Понедельник, 18.11.2024, 05:35

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
"Потаённое судно Ефима Никонова"
mendeleevДата: Понедельник, 12.07.2010, 01:19 | Сообщение # 1
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Сначала немного о самом проекте.
В 1718 году Ефим Прокопьевич Никонов, плотник родом из подмосковного села Покровское, подал челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...".
Этот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов».
31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».
Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.
В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, т.к. ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось (вряд ли они вообще существовали), можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске "пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти", вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитекту­ру надводного корабля, а кормовая ос­нащалась рулем. Рубка на верхней па­лубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использо­вались весла, экипаж состоял из четы­рех человек. Для испытаний было отпу­щено 50 свечей, что соответствует вре­мени нахождения под водой порядка 10-12 часов.
Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. "А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею дере­вянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию ко­раблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись".
Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», поэтому для Никонова потребовано было "В Главную артил­лерию послать промеморию и требо­вать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии".
В итоге подводная лодка именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Видимо, такую трубу (или несколько труб) предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Лодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его «огненным составом».
К осени 1724 г. «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище («…при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег...»). Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».
Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 г. царь-новатор умер. Изобретатель лишился своего покровителя. Все же, несмотря на различные препятствия, он довел ремонт до конца. Весной 1725 года лодка вторично была спущена на воду. Но в ее корпусе опять обнаружилась течь, и ее снова вытащили на берег. Любопытно, что в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, Никонов прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, судно не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить».
Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 г. Они тоже не дали положительных результатов и дать не могли. Известный историк отечественного подводного флота Г.М. Трусов (1889-1960) вполне обоснованно отметил в этой связи: «Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами». Разочарованное подобным исходом дела, морское начальство приказало поместить «потаенное судно» в амбар под замок, подальше от «чужого глазу». Там оно хранилось многие годы, пока постепенно не сгнило. Изобретателя же в январе 1728 г. разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханскую верфь. Его вполне справедливо обвинили в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды».

Тактико-технические данные проекта:
Длина, м. - около 6,4
Ширина, м. - около 2,15
Высота корпуса (без рубки), м. - 2,15
Архитектурно-конструктивный тип - однокорпусная
Глубина погружения, м. - 4-5
Материал корпуса (толщина, мм) - дерево, обшитое кожей (50,8)
Экипаж, чел. - 4
Вид движителя - весла
Вооружение - зажигательные трубы и вооружение водолаза
Средства наблюдения - иллюминаторы в рубке

Вариантов реконструкции внешнего облика существует несколько, притом разнятся они между собой очень значительно: вот, к примеру, некоторые

Мне больше по душе пришелся вариант реконструкции Е. Дыгало и М. Аверьянова из книги «Откуда и что пришло».
По данному рисунку я отрисовал свой рисунок того, что я хочу видеть в конечном итоге:

Исходил я из тех предпосылок, что определенный опыт кораблестроения у мастеров уже был и корпус "потаенного судна" во многом должен был походить на корпуса кораблей того времени, а не быть обычной бочкой с веслами.
Ну и в итоге получилась вот такая модель, построенная скорее не на реальных материалах, но больше на допущениях. Так или иначе, модель есть.
Материалы: картон 0,5...1мм, бумага 120г/м, 200 г/м, клей ПВА+ Донецкого ООО "Омега", ТБ (имитация обшивки кожей), 4 зубочистки, спаянные вдвое кусочки пленки для ламинирования - окна. Масштаб - 1:50, длина модели - примерно 13,5 мм.

Телефонные фото сборки каркаса:

Сверху каркас "подосочно" обшивался полосками бумаги, а затем сверху накладывалась имитация обшивки кожей из ТБ.
Ну и модель в сборе:

Подставки для корабля пока еще нету. Через пару дней сделаю подставку, возможно подчищу огрехи и выставлю еще пару снимков.

Сообщение отредактировал mendeleev - Понедельник, 12.07.2010, 01:22
 
k77Дата: Понедельник, 12.07.2010, 01:49 | Сообщение # 2
Группа: Мастера
Сообщений: 822
Репутация: 1175
Награды: 3
Статус: Offline
Любителям подводного флота почет и уважение. Лови + за отличную работу. biggrin
 
mendeleevДата: Понедельник, 12.07.2010, 02:16 | Сообщение # 3
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
k77, Стараемся! biggrin
 
nekto1969Дата: Понедельник, 12.07.2010, 02:49 | Сообщение # 4
Группа: Опытные
Сообщений: 2
Репутация: 1000
Награды: 0
Статус: Offline
mendeleev, хотелось бы посмотреть на "вирджинию" даже в том состоянии как есть
 
NickДата: Понедельник, 12.07.2010, 02:50 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 0
Награды: 0
Статус: Offline
+ за интересную модель smile
было бы здорово, если автор возьмется за модель подводной лодки запорожских казаков из 2 "Чаек" http://www.sonjashnik.com/pictures/pid_choven.gif
а здесь инфа http://www.otche.com.ua/Podvodnaya-lodka-zaporozhskih-kazakov.html надеюсь, что не нарушил правила форума, когда кинул ссылку.
 
mendeleevДата: Понедельник, 12.07.2010, 03:26 | Сообщение # 6
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
nekto1969, в теме "долгострой" есть его телефонные фото. С того момента он ни на чуть-чуть не продвинулся. Но, может, завершу когда-нибудь smile
 
mendeleevДата: Понедельник, 12.07.2010, 03:32 | Сообщение # 7
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (Nick)
модель подводной лодки запорожских казаков из 2 "Чаек"

Nick, возможно и буду делать, но не сейчас и даже не следующей моделью - планы уже есть наперед. Тем более, что я видел и другие проекты козацкого подводного судна - более реального вида. отложу идею на потом - к ней нужно привыкнуть smile Тем более - Вы автор идеи, так почему бы Вам ее и не реализовать? Модель выйдет неординарная и не думаю, что сильно сложная. Пробуйте!


Сообщение отредактировал mendeleev - Понедельник, 12.07.2010, 03:39
 
nekto1969Дата: Понедельник, 12.07.2010, 21:43 | Сообщение # 8
Группа: Опытные
Сообщений: 2
Репутация: 1000
Награды: 0
Статус: Offline
mendeleev, просто я задумал собрать "MONITOR" а везде где есть данные по нему, фигурирует и твой корабль.
а масляную краску надо разводить растворителем ПИНИН, специальный художественный краска сохнет
быстрее, где то за день высыхает. это я говорю как художник. картины пишу за день высыхает. biggrin
он в любом художественном салоне есть: ПИНИН№4 называется стоит рублей 30-40 за бутылек 100-150 грамм не помню точно. wink
 
SeetherДата: Вторник, 13.07.2010, 02:14 | Сообщение # 9
Группа: Мастера
Сообщений: 817
Репутация: 223
Награды: 1
Статус: Offline
Как всегда, оригинально! очередной зачет!
 
mendeleevДата: Вторник, 13.07.2010, 02:53 | Сообщение # 10
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Seether, Спасибо за поддержку! smile
Сделал несложную подставку, выкладываю еще пару фотографий на подставке:


Сообщение отредактировал mendeleev - Вторник, 13.07.2010, 02:59
 
mendeleevДата: Вторник, 13.07.2010, 03:03 | Сообщение # 11
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
nekto1969, про пинен я и забыл... А силовой набор "Монитора" я давно собрал, хотел пару "Мерримаку" сделать, но оставил - "Меррримак" покрасивше, думаю. Еще бы "Кеокук" осилить - тоже знатный броненосец.
 
h153btДата: Пятница, 16.07.2010, 05:36 | Сообщение # 12
Группа: Опытные
Сообщений: 821
Репутация: 152
Награды: 0
Статус: Offline
mendeleev, Первый раз вижу модель этой легендарной лодки! Молодчина! respect и уважуха! thumbup hooray

Всё пропьём, но флот не опозорим!
 
mendeleevДата: Вторник, 20.07.2010, 01:47 | Сообщение # 13
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
h153bt, Ну, это скажем так, вариант, близкий к моему видению (какой она была на самом деле - никто ведь не знает). Тема "первых шагов" в подводном флоте не сильно популярна. Ну, оно и понятно - "чугунки" и "бочки" с веслами не сильно презентабельны. Спасибо
 
slavikishkovДата: Пятница, 20.08.2010, 21:51 | Сообщение # 14
Группа: Мастера
Сообщений: 654
Репутация: 251
Награды: 1
Статус: Offline
Затейный кораблик получился hands hands hands Вот уж у Вас проекты оригинальные! thumbup

Есть желание - тысяча способов, нет желания - тысяча поводов!
(Пётр Великий)
 
mendeleevДата: Суббота, 21.08.2010, 03:48 | Сообщение # 15
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
slavikishkov, Чем больше "погружаюсь" в мир первых подлодок, тем больше хочется их все воссоздать smile Воочию видно, как человек "нащупывал" дорогу в этой области.
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: