Вот,взбрело в голову выложить в тексте свои мысли на счет каркаса корабля...Три часа сидел,готовился,печатал в ворде Вот прочитал - решил выложить на форуме,под общий взгляд всех.Сильно прошу не пинать меня,мысли сумбурно крутились в голове и так же выложил их и в слова.Орфография - вообще молчок В общем,читайте и обсуждайте...Думаю,тема интересна всем корабелам,и будет пользоваться популярностью не меньше,чем пиписькомеряния в похожем разделе В общем вот: 1.Составляющие каркаса
Обычный каркас обычного корабля(я не беру во внимание "составные" каркасы - из надводной,подводной части и ватерлинии,а так же простые каркасы,вроде которых использует HMV) состоит из трех основных элементов:киля,ватерлиний и шпангоутов.К ним так же можно добавить палубу,так как она выполнена из плотного картона и еще более укрепляет уже собранный каркас.К вспомогательным элементам каркаса можно отнести стрингеры,уголки и прочие незначительные детали,которые так или иначе заменяют основные элементы и помогают правильно сформовать обводы корпуса.
Киль - важный элемент каркаса,делит каркас корабля на две одинаковые части.Обычно он один,но иногда применяются вспомогательные кили - всегда парное число.
Шпангоут - поперечные вставки в киль.Большое количество,жестко закрепляются только при полностью сформированном корпусе корабля.
Ватерлиния - вставная деталь каркаса.Четное количество(2,реже 4 и очень редко 6 или вообще 8),обычно находятся в том месте,где условно проходит ватерлиния корабля(основные ватерлинии),а так же выше и ниже ВЛ(вспомогательные ватерлинии)
Палуба - наклеивается сверху на каркас,одновременно является важным элементом обшивки.Количество палуб - от одной и более(в зависимости от особенности корабля и проработанности модели)
2.Функции составляющих частей каркаса
Беря отдельно сам каркас,можно определить функции каждой составляющей,а так же желательную толщину этих элементов.
Киль - самая первая деталь,за счет нее шпангоуты крепятся на свои места.Частично участвует в формовании обводов корпуса.основная функция - обеспечение жесткости,поэтому из этого и следует нежелательность всяческих вырезов и как можно большая толщина.Для кораблей с большой шириной и длинной более 40см лучше всего подходит 2мм картон - он обеспечивает каркасу нужную жесткость,его сложнее пустить "винтом".Последнему уделяется особое внимание,так как "винт" - одно из наказаний моделистов.Картон такой толщины сложнее деформировать за счет большей многослойности(монолитный картон толщиной 2мм я еще не видал в каркасах модели) и жесткости.На моделях малых размеров(длинна менее 20-30см) лучше использовать картон толщиной 0,5мм - вероятность деформации при столь маленьких размерах очень мала.При наличии в модели нескольких килей 2мм картон лучше использовать только для основного,для вспомогательных хватит и толщины в 1мм.
Шпангоуты - детали,которые вставляются в киль.Функции - обеспечение каркасу жесткости и формование обводов корпуса,причем последнее является основной функцией шпангоутов.Исходя из этого,можно с уверенностью сказать,что подходящая толщина картона для шпангоутов - 1мм.Это средний показатель толщины,но он не даст такого проступания через обшивку корабля,и в то же время имеет широкий торец,который обеспечивает приклейку той же обшивки.Применение более тонких шпангоутов ослабляет каркас,и,что еще более страшно,часто дает проступание каркаса через обшивку без какой-либо подклейки.Ослаблять шпангоуты лишними вырезами и отверстиями так же не рекомендуется,так как это повысить шансы на деформацию.При размерах корабля менее 20см лучше использовать тонкий картон(0,5мм),так как лишняя толщина в этом случае только навредит.
Ватерлиния - вставляются через пазы в шпангоуты,обеспечивают жесткость каркаса от увода,правильность обводов корпуса,так как без них корпус склонен к изгибаниям вдоль киля,а шпангоуты могут стоять не под правильным углом.Основная функция - обеспечение жесткости каркаса и правильности форм,и практически не участвует при приклейке обшивки корпуса.Лучше всего клеить ватерлинии на картон 1мм,особенно если корабль имеет их больше одной пары.В тех случаях,когда корабль имеет большую длину и всего одну ватерлинию,то толщина картона заваисит от длинны корабля.Если длинна большая(от 70-80см),то лучше всего брать картон толщиной 2мм.При длине около 50см лучшим картоном будет картон толщиной 1мм,при очень маленьких размерах(менее 20см) можно использовать картон толщиной 0,5мм.
Палуба - важных функций,по сути,не несет,так как клеится уже после формирования каркаса.В таких случаях лучшая толщина - 1мм,только если имеются много ослабляющих элементов(вроде вырезов под трапы или срезов),лучше всего будет наклеить палубу на картон толщиной 1,5,или даже 2мм.В последнее время стали появляться "двухслойные" палубы - первый идет как черновой,а второй уже как чистовой.В этом случае лучше всего будет использовать черновой слой как укрепляющий элемент каркаса - то есть посадить палубу на пазы шпангоутов,то есть закрепить черновую палубу в каркасе,тем самым укрепив последний.В таких случаях лучше всего для обеих палуб сойдет картон толщиной 1мм.
3.Функции элементов каркаса при наклейке обшивки.
Во время наклейки днища элементы каркаса так же выполняют свои функции.
Киль - в формовании обшивки,по сути,участвуют концевые торцы киля,которые подтачиваются и служат для приклейки основных элементов бортов и днища в оконечностях.
Шпангоуты - придают листам обшивки нужные обводы,из чего выплывает нежелательность их проступания.Обычно шпангоуты в оконечностях в нужной мере стачиваются,так как происходит переход обшивки в штевни.
Ватерлиния - по сути какую-либо функцию играют только две основные ватерлинии,и то только небольшие - обеспечивание стыка листов обшивки днища и бортов.
Палуба - служит местом приклейки верхней кромки бортов.Иногда приходится придавать торцу палубы некоторый угол для получения нужных обводов.
4.Вариант обклейки корпуса.
Исходя из моих соображений,можно было принять то,что идеальным вариантом для обклеивания корпуса является полная черновая обшивка.Но некоторым она не столь доступна,и я уже молчу о варианте черновой обшивки с привлечением шпаклевки.Последний вариант позволяет добиться идеальных обводов,но в то же время довольно таки дорогой и так же не всем доступный.Вариант с обычной обклейкой торцов шпангоутов и ватерлиний меня так же не сильно устраивает из-за некоторых конструктивных недостатков.Поэтому,немного обдумав свои соображения,я пришел к следующей схеме обклеивания корпуса обшивкой.
Прежде всего,черновая обшивка.Полностью весь корпус прикрыть черновой обшивкой - дело хлопотное,обьемное и занимает много времени.Обдумав схему обшивки каркаса в общем,я пришел к выводу - для лучших результатов первой нужно клеить обшивку бортов,а не днища,так как большинство моделей имеет соединение бортов и днища "встык",что,при кривизне корпуса корабля,для некоторых является проблемой.При приклейке бортов внимательнее всего нужно следить за тем,что бы не проступали шпангоуты.В этом случае лучше всего на торец шпангоутов наклеить полоску картона шириной 2-5мм,которой непосредственно при наклейке обшивки придастся нужный уклон.Важен так же стык бортов и днища,поэтому на основную ВЛ клеим неширокие(3-5мм) полоски бумаги,желательно оффиски.Внимание обращаем на носовую и кормовую часть - там лучше создать некоторое подобие клапанов,так как часто у оконечностей очень сложные формы.Обращаем внимание на прилегание обшивки бортов к палубе и ватерлинии,и идем дальше.Обшивка днища.Тут чаще всего дают совет - наклеить узкие полоски на торец шпангоута.Но в некоторых случаях это не срабатывает,так как стык сегментов днища приходится не на середину шпангоутов,а со смещением.В таком случае полоски на шпангоуты лучше клеить из картона,и ширину определять "по месту" - что бы за кромку предыдущей детали выходили 2-3мм этой полоски для приклеивания следующей.В данном случае шпангоуты играют больше роль как направляющие,которые придают сегментам днища нужную форму.Следует уделить внимание стыку днища и бортов,особенно в оконечностях - так как эт этого стыка порой зависит очень многое,плохой стык,со "щелью",может испортить вид всей модели.Торцы сегментов днища лучше подкрашивать,но стараться плотно стыковать сегменты между собой,скрывая торец,и,тем самым,делая стык менее заметным.При такой схеме обклейки днища(я не испытывал еще),теоретически,можно добиться почти тех же результатов,что и при черновой обшивке,но с меньшими временными и трудовыми затратами,качество зависит от аккуратности и твердости руки мастера.
Всегда Ваш,Праэтор
В общем обсуждаем,не забываем выкладывать свое мнение,ну и как обычно - пофлудить