http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/Merkava/ В период между 1956 и 1967 годами израильские бронетанковые войска, получив в дополнение к находившимся на вооружении устаревшим М48 танки М60 из состава американских частей, дислоцированных в Германии, а также значительное количество английских танков «Центурион», быстро выросли количественно и качественно. Хотя главную роль в шестидневной войне 1967 года обычно приписывают израильским военно-воздушным силам, тем не менее благодаря бронетанковым подразделениям, действовавших совместно с парашютным десантом во время молниеносной операции, израильтяне смогли захватить, а затем и удержать значительную часть арабской территории. Самые тяжелые бои, проходившие на Синайском полуострове, были обычно в виде быстротечных дуэльных боев, победителем в которых оказывался тот, кто мог произвести первый точный выстрел на большой дальности. Для этого, из-за низкой эффективности систем управления огнем, большинство командиров израильских танков, чтобы улучшить обзорность, находились в открытых люках, в результате чего многие из них получали ранения.
В ходе этой войны были выявлены многие недостатки американских и английских танков, слабое вооружение и бронирование, недостаточная мощность и повышенная пажароопасность бензиновых двигателей танков М48 и «Центурион».
Все это заставило израильтян в 1969-м начать поиски конструкции нового основного боевого танка, одновременно приступив к модернизации танков М48 и «Центурион» с установкой на них английских 105-мм. пушек и американских дизельных двигателей. Хотя эта модернизация и повысила огневую мощь и надежность вышеуказанных танков до уровня, по крайне мере равного уровню танка М60, израильскими танкистами считалось все же, что только танк «Центурион» достаточно низок по силуэту, достаточно подвижен для условий пустыни и относительно хорошо бронирован, чтобы обеспечить защиту, считающуюся необходимой для уменьшения потерь среди танковых экипажей. Однако даже со всеми модернизациями танк «Центурион», разработанный во время второй мировой войны, морально устарел.
По настоянию израильского генерала Таля, который в 1967 году командовал танковой дивизией на севере Синайского полуострова, израильтяне в качестве первоочередного требования для своего будущего танка выдвинули бронезащиту даже в ущерб подвижности из-за увеличения веса. Опыт использования легких французских танков АМХ-13 показал, что высокая скорость не заменяет защиты в бою. Вторым требованием для нового танка считалась огневая мощь.
Французская и западногерманская концепции, воплощенные в танках АМХ-30 и «Леопард 1», ставили бронезащиту на последнее место в перечне боевых требований, так как в этих странах более важной считалась подвижность. Следовательно, ни одна из этих машин не подходила под израильские требования. Поэтому выбор пал на английский танк «Чифтен», который начал поступать на вооружение в 1965 году. Новый английский танк не только имел самую мощную броневую защиту на Западе, но и на нем была установлена пушка самого большого калибра (120-мм). Скорость танка «Чифтен» была невысокой, но это не имело существенного значения для израильтян.
После оценки танка «Чифтен» Израиль подтвердил свою заинтересованность в его приобретении. Однако чуть позже правительство Великобритании неожиданно наложило запрет на экспорт основных систем наступательного вооружения в любую страну Ближнего Востока, находящуюся на «линии фронта».
США остались единоличным производителем танков, готовым не бросить своего единственного союзника в этом регионе и продолжить торговать с Израилем. Создалась обстановка зависимости от единственного источника, которую правительство Израиля считало очень опасной и которая вызвала острую необходимость начать собственные интенсивные работы, связанные с новым боевым танком для своих бронетанко-вых сил. Это решение вполне соответствовало политическому курсу создания в Израиле сильной военной промышленности, которая могла бы достичь определенной степени независимости от монополии США. В то же время из-за ограниченных ресурсов о полной независимости в области вооружения не могло быть и речи. Однако, как считали в Израиле, если небольшая страна не может производить все вооружение, которое ей требуется, то лучшим способом свести до минимума зависимость от внешних источников является разработка собственного образца в каждой основной катего-рии оружия. Например, если бы американцы прекрати-ли по той или иной причине поставки САУ М109, то, как считали в Израиле, они не оказались бы беспомощными, им бы потребовалось только ускорить производство своей собственной САУ L-33 (гаубица М68 фирмы «Солтам», установленная на шасси танка «Шерман»).
