Воспоминания о будущем (космос)
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 11.07.2010, 07:11 | Сообщение # 121 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| mendeleev, а у Вас нет внешних видов космических кораблей от XR-1 до XR-7? Я сейчас пытаюсь их все найти.
|
|
|
|
mendeleev | Дата: Воскресенье, 11.07.2010, 16:43 | Сообщение # 122 |
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
| dimon_13, Где-то было что-то похожее... Поищу.
|
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Понедельник, 12.07.2010, 17:39 | Сообщение # 124 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| ИЗ ГЕРМАНИИ – В КАПУСТИН ЯР Академик В. Мишин раскрывает страницы истории, еще недавно считавшиеся секретными Ли-2 летит в Берлин 9 августа 1945 года с раннего утра на Центральном аэродроме в Москве собирались люди в мешковато висевшей на них военной форме. Хотя все они были с солидными погонами майоров, подполковников и даже полковников, но мало походили на бравых фронтовых офицеров. Опытный глаз сразу определял: сугубо штатские люди. И действительно, они ими были еще вчера. Но 8 августа поодиночке их вызвали в ЦК ВКП(б) и проинформировали: вы включены в состав Межведомственной комиссии, считайте, что призваны в армию — завтра вылетаете в Берлин, получайте документы, обмундирование, на месте вам объяснят, что делать... — Вопросы есть? Вопросов почему-то ни у кого не было. Все понимали, что задавать их бесполезно. Вежливая форма обращения никого не обманывала — осознавали, что это приказ, который обсуждению не подлежит. ...В видавшем виды Ли-2 разместились прямо на полу, и встреча, как шутили, прошла на высоком уровне — летели над облаками. Практически все знали друг друга. — Я тогда подумал, нас собрали вместе, как мы из отдельных осколков Фау-2 собирали, — вспоминает в своей московской квартире академик Василий Павлович Мишин, бывший первым заместителем знаменитого теперь основоположника практической космонавтики академика Сергея Павловича Королева, а затем и его преемником на посту Главного конструктора. «Осколками» они занимались год назад. В сентябре 1944 года в районе наступления советских войск в Польше на захваченном артиллерийском полигоне в Дембице были собраны осколки «секретного оружия» гитлеровской Германии — Фау-2 и доставлены в Москву в бывший Реактивный научно-исследовательский институт, преобразованный в НМИ-1. В ту пору здесь заместителем по науке был В. Ф. Болховитинов. Он еще перед войной был известным авиаконструктором, разрабатывая оригинальной конструкции машины, в войну занялся истребителем с жидкостным ракетным двигателем. Фау-2 была вроде бы по этому профилю. Для работы с «осколками» создали небольшую группу — Н. А. Пилюгин, А. Я. Березняк, Б. Е. Черток, Л. А. Воскресенский и В. П. Мишин, «крестник» В. Ф. Болховитинова в авиационной и ракетной технике. Включены были в группу М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев, а также Бордачев, Боровиков, Коновалов, Флоров, Союзники в 1943 году основательно разбомбили Пенемюнде — основной ракетный исследовательский центр Германии. Немцы перенесли стрельбы на артиллерийский полигон в Дембице под Варшавой. Перед тем, как обстреливать Лондон, немецкие воинские команды, обслуживающие установки для запуска Фау-2, тренировались на этом полигоне. Когда он был внезапно захвачен советскими войсками, то в их руки попала масса осколков разрушенных, но не взорвавшихся ракет. У. Черчилль бомбил посланиями И. В. Сталина с требованием допустить английских специалистов на полигон в Дембице, а тем временем в НИИ-1 по «осколкам» воссоздали общий вид ракеты, рассчитали траекторию, аэродинамическую схему, вычислили различные