда позволяют, чтоб с сими условиями сопряжена была купно и твердость земли. Когда же земля худа, тогда набиваются сваи, и на вершины их насаживаются горизонтально штуки дерев, которыя врубаются крестообразно одна в другую, идучи во многом числе и таким порядком до самого краю берега. Сие собрание дерев становится таким образом твердым для корабля основанием, и оное настилается досками, когда верхняя его поверхность получит должную наклонность, которая есть около двенадцати линей на каждый фут длины, и дают оному имя стапель. Когдаж земля хороша, то врывают токмо в нее на несколько фут глубиною вышеупомянутые лежащие крестообразно штуки, которыя быв усланы досками сотавляют гладкую плоскость, удобную держать корабль и его подпоры. Стапель линейнаго корабля делается длиною в 300, а шириною в 60 фут. Сие последние размерение потребно для разнесения подпор поддерживающих корабль во время строения онаго. Длина определяется по другим причинам. Когда кораблю строющемуся должно стоять на твердом основании, тогда надлежит также, чтоб при спущении онаго на воду, сходя постепенно, мог он двигаться по наклонной плоскости, которая уходя под воду не преставала бы держать на себе тягость судна, доколе обступившая вокруг вода его не поднимет; по сему длина стапеля должна гораздо превосходить длину строющагося корабля. Сия часть стапеля,которая не держит на себе тягости корабля как токмо мимоходом, и в то самое время, когда он спускается на воду, отличается особливым именованием элинга или передняго стапеля, между тем как стапель, собственно называемый, есть плоскость, на которой таж самая громада стоит и с подпорами своими во время строения оныя. Наклонность, какая предписуется тому и другому стапелю, делается для облегчения и скорейшаго спуску корабля на воду; и по сей то причине наклонность передняго стапеля увеличивается иногда и делается в нижней части больше чем в верхней. Единое испытание могло дать сведение о степени наклонности, какую надлежит давать стапелю каждаго корабля, дабы при спуске своем преодолел он действие трения, и не приобрел бы при сем падении опасной скорости. Плоскость передняго стапеля и получает всегда всю наклонность потребную для спуску корабля на воду: но стапелю часто дается токмо настоящая наклонность берега; и устанавливаются в разных точках длины онаго подставки таковые как (ссылка на альбом с чертежами прим. А.Б.) которых верхния грани расположены по плоскости немного менее наклонной, чем плоскость передняго стапеля, и которыя назначены к тому чтоб служить подпорою килю строющагося корабля. Сии подставки называются блоками или стапель-блоками; оне составляются из многих деревянных штук неравных длиною и положенных горизонтально одна на другую. В каждом блоке штуки лежащия непосредственно на стапеле имеют 12 дюймов квадратной толщины и не малую длину, которая впрочем переменяется смотря по высоте блоков; верхния же части их уменьшаются в длину постепенно до самой вершины: сии блоки оканчиваются штуками, которых высота не больше 4 или 5 дюймов, ширина 12 дюймов, а длина 3 или 4 фута; и сии штуки делаются из такова дерева, которое бы легко можно было расколоть, дабы удобно было тотчас выколотить их из мест, когда понадобится. Разстояние между сими блоками бывает от 6 до 7 фут. Ближайший к воде из оных, находящийся при верхе передняго стапеля, назначается для держания задняго конца киля. Высота его над стапелем определяется смотря по приуготовлению нужному для спуску корабля на воду, и оная есть около двух фут для плоскодонных судов. Когда сей первый блок будет поставлен,тогда кладут деревянныя штуки, чтоб составить другой оконечной блок, который должен быть под передним концем киля. Буде плоскость проходящая по вершинам сих оконечных блоков должна иметь к воде наклонность в 9 или 10 линей на каждый фут длины, то плотники означают направление оной веревкою туго натянутою, для определения высоты промежуточных блоков. Когда все блоки поставлены будут в надлежащих им местах; когда штуки составляющия каждый блок соединяются толстыми досками идущими поперег их, и называющимися шпонками; когда оне утверждены будут упорками;(*) тогда стесывают верхнюю грань штуки составляющей вершину каждаго из сих блоков, и сия грань, имеющая в длину стапеля наклонность к горизонту под углом меньшим 5 градусов, в ширину онаго делается совершенно ватерпасною
Устройство Киля
Использован материал (стр. 306-308, ч.1)
из труда:
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом,
Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища.
