Суббота, 23.11.2024, 21:26

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

Воспоминания о будущем (космос)
dimon_13Дата: Пятница, 11.06.2010, 05:40 | Сообщение # 91
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
По некоторым данным, последней разработкой группы Греттрупа стал проект "Г-5" - еще более мощная ракета. Для повышения ее грузоподъемности немецкие конструкторы расположили вокруг центрального блока четыре боковых, в качестве которых они предложили несколько измененную ракету, разработанную в проекте "Г-4". Этот проект не был доведен ими до завершения.

К этому времени в верхах уже созрело решение об отказе от немецкого коллектива. В результате филиал №1 в октябре 1950 г. прекратил свою деятельность. Советское правительство приняло решение об отправке немецких специалистов в ГДР. Она проходила в несколько этапов. В декабре 1951 г. была отправлена первая очередь, в июне 1952 г. вторая и в ноябре 1953 г. последняя. Греттруп с семьей покинул остров с последним эшелоном. Вскоре он перебрался из Восточной Германии в Западную.

Многие специалисты, вернувшись в ГДР, вскоре также сменили место проживания на ФРГ, где не считали нужным скрывать факт и характер своей работы в СССР. Поэтому на Западе о происходившем на Городомле известно давно. Впрочем, в подробности немцы не вдавались. Например, Гельмут Греттруп, рассказывая сотрудникам ЦРУ в 1957 году о своей работе в СССР, дал им заведомо ложную информацию, преуменьшив вклад руководимой им группы в создание советской ракетной техники. Многие подробности стали известны лишь в самом конце XX века.

Ракета Р-7 - первая межконтинентальная баллистическая ракета Хотя немецкие проекты непоредственно и не были реализованы в СССР, но очень многое из них было использовано. В частности, когда перед Королевым была поставлена задача разработать ракету, способную доставлять термоядерную боеголовку на межконтинентальные расстояния, в основу конструкции легли немецкие эскизные проработки проекта Г-5. Сконструированная ракета Р-7 также состояла из центрального блока, окруженного четырьмя отделяющимися боковыми блоками конической формы. После некоторых изменений ракета Р-7 использовалась для запуска первых искуственных спутников и пилотируемых кораблей "Восток" и "Восход" - а также до сих пор выводит на орбиту корабли "Союз" и "Прогресс".

Внешний вид ракеты Р-7 стал известен миру лишь в 1967 году, спустя десятилетие после ее первого полета. В то же время другие модели ракет провозили на праздничных парадах перед камерами иностранных корреспондентов - порой до того, как они поступали на вооружение. Видимо, причиной такой "щепетильности" являлась немецкая "родословная" ракеты Р-7.

Ракета Н-1 - сверхмощная ракета для полета на Луну После первых успехов СССР в освоении космоса американский президент Джон Кеннеди заявил, что первыми на Луне будут американцы. Советские конструкторы негласно включились в "лунную гонку". Для высадки человека на Луну предстояло решить ряд сложных проблем, едва ли не главной из которых было создание сверхмощной ракеты. Такая ракета - Н-1 - была построена. При взгляде на нее сразу бросается в глаза сходство ее формы с ракетами Г-2 и Г-4 - заостренная носовая часть, за которой следует цилиндрическая секция, переходящая в расширяющийся конус. Очевидно, при проектировании Н-1 были использованы расчеты немецких аэродинамиков с Городомли. Но, в отличие от немецких проектов, в которых использовались несущие (т.е. включенные в силовую схему ракеты) баки, в Н-1 были использованы подвесные баки, укрепленные внутри корпуса. Видимо, технологические возможности СССР не позволяли изготовить конические несущие баки таких гигантских размеров.

Довести ракету Н-1 до стадии успешных полетов советские конструкторы так и не сумели. Было проведено четыре испытательных пуска, и все четыре закончились авариями. При втором пуске ракета взорвалась сразу после старта, уничтожив стартовый комплекс. В итоге от идеи пилотируемого полета на Луну пришлось отказаться, а среди ракетчиков стала ходить грустная шутка о трех русских "царь"-чудесах: пушке, которая не стреляла, колоколе, который не звонил, и ракете, которая не летала... Ракету Н-1 предали забвению, официально о ней было сообщено лишь в 1991 году - спустя 21 год после ее первого испытания.

