Канонерская лодка "ГРОЗА".
|
|
Alex_FG | Дата: Среда, 29.04.2015, 05:35 | Сообщение # 1 |
Группа: Мастера
Сообщений: 277
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
|
Серия канонерских лодок создавалась на основе проекта "ЕРШ", заложенный 8.10.1873г. в Новом Адмиралтействе и вступившим в строй в 1875 году (согласно Р.М.Мельникову - в 1874 году).
В небезызвестном альбоме В.Игнациуса ЕРШ выделен в однотипные с БУРЕЙ и снабжен нижеприведенной иллюстрацией.
В справочнике Бережного данная же иллюстрация снабжена подписью ЕРШ. Интересно, что и водоизмещение канонерок согласно Игнациусу и Бережному различаются: 416 и 305,5 тон соответственно.
Так случилось, что в этот период в очередной раз у России обострились отношения с международной "демократической" общественностью и вот, в марте 1878 года было принято решение о закладке очередных двух канонерских лодок.
Чертежи с спецификацию разработало кораблестроительное отделение МТК и 21 марта последовало решение о постройке в Новом Адмиралтействе 3-й лодки, а затем и 4-й.
Лодки получили названия БУРУН, ТУЧА, ВИХРЬ И ДОЖДЬ.
Процесс постройки сопровождался по обыкновению многочисленными правками проекта, задержками комплектующих материалов и оборудования.
В процессе создания канонерок в полной мере использовали принцип как это сейчас модно говорить - "импортозамещения". Т.е. при постройке использовались только отечественные материалы. Судостроительное железо поставлял Ижорский завод, но в связи с перебоями в поставках пришлось традиционно дозаказывать частным конторам - Русскому обществу механических и горных заводов. Главные механизмы заказали Берду.
В марте 1879 года Адмиралтейств-совет принял решение строить еще 4 канонерских лодки удлиненного типа "Ерш" и по чертежу Дождя. Первые две (по типу "Буруна" и "Тучи") получили название "Гроза" и "Буря". Вторые - "Град" и "Снег" соответственно. Итого, получилось 4 лодки типа "Бурун": БУРУН, ТУЧА, ГРОЗА, БУРЯ. И 4 лодки типа ДОЖДЬ: ДОЖДЬ, ВИХРЬ, ГРАД и СНЕГ.
Первая четверка строилась на Новом адмиралтействе. Бурун и Туча были заложены в мае 1878 года и спущены на воду в сентябре 1879. Строителем кораблей был назначен Ф.Т.Епифанов Гроза и Буря были заложены в августе 1879 года и спущены на воду в июле 1880 года. Строителем был И.Е.Леонтьев.
Главные размерения лодок составили: длина - 36,8 м. ширина - 8,9 м. осадка - 2,1 м. водоизмещение - 383/424 тон (проектное/полное) скорость: Бурун и Буря - 7,5 узлов, Туча - 8, Гроза - 7 узлов.
Плановое вооружение лодок должно было составить 1 - 280 мм орудие Обуховского завода на станке Попова на переднем штыре и 2 -87 мм орудия, однако в процессе постройки 87-мм орудия были заменены на 37-мм револьверные пушки Гочкиса.
Туча Буря Гроза
Вторая четверка строилась в Новом Адмиралтействе - ВИХРЬ (наблюдающий - В.В.Максимов), на "Галерном Островке" - ДОЖДЬ под наблюдением П.П.Петрова и на заводе Крейтона в АБО - ГРАД и СНЕГ (под наблюдением поручика Н.Е.Титова). Данная серия достаточно сильно внешне отличалась от первой четверки как по надстройкам, так и по форме корпуса (достаточно сильно выраженные завалы борта).
Главные размерения лодок составили: длина - 33,1 м. ширина - 10,5 м.(11,6 - ВИХРЬ) осадка - 2,1 м. водоизмещение - 402/430 тон (проектное/полное) скорость: ВИХРЬ - 9,5 узлов, ДОЖДЬ - 9,2, ГРАД - 8,9 и СНЕГ - 8,5 узлов.
Вооружение было аналогичное типу БУРУН, только 11" орудие было на центральном штыре.
Дождь Снег
Все лодки проявили хорошие мореходные качества и плавный характер качки. Канонерки вошли в отряд, который крейсировал в финских шхерах и Моонзундском архипелаге. В дальнейшем вооружение лодок изменялось - добавлялись 44-мм пушки Энгстрема, 25-мм карчетницы Гатлинга. Туча, к примеру в последствии несла 3-107мм орудия и 5-87мм, на Грозе впоследствии 280 мм орудие было снято и заменено на 2-75 мм орудия и 6-9 фунтовых. К 1902 году 280-мм орудие осталось только на Вихре, Буре и Граде.
Различна была и судьба лодок.
Бурун в 1907 году был выведен из боевого состава и законсервирован. В следующем году снова введен в строй как судно ГИСУ. в 1914 опять законсервирован и исключен из списков флота.
Туча в 1899 году перешла по внутренним водным путям в Баку и зачислена в состав Каспийской флотилии.В 1906 году выведена из состава флота и сдана на хранение в Бакинский порт. В 1913 году снята с прикола и переоборудована в плавучий маяк. В 1918 году захвачена силами диктатуры Центрокаспия, затем перешла в руки мусаватистам и турецким оккупантам, в 1919 году власть снова поменялась - лодка перешла в руки английских интервентов и уже в следующем году отбита частями РККА. В 1920 году вошла в состав флота Советского Азербайджана. В годы Великой Отечественной Войны обеспечивала навигационную безопасность воинских перевозок по Каспию.В 1956 году выведена из состава флота и сдана на слом. (Вообще уникальный корабль получается, с интересной судьбой и огромным для такого суденышка срока службы).
Буря, как и Туча в 1906 году была выведена из состава флота, в 1907 году переквалифицирована в портовое судно, а затем в 1915 году - в судно ГИСУ. Участвовала в Первой Мировой и Февральском перевороте. В 1918 году захвачена Белофинами, в 1922 году по условиям мирного договора должна была быть передана РСФСР, но ввиду ветхости продана на метал и в 1925 году исключна из состава флота.
Грозу постигла более печальная участь - ее жизнь как корабля закончилась в 1907 году списанием на слом.
Дождь также в 1907 году была исключена из списков флота, но переквалифицирована в плавучий маяк. В 1918 году была захвачена в Гельсингфорсе немецкими войсками и включена в состав ВМС Германии под именем - Nekmangrund. Затем, в 1920 году - передана Эстонской республике и до 1931 года эксплуатировалась как плавучий маяк.
Вихрь - выведена из боевого состава флота и разоружена в 1907году. Затем использовалась как портовое судно, судно ГИСУ. В 1927 году передана на слом.
Град - разоружена в 1904 году и передана в кронштадский порт в качестве причала. В 1926 году передана на слом.
Судьба Снега оборвалась в 1902 году - его передали Кронштадскому порту, а затем на слом.
Массовая постройка лодок этого типа способствовала накоплению опыта и использована затем при разработке мореходных канонерских лодок для Дальнего Востока.
Список источников: 1. Р.М.Мельников. Канонерские лодки типов "Бурун", "Вихрь", "Дождь". Судостроение №8 1986г. 2. Дзугаев А.А. Каконерская лодка Гроза. Ладья №1 1999г. 3. А.Б.Широкорад Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг. МК №2 1997г. 4. С.С.Бережной. Линейные и броненосные корабли.Канонерские лодки. Воениздат. 1997г. 5. Русский флот. Издание Великого Князя Александра Михайловича. С-Пб. 1893г.
В процессе выбора прототипа к моделированию, выбор естественным образом пал на Грозу - т.к. только на нее имелся комплект чертежей, хотя и неполный и с кучей погрешностей.