Перевел с французского: Флота Капитан Александр Шишков;
Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
( лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)
Понеже киль, имея великую длину, не может сделан быть из одной штуки, того ради составляют оный из многих штук соединенных между собою концами (ссылка на альбом с чертежами прим.А.Б.) Сии штуки получают с начала образ прямоугольнаго параллепипеда, которого высота всегда превосходит ширину. (Я должен предуведомить здесь, что говоря вообще о штуках, о их размерениях, или о их гранях, я разумею о них так как оныя помещены в корабле, делая часть онаго). В военных кораблях ширина киля есть около 1\124 главной длины, а высота или глубина его 1\108 той же меры. В штуках сохраняется впрочем вся длина, какую могут иметь леса прежде обделания оных; и когда оне получат сей первый образ, тогда приготовляют их таким образом, чтоб оне могли быть твердо соединены. Сего ради дают им новый призматический образ, оканчивая их замком, котораго длина равна пяти или шестикратной толщине киля. Замок шириною равен ширине штуки, но тостота онаго при начале есть 2\3, а при конце его 1\3 высоты киля. Таковой замок, составляющий концы штук киля, делается сим образом для того, дабы наложену быть на другой такой же замок вырезанный в противную сторону, в штуке служащей продолжением килю.Одна задняя штука киля имеет у себя токмо один замок; но все прочия имеют оных два. Можно составить из них прямоугольной параллепипед, идущий от старнпоста до начала стема, и которых собрание сделается килем корабля. Понеже стем должен крепко присоединен быть к килю, того ради плотники делают штуку, называемую бакс, которая оканчивает киль с переди, и которой другой конец изогнувшись восходит в верх, составляя начало стема. Ворот сея штуки чем выше тем лучше, но другое ея размерение должно быть равное со штуками киля, длина же горизонтальнаго основания ея бывает какая токмо возможна.
Когда все штуки киля будут обделаны порознь, тогда сносят их вместе для соединение на краткое время, дабы увидеть ладно ли оне приходятся. По разсмотрении же оныя точно составляют киль, делают на обеих вертикальных гранях жолобок именуемый шпунт. Сей жолобок идет во всю длину киля параллельно нижней его кромке; он делается для впущения в него края нижних обшивных досок, долженствующих покрывать шпангоуты, и плотники, чтоб сделать его удобным и правильным употребляют для сего небольшое лекальцо. Таким образом шпунт есть треугольный жолобок, котораго отверстие равно толщине вышеупомянутых обшивных досок, а глубина около 2\3 оных. Впрочем верхний край его идет почти подле самой верхней кромки киля.
Приготовление краски, применение.
Золочение
"Вооружение Военных Судов", издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;
(испльзованы стр. 395 - 407, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)
Чтобы ЧЕРНЕТИ дать хороший отблеск, чтоб она ровнее ложилась и так же чтоб скорее и лучше сохла, в нее подмешивают несколько терпентиннаго масла, или скипидара. Грунт под чернеть кладется шарою краскою.
ЧЕРНАЯ, НЕ МАСЛЯНАЯ КРАСКА, ДЛЯ ДЕРЕВА
На 3 и 3\4 фунта уксусу кладут 1\2 фунта мумии(*) или железной ржавчины и оставляют эту смесь по крайней мере на десять дней; чем дольше, тем лучше. После этого прибавляют 1 фунт ламповой сажи и 1\4 фунта зеленого купороса. Эту новую смесь мешают в продолжении нескольких часов, после чего она готова для употребления.
(* мумия получается при перегоне купоросного масла из железнаго купороса, и известна в продаже тоже под названием Colcotar или Crocus).
Чтобы получить БЕЛУЮ КРАСКУ МАТОВОГО ЦВЕТА, растирают белила сперва на воде, потом наливают в них олифу и сильно мешают; при чем олифа соединится с белилами, а вода отделится, дав последней отстояться, ее сливают и разводят белила скипидаром (*) На белых шканцах заметна почти каждая пылинка и каждое прикосновение нечистым пальцем оставленное пятно; но она представляет то большое преимущество пред смешанными красками, что подкрашивается не оставляя следов. Чтоб обыкновенная, не матовая белая краска скорее сохла, подмешивают в белила также несколько скипидару.