В этот момент началась октябрьская война 1973 года. Несмотря на чрезвычайно тяжелые потери израильских бронетанковых войск в начальный период войны при отражении блестяще спланированного и осуществленного форсирования египтянами Суэцкого канала с массированным применением противотанковых ракет, октябрьская война все же в дальнейшем подтвердила непреходящую ценность танка.
Использование египтянами сплошного прикрытия линии фронта ЗА и ЗРК, не позволившее эффективно осуществлять непосредственную авиационную поддержку израильскими военно-воздушными силами своих наземных сил, теперь многими не рассматривается в качестве причины, способствующей поражению израильтян в начальный период войны 1973 года, как тогда считали на самом деле. Потери в начальный период приписывались плохой оценке разведывательных данных, неудовлетворительной разведке в целом и использованию израильских танков без поддержки артиллерией и пехотой, необходимых для подавления развернутых в передовой полосе египетских расчетов с ПТУР «Малютка».
К концу войны израильтяне также узнали от своего сирийского противника цену приборов ночного видения. Боевые стрельбы на малых дистанциях подтвердили важность поражающего действия танка (быстрое обнаружение цели, открытие первым огня и уничтожение ее), живучести машины и массированного их применения.
Уроки войны 1973 года лишь подтвердили мнение генерала Таля в отношении будущего основного боевого танка Израиля, и группа планирования, которую он возглавил, ускорила работы, связанные с новым танком.
Первые слухи о том, что Израиль разрабатывает свой танк, начали распространяться в 1972 году. Согласно имевшейся тогда информации, он должен был поступить на вооружение в конце того же года. В то время у него не было официального обозначения, несмотря на то, что западная пресса ошибочно приписывала ему различные наименования, такие, как, например «Сабра». Обозначение «Меркава» («Чериот») использовалось как временное наименование проекта, которое в будущем в силу разных причин утвердилось за новым танком. Несмотря на все высказывания о сроках принятия на вооружение танка, пришлось ждать до весны 1977 года, когда для прессы были переданы для опубликование первые подробности и фотоснимок опытного образца танка «Меркава» (в переводе с иврита «божественная колесница»).
Затем появилось сообщение о том, что запланирован выпуск 40 предсерийных машин, из которых первые семь были поставлены в июне 1977 года. Первый же публичный показ танка состоялся в июле 1979 года, в день независимости Израиля, на центральном стадионе города Иерусалим.
На конструкцию танка «Меркава» оказало влияние то, что израильтяне предпочитают вести оборонительные действия с позиций, подготовленных на скатах высот. В результате этого способа ведения огня предполагается высокая вероятность попаданий снарядов в район башни. Поэтому при разработке нового танка основная цель состояла в переносе на возможно большую величину боевого отделения из башни в корпус, а также в уменьшении фронтального силуэта самой башни.
Другим фактором, который оказал влияние на конструкцию танка, явилось, как уже говорилось выше, требование израильтян о наибольшей вероятности выживания экипажа. По этой причине экипаж разместили ниже и сзади, двигатель и трансмиссия установлены впереди и защищены тяжелой литой броневой деталью, с внутренней стороны которой на некотором удалении установлена вторая броневая плита толщиной 60 мм. Полость между ними занимает топливный бак. Позади двигателя находится еще одна броневая перегородка толщиной в 20 мм. Таким образом, экипажу была обеспечена достаточная защита от фронтальных попаданий. Толстобронный корпус является единой отливкой. Большая часть составных элементов башни также отлита, из сварных плит состоит только передняя часть башни, которая сужается у ствола пушки.
Конструкция башни имеет оригинальное решение. Большая ее часть защищена двумя слоями разнесенной литой стальной брони. В передней части, между двумя броневыми стенками (толщина каждой 76 мм), имеется промежуток примерно такого же размера, служащий для размещения патронных коробок к пулеметам. После первых боев в Ливане в 1982 году, когда «Меркавы» впервые столкнулись с сирийскими Т-72, было выяснено, что принятая компоновка бронирования башни неэффективна и не обеспечивает должной защиты, был случай срыва башни с погона корпуса танка после попадания с дистанции 1500 метров 125-мм. советского БПС. Поэтому на модернизированном варианте танка Мк 2 в качестве усиления бронирования башни были установлены дополнительные листы, крепящиеся к башне болтами, а для защиты кормы от ПТУР и гранат РПГ использовали оригинальное решение, стальные шары, висящие на цепях. Для этих же целей на башне установили большую кормовую нишу, к которой и крепятся эти шары. Отличительной особенностью башни также являются приваренные с правой стороны небольшие ребра, предназначенные для захвата пуль и осколков снарядов и предотвращения их рекошетирования в прицельные приспособления. Дополнительную защиту от флангового огня обеспечивают бортовые экраны. Они крепятся на корпусе вдоль борта танка, которые при забитии ходовой части грязью или песком могут выдвигаться в стороны. Экраны первых серийных танков «Меркава Мк 1» несколько отличались от тех, что были установлены на опытном образце, показанном в 1977 году. Экраны опытного образца танка были разделены в горизонтальной плоскости на две части, из которых верхняя могла поворачиваться наружу при заполнении ходовой части посторонними предметами. Доработке также подверглись и экраны танка «Меркава Мк 2». Сложность их обслуживания предопределило их изменение в сторону упрощения, помимо того боевые действия 82-го года показали, что расстояние от бортового экрана, «Меркавы Мк 1», до боковой части корпуса танка недостаточно для рассеивания кумулятивной струи при попадании в борт гранаты ПГ-7В от гранатомета РПГ-7. Поэтому в модификации «Мк 2» это расстояние увеличили на 50 мм за счет установки эллиптических рессор, к которым крепились бортовые экраны, что также способствовало уменьшению забиваемости ходовой части грязью и посторонними предметами.
Кроме мощной лобовой защиты, танк «Меркава» отличается от танков, стоящих на вооружении Израиля, еще рядом мероприятий, разработанных для обеспечения выживаемости экипажа при попадании в танк. Они включают: систему противопожарной защиты, разработанной израильской фирмой «Спектроникс», так же, как и на «Центурионе» система ППО может быть задействована снаружи танка ручным способом, соответствующий рычаг находится в левой передней части корпуса; задние двери, через которые экипаж может быстро покинуть танк; размещение боеприпасов внизу кормовой части корпуса, как наименее подверженной поражению.
Таким образом, реализация израильской танковой доктрины привела к созданию большой, тяжелой (вес танка 63 тонны) машины с достаточно мощной броневой защитой в передней части танка и просторным боевым отделением. Боевое отделение может использоваться для транспортировки военнослужащих и имущества, а также обеспечивать эвакуацию с поля боя раненых, хотя эти вспомогательные транспортные операции исключаются во время боевых действий.
Для упрощения материально-технического обеспечения на вооружение танка была принята 105-мм американская пушка М68 (лицензионный вариант английской L7A1). Однако башня танка сконструирована таким образом, что при необходимости в ней могла быть установлена пушка большего калибра (что и было сделано на «Меркаве 3»). Боекомплект танка «Меркава» составляет 62 выстрела, однако при необходимости, так сказать в перегруз, его можно увеличить до 85 выстрелов. В боекомплект входят выстрелы с пятью типами снарядов: бронебойно-подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный с деформируемой головной частью, с готовыми поражающими элементами и дымовой. О невысоких баллистических данных и поражающих свойствах основных противотанковых боеприпасов, выпускаемых в Израиле, уже писалось в статье об испытаниях танков «Центурион», поэтому эту тему лишний раз затрагивать не будем. Хочется отметить, что специально для танка «Меркава» на основе американского БПС М735 был разработан бро-небойно-подкалиберный с отделяющимся поддоном, стабилизированным оперением, со скользящим ведущим пояском М111. Вольфрамовый сердечник этого снаряда диаметром 33 мм, по заявлениям израильских специалистов фирмы IMI, на дальности 2000 метров побивает стальную преграду толщиной 150 мм, расположенную под углом в 60 град.