Трехосный полноприводный грузовик ГАЗ-34
|
|
Nikolay-Anf | Дата: Понедельник, 04.05.2015, 19:10 | Сообщение # 1 |
Группа: Мастера
Сообщений: 248
Репутация: 414
Награды: 0
Статус: Offline
| В истории Горьковского автозавода долгий процесс создания целого семейства армейских полноприводных автомобилей был окутан ореолом секретности, сопровождавшей все разработки принципиально новой автотехники двойного назначения.
Эти работы начались незадолго до Великой Отечественной войны в горьковском КБ под руководством легендарного советского авто-конструктора В. А. Грачева. Все построенные в то время опытные экземпляры машин базировались на отечественных узлах и достаточно передовых иностранных агрегатах, имели задние двускатные колеса и не отличались высокими эксплуатационными качествами. Если первые работы по легким полноприводным двухосным грузовикам ГАЗ-62 и ГАЗ-63 в послевоенные времена вылились в серийное производство известного армейского автомобиля ГАЗ-63, то в области более сложных и тяжелых трехосных машин, в принципе не свойственных этому предприятию, дела шли неважно. В конце 1939 года в Горьком был построен опытный образец перспективного базового трехосного армейского грузовика ГАЗ-33 (6x6), признанного слишком тяжелым и неработоспособным на пересеченной местности или на глубоком снегу. Предшественник трехосных вездеходов — грузовик ГАЗ-33 1939 года
Работы по этой машине и двум ее проектным вариантам ГАЗ-32 и ГАЗ-34 с разной величиной колесной базы пришлось прекратить в конце 1940 года. В середине 1940-х годов Горьковский автозавод построил второй модернизированный прототип трехосного грузовика с прежней маркировкой ГАЗ-33, который планировалось выпускать в паре с унифицированной с ним двухосной машиной ГАЗ-63. Он тоже оказался маломощным, переутяжеленным и не обладал необходимыми военным высокой проходимостью и надежностью. Его доработку передали на Московский завод, который к тому времени по образцу ленд-лизовских машин занимался созданием своего принципиально нового армейского грузовика ЗИС-151. Не смирившись с поражением, в 1960-е годы заводские конструкторы, параллельно с созданием своего нового бескапотного двухосного семейства ГАЗ-66, вновь незаметно для посторонних глаз стали разрабатывать свой собственный трехосный вездеход ГАЗ-34, рассчитанный прежде всего на военное применение, На этот раз эту бескапотную машину предполагалось противопоставить новому капотному грузовику ЗИЛ-131, который в начале 1960-х годов еще только находился на долгом пути испытаний и постановки на конвейер.
Новый опытный 3-тонный бортовой автомобиль ГАЗ-34 (6x6) с кабиной над двигателем, внешне напоминал удлиненный двухосный вездеход ГАЗ-66, к которому добавили третий ведущий мост. Официально его разрабатывали в соответствии с техническим заданием Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР, но на самом деле это был чисто военный многоцелевой грузовик-тягач — облегченная бескапотная альтернатива более тяжелому капотному автомобилю ЗИЛ-131. В армии его предполагалось использовать как средний бортовой грузовик для доставки военнослужащих, установки армейского оборудования и тягач для буксировки легких войсковых прицепов и артиллерийских орудий.
Разработка ГАЗ-34 началась в марте 1964 года, когда на Горьковском автозаводе уже началась серийная сборка семейства ГАЗ-66. В том же году был собран первый макетный образец, а затем еще два опытных, образца с бортовыми кузовами и откидными кабинами от ГАЗ-66 в их предсерийном исполнении с короткими горизонтальными отверстиями над укороченными вертикальными воздухозаборными прорезями. Обе машины сразу же поступили на заводские испытания и затем прошли дистанции в 25 и 50 тыс. км. В 1967 году на заводе собрали еще три доработанных опытных образца с серийными кабинами от ГАЗ-66 (без горизонтальных прорезей), проходившие очередные межведомственные и военные испытаний с конца 1967 до 25 декабря 1968 года. Опытный грузовик ГАЗ-34 первой пробной серии 1965-1966 годов
По ряду агрегатов и узлов, кабине и кузову автомобили ГАЗ-34 были унифицированы с серийным грузовиком ГА3-66А с лебедкой, но с первых же прототипов снабжались системой регулирования давления в шинах, став своеобразной испытательной базой будущих модернизированных машин ГАЗ-66-02, оснащенных лебедкой и системой подкачки шин, которые пошли в серийное производство в 1968. ГАЗ-34 с тентованным кузовом в армейском исполнении
От серийного ГАЗ-66 автомобиль ГАЗ-34 унаследовал бензиновый двигатель V8 мощностью 115 л.с., ведущие мосты с гипоидными главными передачами, дифференциалами повышенного трения и односкатными 18-дюймовыми колесами, тормозную систему с барабанными колесными механизмами, гидравлический усилитель рулевого управления, двухместную цельнометаллическую кабину, переднюю лебедку и два топливных бака общей вместимостью 210 л. Увеличение его полезной нагрузки и полной массы привело к необходимости использования основных узлов трансмиссии и ходовой части от более тяжелых грузовиков Московского автозавода. Грузовик ГАЗ-34 второй серии 1967 года с новой облицовкой кабины
От ЗИЛ-130 было заимствовано однодисковое сцепление, у грузовиков ЗИЛ-131 — механическая 5-ступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех ступенях, кроме первой, двухступенчатая раздаточная коробка с механизмом отключением переднего моста и карданные валы. Привод обоих задних мостов на балансирной подвеске по образцу машин ЗИЛ-157 сделали индивидуальным с пятью карданными валами и промежуточной опорой. Автомобиль с бортовым кузовом для перевозки военнослужащих
От ЗИЛ-157 была использована также коробка отбора мощности. Одними из немногих оригинальных элементов ГАЗ-34 стала усиленная удлиненная лонжеронная рама и новая цельнометаллическая грузовая платформа с колесными нишами и надставными бортами. При равенстве ширины (2050 мм) ее внутренняя длина составила 4100 мм, то есть на 800 мм больше, чем у ГАЗ-66. На ней монтировали две или три продольные откидные скамейки для доставки до 27 человек личного состава и тент со смотровыми окнами и вентиляционными клапанами. По сравнению со своим главным конкурентом ЗИЛ-131 автомобиль ГАЗ-34 получился достаточно легким и компактным: имел сокращенную на 1,3 т (!) снаряженную массу, укороченную на полметра габаритную длину и на те же полметра более длинную грузовую платформу, правда, существенно проигрывал ему в мощности. Испытания в пустынных районах Туркмении
Оригинальной особенностью всех пяти собранных вручную машин ГАЗ-34 были несущественные различия в конструкции, комплектации и параметрах каждого образца. Так расстояние между осями переднего и среднего мостов колебалось от 3445 до 3453 мм, колесная база задней тележки — 1245 или 1250 мм. Если принять за основу округленные значения этих величин, то колесная база автомобиля составляла 4075 мм или 3450+1250 мм (у ГАЗ-66 = 3300 мм). Габаритная длина — 6425-6435 мм, колея передних и задних колес — 1810-1815 и 1750-1755 мм соответственно, дорожный просвет под мостами — 306-312 мм. При средней снаряженной массе 5150 кг полная масса разных прототипов колебалась от 8260 до 8820 кг. Все эти данные вошли в официальные отчеты, хотя вполне вероятно, что являлись просто результатом допустимых погрешностей в измерениях, ведь испытания машин ГАЗ-34 в течение пяти лет проводились на нескольких маршрутах от Москвы до Ашхабада и Ухты, на полигонах и разной местности, в разных климатических зонах при температурах до +42°С. Автомобиль-тягач ГАЗ-34 с гаубицей М-30 калибра 122 мм
Они доставляли личный состав, буксировали различные прицепные системы, минометы и 122-мм гаубицу М-30 массой 2,5 т, а на аэродроме их использовали для буксировки самолета Ан-25. По результатам испытаний ГАЗ-34 получил положительную оценку и был рекомендован для постановки на вооружение Советской армии, но с организацией в 1967 году серийного выпуска схожего по параметрам более мощного и надежного грузовика ЗИЛ-131 интерес военных к новой машине испарился. ГАЗ-34 с прицепным компрессором ЗИФ-55
В 1963-1964 годах, практически одновременно с созданием ГАЗ-34, Горьковский завод разработал еще один редкий для своей специализации опытный трехосный 7-тонный капотный автомобиль с задними ведущими колесами, двускатной ошиновкой и уже знакомым индексом ГАЗ-ЗЗ, который также планировалось использовать в военном деле.
До 1966 года он проходил испытания на заводе и на полигоне подмосковного военного института НИИИ-21, но с началом подготовки массового выпуска подобных машин на Камском автозаводе и созданием подобного автомобиля ЗИЛ-133 работы по ним пришлось прекратить. Наконец, в начале 1970-х годов в рамках опытно-конструкторских работ «Универсал-1» Горьковский автозавод предпринял еще одну попытку войти в категорию полноприводных армейских грузовиков, создав целое унифицированное семейство собственных корпусных плавающих двух-, трех- и четырехосных армейских машин грузоподъемностью 2,0-5,0 т, которые расценивали как альтернативу сходным автомобилям Уральского автозавода. Им тоже не было суждено встать на конвейер, но это уже совсем другая история.
По материалам Автомобильного Исторического Журнала, выпуск №3.
|
|
|
|
DeltaIV | Дата: Понедельник, 04.05.2015, 21:21 | Сообщение # 2 |
Группа: Опытные
Сообщений: 209
Репутация: 81
Награды: 0
Статус: Offline
| Зная Ваши предидущие работы Николай, я уже в предвкушении не только прекрасного результата, но и очень хорошего описания, которое ждешь как новые серии любимого сериала. Жду с нетерепением, на тему подписался. С уважением Александр.
|
|
|
|
Nikolay-Anf | Дата: Вторник, 05.05.2015, 12:24 | Сообщение # 3 |
Группа: Мастера
Сообщений: 248
Репутация: 414
Награды: 0
Статус: Offline
| Ладно, ладно, не буду более мучить вас скучной черно-белой историей, хотя было совсем неожиданно узнать о существовании такого зверя, вот что крест животворящий моделизьм с людями делает. В нем все как в жизни развивается волнами, в награду за мучения с зилом, всевышний смилостивился и выдал на сладкое вкусняшку. А так как заклинание многоколесности все еще не отпускает со времен сборки БТРа, то, видимо, неспроста мне на глаза попался именно шестиколесный экземпляр, тем более, что заднюю подвеску товарищи из горьковского КБ просто подрезали у товарищей из КБ ЗиЛа.
Теперь по существу, чтобы в дальнейшем жить с граблями в мире, решил начать с самого вкусного — с кабины. Сразу чувствуется современная разработка, автор (кстати как и у БТРа тоже Сергей, совпадение?) учел все возможности клея, поэтому все клеится только встык. При этом детали и узлы разработаны настолько толково, что общая конструкция получается очень изящной, и в тоже время довольно прочной.
Безграничные возможности окраски и прочие радости маляра-штукатура, скорее всего, навсегда отбили желание собирать модели "изжурнально".
Но к счастью ортодоксов, если не лениться и тщательно формовать лепестки выпуклых поверхностей, то они в итоге принимаю требуемую форму и без труда складываются в готовую деталь, а дальнейшее прокатывание полностью ликвидирует швы. Например, крылья получились настолько хорошо, что можно было даже не подкрашивать торцы. Также в журнале присутствует двусторонняя печать, что должно очень позитивно отразиться на общем результате.
На сегодняшний день готова заготовка для дальнейшего развития кабины. Пока сборка несложная, но требует аккуратности и терпения, набежали небольшие отклонения в пределах допустимой погрешности, думаю, что на общую геометрию они не повлияют. Разработка очень грамотная и понятная, сходимость высочайшая, посмотрим, что дальше, а пока наслаждаюсь процессом.
|
|
|
|
Leksar | Дата: Вторник, 05.05.2015, 18:41 | Сообщение # 4 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1027
Репутация: 1590
Награды: 3
Статус: Offline
| Афтор вы что, не читали правила размещения картинок ?? Не у всех 30" мониторы что бы смотреть ваши фотки.... Вот пожалуйста прочтите это https://only-paper.ru/forum/30-2414-1
|
|
|
|
Nikolay-Anf | Дата: Вторник, 05.05.2015, 18:48 | Сообщение # 5 |
Группа: Мастера
Сообщений: 248
Репутация: 414
Награды: 0
Статус: Offline
| Ну вот, как раз повод купить 30" монитор, ящетаю, да и правило то 2009 года, подустарело немного, не?
|
|
|
|
Moldik | Дата: Вторник, 05.05.2015, 23:20 | Сообщение # 6 |
Группа: Опытные
Сообщений: 391
Репутация: 41
Награды: 0
Статус: Offline
| Записываюсь в наблюдатели. Удачи в сборке!
Самурай без меча - подобен самураю с мечом, но только без меча! (Древняя Японская мудрость)
|
|
|
|
Leksar | Дата: Среда, 06.05.2015, 00:25 | Сообщение # 7 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1027
Репутация: 1590
Награды: 3
Статус: Offline
| У меня 22" и то мало его под картинки ... Но правила 1 для всех...
Сообщение отредактировал Leksar - Среда, 06.05.2015, 02:49 |
|
|
|
Moldik | Дата: Среда, 06.05.2015, 02:19 | Сообщение # 8 |
Группа: Опытные
Сообщений: 391
Репутация: 41
Награды: 0
Статус: Offline
| а у меня 14.6 и почему проблем нет...
Самурай без меча - подобен самураю с мечом, но только без меча! (Древняя Японская мудрость)
|
|
|
|
Vaneyro | Дата: Среда, 06.05.2015, 02:58 | Сообщение # 9 |
Группа: Опытные
Сообщений: 31
Репутация: 63
Награды: 0
Статус: Offline
| Leksar размер такой как нодо (мой монитор 23"), и качество фоток отличное, смотреть одно удовольствие. так что не нравится не смотри!
|
|
|
|
andrlep | Дата: Среда, 06.05.2015, 05:00 | Сообщение # 10 |
Группа: Опытные
Сообщений: 1157
Репутация: 1303
Награды: 2
Статус: Offline
| Nikolay-Anf, Отличный выбор. С удовольствием понаблюдаю.
|
|
|
|
alex76 | Дата: Четверг, 07.05.2015, 04:11 | Сообщение # 11 |
Группа: Мастера
Сообщений: 258
Репутация: 1594
Награды: 0
Статус: Offline
| Интересная тема. Удачи!
|
|
|
|
Nikolay-Anf | Дата: Суббота, 09.05.2015, 14:26 | Сообщение # 12 |
Группа: Мастера
Сообщений: 248
Репутация: 414
Награды: 0
Статус: Offline
| Всем привет, всех с праздником :beer! У нас дубачище и льет как из ведра, значит сидим дома и клеим.
Самая моя любимая деталь, видимо, и к тому же с повышенным вниманием со стороны камрадов, конечно же, капот, вернее крышка. Тут она гораздо скромнее, но все же не проста. После трех или четырех итераций пришло понимание с моей стороны и согласие, то есть непротивление с ее, сквозь эти прояснения образовалась заметка последователям. Удобнее всего клеить сначала крышку с боковинами, аккуратно формируя плоскость прилегания (боковины норовят выгнуться), а уж потом, в оставшиеся щели вклеить лепестки, обведенные красным.
Поясню на неудавшихся примерах: на первом, капот выгнулся дугой, причем в двух направлениях, о прилегании нет и речи. На втором, не вписался в габариты, дело в том, что эти лепестки, те что обведены красным, должны принять весьма хитрую форму (очень непростой изгиб), которую можно понять, только вклеив их в отведенное для них место.
Даже когда все получилось, крышка будет пытаться выгнуться, хоть и не сильно, от всех внутренних напряжений избавиться вряд-ли удастся, но это не страшно. Ее нужно наклеить на деталь 80f, которая как раз и является той плоской поверхностью, до вырезания последней с листа (удобнее удалить только внутреннюю часть). После полного высыхания клея, все легко вырезается и остается плоским, как калмыкская степь, и через прокладку 80е весь этот бутерброд без проблем ляжет на капот, и тут же наступят мир, согласие и счастье!
Нелюбителям малярных работ ответственно заявляю, пока что все узлы можно собрать классическим способом с обработкой только лишь торцов, единственное, что лучше потренироваться на кошках, с первого раза крышка капота может не получиться.
Сообщение отредактировал Nikolay-Anf - Суббота, 09.05.2015, 16:08 |
|
|
|
Nikolay-Anf | Дата: Суббота, 09.05.2015, 17:45 | Сообщение # 13 |
Группа: Мастера
Сообщений: 248
Репутация: 414
Награды: 0
Статус: Offline
| Распалился и сделал еще один капот, полностью тру, никаких шпатлевок, суперклеев, только ПВА и хардкор!
|
|
|
|
DeltaIV | Дата: Суббота, 09.05.2015, 20:02 | Сообщение # 14 |
Группа: Опытные
Сообщений: 209
Репутация: 81
Награды: 0
Статус: Offline
| Николай, как формуете детали перед склейкой?
|
|
|
|
Nikolay-Anf | Дата: Суббота, 09.05.2015, 20:05 | Сообщение # 15 |
Группа: Мастера
Сообщений: 248
Репутация: 414
Награды: 0
Статус: Offline
| Пинцетом, нежно, не спеша. Они тут несложные, в общем-то.
|
|
|
|