Всем привет. Строить буду с наружи во внутрь. Масштаб 1:50. Историческая справка по модели (информация из инета). Лодки этой серии создавались в 1942-43годах и имели выдающиеся для своего класса характеристики, как по надводной, так и подводной дальности хода. Глубина погружения составляла 60м! Серия I состояла из лодок Х-5 – Х-10 и Х-20 – Х-25. Как вы успели заметить, эта лодка имеет сбрасываемые заряды и никакого торпедного вооружения. Мины были весьма популярны у итальянцев и англичан. Немцы же пошли по «торпедному» пути. Британские лодки типа «Х» явились, можно сказать, вершиной развития сверхмалых субмарин с минным вооружением. В этих лодках все необычно! Прежде всего нетипичный облик субмарины без привычного выступа рубки. На самом деле рубка есть, но она вместе с шахтами люков спрятана в сплошную невысокую надстройку (хорошо видно на последней фотке). Это сделано для облегчения прохода лодки через сетевые заграждения. С этой же целью все выступающие части «зализаны», выступы верхней и нижней надстроек имеют лобовые наклонные прутки, труба воздухозаборника заваливается вдоль борта, репитер гирокомпаса опускается в верхнюю надстройку, выступы перископов снабжены специальным противосетевым ограждением, а люки шахт завалены в надстройку. Кстати, шахты, помимо своего прямого назначения, являются дополнительным воздушным объемом. И вместе с небольшой рубкой улучшают стабилизацию лодки. Наличие шлюзового отсека не характерно для сверхмалых лодок. Первоначально экипаж состоял из командира, механика и рулевого. Каждый из них должен был уметь выполнять водолазные и подрывные работы. Позже экипаж пополнился четвертым членом-водолазом. Это свидетельствует о том, какую важную роль отводили англичане работам снаружи лодки: разрезанию сетей и ремонту субмарины (в кормовой части надстройки имелся отсек с инструментами). Благодаря необычному расположению приборов контроля и управления вдоль бортов центрального поста, конструкторам удалось создать не только рабочие посты, но и место для отдыха в столь стесненных условиях! Конечно, условия нахождения в лодке были тяжелыми. Поэтому использовали 2 экипажа: один для перехода на буксире к целевому району, а второй для непосредственно боевых действий.
Вкратце о самих боевых походах. Самыми заметными стали два участия лодок типа «Х» в боевых операциях. В первом походе в 1943г. принимали участие 6 лодок. Двум из них (Х-6 и Х-7) с большими трудностями удалось подобраться под линкор Тирпиц в норвежском Каа-фьорде и сбросить 4 заряда по 1620кг. Лодки были вынуждены всплыть, их заметили и экипаж пленили. Пленники находились в трюме Тирпица, когда прогремели взрывы. Поскольку линкор не затонул, то пленные англичане решили, что повреждения незначительны. На самом деле взрывы сорвали с фундаментов турбины и повредили навигационное и другое оборудование. Ремонт линкора занял полгода. После этого он вернулся в строй, но был затем потоплен авиацией союзников. Затонувшие лодки были подняты немцами и использовались для разработки конструкций своих сверхмалых субмарин. Пленные англичане вернулись домой после войны и получили заслуженные высокие награды.
Во втором походе отличилась лодка Х-24 в 1944 г. Ее отбуксировали к входу фьордов Бергена с целью атаки плавучего дока. Лодка была вынуждена двигаться вслепую. Из-за высокой плотности движения судов капитан не мог выдвинуть перископ и пользовался иллюминаторами, чтобы по теням кораблей определить цель - плавучий док. Когда он решил, что цель достигнута, он сбросил оба заряда и вышел из фьорда. После этого лодка вернулась в базу на буксире большой подводной лодки. После возвращения они с большим удивлением узнали, что, по данным авиаразведки, плавучий док цел и невредим, но зато недалеко от него обнаружено затонувшим большое грузовое судно. Несмотря на эту ошибку Х-24, поход оказался все же весьма полезным: в трюмах затопленного судна находилось много взрывчатки. В результате мощного взрыва затонуло не только само судно, но и пострадали некоторые портовые сооружения. Экипаж был награжден за этот поход.