характеристики Фау-2. В итоге появился отчет и предложение создать на базе Фау-2 более совершенную ракету с дальностью около 600 км. Был предложен проект модернизации двигателя и другие усовершенствования. Закончилась эта работа в ноябре 1944 года, и вскоре на ней появилась строгая резолюция руководителей авиационной промышленности — А. И. Шахурина и П. В. Дементьева: вне компетенции наркомата авиационной промышленности, тема находится в ведении наркомата вооружения. Ведомственные барьеры поистине самые непреодолимые в нашем государстве. Раз там делают «Катюши», пусть занимаются и ракетами — это, мол, тот же снаряд, только побольше — вот такой был нехитрый смысл у этой резолюции. Вот когда была проложена незримая граница между авиационной и ракетной техникой. И ведь до чего живуча! До сих пор все попытки создать общую промышленность или хотя бы отдельные аэрокосмические фирмы, которые могли бы сразу решать общие задачи, пока безуспешны. «Шаттлы» летают. «Буран» испытан. Объединяться? Ни за что! Группу расформировали, но В. Ф. Болховитинов — человек дальновидный, смелый и незаурядный, на свой страх и риск разрешил В. П. Мишину заниматься теоретическими вопросами высотных и дальних ракет. Теперь в самолете, летящем в Берлин, Василий Павлович обнаружил компанию, которая так или иначе интересовалась ракетной техникой, а впоследствии прославила наше отечественное ракетостроение. На полу гудящего Ли-2 отмечали встречу будущие академики Н. А. Пилюгин, В. И. Кузнецов, член-корреспондент АН СССР М. С. Рязанский, Богуславский, В. А. Рудницкий, Флоренский, Бакурин, Горюнов. Тогда это были просто «технари» — инженеры, по приказу надевшие военную форму... Они еще не знали ни всех трудностей предстоящей работы, ни своего славного будущего, когда многие станут Главными конструкторами, удостоятся звания Героев Социалистического труда, лауреатов Ленинской премии. Все это было еще впереди. Поиски архива В Берлине В. П. Мишину сказали, что надо ехать в Прагу. Имелись сведения, что из Германии все ракетные чертежи вместе с ценными военными архивами из города Торгау гитлеровцы через Чехословакию направили в Австрию, где собирались спрятать на дне одного из горных озер. Но восставшие чехи захватили колонну с ценным грузом, и теперь архивы вроде бы доставлены в Прагу. Надо сказать, что ничего подобного американским разведывательно-техническим миссиям, в которых специально подготовленные люди двигались сразу вслед за передовыми наступающими частями и захватывали все атомные, ракетные, а попутно и другие военно-технические архивы, целенаправленно выискивали немецких специалистов и саму технику, у нашей разведки, в сущности, не было. В основном важные военно-технические объекты занимали самые обычные армейские части, не имевшие толком представления о том, какие ценности им попадали в руки. Да и немцы постарались вывезти все, что могли. Во время неожиданной англо-американской бомбардировки Пенемюнде в ночь на 18 августа 1943 года ракетный полигон был основательно разрушен. 600 «летающих крепостей» обрушили на него полтора миллиона килограммов фугасных и зажигательных бомб. В феврале 1945 года все оставшееся вместе со специалистами было перебазировано в Тюрингию в Нордхаузен, где в подземном заводе продолжалась сборка ракет из комплектующих, свозимых из разных мест. И вот весь цвет немецкой ракетной техники во главе с самим Вернером фон Брауном добровольно сдался наступающей армии США, которая заняла Нордхаузен. После Потсдамской конференции эта территория попала в советскую зону оккупации, но уже без немецких специалистов и разрушенного оборудования. Но кое-что немцы спрятали и от американцев, вот это-то оставшееся предстояло найти.
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Понедельник, 12.07.2010, 17:41 | Сообщение # 125 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| Группа, направлявшаяся на автомобилях в Прагу, поехала не через Дрезден, что было ближе, а через Нордхаузен. Там уже действовало налаженное «хозяйство Чертока». Б. Е. Черток, один из будущих корифеев советской космонавтики, прибыл сюда раньше вместе с двигателистом А. М. Исаевым и другими специалистами авиационной промышленности (таких групп различных промышленных отраслей было много). Нордхаузен — приятное курортное место. Б. Е. Черток жил на вилле, которую раньше занимал Вернер фон Браун, там же разместили и столовую, где радушно привяли гостей. Но задержались они недолго — ждала Прага. Здесь советские инженеры обнаружили координационный центр поставок комплектующих изделий для немецкой ракетной техники и поразились рационализму системы. Командовал всем некто Козак. Штаб-квартира была в Праге. В штате у него были — помощник, машинистка, уборщица и охранник. Все! Кооперация охватывала сотни фирм в Австрии, Венгрии, Польше, Чехословакии... Приехали на один из заводов: — Вы же оборудование для Фау-2 делали! Как это получилось? — Что-то делали... Козак нам давал чертежи. Платил деньги. Мы отпускали готовую продукцию. Куда, зачем — никто не знал... Вот так — умно и просто было организовано дело. И секретность — гарантирована. Даже если и что-то попадет в руки тайных агентов — попробуй пойми что к чему... А группе Мишина нужна была вся ракета целиком — все ее чертежи. И хотя мы освобождали Прагу, был там советский военный комендант, тем не менее достать чертежи было делом очень непростым. Правительство Бенеша придерживалось проанглийской ориентация и никакой помощи в розыске архивов не оказывало. — Случайно, — говорит Василий Павлович, — мы узнали, что какие-то технические архивы хранятся в расположении одной из чешских воинских частей, в здании бывшего ресторана на Вистовище. Среди военнопленных мы обнаружили сестру нашего А. Я. Березняка и включили ее в свою группу. Я ей говорю: Марина, бери с собой женскую сумку, и если я что-нибудь небрежно отброшу в сторону — незаметно туда спрячь. Решили действовать, как уголовники, — другого выхода не было. ...И нам повезло. Пошли в пятницу, когда чехи больше всего думают о предстоящих выходных. Я вижу что-то похожее на чертеж Фау-2 — откинул Марине, та — в сумку. Значит, у нас теперь уже есть неопровержимое доказательство. Но тут же выяснилось, что чехи этот архив куда-то собираются перебазировать. Не запретишь — их право. Что делать? Кинулись мы за помощью в штаб армии А. С. Жадова — он стоял километрах в семидесяти от Праги. На дипломатов и чекистов надежды никакой — не понимают. Но в штабе, слава Богу, поняли всю важность дела. Дали распоряжение коменданту Праги. Тот выделил нам солдат, грузовик. Мы уже заранее прикинули, где всех расположить, прихватили матрацы — и к архиву. Я сел рядом с шофером. — У первого шлагбаума — часовые. — Кто такие? А тогда много военных было — американцы, англичане, французы, чехи, ваши — и все дружили, футбольные матчи устраивали, братания... — Представители Советской Армия — едем к вам в гости... У второго шлагбаума — то же самое... Подъехали прямо в архиву и выставили свой пост — теперь уже без скандала не увезут. Наутро мы официально приходим в научно-технический отдел при генштабе Чехословацкой армии и заявляем: у вас чертежи Фау-2. — Не может быть! — Доказали, что может... А потом погрузили мы этот архив в специальный вагон, прицепили к составу с автомобилем «Татра» и пльзеньским пивом, которые чехословацкое правительство подарило лично И. В. Сталину, и отправили в Москву. Ракетный взлет Архив, который разыскали в Праге, оказался неполным. Многого не хватало. Но В. Мишину помогала прежняя работа с «осколками» Фау-2. Под его руководством было организовано расчетно-теоретическое бюро в Бляйхероде близ Нордхаузена, занимавшееся проблемами, связанными с Фау-2, — аэродинамикой, баллистикой, прочностью и т. д. — В сущности, — вспоминает В. Мишин, — к моменту окончания войны ракетная техника у нас была бесхозной. Авиационная промышленность от нее отмахнулась. В то же время бесспорные и впечатляющие успехи Германии в бомбардировке Англии Фау-1 и Фау-2 не могли пройти мимо внимания руководства страны. Но только в 1946 г. на роль руководителя ракетостроения «сосватали» Д. Ф. Устинова, бывшего