Были найдены в сети следующие модели канлодок этой серии:
Гроза (имя моделиста неизвестно):
Дождь (модель находится в ЦВММ):
Бурун (модель находится в ЦВММ):
Масштаб модели выбран традиционный для москитного флота - 1:100. Далее несколько общих видов:
Гроза 10% Баян 100% СТЕРЛЯДЬ МРС-80 Рюрик 60% Буксир Мариинской водной системы
|
|
|
|
Boatsmanok | Дата: Среда, 29.04.2015, 21:24 | Сообщение # 2 |
Группа: Мастера
Сообщений: 2529
Репутация: 747
Награды: 2
Статус: Offline
| Ай, редиска, опередил Кто раньше встал, того и тапки Поздравляю, выглядит отменно!
|
|
|
|
Alex_FG | Дата: Среда, 29.04.2015, 21:54 | Сообщение # 3 |
Группа: Мастера
Сообщений: 277
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
| Александр, сорри Но она так и напрашивалась, а Вы не афишировали свои планы, к томуже я думал что с Отливом, Забиякой и Александрией у Вас работы и так хватает
Гроза 10% Баян 100% СТЕРЛЯДЬ МРС-80 Рюрик 60% Буксир Мариинской водной системы
|
|
|
|
lyui | Дата: Четверг, 30.04.2015, 01:51 | Сообщение # 4 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1064
Репутация: 559
Награды: 0
Статус: Offline
| Отличный выбор, удачи в реализации. Какова судьба буксира?
|
|
|
|
Alex_FG | Дата: Четверг, 30.04.2015, 02:08 | Сообщение # 5 |
Группа: Мастера
Сообщений: 277
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
| Буксир ждет, пока я его отпечатаю в типографии Думаю еще месяца 1,5-2 придется просто пылится на полке.
Гроза 10% Баян 100% СТЕРЛЯДЬ МРС-80 Рюрик 60% Буксир Мариинской водной системы
|
|
|
|
Boatsmanok | Дата: Четверг, 30.04.2015, 03:09 | Сообщение # 6 |
Группа: Мастера
Сообщений: 2529
Репутация: 747
Награды: 2
Статус: Offline
| Я не в обиде - "Ёрш" был таки просто первой пробой пера, и не факт, что когда бы нибудь я им разродился А так - да, даже уже почти готового довести до ума уйму времени займёт... Если смогу найти время в промежутке между закладками материала в станок...
|
|
|
|
viktr | Дата: Суббота, 28.01.2017, 23:46 | Сообщение # 7 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Награды: 0
Статус: Offline
| Alex_FG, Alex_FG, Alex_FG, Alex_FG,
День добрый Интересуюсь постройкой, но что то давно нет вестей(( Поделитесь новостями пож.
|
|
|
|
Alex_FG | Дата: Воскресенье, 29.01.2017, 00:49 | Сообщение # 8 |
Группа: Мастера
Сообщений: 277
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
| День добрый. Немного задержался я из-за других разработок, да и издательство не торопило, поскольку корректировало свои планы. До конца февраля-начало марта должен сдать материал в печать.
Гроза 10% Баян 100% СТЕРЛЯДЬ МРС-80 Рюрик 60% Буксир Мариинской водной системы
|
|
|
|
extralight79 | Дата: Воскресенье, 29.01.2017, 02:54 | Сообщение # 9 |
Группа: Мастера
Сообщений: 371
Репутация: 1499
Награды: 3
Статус: Offline
| Модель начерчена отлично. Тема мне интересна. Посмотрим на реализацию... Смотреть крупные фото через радикал это конечно то еще удовольствие, нужно загрузить море рекламы. Просьба к ТС - сделайте более удобный просмотр фотографий. Удачи!
Сообщение отредактировал extralight79 - Воскресенье, 29.01.2017, 02:54 |
|
|
|