(*при этом следует употреблять скипидар, известный под названием веницианскаго, добываемый из лиственничных дерев; он не имеет того неприятнаго запаху как обыкновенный, добываемый из обыкновенной сосны).
Для шеколадной краски, для медянки и для сибирки находятся в употреблении следующие составы:
Для СВЕТЛО-ШОКОЛАДНОЙ: на два стакана олифы берут 1 ложку умбры и 2 ложки мумии; смешав это как можно лучше, кладут 4 столовыя ложки этой смеси на ведро разведенных белил; к этому прибавляют еще ложку жидко-растертой киновари и ложку берлинской лазури. Перемешав все это, краска будет готова.
СУРИК И КИНОВАРЬ употребляется иногда для шлюпок; кроме того, первая употребляется для грунтования железных вещей, а последняя иногда для портовых косяков.
Грунт для МЕДЯНКИ: на ведро разведенных белил кладут один стакан разведенной берлинской лазури; перемешав это, получится светло-голубая краска. После этого прибавляют два стакана жидко разведенного лучшаго хромгельба (хромиево-кислый свинец),- получится светло-зеленая краска, которую следует смешать с двумя ведрами неразведенной медянки. Медянка есть одна из самых прочных красок для дерева. Чтобы узнать, не содержит ли она какой либо примеси, стоит смешать с нею немного ослабленной серной кислоты, которая непременно растворит медянку, а белила и примесь оставит нерастворенными. Грунт под медянку кладется светло-шарою краскою.
Для СИБИРКИ: распускают в кипятке медный купорос и подсыпают в раствор, понемногу, поташу, до тех пор, пока состав, после прибавления поташу, уже не будет более подниматься; тогда прибавляют еще 1\10 часть всего растворенного количества купороса и дают ему распутиться; наконец подливают, на глазомер, пробуя краску на дереве, плавленнаго мелу и клею. Если отпущеннаго количества клею недостает, чтоб сделать клеевую краску достаточно клейкою, то вместо клея (который обыкновенно довольно дорог) можно употребить невыделанную кожу и копыта. Должно вскипятить с ними воду и поддерживать кипение в продолжение 48 часов, или пока почтивсе положенное в воду количество не распустится, После этого следует пропустить смесь сквозь флагдук и вылить на клей с мелом или известью, предварительно мелко растертые и просеянные сквозь флагдук или что либо подобное. Наконец добавляют, сколько нужно воды. Белизна краски будет зависеть от качества клея и мела или извести.
ЗОЛОЧЕНИЕ Листовое золото кладется на золотой грунт; а лучший и самый простой такой грунт есть густое масло всплывающее на желтой краске, если поддержать оную, не трогая, несколько месяцев в малярном горшке. Когда грунт порядочно высохнет, на что потребно 7 или 8 часов, накладывают золото. При повторительной позолоте следует, до положения грунта, вымывать старую позолоту теплою водою с мылом. Чтобы удостовериться, что золото не имеет примеси, стоит только капнуть на позолоту крепкой водкой отчего при нечистом металле покажется зеленое пятно.
Окраска орудий
Подготовка. Очистка меди
Отрывки из книги:
"Вооружение Военных Судов", издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;
(испльзованы стр. 395 - 407, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)
Под светлую краску, употребляется белая замазка (белила с олифой), под темную - красная (сурик с олифой) или желтая (вохра с олифой). Последняя спорее и дешевле. Соскабливают ножами все пятна смолы, замазывают щели и дирья, грунтуют все железо суриком и в то же время очищают от пятен кнехты и прочие места, назначенныя под краску. После этого моют места, назначенныя под краску, теплою водою с поташем или мылом; места же особенно грязныя или сальныя, моют тряпками или лучше, чистой белой пенькой со скипидаром. Теплая вода, кроме того, что хорошо вымывают пятна, необходима еще потому, что скоро сохнет. Затем иногда моют палубу с каменьями и песком и стараются содежать их сырыми в продолжение окрашивания внутренности судна, дабы уменьшить пыль, садящуюся на краску. Но как при мытье палубы трудно, чтоб не замочили борт, то лучше вытирать их одними мокрыми швабрами; ибо мокрый борт, никогда нельзя хорошо выкрасить...
...Чтоб краска легла ровнее, хорошо тереть назначенныя под нее места пемзою, выполировав поверхность ея предварительно об что-либо твердое, как например гранит. Пемза сглаживает неровности и затирает раковинки и маленькия щели. Для той же цели места более видныя, как шканечныя борта, бимсы и потолки в капитанской каюте и в кают-компании, шпаклюют до окрашивания; причем тоже наблюдают, чтоб дерево не было сыро. Шпаклевка составляется из мела, белил и олифы, к чему, смотря по желанию иметь шпаклевку темную или светлую, прибавляют более или менее вохры, зильберглету или умбры. Вышпаклевав назначенное место помощью деревянных лопаточек и, дав шпаклевке в продолжение суток высохнуть, полируют ее посредством пемзы; потом сметают пыль, и ежели после сего окажутся легкия щели, то их замазывают.
ОКРАСКА ОРУДИЙ \ СТАНКОВ
Орудия прежде всего чистят, т.е. соскабливают ржавчину и старую краску, потом вытирают тряпками с олифой, а после этого красят блакварнишом или газовую смолою. Последняя для сего предпочитается. Чтобы краска легла ровнее и тоньше, то как она, так и само орудие должны быть теплы и окрашивание производится посредством кисти. Для поддержания теплоты краски, кладут в нее горячие болты или другие куски железа, и ежели день холодный и орудия не нагреты солнцем, то, осмотрев и разрядив их, в них кладут каленые ядра. Выкрасив орудия и дав им высохнуть, их вытирают олифой и лакируют.
Вот один из употребляемых для сего составов: на 2 фунта воску:
сажи жженой, тертой-----------------------------------------30 золотн.
зирберглету (сплавленный окисель свинца) тертаго-------10 золотн.
берлинской лазури--------------------------------------------10 золотн.
Растопив воск, его снимают с огня, и когда он начинает остывать, то, чтоб удержать в жидком состоянии, подливают немного скипидару: около 1\8 ф. на 1 ф. воску. После этого, приведя сажу, зильберглет и лазурь в мелкий порошок и смешав вместе, всыпаю новый порошок, понемногу, в растопленный воск, помешивая во все время лопаточкой. После этого дают составу в горшке застыть, и тогда он готов. Натерев им орудие, его растирают потом пробками, подобно тому, как вощат лакированное дерево. Составныя части этого воска иногда изменяют, смотря по желанию иметь орудия более черныя или с лазурным отливом.
Французы покрывают орудия после окраски следующим составом: на 4 штофа уксусу:
ламповой сажи-------------------------------------------------------------80 золотн.
мумии или хорошо просеянной железной ржавчины--------------------2 ф.10 зоотн.
Все это смешивают, и покрыв составом орудия, протирают их от времени до времени тряпкой с олифой.
Для предохранения снарядов от ржавчины, употребляют следующий состав:
масла льнянаго------------------30 частей по весу
сажи голландской----------------6 частей
ворвани--------------------------10 частей
зильберглету----------------------2 части
Растереть сажу и зильберглет на олифе, варят весь состав в котле, до тех пор, пока опущенное в котел гусиное перо не будет сгорать; тогда дают составу остыть, после чего его и употребляют. До окраски снаряды должны быть тоже очищены от ржавчины. Станки красят преимущественно темными цветами, на которых остается менее следов от произведенных у орудий учений. Клинья, скамейку и обращающуюся подкладку необходимо красить, потому что от мытья и скобления эти части изменяют свои размерения, что всячески следует предупреждать. Блоки пушечных талей лучше, кажется, не красить, а скоблить и потом вытирать олифой; потому что на них трудно сохранить краску.
ОЧИСТКА МЕДИ Обшивную и вообще всякую другую медь можно весьма хорошо вычистить следующим образом: очистив медь от пятен, вытирают ее тряпками с деревянным маслом, после этого покрывают самым мелким порошком мумии, завернув оную в холстинныя тряпки и нажимая их с некоторым ударением к меди, и наконец трут ее сухими тряпками. А дабы медь, таким образом вычищенную, на долгое время предохранить от влияния воздуха, покрывают ее тонким слоем олифы.