Space Ship One & White Knight Первый частный космический корабль
В 1996 году был объявлен конкурс - 10 млн долл. частной фирме, которая первой построит космический корабль...
Почётную премию получит фирма, которой удастся в течение двух недель осуществить два полёта с тремя членами экипажа, включая пилота, на высоту более 100 км...
Приз оспаривали 26 команд, но уверенную победу в конкурсе одержал Берт Рутан (Burt Rutan), известный проектировщик летальных аппаратов и основатель компании Scaled composites (несколько лет назад компания построила аппарат Voyager - единственный самолёт, сумевший облететь планету без дозаправки и посадки за 9 дней).
"Мы занялись разработкой нашего корабля Space Ship One в 1996 году, но это оставалось тайной до прошлого года", - рассказывает Рутан. За это время был построен самолёт-носитель White Knight, который выводит корабль на высоту порядка 15 км.
Space Ship One крепится под фюзеляжем White Knight и поднимается на высоту 15 км. После отстыковки включается ракетный двигатель, и корабль стартует почти вертикально вверх. На высоте 100 км все топливо уже выработано. Самое сложное - обратный спуск. Парашютов и двигателей торможения не имеется, корабль просто планирует. Однако скорость при снижении не превышает 3 скоростей звука - значительно меньше, чем у шаттла, что делает ненужным тяжёлое теплозащитное покрытие.
21 июня 2004 года состоялся исторический полёт первого пилотируемого частного космического корабля Space Ship One к границе земной атмосферы.
Полёт начался с взлёта самолёта-носителя White Knight с аэродрома Мохаве, шт. Калифорния. Чуть более часа продолжался набор высоты, пока машина не достигла 15 километров. Затем от носителя отделился ракетоплан Space Ship One, который пилотировал лётчик-испытатель Майкл Мелвилл. После отделения на 80 секунд был включен ракетный двигатель аппарата, в результате чего он достиг высоты 100 километров 124 метра, тем самым преодолев условную границу атмосферы и космоса.
30 сентября состоялся второй полёт Space Ship One в космос. На борту корабля кроме пилота находился груз, эквивалентный массе двух человек и этот полёт стал первым зачётным в рамках конкурса X-Prise. Этот полёт, как и первый, выполнил Майкл Мелвилл.
4 октября 2004 года состоялся полёт, завершивший восьмилетнюю борьбу за приз Ansari X-prize. В 19 часов 13 минут SpaceShipOne, пилотируемый Брайаном Бини, благополучно приземлился на аэродроме Мохаве.
Палата представителей США приняла резолюцию, проект которой был предложен председателем подкомитета по космонавтике и аэронавтике Дэном Рохрабахером (Dan Rohrabacher), в которой приветствуется победитель в соревновании за X-prize и одобряется начало эры коммерческих полётов в космос частных ракетопланов. В резолюции приводятся данные о высоте подъема летательного аппарата Space Ship One во время 1-го и 2-го полетов: 102958 м для первого рейса и 115165 м для второго рейса.
Разработчик: E.Zarkov (ModelArt) Масштаб:1/32
Соответствующие листы 59-страничной pdf-ки распечатаны на матовом Ломонде-180 и покрыты на 2 раза акриловым лаком.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся...
Сообщение отредактировал alexicus - Вторник, 02.02.2010, 22:54
Пожалуй уже пора приступать, а то так и лето пройдёт..
Начну, пожалуй, с ракетоплана SpaceShipOne. Да и в описании сборки он идёт первым.
В этой секции нужно было предварительно вырезать отверстия для стыковки ракетоплана с мамой. Вырезать забыл, пришлось довольствоваться слегка кривыми дырками.
Так я реализовывал иллюминаторы. Сначала вырезаны дырки, обычным резаком, другого не имею. Причём обнаружено, что вырезать дырки нужно прежде чем, вырезать саму деталь, поскольку во время вырезания можно испачкать руками торцы, которые должны быть исконно белыми - требование обшивки.
Далее иллюминаторы. Вдохнул новую жизнь плёнке от обложки чьего-то студенческого диплома.
Наклейка иллюминаторов сопровождалась клеем Момент Гель (не супер-момент!). Подсыхает быстро, поэтому во время оклейки окон понадобилась недюжая сноровка.
Последовательно нарастил остальные секции.
Поздно спохватился - внутренности нужно было окрасить в серый цвет, а то ведь сейчас в иллюминаторы видны технологические склейки.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся...
Сообщение отредактировал alexicus - Четверг, 24.06.2010, 19:42
Пока готовится остальная часть фюзеляжа SS1, собрал его крылья, а точнее, монокрыло.
Каркас крыла довольно хлипок (из 0,5мм картона - исходя из ширины щелей в соответствующих деталях), но и нагрузки на него практически никакой, поэтому ужесточать каркас не стал - как требовала инструкция, так и собрал.
Подвижная часть:
А теперь обе части в сборе.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся...
Сообщение отредактировал alexicus - Воскресенье, 27.06.2010, 02:11
Это механизм возврата крыла из положения вертикального набора высоты в положение полёта. Между ними натягивается резинка, что можно будет увидеть на фото далее по тексту (J01). D01. D02.
Каркас вертикальных стабилизаторов решил слегка "усилить" для того, чтобы обшивка не провисала D03.
По краям обшивку предварительно сгибаю. Для получения плавной линии изгиба делаю сгиб "мокрым" способом. Сначала изнутри линию предполагаемого сгиба слегка смачиваю влажной кисточкой (D04), а потом на той же кисточке произвожу сгиб (D05). D04. D05.
Обшиваю... D06. D07. D08.
... и приклеиваю горизонтальные стабилизаторы D09.
Получившиеся вертикальные стабилизаторы подклеиваю в соответствующие места к монокрылу. D10. D11.
Ну вот, монокрыло готово. D12. D13.
(Для упрощения ориентации себе, а также возможным последователям, в названиях фотографий использую букву, соответствующую букве этапа в сборочной инструкции)
Боишься - не делай, делаешь - не бойся...
Сообщение отредактировал alexicus - Воскресенье, 11.07.2010, 16:23
C соплом возникли затруднения. Дело в том, что на некоторых фотографиях сопло SS1 выглядит так: а на некоторых так:
Да и к тому же его оригинальная реализация в модели осталось для меня загадкой. Поэтому я решил немного переделать деталь 54, и в итоге получилось вот что: H04. H05.
Нарушая немного последовательность сборки, решил не собирать фюзеляж сразу, а сначала к носовой части SS1 прикрепить монокрыло... J01. ... а потом хвостовую часть. J02.
В итоге вот такой вот вышел SpaceShipOne. K01. K02. K03. K04.
Шасси не приделываю, поскольку предполагаю, что SS1 будет крепиться к WK, а в этом случае SS1 шасси не пользует.
Боишься - не делай, делаешь - не бойся...
Сообщение отредактировал alexicus - Воскресенье, 11.07.2010, 18:09