Итак, расчеты немецких аэродинамиков легли в основу королевских ракет Р-7 и Н-1. В советских разработках были использованы выдвинутые немцами идеи - несущие баки, расположение бака с жидким кислородом перед баком с горючим. Сконструированные немецкими инженерами двигатели стали базисом для двигателей Глушко. На советских ракетах первого поколения использовались принципы управления, предложенные немецкими инженерами - в частности, коррекция полета по радио. В отдельных случаях использовались даже оригинальные немецкие чертежи - с них стирались немецкие надписи и вписывались русские. Учитывая все это, не будет сильным преувеличением сказать, что советская дорога в космос начиналась на Городомле - трудами свезенных туда немецких инженеров.

* * *

С отъездом немцев жизнь на Городомле не остановилась. Созданные там исследовательский центр и машиностроительный завод продолжали работать. В Осташковском краеведческом музее сейчас выставлены образцы продукции находящегося на Городомле машиностроительного завода. А недавно на Городомле собирались родственники работавших там когда-то немецких специалистов.

Недавно находящийся на Городомле населенный пункт стал именоваться "ЗАТО Солнечный" (т.е. закрытое административно-территориальное образование). В связи с этим население Осташкова заметно уменьшилось (правда, только на бумаге) - раньше обитатели Городомли считались жителями Осташкова, теперь они проходят по собственной графе статистики.

В заключение можно сказать, что у желающих полюбоваться на городомленскую природу все-таки есть такая возможность. На острове находится принадлежащий ЦНИИ машиностроения в городе Королеве (бывшие Подлипки) дом отдыха "Селигер". Во времена рыночной экономики путевки туда продаются не "только членам профсоюза", и, приехав туда, вы можете своими глазами увидеть шишкинские сосны...

 
dimon_13Дата: Пятница, 11.06.2010, 05:54 | Сообщение # 92
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Суббота, 12.06.2010, 06:24 | Сообщение # 93
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Суббота, 12.06.2010, 16:56 | Сообщение # 94
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Лей, Вилли

Вилли Лей (нем. Willy Ley; 2 октября 1906, Берлин — 24 июня 1969) — исследователь, писатель и популяризатор науки, один из наиболее последовательных ранних сторонников идеи пилотируемых космических полетов.

Биография

Вилли Лей родился в Берлине 2 октября 1906 года. Получил образование в Берлинском и Кенигсбергском университетах со специализациями в нескольких областях — астрономия, физика, зоология и палеонтология.

В 1927 году Вилли Лей стал одним из основателей Германского ракетного общества. Он участвовал в проектировании, постройке и испытаниях первых немецких ракет с двигателями на жидком топливе в группе Херманна Оберта, а также выпустил научно-популярные книги «Космическое путешествие» (нем. Die Fahrt ins Weltall, 1926) и «О возможности межпланетных путешествий» (нем. Die Moglichkeit der Weltraumfahrt, 1928) — именно последняя во многом вдохновила Фрица Ланга на создание фильма «Девушка на Луне» (1929).

После прихода к власти в Германии нацистов Вилли Лей эмигрировал в США, где стал активным членом Американского ракетного общества. В 1944 году он получил американское гражданство.

Американское ракетное общество было тесно связано с научно-фантастическими журналами — например, основатель и первый президент Общества Дэвид Лассер работал редактором в журнале «Wonder Stories». Естественным образом Вилли Лей начал писать научно-популярные статьи для фантастических журналов, которые публиковались в «Astounding», «Thrilling Wonder Stories», «Amazing» и других изданиях. Он также написал несколько фантастических рассказов под псевдонимом «Роберт Вилли». Начиная с сентября 1952 года он числился научным редактором журнала «Galaxy Science Fiction», в котором вел ежемесячную колонку, посвященную новостям науки и техники.
Обложка книги «Завоевание космоса» (1950)

На протяжении 1940—1960-х годов Вилли Лей написал (один и в соавторстве) два десятка научно популярных книг, посвященных загадкам животного мира, истории ракетной техники, будущим космическим исследованиям, Солнечной системе и другим темам.

В 1950 году вышла самая известная его книга «Завоевание космоса» (англ. The Conquest of Space), великолепно проиллюстрированная Чесли Бонстеллом, которая в 1951 году получила Международную премию фантазии. Именно эта книга открыла для многих читателей не далекий фантастический космос, а космос реальный и технически достижимый, и во многом обусловила начало американской космической программы.

Книга Вилли Лея «Ракеты и полеты в космос» (англ. Rockets, Missiles and Space Travel), посвященная истории и современному (на тот момент) состоянию проектов, связанных с реактивными полетами, была в 1961 году выпущена в сокращённом переводе на русский язык Военным издательством Министерства обороны СССР.

Вилли Лей скончался 24 июня 1969 года, менее месяца не дожив до первой высадки человека на Луну — события, о котором он мечтал всю жизнь. Один из лунных кратеров, расположенных на обратной стороне Луны, назван в его честь Кратером Лея.

Премии

* 1951 год — Международная премия фантазии за книгу «Завоевание космоса» (англ. The Conquest of Space, совместно с Чесли Бонстеллом, 1950) в номинации «научно-популярная работа».

* 1952 год — Международная премия фантазии за книгу «Драконы в янтаре» (англ. Dragons in Amber, 1951) в номинации «научно-популярная работа».

* 1953 год — Международная премия фантазии за книгу «Земли за гранью» (англ. Lands Beyond, совместно с Л. Спрэгом де Кампом, 1952) в номинации «научно-популярная работа».

* 1953 год — Премия «Хьюго» в номинации «научно-популярные статьи».

* 1956 год — Премия «Хьюго» в номинации «писатель-популяризатор».

* 2004 год — Премия «Ретро-Хьюго» за книгу «Завоевание Луны» (англ. Conquest of the Moon, совместно с Вернером фон Брауном и Фредом Л. Уипплом, 1953) в номинации «писатель-популяризатор».


Ганс Габер, Вернер фон Браун, Вилли Лей (1954)

Книга "Ракеты и полеты в космос"

 
mendeleevДата: Понедельник, 14.06.2010, 05:12 | Сообщение # 95
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
dimon_13, Спасибо за статьи. Будете ли давать заметку о Ю.Кондратюке (Шаргее)?(В смысле отдельной статьей - так-то он уже упоминался). Без него полет на Луну состоялся бы немного (или намного - кто знает?) позже. В конце концов, не стеснялись же сами американцы называть тректорию полета на Луну "Трассой Кондратюка"...

Сообщение отредактировал mendeleev - Понедельник, 14.06.2010, 05:23
 
dimon_13Дата: Понедельник, 14.06.2010, 13:26 | Сообщение # 96
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
По Шаргею у меня есть материал, но это довоенная тема. Если касаться еще ее, то тут получится целый сайт. Действительно, американцы избрали схему Кондратюка, но мне кажется, что он просто был первым, кто теоретически обосновал такой маршрут. Я вообще сторонник проекта "NOVA". Обратите внимание - американцы не стесняются говорить о рассчетах Кондратюка, взятых ими у советского инженера. А наши про немецкие разработки...

Сообщение отредактировал dimon_13 - Понедельник, 14.06.2010, 17:38
 
dimon_13Дата: Понедельник, 14.06.2010, 18:16 | Сообщение # 97
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
mendeleevДата: Понедельник, 14.06.2010, 19:52 | Сообщение # 98
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (dimon_13)
А наши про немецкие разработки...
Стыдливо пыхтят в тряпочку cool dry
dimon_13, Где вы берете все это добро? "Паролеты" порадовали особенно biggrin Таблички для контакта... - Супер просто!
 
dimon_13Дата: Четверг, 17.06.2010, 06:29 | Сообщение # 99
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Когда-то я собирал книги, статьи из газет и журналов... Сейчас намного проще. Есть инет! Много беру в YAHOO. Может мне легко искать по тому, что, я знаю что искать?
 
h153btДата: Суббота, 19.06.2010, 07:24 | Сообщение # 100
Группа: Опытные
Сообщений: 821
Репутация: 152
Награды: 0
Статус: Offline
Да, паролёты меня особенно заинтриговали!

Всё пропьём, но флот не опозорим!
 
dimon_13Дата: Суббота, 19.06.2010, 22:35 | Сообщение # 101
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Ну если уж паролеты так понравились, то и я отойду от темы немножко. teehee
 
dimon_13Дата: Суббота, 19.06.2010, 23:00 | Сообщение # 102
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
mendeleevДата: Воскресенье, 20.06.2010, 00:34 | Сообщение # 103
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Раз пошла такая пьянка... dimon_13, разрешите, я в Вашей теме парочку "паролетов" тисну - интересные "прожекты", так сказать...
[img][/img] [img][/img]
[img][/img] [img][/img] [img][/img] [img][/img]


Сообщение отредактировал mendeleev - Воскресенье, 20.06.2010, 00:41
 
dimon_13Дата: Воскресенье, 20.06.2010, 16:45 | Сообщение # 104
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Великолепно! Но вернемся к основной теме. smile
 
dimon_13Дата: Воскресенье, 20.06.2010, 17:00 | Сообщение # 105
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

И НАЧАЛАСЬ ВОЙНА...

 
Поиск: