Воскресенье, 24.11.2024, 09:09

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

  • Страница 1 из 1
  • 1
Канонерская лодка "ГРОЗА".
Alex_FGДата: Среда, 29.04.2015, 05:35 | Сообщение # 1
Группа: Мастера
Сообщений: 201
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline


Серия канонерских лодок создавалась на основе проекта "ЕРШ", заложенный 8.10.1873г. в Новом Адмиралтействе и вступившим в строй в 1875 году (согласно Р.М.Мельникову - в 1874 году).

В небезызвестном альбоме В.Игнациуса ЕРШ выделен в однотипные с БУРЕЙ и снабжен нижеприведенной иллюстрацией.



В справочнике Бережного данная же иллюстрация снабжена подписью ЕРШ. Интересно, что и водоизмещение канонерок согласно Игнациусу и Бережному различаются: 416 и 305,5 тон соответственно.

Так случилось, что в этот период в очередной раз у России обострились отношения с международной "демократической" общественностью и вот, в марте 1878 года было принято решение о закладке очередных двух канонерских лодок.

Чертежи с спецификацию разработало кораблестроительное отделение МТК и 21 марта последовало решение о постройке в Новом Адмиралтействе 3-й лодки, а затем и 4-й.

Лодки получили названия БУРУН, ТУЧА, ВИХРЬ И ДОЖДЬ.



Процесс постройки сопровождался по обыкновению многочисленными правками проекта, задержками комплектующих материалов и оборудования.

В процессе создания канонерок в полной мере использовали принцип как это сейчас модно говорить - "импортозамещения". Т.е. при постройке использовались только отечественные материалы.
Судостроительное железо поставлял Ижорский завод, но в связи с перебоями в поставках пришлось традиционно дозаказывать частным конторам - Русскому обществу механических и горных заводов. Главные механизмы заказали Берду.



В марте 1879 года Адмиралтейств-совет принял решение строить еще 4 канонерских лодки удлиненного типа "Ерш" и по чертежу Дождя.
Первые две (по типу "Буруна" и "Тучи") получили название "Гроза" и "Буря". Вторые - "Град" и "Снег" соответственно.
Итого, получилось 4 лодки типа "Бурун": БУРУН, ТУЧА, ГРОЗА, БУРЯ.
И 4 лодки типа ДОЖДЬ: ДОЖДЬ, ВИХРЬ, ГРАД и СНЕГ.

Первая четверка строилась на Новом адмиралтействе. Бурун и Туча были заложены в мае 1878 года и спущены на воду в сентябре 1879. Строителем кораблей был назначен Ф.Т.Епифанов
Гроза и Буря были заложены в августе 1879 года и спущены на воду в июле 1880 года. Строителем был И.Е.Леонтьев.

Главные размерения лодок составили:
длина - 36,8 м.
ширина - 8,9 м.
осадка - 2,1 м.
водоизмещение - 383/424 тон (проектное/полное)
скорость: Бурун и Буря - 7,5 узлов, Туча - 8, Гроза - 7 узлов.

Плановое вооружение лодок должно было составить 1 - 280 мм орудие Обуховского завода на станке Попова на переднем штыре и 2 -87 мм орудия, однако в процессе постройки 87-мм орудия были заменены на 37-мм револьверные пушки Гочкиса.

Туча

Буря

Гроза


Вторая четверка строилась в Новом Адмиралтействе - ВИХРЬ (наблюдающий - В.В.Максимов), на "Галерном Островке" - ДОЖДЬ под наблюдением П.П.Петрова и на заводе Крейтона в АБО - ГРАД и СНЕГ (под наблюдением поручика Н.Е.Титова).
Данная серия достаточно сильно внешне отличалась от первой четверки как по надстройкам, так и по форме корпуса (достаточно сильно выраженные завалы борта).

Главные размерения лодок составили:
длина - 33,1 м.
ширина - 10,5 м.(11,6 - ВИХРЬ)
осадка - 2,1 м.
водоизмещение - 402/430 тон (проектное/полное)
скорость: ВИХРЬ - 9,5 узлов, ДОЖДЬ - 9,2, ГРАД - 8,9 и СНЕГ - 8,5 узлов.

Вооружение было аналогичное типу БУРУН, только 11" орудие было на центральном штыре.

Дождь

Снег


Все лодки проявили хорошие мореходные качества и плавный характер качки. Канонерки вошли в отряд, который крейсировал в финских шхерах и Моонзундском архипелаге. В дальнейшем вооружение лодок изменялось - добавлялись 44-мм пушки Энгстрема, 25-мм карчетницы Гатлинга. Туча, к примеру в последствии несла 3-107мм орудия и 5-87мм, на Грозе впоследствии 280 мм орудие было снято и заменено на 2-75 мм орудия и 6-9 фунтовых. К 1902 году 280-мм орудие осталось только на Вихре, Буре и Граде.

Различна была и судьба лодок.

Бурун в 1907 году был выведен из боевого состава и законсервирован. В следующем году снова введен в строй как судно ГИСУ. в 1914 опять законсервирован и исключен из списков флота.

Туча в 1899 году перешла по внутренним водным путям в Баку и зачислена в состав Каспийской флотилии.В 1906 году выведена из состава флота и сдана на хранение в Бакинский порт. В 1913 году снята с прикола и переоборудована в плавучий маяк. В 1918 году захвачена силами диктатуры Центрокаспия, затем перешла в руки мусаватистам и турецким оккупантам, в 1919 году власть снова поменялась - лодка перешла в руки английских интервентов и уже в следующем году отбита частями РККА. В 1920 году вошла в состав флота Советского Азербайджана. В годы Великой Отечественной Войны обеспечивала навигационную безопасность воинских перевозок по Каспию.В 1956 году выведена из состава флота и сдана на слом. (Вообще уникальный корабль получается, с интересной судьбой и огромным для такого суденышка срока службы).

Буря, как и Туча в 1906 году была выведена из состава флота, в 1907 году переквалифицирована в портовое судно, а затем в 1915 году - в судно ГИСУ. Участвовала в Первой Мировой и Февральском перевороте. В 1918 году захвачена Белофинами, в 1922 году по условиям мирного договора должна была быть передана РСФСР, но ввиду ветхости продана на метал и в 1925 году исключна из состава флота.

Грозу постигла более печальная участь - ее жизнь как корабля закончилась в 1907 году списанием на слом.

Дождь также в 1907 году была исключена из списков флота, но переквалифицирована в плавучий маяк. В 1918 году была захвачена в Гельсингфорсе немецкими войсками и включена в состав ВМС Германии под именем - Nekmangrund. Затем, в 1920 году - передана Эстонской республике и до 1931 года эксплуатировалась как плавучий маяк.

Вихрь - выведена из боевого состава флота и разоружена в 1907году. Затем использовалась как портовое судно, судно ГИСУ. В 1927 году передана на слом.

Град - разоружена в 1904 году и передана в кронштадский порт в качестве причала. В 1926 году передана на слом.

Судьба Снега оборвалась в 1902 году - его передали Кронштадскому порту, а затем на слом.

Массовая постройка лодок этого типа способствовала накоплению опыта и использована затем при разработке мореходных канонерских лодок для Дальнего Востока.

Список источников:
1. Р.М.Мельников. Канонерские лодки типов "Бурун", "Вихрь", "Дождь". Судостроение №8 1986г.
2. Дзугаев А.А. Каконерская лодка Гроза. Ладья №1 1999г.
3. А.Б.Широкорад Корабельная артиллерия Российского флота 1867 - 1922 гг. МК №2 1997г.
4. С.С.Бережной. Линейные и броненосные корабли.Канонерские лодки. Воениздат. 1997г.
5. Русский флот. Издание Великого Князя Александра Михайловича. С-Пб. 1893г.

В процессе выбора прототипа к моделированию, выбор естественным образом пал на Грозу - т.к. только на нее имелся комплект чертежей, хотя и неполный и с кучей погрешностей.

Были найдены в сети следующие модели канлодок этой серии:

Гроза (имя моделиста неизвестно):



Дождь (модель находится в ЦВММ):



Бурун (модель находится в ЦВММ):



Масштаб модели выбран традиционный для москитного флота - 1:100.
Далее несколько общих видов:



Прикрепления: 0997806.jpg (171.2 Kb)


Гроза 10%
Баян 100%
СТЕРЛЯДЬ
МРС-80
Рюрик 60%
Буксир Мариинской водной системы
 
BoatsmanokДата: Среда, 29.04.2015, 21:24 | Сообщение # 2
Группа: Мастера
Сообщений: 2525
Репутация: 747
Награды: 2
Статус: Offline
Ай, редиска, опередил biggrin
Кто раньше встал, того и тапки cool
Поздравляю, выглядит отменно!
 
Alex_FGДата: Среда, 29.04.2015, 21:54 | Сообщение # 3
Группа: Мастера
Сообщений: 201
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
Александр, сорри biggrin
Но она так и напрашивалась, а Вы не афишировали свои планы, к томуже я думал что с Отливом, Забиякой и Александрией у Вас работы и так хватает biggrin


Гроза 10%
Баян 100%
СТЕРЛЯДЬ
МРС-80
Рюрик 60%
Буксир Мариинской водной системы
 
lyuiДата: Четверг, 30.04.2015, 01:51 | Сообщение # 4
Группа: Мастера
Сообщений: 1064
Репутация: 559
Награды: 0
Статус: Offline
Отличный выбор, удачи в реализации.
Какова судьба буксира?
 
Alex_FGДата: Четверг, 30.04.2015, 02:08 | Сообщение # 5
Группа: Мастера
Сообщений: 201
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
Буксир ждет, пока я его отпечатаю в типографии smile
Думаю еще месяца 1,5-2 придется просто пылится на полке.


Гроза 10%
Баян 100%
СТЕРЛЯДЬ
МРС-80
Рюрик 60%
Буксир Мариинской водной системы
 
BoatsmanokДата: Четверг, 30.04.2015, 03:09 | Сообщение # 6
Группа: Мастера
Сообщений: 2525
Репутация: 747
Награды: 2
Статус: Offline
Я не в обиде - "Ёрш" был таки просто первой пробой пера, и не факт, что когда бы нибудь я им разродился biggrin
А так - да, даже уже почти готового довести до ума уйму времени займёт...
Если смогу найти время в промежутке между закладками материала в станок... wacko
 
viktrДата: Суббота, 28.01.2017, 23:46 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Награды: 0
Статус: Offline
Alex_FG, Alex_FG, Alex_FG, Alex_FG,

День добрый
Интересуюсь постройкой, но что то давно нет вестей((
Поделитесь новостями пож.
 
Alex_FGДата: Воскресенье, 29.01.2017, 00:49 | Сообщение # 8
Группа: Мастера
Сообщений: 201
Репутация: 142
Награды: 0
Статус: Offline
День добрый.
Немного задержался я из-за других разработок, да и издательство не торопило, поскольку корректировало свои планы.
До конца февраля-начало марта должен сдать материал в печать.


Гроза 10%
Баян 100%
СТЕРЛЯДЬ
МРС-80
Рюрик 60%
Буксир Мариинской водной системы
 
extralight79Дата: Воскресенье, 29.01.2017, 02:54 | Сообщение # 9
Группа: Мастера
Сообщений: 371
Репутация: 1499
Награды: 3
Статус: Offline
Модель начерчена отлично. Тема мне интересна. Посмотрим на реализацию...
Смотреть крупные фото через радикал это конечно то еще удовольствие, нужно загрузить море рекламы. Просьба к ТС - сделайте более удобный просмотр фотографий.
Удачи!


Сообщение отредактировал extralight79 - Воскресенье, 29.01.2017, 02:54
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: