Немного расскажу вам про германскую подлодку тип VII, по которой затем предстоит нам экскурсия изнутри – а для краткости, далее буду именовать её просто «семеркой». Лодка ведь это совсем не простая, а знаменитая. Даже очень.
Она – самая главная героиня «битвы за Атлантику» с немецкой стороны. Но и не только. Отметилась она и в Средиземном море, причем отметилась неслабо. В Мексиканском заливе и в Карибском море. И в Западной Арктике. И даже в Индийский океан один раз сунула она свой нос.
Прошло уж шестьдесят пять лет, а насчет неё до сих пор идут ожесточенные споры у историков и любителей.
Одни обзывают подобные лодки «стальными гробами Дёница». Да, это так. Больше всего их погибло в войну из всех серий германских субмарин. Да и «обитаемость» (уровень внутреннего комфорта) у них была крайне низкая, по сравнению с другими лодками - как Германии, так и других стран. Она была максимально «заточена под оружие» в ущерб условиям службы экипажа, да.
Другие справедливо говорят, что такая лодка в руках умелого экипажа и инициативного командира достигала фантастических успехов, приходя из боевого похода. И это тоже правда – некоторые «семерки» возвращались на базу с 7-8 вымпелами после одного удачного боевого похода.
«Семерка» была прекрасно управляема, и ей принадлежит своеобразный рекорд реакции на опасность – она была способна во время крейсирования за 25-27 секунд (!) после момента обнаружения противника задраить люки и погрузиться на глубину 10 метров (при опытном экипаже, конечно). У нее был малозаметный невысокий силуэт, и достаточно совершенное торпедное оружие.
Не будем забывать, что «семеркой» была и U-47 Гюнтера Прина, потопившая линкор «Ройал Оак» в самом логове врага – британской базе Скапа-Флоу, в октябре 1939 г.
«Семерку» U-331 в Средиземном море вел в атаку барон Тизенгаузен в 1941 г. Результат атаки – потопление английского линкора «Бархэм» в открытом море. Это, бесспорно, выдающиеся достижения. Итак, уже два линкора.
На «семерке» U-99 воевал подводный ас №1 Второй Мировой войны Отто Кречмер. На том же типе воевали и другие асы – например Йоахим Шепке или Альбрехт Бранди (кстати, он получил все возможные степени отличия к Рыцарскому Кресту – Дубовые Листья, Мечи, Бриллианты).
Именно «семерки» топили авианосцы – U-29 - «Корейджес» в сентябре 1939 г. и U-81 - «Арк Ройял» в 1941 г.
А уж сколько всего остального они потопили, и в какие переплеты только не попадали! Даже самолеты самостоятельно (штатным зенитным вооружением) сбивали. Нескольких книг не хватит! Словом, противник серьезный.
А между тем «семерка» - просто пигалица для океанской лодки: всего-то 761-767 тонн водоизмещение.
И характеристики не очень серьезные. Посудите сами: под дизелем в надводном положении они выжимали максимум 17 узлов, а «экономический» (оптимальный по расходу топлива) ход составлял 10 узлов. Всего-навсего. А если лодка шла 12 узлов – то ее дальность уменьшалась на 3000 (!) миль, до 6500 миль.
Их главные враги – эсминцы – имели 32-36 узлов скорости надводного хода. То есть вдвое выше максимума «семерки».
Что касается подводного хода (на электромоторах), то тут впору вообще расплакаться: «семерка» могла пройти 140 миль на скорости 2 (два!) узла или 80 миль на скорости 4 узла. А максимум (на очень недолгое время!) могла дать около 6,5 узлов. То есть под водой она не бодро двигалась, а фактически «кралась на цыпочках».
Вообще-то, если бы большая война началась попозже, года эдак на три – то лодке этой вряд ли бы пришлось серьезно повоевать. Её бы сменила в качестве основной IX, а потом, возможно и XXI – «лодка будущего». Но у истории нет сослагательного наклонения, и как бы то ни было, эти субмарины врывались внутрь охранения конвоев, топили бесчисленное множество транспортов и даже – иногда - вражеские линкоры и авианосцы.
Есть у "семерки" и еще один рекорд, который вряд ли будет когда-то перекрыт. Это - самая массовая подлодка в истории судостроения, их было построено 660 (шестьсот шестьдесят!) штук. Но дошла до наших дней только одна - U-995, стоящая сейчас в Лабё.