тогда наркомом вооружения. Ему предстояло выбрать и технического руководителя проблемы. Бытует мнение, что он сразу остановился на кандидатуре С. П. Королева. Это не так. Фаворитом сначала был конструктор С. Синельщиков, разрабатывавший позднее зенитную ракету на базе немецкой «Вассерфаль». С. Королев прилетел в Германию после нашей группы в конце октября 1945 г., хотя его тогдашний начальник В. П. Глушко, который в 1942 г. добился перевода к нему заключенного Королева, прибыл сюда раньше вместе с группой Наркомата авиационной промышленности. Он предлагал ракетные двигатели для самолетов, а в гитлеровской Германии занимались и этой проблемой. Тогда созрела идея создать группу «Выстрел» для организации с помощью немецких специалистов запусков Фау-2 прямо на территории Германии. К нам попала довольно большая группа немецких ракетчиков, но, увы, лишь второстепенных специалистов. Первоклассным, пожалуй, был только Г. Гертруп. Тем не менее на их помощь и наличие кое-каких комплектующих надеялись и планировали организовать запуски ракет. Англичанам с помощью немцев удалось под Гамбургом организовать стрельбы Фау-2. Там, кстати, правда, под чужой фамилией, присутствовал С. Королев. Но у нас стрельбы не получились... Тогда группу «Выстрел», техническим руководителем которой был С. Королев, расформировали. Был создан институт «Нордхаузен». Начальником его стал генерал О. М. Гайдуков, а заместителем — Королев, В январе 1946 г. Королев сделал мне предложение работать у него — я отказался. Сказал, что у меня интересная работа в Москве, командировка моя кончается и я хочу к семье. Видимо, не я один поговаривал о родных, и в мае 1946 г. к нам неожиданно в Германию привезли семьи.
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Понедельник, 12.07.2010, 17:45 | Сообщение # 126 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| Может быть, это было связано с приездом правительственной комиссии во главе с маршалом артиллерии Н. Д. Яковлевым, в которую входил и Д. Ф. Устинов. Я думаю, что тогда Королев получил предварительное предложение стать техническим руководителем работ в области ракетостроения. Знаю, что Гайдуков рекомендовал именно его кандидатуру. Королев вторично предложил мне работать под его руководством. Аргумент о семье у меня отпал, и оставалось только согласиться. Я передал расчетно-теоретическое бюро Г. А. Тюлину и перебрался из Бляйхероде в Зоммерду близ Эрфурта. Здесь я возглавия совместное советско-немецкое ОКБ по созданию комплекта чертежей на немецком языке по конструкции Фау-2, которым до меня руководил В. С. Будник. Основой должна была стать документация, которую мы нашли в военно-техническом архиве в Праге. По двигателям документация восстанавливалась под руководством В. П. Глушко, по управлению — Н. А. Пилюгиным и М. С. Рязанским, В. И. Кузнецовым, Б. Е. Чертоком, по наземному оборудованию работала группа во главе с В. П. Барминым. В целом наша организация именовалась институт «Нордхаузен». Государственная комиссия тем временем решила, что пора перебазировать работы из Германии в Советский Союз. Когда комплект чертежей в Зоммерде был восстановлен, Королев предложил Мишину вернуться в Москву, выпустить документацию на русском языке и организовать сборку Фау-2 из захваченных немецких узлов и деталей. Для этого в Москве было организовано специальное подразделение в Подлипках, нынешнем знаменитом подмосковном Калининграде. Начальником и главным конструктором одного из отделов СКБ при НИИ-88 был назначен Королев, первым его заместителем — Мишин. 9 августа 1946 года после года напряженной работы в Германии он вернулся в Москву. — Когда я увидел территорию, где нам предстояло налаживать ракетное производство, — вспоминает Василий Павлович, — то поначалу просто пришел в ужас. Эвакуированный и разграбленный завод, а мы уже прекрасно представляли себе, какую сложную технику придется выпускать. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают... Королев появился в Подлипках в конце февраля 1947 г. чтобы организовать стрельбы на полигоне близ старинного волжского города Капустин Яр, который мы всегда именовали коротко — Кап. Яр. Сергей Павлович принял простое и дальновидное решение пригнать на полигон два спецпоезда и жить, работать там. Только «удобства» были выносные. А так даже лаборатории в вагонах размещались. Позднее также в спецпоездах начинался и знаменитый ныне космодром Байконур. Одним спецпоездом в Кап. Яре командовал Королев. Второй принадлежал Министерству обороны. Из одиннадцати собранных нами ракет Фау-2 с первой вышел конфуз — она полетела в сторону Саратова. Остальные уже летели в нужную сторону. Некоторые мы оснастили соответствующими датчиками и телеметрической аппаратурой. В итоге получили хорошие результаты натурных испытаний. Выявился основной недостаток Фау-2 — слабость хвостового оперения. Она летела по баллистической траектории, и на нисходящей ветви при входе с большой скоростью в плотные слои атмосферы хвостовое оперение часто не выдерживало нагрузок, не могло эффективно работать, и в результате ракета разрушалась. Были выявлены и другие недостатки. С учетом всех замечаний была доработана конструкция, и мы выпустили документацию на ракету Р-1. В основе своей она повторяла Фау-2, но была усовершенствована и делалась из отечественных материалов. Хотя, конечно, использовались многие сплавы, придуманные немцами, но технология их создания была нами восстановлена. Очень многое пришлось додумывать, а то и придумывать. Особенно при создании системы управления. Очень непросто было внедрять ее в серийное производство из-за высокого технического уровня. Топливо было то же самое, что у немцев, — этиловый спирт и жидкий кислород. А вскоре мы додумались, в чем был главный недостаток немецких ракет. Сказалось все-таки, что у немцев ракетами занялись вооруженцы, а не самолетчики. Они рассматривали ракету как единое целое от начала до конца полета. На самом деле у ракеты два совершенно разных этапа полета — активный, когда работают двигатели, нужны крупногабаритные баки с горючим, и пассивный, на котором она летит уже по инерции, в сущности, как камень из пращи. Чем выше скорость, а она повышается с увеличением планируемой дальности полета, тем больше нагрузки при входе в атмосферу на нисходящей ветви траектории. Практически на принципе Фау-2 ракету на дальность свыше 1000 км создать уже невозможно. Немцы конструировали двухступенчатую ракету А-9/А-10, которая с помощью автоматов или пилотов-смертников через Атлантику должна была поражать США. Мы же поняли, что та часть, которая сделала свое дело, на активном участке уже бесполезна — ее можно отделить. И делать прочной тогда надо только головную часть, а не всю ракету. Это важно и для одноступенчатых и тем более для многоступенчатых ракет, Благодаря этому мы первыми сумели сделать межконтинентальную ракету, что, конечно, имело колоссальное значение для сохранения мира на нашей планете. Оружие возмездия за агрессию не утратило важности и в наши дни. — А как вы в целом оцениваете важность полученных в Германии данных, использование ее специалистов для развития отечественной и мировой ракетной техники? — Что касается использования специалистов, то здесь картина разная у нас и в США. У нас немецкие специалисты не сыграли какой-либо существенной роли. Они были объединены в свое КБ, которое работало в районе Осташково, получая задания параллельно с нами. Но мы работали гораздо эффективнее и поэтому немецких ракетчиков скоро отпустили в ГДР. С группой же, возглавляемой Вернером фон Брауном, картина получилась другая. Для них в США также организовали специальное КБ в районе американского города Хантсвилла. Одно время на них не обращали серьезного внимания, но когда программа запуска первого спутника с помощью чисто американского носителя забуксовала, призвали на выручку. И первый американский спутник был запущен ракетой «Юнона», сделанной под руководством Вернера фон Брауна. А вершиной его деятельности, подлинным триумфом стала ракета «Сатурн-5» для осуществления лунной программы «Аполло». Бесспорно, это выдающийся ракетный конструктор мира. Но и фашистское прошлое Вернера фон Брауна, как говорится, из песни не выкинешь. Бесспорно также и то, что Германия оказала колоссальное влияние на мировую ракетную технику, и прежде всего в том, что показала возможность ее индустриального производства. После войны мы увидели, что только один завод в Нордхаузене выпускал в условиях проигрываемой войны более тысячи Фау-2 в месяц. А кроме этого, он еще делал Фау-1, «Вассерфаль», «Шметерлинг» и другие ракеты. К счастью для союзников, эти ракеты еще не были хорошо отработаны технически. Но, затянись война, не будь стремительного и поистине проломного наступления советских войск на Берлин, еще неизвестно, какую роль могла бы сыграть немецкая ракетная техника.
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Понедельник, 12.07.2010, 17:49 | Сообщение # 127 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| Конечно, и мы, и американцы очень многое почерпнули из достижений немецкой ракетной техники. Будем честны, и наши, и американские предвоенные опыты носили в значительной степени лабораторно-испытательный характер. Да, они были полезны, и благодаря им сформировался костяк кадров будущей ракетной техники, космонавтики. Но к индустриальному производству ни мы, ни американцы даже к концу войны абсолютно не были готовы. Германия первой поняла огромную военную важность ракетной техники и сумела организовать индустриальное производство. Эффективность ее из-за огромного рассеяния оказалась не очень высокой. Но давайте на минуту задумаемся: что было бы, если бы немцы столь же серьезно и напористо отнеслись к созданию атомной бомбы? Каким был бы исход войны? Каким стал бы мир? К счастью для человечества, в гитлеровской Германии не поняли, что им может дать ракетная техника в сочетании с атомным оружием. Когда этот технический альянс родился, практически им одновременно овладели обе стороны, ставшие противоборствующими, - СССР и США. И наверное, это долгое время поддерживало и еще будет поддерживать мир на планете, делает маловероятной ядерную войну. Воспоминания записал Б. КОНОВАЛОВ, научный обозреватель «Известий».
|
|
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Четверг, 15.07.2010, 23:39 | Сообщение # 130 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| "ЗЕНГЕР" по русски 29 ноября 1946 г. начальником НИИ-1 НКАП был назначен выдающийся ученый нашей страны академик М.В. Келдыш. М.В. Келдышу было дано задание разобраться с проектом самолета Зенгера и Бредт и подумать о работах в НИИ-1 по внедрении ЖРД и ПВРД в авиации. 22 февраля 1947 г. М.В. Келдыш направил в НКАП письмо с просьбой обсудить тематические и организационные вопросы НИИ-1 НКАП. 1 апреля 1947 г. состоялось заседание Научного совета НКАП, где М.В. Келдыш выступил с докладом о перспективах реактивного двигателестроения и направлениях развития НИИ-1 НКАП. В докладе был в частности затронут проект самолета Зенгера и дан предварительный анализ развития ЖРД и ВРД на тот момент времени. 3 апреля 1947 г. М.В. Келдыш направил в НКАП докладную записку о необходимости развития исследовательских работ по самолетам с ЖРД, где говорилось, что для самолетов обычных схем самостоятельное применение ЖРД является малоэффективным, так как эти двигатели чрезвычайно малой экономичности, также говорится о возможности создания ЖРД с чрезвычайно большими тягами. Решится вопрос с ЖРД с большими тягами, будет поставлен по-новому вопрос о самолете с ЖРД. В связи с этим упоминался проект Зенгера и сведения о работе по этой теме американцев. В конце этой записки был сделан вывод о невозможности построить в данный момент дальний ракетный самолет из-за того, что не решены научно-исследовательские проблемы, поэтому работы по ним следует считать своевременными. 8 июля 1947 г. М.В. Келдыш направил в НКАП докладную записку о развитии экспериментальной базы НИИ-1. Из этой записки видно, какое большое значение он придавал развитию экспериментальной базы с учетом перспектив. Из докладных записок указанных выше видно, как М.В. Келдыш определяет путь, по которому надо идти, чтобы создать проект ракетного самолета подобного проекту самолета Зенгера, а также смотрит в перспективу применения ЖРД и ПВРД в авиации. В 1947 г. в НИИ-1 НКАП был выполнен, научно-технический отчет под руководством М.В. Келдыша. В этом отчете исполнителем главы "О силовой установке стратосферного сверхскоростного самолета" был сам М.В. Келдыш. В своей главе он рассматривает проект самолета Зенгера и предлагает свой проект самолета дальнего действия с комбинированной двигательной установкой (СПВРД и ЖРД), исходя из существующих в то время взглядов. Самолет дальнего действия проект НИИ-1 НКАП В этой главе делается вывод, что параметры ЖРД, принятые в работе Зенгера и приводящие к интересным вариантам, вряд ли могут быть достигнуты в ближайшее время при существующих топливах. Используя бензин и кислород, тогда можно было достичь наименьшей удельной тяги 300 с и то в высотных условиях. Получить удельную тягу 400 с, которая была принята в основных вариантах расчетов Зенгера, тогда было просто невозможно. В главе также говорится, что ЖРД Зенгера малой экономичности. У него получаются весьма малые конечные веса конструкции, а вес топлива доходит до 90 % от веса самолета. Если применить более экономичный ПВРД (применение в ПВРД диффузора с косыми скачками уплотнения дает возможность добиться большой тяги при малом весе) после отрыва от стартового устройства в начале разгона с последующим включением ЖРД, то это позволит достичь нужных результатов. При конечном весе самолета в 22 % скорость бы получилась порядка 5 км/с, а дальность 12 000 км. Ракетный самолет разработки НИИ-1 должен был иметь крыло и фюзеляж рациональной сверхзвуковой формы: фюзеляж — полуоживильная форма, крыло — предположительно треугольного профиля. Кроме всего этого в главе М.В. Келдыша были рассмотрены устройство и работа КДУ такого самолета. Комбинированная двигательная установка ракетного самолета разработки НИИ-1 работала следующим образом: после разгона стартовой ракетой в работу включаются два СПВРД, а затем, после окончания их работы и сбрасывания с самолета, на высоте 20 000 м, включался ЖРД. Питание топливом СПВРД и ЖРД осуществляется с помощью турбонасосов. В главе приведены данные расчета и рассмотрены устройство и основные данные ПВРД, схема и основные данные ЖРД самолета, стартовая ракетная установка, а также траектория полета такого самолета. Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель разработки М.М. Бондарюка для самолета разработки НИИ-1 должен был состоять из сверхзвукового диффузора, камеры сгорания и регулируемого сопла. Размеры СПВРД: диаметр — 2 м, длина — 7,2 м. Скорость воздуха в камере СПВРД 100 м/с, а расчетные температуры не превышают 850 °С, что позволяло сделать двигатель из имеющихся тогда сталей при кратковременном действии двигателя порядка 3 мин. ЖРД ракетного самолета НИИ-1 — РКДС-100 разработки Л.С. Душкина, в силовой установке он как один из самостоятельных двигателей. Он вступает в работу после остановки и сброса СПВРД на высоте 20 000 м, обеспечивая самолету дальнейший набор скорости и высоты полета.
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Пятница, 16.07.2010, 06:11 | Сообщение # 131 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
|
|
|
|
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 18.07.2010, 22:42 | Сообщение # 135 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| Взято с сайта http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/shtuka/6dney/01.html
Сообщение отредактировал dimon_13 - Воскресенье, 18.07.2010, 23:07 |
|
|
|