События вокруг корабля «Баунти» происходили в тот исторический период, когда Британская империя продолжала открывать и присоединять новые территории, а также расширять существующие. Таким образом Британия пыталась компенсировать потерю в 1783 году американских колоний. Для укрепления влияния на американском континенте Британия считала необходимым экономически развивать свои владения в Вест-Индии. Сахарные плантации в этих регионах большей частью базировались на дешёвом труде рабов-негров, которых продолжали экспортировать из Африки. Развитие этих регионов зависело в известной степени от снабжения всё большего количества рабов дешевой пищей. Считалось, что внедрение недавно открытого хлебного дерева на вест-индийских плантациях будет иметь позитивное влияние на развитие этих колоний. Ещё со времени первых исследователей тихоокеанских островов и особенно после путешествия Джеймса Кука были известны полезные свойства хлебного дерева, его дешевизна и отличные питательные свойства. Впервые идеи внедрения хлебного дерева в Вест-индии появились ещё в 1772 году, когда тогдашний плантатор, а позже губернатор Сент-Винсенту Валентайн Моррис обратился с предложением к британскому правительству направить экспедицию в Тихий океан с целью доставить деревья с островов Океании до вест-индийских колоний. Позже, в 1775 году, эти предложения поддержал и Вест-индийский комитет, который даже предложил вознаграждение в размере 100 фунтов стерлингов капитану, который доставил бы хлебное дерево в Америку. Невзирая на это, никаких ощутимых шагов в этом направлении не было сделано вплоть до назначения на должность президента Королевского научного общества Джозефа Бенкса. Бенкс был известным натуралистом, путешественником, учёным и меценатом, который сам путешествовал в Океании, пробовал хлебное дерево и разделял мысли относительно его пользы и необходимости внедрения в американских колониях Большой Британии. Пользуясь поддержкой и заместительством короля Георга ІІІ Бенкс начал активно лоббировать этот проект, и уже в феврале 1778 года премьер-министр Уильям Питт заявил об организации британским правительством экспедиции за хлебными деревьями.
Причины
Ответ на вопрос о причинах мятежа оставался противоречивым много лет. Обозреватели того времени и сами мятежники утверждали, что восстание произошло по вине капитана Вильяма Блая, который своим жестоким поведением вынудил некоторых членов экипажа к мятежу. Эту точку зрения также активно поддерживали многочисленные влиятельные родственники Флетчера Кристиана и Питера Хейвуда. В качестве другой, наиболее распространенной и достаточно экзотичной причины мятежа рассматривали влияние Таити и особенно сладострастных таитянок на моряков. Этой точки зрения придерживался, в частности сам капитан Блай, который называл причинами мятежа также разврат и развращение. Современные исследователи придерживаются мысли, что мятеж на «Баунти» стал результатом нескольких факторов. Безусловно, Вильям Блай был суровым капитаном, но далеко не суровее других, и его дисциплина на «Баунти» не была чем-то чрезвычайным на британском флоте. Приятные воспоминания о пребывании на Таити были соблазнительными, но не могли быть основными причинами мятежа. Наиболее вероятный причиной является совокупность всех этих факторов, а также моральное состояние экипажа и особенно Флетчера Кристиана после многих месяцев морского путешествия.
Уильям Блай в 1792 году, после событий на «Баунти»
К тому же, когда Вильям Блай был захвачен 28 апреля 1789 года, большинство членов экипажа хорошо осознавали последствия мятежа — по закону смертным наказанием карался не только мятеж, но и безразличие и нежелание противостоять мятежникам. После совершения мятежа у многих моряков другого выбора уже не было, и, высадив капитана и его лоялистов в шлюпку, восставшая команда «Баунти» отправилась искать безопасное место.