В целом же в британском флоте эти лодки были признаны неудачными и уже в 1944 г. от их дальнейшего использования отказались. Понятно, приоритет был отдан торпедному вооружению.
И все же в техническом плане этот тип лодок вызывает большое восхищение. Эта субмарина была незаслуженно забыта. Немецкие лодки затмили все остальные. Одна настоящая «Х» выставлена в британском музее в Госпорте.
Начал с крупных деталей: корпуса и надстройки. "Плавники" и рули
А хвостик-то у рыбки - ох и непростой! Да и носик - тоже... И зачем в цилиндрической части корпуса столько сегментов? Быстро, качественно и недорого — из этих трех вещей вы можете выбрать любые две.
alexlut, как бы это еще черновик ... и там все равно сварочные швы в этих местах, а так центральная часть будет естественно одной деталью как и надстройка. А по пузі лазять воші є худі, а є хороші
Всем привет. Продолжаю малювать внутринности. Глушитель, механизм подъема и опускания антенны. Привод подъема и опускания люков. Черновой вариант рубки с надстройками Общие виды на данный момент
Вообще, история их первого применения так и просится в сценарий для фильма. С нынешними возможностями блокбастер можно сделать потрясающий
После захвата немцами Шпицбергена англичане вплотную занялись «Тирпицем». Правда, эффективность налетов их авиации была равна нулю. Линкор защищали ПВО, дымовые завесы и просто плохая погода.Первым успехом, в конечном итоге обеспечившим уничтожение главного врага «владычицы морей Британии», стала операция Source («Источник») в сентябре 1943 г. Здесь удар нанесли «миджеты» («лилипуты»), мини-подлодки типа «экс» (Х) — средство скрытного нападения с подводной скоростью 2,5 узла. В невероятной тесноте примитивной конструкции экипажу из 4 человек даже сидеть приходилось согнувшись. Способ атаки состоял в доставке к цели двух мин с часовым механизмом, снаряженных аммотолом (по 2 т). Было построено 8 «миджетов»; тренируясь на натурном макете позиции «Тирпица», они проходили минные поля, резали противолодочные сети, сбрасывали под киль цели (линкор «Малайя») взрывчатку. Было установлено количество идущих на задание лодок (6) и время атаки: 01:00 ч.-08:00 ч. 22 сентября. Силы распределили по размерам целей: «Тирпиц» атакуют Х-5/Х-6/Х-7; линкор «Шарнхорст» — Х-9/Х-10; крейсер «Лютцов» — Х-8. Океанские лодки должны были отбуксировать «эксы» до горловины Альтен-фьорда и ожидать их возвращения за кромкой минных полей.
11 сентября 1943 года в 16:00 базу в Лох-Карнбаун в Шотландии покинули две подводные лодки: Truculent (командир капитан 3-го ранга Р.Л. Александер) и Syrtis (командир капитан 3-го ранга М.Г. Джапп). Лодки шли очень медленно и осторожно. Едва лодки достигли глубокого места, они тут же погрузились, скрывшись из глаз возможных наблюдателей, оказавшихся на берегу. В 18:00 базу покинула лодка Thrasher, в 20:00 - Seanymph (командир капитан 3-го ранга Дж.П.Г. Оукли), а уже в темноте в 21:30 в море ушла лодка Stubborn. Наконец, в полдень следующего дня базу покинула подводная лодка Sceptre. Так началась операция Source. Каждая из упомянутых лодок буксировала за собой миниатюрную подводную лодку. Truculent буксировал Х-6. Syrtis - X-9, Thrasher - Х-5, Seanymph - Х-8. a Stubborn и Sceptre - Х-7 и Х-10. соответственно. Погода хуже некуда, но, чтобы укрыться от немецких глаз, лодки с интервалом 2 часа ушли в штормовое море, ведя «эксы» в погруженном состоянии. На их борту — перегоночные экипажи, а основные (считай, смертники) отдыхают на борту буксировщиков. Выходя в море, еще не знали, в какой базе придется атаковать, были нужны свежие данные по целям. Обратились за помощью к русским. И вот точные координаты: «Тирпиц» стоит в конце Каа-фьорда (рукав Альтен-фьорда); «Шарнхорст» — у входа в Каа-фьорд; «Лютцов» — в Альтен-фьорде. Переход через Северное море занял восемь дней. Двигаться почти все время приходилось под водой. Этого требовали соображения секретности, а также безопасности - сильная волна могла повредить маленькие субмарины. На миниатюрных лодках находились "маршевые" экипажи. Обитаемость миниатюрных подводных лодок была ужасна, полому основные экипажи должны были занять свое место, лишь прибыв в район операции. Караван полз черепахой, меняя измученные болтанкой буксировочные команды. На 3-й день старший лейтенант Джек Э. Смарт командир маршевого экипажа Х-8 ранним утром заметил, что его кораблик начал стремительно погружаться. Он немедленно сориентировался в ситуации. Выяснилось, что оборвался буксир. Смарт немедленно продул балластные цистерны и всплыл. Смарт осмотрелся и нигде не увидел своего буксира - лодку Seanymph. Смарт определил свою позицию. Выяснив. что топлива хватит, он решил самостоятельно добираться до Альтенфьорда и атаковать. Лодка двигалась со скорость 6 узлов. Лодка Seanymph устремилась в указанный район. К полудню с огромными трудностями удалось разглядеть едва выступающую над поверхностью воды рубку Х-8. Лодки наконец встретились. Было решено заменить экипаж миниатюрной лодки, так как пережившие описанное приключение моряки едва держались на ногах. Оставалось только надеяться на то. что ни один немецкий самолет не заметит крохотного суденышка. окрашенного шаровой краской. Вечером Смарт заметил силуэт подводной лодки, поднявшейся на поверхность. Это оказалась лодка Stubborn с Х-7 на буксире. Капитан лодки обещал связаться с Seanymph и передать координаты Х-8. Утром 16 сентября Stubborn с Х-7 на буксире действительно встретил Seanymph и сообщил о месте встречи с Х-8. хотя с того времени уже прошло несколько часов. Лодку снова взяли на буксир. Но уже на следующий день обнаружилась течь по левому борту. Миниатюрная подводная лодка начала крениться. Экипаж перешел на буксировщик, «миджет» затопили; перед норвежским побережьем порвался буксировочный трос на Х-9, она ушла в бездну, оставив лишь пятно масла на воде. По пути засекли несколько немецких подводных лодок, но в интересах дела атаковать не стали. Через 9 дней подошли к точке перехода «миджетов» в автономный режим. Целью для всех был назначен «Тирпиц». Все лодки без связи между собой благополучно прошли минные поля и вошли во внутренние воды Альтен-фьорда. Из-за поломки сошла с дистанции Х-10. На Х-10 сломался перископ, гирокомпас, просочилась вода. Устранить поломки до начала атаки не удалось. Услышав взрывы, лейтенант Хадспет сбросил заряды в море, начал искать свою ПЛ, но тщетно. В отчаянии решил идти до Кольского залива в Россию, но 28.09., через 8 суток блуждания в океане, сигнал его инфракрасного прожектора заметили буксировщики, команда была спасена.
…Х-7 удалось под водой проскользнуть в открытый створ ворот боносетевого заграждения. Ее командир Годфри Плэйс, тогда 24-летний лейтенант , вспоминает: «Увидев справа по борту тральщик, я мгновенно провалился на 25 м, пошел вперед и попал в сеть.Если другие уже поставили свои заряды, а мы здесь зависнем — нам конец». Осторожным маневром он освободил лодку, подвсплыл под перископ: прямо перед ним уходила вверх серая стена стали. «Тирпиц»! Погружение на 3 м, малый вперед — нос ткнулся в борт линкора где-то в районе башни «В». Медленно пройдя в сторону кормы, сбросили левую мину прямо под киль; развернулись и на расстоянии 40–60 метров от носа в районе башни «С» сбросили правую мину. При выходе из «клетки» Плэйс опять запутался. До взрыва оставался еще 1 час, однако в любой миг могли рвануть другие заряды, нужно отходить как можно дальше. И тут раздался первый оглушительный взрыв. Гидравлический удар продавил X-7 сквозь сеть, но из-за повреждений двигаться она уже не могла. Всплыв в 100 м от корабля, они были замечены:«Линкор стоял на ровном киле, оттуда по нам били пулеметы. Пробитая лодка наполнялась водой; стянув с себя белый свитер, я прыгнул в воду и, размахивая «белым флагом», поплыл к понтону заграждения. Обернувшись, X-7 я уже не увидел». …Лейтенант Д. Камерон (Х-6), несмотря на отказ перископа, воду в правой мине, создавшей крен 10°, дерзко, в надводном положении проскользнул за катером через заграждения. Погрузившись, вел «миджет» почти вслепую, задев пришвартованный эсминец, понтон; от удара о дно лодка бесконтрольно всплыла и опять нырнула (наблюдатель линкора решил, что это дельфин). Всплыли: «Тирпиц», дистанция 300 м! Оттуда ударили пулеметы; погрузившись, Камерон направил Х-6 вперед; ощутив толчок, тут же сбросил мины. Всплыв, с поднятыми руками перешли на подошедший катер, а «миджет» затонул. Командир «Тирпица», быстро оценив ситуацию, приказал развернуть корабль вправо, что спасло его от неминуемой гибели. Удалось отвести нос линкора на 200 м от подложенных под него трех зарядов. В 8:20 ч. они с оглушительным грохотом сработали вхолостую, однако корма попала под взрыв четвертой мины. Через полчаса с правого борта «Тирпица» на дистанции 500 м была замечена третья лодка, Х-5. Пробитая зенитными снарядами, она затонула, а эсминец Z-27 сбросил над ней глубинные бомбы. Взрыв подбросил «Тирпиц», пробив его сотрясением от кормы до носа. Он остался на плаву, однако: одна турбина сорвалась со станины, в двух других повреждены опорные подшипники; дизель-генераторы бортовой электростанции сдвинуты со станин, повреждены подшипники; заклинило шаровой погон башен главного калибра «Антон» и «Цезарь»; прогнуты шпангоуты в районе машинного отделения; появились течи в борту; повреждены все дальномеры, приборы управления огнем, детали рулевой группы. У Адмиралтейства долго не было надежной информации о результате диверсии. Авиаразведка доложила: «Корабль стоит на ровном киле, вокруг на 2 мили — нефтяное пятно». Поврежден? Насколько тяжело? Будучи на плаву, он оставался угрозой, а потому не переставал быть важнейшей целью. Но операцию сочли успешной: из 6 «миджетов» задание выполнили 2; потеряно 5 лодок,10 человек погибло, 6 человек взято в плен; на базу вернулись 1 лодка и 8 человек. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась. За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории — высшими военными наградами Британской империи.
По материалам www.vmfg.info и www.bratishka.ru
Сообщение отредактировал mendeleev - Суббота, 22.12.2012, 03:34
Всем привет. Возвращаюсь в тему. Вопрос к знатокам, что в этом месте было установлено? Похоже на лебедку для троса который крепится к "штанге" которая проходит через сквозную трубу и заканчивается кольцом для буксировки, если ошибка то поправьте.
Всем привет. НЕ скорое продолжение процесса. Черновой вариант 3Д отрисован и частично развернут, все основные выкройки уложены на 2,5 листах А4, предусмотрен каркас, а вот "белек" покажет ну жен ли он.