Среди уникальных образцов ракетного оружия особняком стоит межконтинентальная баллистическая ракета 8К99. Эту ракету видели многие, так как ее с середины 60-х годов в течение ряда лет возили в Москве по Красной площади на военных парадах. Уникальность 8К99 заключалась в том, что она располагалась в транспортно-пусковом контейнере, установленном на транспортной установке. Были проведены несколько весьма удачных пусков 8К99, но на вооружение ракету не приняли. Причин тому было несколько, но почти все они не относились к разряду объективных. Однако идеи, заложенные при создании 8К99, были широко использованы при создании ракетных комплексов следующих поколений, в частности, знаменитой серии ракет SS-18. Случай в спецкабинете.
Авторы Хадонов Алексей, Рябков Андрей.
Вот уж воистину, воистину!
СПЕЦ… Сколько их было? И не сосчитаешь. Но тот Спецрозыгрыш остался одним из самых ярких моих учёбных воспоминаний…
Итак, случай в спецкабинете.
Экватор за спиной. Новый, 1992 год. Началась спецподготовка. Мы пришли на выпускающую кафедру А1 - УРА! Вот они, ракеточки, вот они, любимые! Целый кабинет. Вернее, три больших комнаты. Не считая мелочей вроде реактивных снарядов типа "Нибелверфер" и "Катюша", там, на ложементах, полочках и стеллажах, лежало примерно следующее. Баллистические 8К99 и Р-5, зенитные В-750 и В-610, тактические "Скад" и "Луна", воздух-воздух Р-3С и РС-2УС, Птурсы "Малютка", "Фаланга" и "Шмель".
Студентов поделили на группки по 3-4 человека и поручили самостоятельно изучить пять Летательных Аппаратов, иначе пять "тем". Изучить - значит досконально разобраться, в какую сторону оно летает, за счет чего летает, почему летает именно так, и что будет если открутить вот эту, к примеру, гайку… Задача вроде бы несложная, но усугублялось всё тем, что принимающие преподаватели имели по каждой ракете набор каверзных вопросов (10-15 штук), ответов на которые в методичке написано не было. Надо было включать мозг и начинать ДУМАТЬ самостоятельно. Включать то мы поначалу включали, но потом, когда сдали по паре первых ракет, стали обмениваться информацией между локальными группками с целью выявить все каверзы преподавателей ДО сдачи и облегчить, соо..ссно, себе дальнейшее бытие.
Повторюсь, за семестр мы сдавали 5 ракет, но последовательность у каждого была своя. Появлялись "специалисты" по той или иной ракете, щедро делившиеся своим опытом удачных (неудачных) сдач с товарищами.
8К99 … Монстр… Левиафан… Пи.дец Америке… Первая ступень твердотопливная. Вторая - жидкостная. Дальность - оху...ая, мощность боеголовки - нивъе....ая. Сие чудо техники и требовалось изучить, наравне с другими, гораздо более мелкими "изделиями".
Это была наша с Лёшей Хадоновым то ли вторая, то ли третья ракета. Долго читали методички, разбирались с системами подачи топлива и расстыковки ступеней, крутили рулевые машинки, пробовали отковыривать теплозащиту с головной части. В общем, шел нормальный учебный процесс.
Вторая ступень была великолепна. Горизонтально лежащий цилиндр, обделанный изнутри будто бы резиновой теплозащитой, в днище четыре похожих на пиалы сопла с рулевыми тягами. В боку прорезана дыра для обзора, а внутри повешена лампочка ватт на 40. В ее тусклом свете видны уложенные аккуратной горкой с полдесятка кусков рубероида. Что там делал рубероид - до сих пор загадка. То ли кто то из преподов до дачи не довез, то ли наоборот, но скорее всего, он имитировал шашки твердого топлива.
Короче, внутри было уютно, светло и тепло, а вдобавок вкусно пахло рубероидом и теплоизоляцией. И Леха не устоял…
Запихнув друга внутрь, я прикрыл брезентом лаз на боку и пошел к днищу смотреть через сопла, как Лёшику на новом месте. Ему было хорошо. Он постоял во весь свой немаленький рост внутри этой самой ступени, посидел на куче рубероида, попробовал на зуб (виноват, на ноготь) теплозащиту, покрутил лампочку. Заскучал. Чтобы развлечь товарища, я засунул руку внутрь сопла. Дружеское рукопожатие не заставило себя долго ждать. Мы поиграли в стыковку на орбите, попеременно пытаясь протянуть визави через двадцатисантиметровое отверстие. Потом припомнили революционера Лазо. Потом Лёшка стал прихватывать проходящего меня за рукава, протягивая руки через сопла. Ощущения были незабываемые, где-то даже тёмно-мистические. Захотелось поделиться ими с кем-нибудь еще. Ближе всех в тот момент к нам оказались...
Наши девочки - Аня, Ира и Майя - уже сдали эту ракету. Мы - нет. И я отправился за жертвой.
Кто был первой, кто второй, а кто третьей - не помню, но вопрос всем троим задавался один и тот же, примерно такой: "Куда садится уплотняющее кольцо в кардановом подвесе сопла 8К99 при работе рулевой машинки по тангажу?". Следовала законная реакция: "А это чо за хрень?" Я говорил: "Пойдем, покажу" и приводил леди к месту экзекуции. "Вот здесь, вот здесь", показывал я пальцем на место в глубине левого верхнего сопла. Девушка тянулась, вглядываясь в полумрак чрева ракеты. А оттуда, в относительно полной тишине, вырывалась рука Алексея Борисовича, и в трех сантиметрах от ее носика начинала делать хватательные движения на манер вставной челюсти "Чужого" из одноименного фильма.
Признаюсь, страшно было даже мне. До сих пор перед глазами Лешкина клешня. Что же говорить о наших дамах…Я исправно подхватывал их подмышки, и поддерживал до тех пор, пока их мозг снова не начинал управлять организмом.
Реакции у них были разные. Аня, кажется, молча упала, Майя, вроде бы, слегка подскочила, прежде чем последовать туда же. Обе вспоминали Господа и называли нас с Лешей шалунами. А вот Ирин удивленный возглас был слышен далеко за переделами спецкабинета. На него то и пришел Станислав Николаевич, положив конец нашей так и не начавшейся актерской карьере…
Нас не выдали. Это было очень благородно со стороны девушек. Спасибо Вам за понимание момента, и за то, что дали себя так восхитительно разыграть!
Аминь.