Ми-24Д (окраска 335 ОБП, 1989год)
|
|
Bosch | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 02:10 | Сообщение # 1 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| Всем привет. Закончил, наконец, эпопею с рептилией. Обо всех подробностях чуть позже. Сразу оговорюсь, что текста будет очень много, поэтому поделю повествование на 3 поста: история вертолета, интересные моменты в сборке и непосредственно финальная фотосессия с повествованием, касаемо модели. Сразу говорю, что для тех, кто хочет посмотреть модель – листайте на третий пост. В остальном, при внимательном чтении, у Вас уйдет, наверное, не меньше часа.:-) А пока немного текста о вертолете.
Информации именно о модификации «Д» в русскоязычном доступе очень мало. Нашел замечательную польскую книгу, посвященную именно «Д-шке», но чтобы все это перевести нужно очень много времени, которого не смог себе позволить. Ну ладно, составлю текст из того. Что имеется в голове и в инете. Общие данные: Модификация Ми-24Д Диаметр несущего винта, м 17.30 Диаметр рулевого винта, м 3.91 Длина,м 21.50 Размах крыла, м 6.66 Масса, кг пустого 8340 нормальная взлетная 11100 максимальная взлетная 11500 Тип двигателя 2ХТВаД Климов ТВ3-117 Мощность, л.с. 2 х 2200 Максимальная скорость, км/ч 320 Крейсерская скорость, км/ч 270 Перегоночная дальность, км 1125 Боевая дальность, км 595 Практический потолок, м 4500 Статический потолок, м 1300 Экипаж, чел 3 Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально – 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске Вооружение: один 12.7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12.7 (на подвижной установке УСПУ-24, БК=1470 патронов) Боевая нагрузка - до 2400 кг на 6 узлах подвески: 4хПТУР 9М17П Фаланга-ПВ, 4хУБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 8хОФАБ-100, 4хОФАБ-250, 4хРБК-250, 2хРБК-500, 2хКМГУ-2, 2хОДАБ-500, 2хЗБ-500 Во-первых, следует сказать, что Ми-24Д – это некоторая переходная модификация между «Б» и «В» и появился он исключительно благодаря тому, что «Б» имел один весьма значительный недостаток – «автомобильное» расположение летчика и оператора. Устранением этого недостатка ОКБ начало заниматься в 1971 году, спроектировав принципиально новую носовую часть: летчик и оператор размещались в изолированных кабинах тандемно и на разных уровнях. Для каждого имелось свое бронестекло. Это очень помогало в обзоре. Также из кабины, ниже уровня пола, был вынесен патронный ящик, что позволяло обслуживать его снаружи. Рулевой винт перенесли с правого борта (в отличие от модификаций «А» и «Б») на левый, и поэтому винт из толкающего превратился в тянущий. Это увеличило тягу РВ и положительно сказалось на управлении , особенно при висении с боковым ветром. Два опытных прототипа Ми-24 были оснащены новой носовой частью на опытном производстве МВЗ в начале лета 1972 г. На них, помимо высокотемпного пулемета, предусматривалась установка нового противотанкового комплекса со сверхзвуковыми ПТУР "Штурм-В". Поэтому изначально первым вертолетам с раздельными кабинами было присвоено название Ми-24В. К сожалению, доводка серийного комплекса "Штурм" затянулась, и в серийное производство в 1973 г. поступил вариант вертолета с раздельными кабинами, но с комплексом вооружения как на Ми-24Б. Этот промежуточный вариант получил обозначение Ми-24Д. Выпускалась модификация «Д» в Ростов-на-Дону и в Арсеньеве. Всего до 1977г было построено 350 Ми-24Д. В 1980 г. появилась учебная модификация Ми-24ДУ, полученная путем переделок, аналогичных примененным при создании Ми-24У на базе Ми-24А. На экспорт вертолет Ми-24Д шел с несколько измененным оборудованием под обозначением Ми-25. Пройдя огромное количество испытаний, «Д»-шка, конечно же, смогла повоевать и в Афганистане. В ходе боев были также выявлены некоторые недостатки. Заводскими бригадами начали проводиться перерегулировку топливной автоматики двигателей, чтобы уменьшить падение мощности в разряженном жарком воздухе, особенно при установке пылезащитных устройств. Прежде всего подняли допустимую температуру газов перед турбиной. Предпочли прогар, нежели недобор мощности при маневрах. «Грибы» ПЗУ, отсеивающие песок и пыль на входе в двигатели, очищали воздух на 70-75%, снижая за счет этого износ лопаток компрессора в 2,5-3 раза (естественно с потерей мощности). Двигатели ТВЗ-117 имели более высокие обороты на малом газу, чем обновленный ТВЗ-117В, который начали устанавливать на Ми-24В. В связи с этим у земли энергичнее засасывали песок и нуждались, в первую очередь, в защите. ТВЗ-117В имели на 15-20% больше мощности и лучше были приспособлены к тяжелым условиям Афганистана, поэтому при ремонтах эти двигатели переставлялись на «Д»-шки. Так же впервые на Ми-24Д были применены ОДАБ (объемно-детанирующие бомбы). Этот вид вооружения был весьма специфичным. Заряд создавал некое маслянистое облако, затем это облако поджигалось, создавая высокотемпературный и объемный взрыв. Пользоваться этим оружием нужно было весьма аккуратно, т.к. при неправильном бомбометании нередко страдал сам вертолет (не успевший набрать высоту после сброса) и, соответственно, экипаж от ударной волны. При успешном же и правильном ударе ОДАБ были страшным оружием: на месте бомбардировки «в дым» разносило строения, а десантники находили лишь обожженные трупы, ослепших и оглохших раненых. Конечно, нельзя не сказать, что Афган в некоторой степени явился вертолетной войной, а Ми-24 занял в этой войне значительную строчку. Лично мне вертолетная тематика нравится очень сильно, а Ми-24Д, особенно в том стиле, в котором предлагает собрать нам издательство, заслуживает отдельного уважения.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
Сообщение отредактировал Bosch - Воскресенье, 01.12.2013, 02:13 |
|
|
|
Bosch | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 02:10 | Сообщение # 2 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| Во втором посте я бы хотел рассказать об особенности именно моей сборки. К изготовлению этого красавца я подошел весьма основательно. Долго думал, рассуждал и решился на отчаянный шаг. А именно - рельефную обшивку. Ниже постараюсь изложить этот процесс. Сложность изготовления заклепок заключалась в следующем – они должны быть на лицевой стороне. Идею брать смоляные или картонные заклепки пресёк на корню. На вертолете несколько тысяч заклепок и чтобы приклеить каждую можно не один год потратить. Поэтому решено было выдавливать рельеф. Для этого изготовил следующую приспособу:
Штучка представляет из себя деревянный чопик. Именно тот чопик, который забивают в стену. С торца вставил стальной сердечник из гильзы для оптики. От идеально ровный и сталь там используется весьма крепкая, но податливая. Кончик заточил до округлой формы нужного диаметра. Аппарат прошел несколько тестов и был, так сказать, пущен на производство. Для «тыкания» выбрал следующий способ. Под выкройку подкладывал 2 листа ватмана (именно это сочетание не давало протыкать выкройку насквозь, но и позволяло чувствовать толщину выхода заклепки наружу). Каждую заклепку на выкройке я тыкал сначала легонько с лицевой стороны, затем с обратной я уже видел куда жать, чтобы заклепка выходила на том месте, где она должна быть. На ровных участках так же помогал линейкой чтобы не сбиваться с линии заклепок.
После «тыкательных» процедур выкройку с уже сформированными заклепками аккуратно покрывал лаком. Как правило на 2 слоя. Эта процедура, естественно, помогала закрепить форму заклепок защитить саму выкройку.
Вначале сделал все внутреннее убранство, затем, уже изрядно натренировавшись, занимался наружной обшивкой.
Сразу же попутно буду показывать фотографии процесса сборки:
Очень боялся, что должного эффекта эти заклепки не дадут, однако напрасно. Их видно не только на фотографии, но и вживую. Причем при физическом обзоре заклепки выглядят как-то повыразительнее, что ли. Вот и фото наружной обшивки:
Ну вот, собственно, основные моменты я показал. Далее пошла уже более-менее стандартная сборка. Расскажу в следующем посте, параллельно с финальной фотосессией.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
Сообщение отредактировал Bosch - Воскресенье, 01.12.2013, 02:16 |
|
|
|
Bosch | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 02:11 | Сообщение # 3 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| Ну и заключительная часть на тему Ми-24Д. Сразу скажу, что к сборке этой модели я готовился с того момента, как она вышла из печати. И вот, наконец-то, настало то время, когда я почувствовал, что осилю этого монстра. Скажу даже больше – все предыдущие мои модели это было ни что иное, как подготовка и тренировка для сборки Ми-24Д. Я очень рад, что эту модель исполнил именно Халинский. Сложность – это, наверное, конек этого издательства. Хотя назвать эту модель сложной язык не повернется – она именно трудоемкая. На сборку этого экземпляра у меня ушел год. Год нелегкий. Старался честно хотя бы 10 минут в день модели уделить. На эту сборку у меня выпало довольно много командировок и всяческих таких событий, что повлекло за собой приличное увеличение сроков. К модели подошел, как я думаю, очень основательно. Комплект журнал + резка + фонарь у меня лежал еще с 2010г. Все это время я регулярно медитировал над журналом и собирал модели с постоянной мыслью о подготовке к этому «подвигу». В голове процесс прокручивал ни раз, однако даже этого оказалось маловато. Вывод следующий – этого Крокодила нужно просто брать и собирать. Собирать не просто, чтобы собрать, а именно набраться терпения и почувствовать огромнейшее (!) желание видеть рептилию у себя на полке и любоваться ей. Разработка модели очень сложная. Порой даже приводящая в ужас. Детализация на соответствующем уровне. Однако местами довольно не рациональный подход. Много где усложнено просто впустую. Можно сделать проще, без потери качества. Но такое чувство, что разработчику уже просто не хотелось над этим думать. Очень неудобная компоновка деталей на листах. Один элемент бывает раскидан на 3-4 листа и очень много времени уходит на поиски. Схемы довольно путанные, а так же не указано где что и куда нужно сгибать. Ну да все это простительно. Чтобы разработать эту модель нужна целая команда, а здесь явно занималось 2-3 человека. Лазерная резка каркаса во многом сборку облегчила. Народ жаловался на то, что очень много нужно подтачивать в каркасе, чтобы обшивка нормально легла. У меня все прошло как-то удачно, с этим вообще проблем не было (ну немного сточил на переходе фюзеляжа в хвостовую балку и на двигателях). И вообще все сошлось очень замечательно. Порой даже просто забывал примерять важные детали. Мазал клеем и состыковывал без всякой примерки – все сходилось на отлично. Очень сложные формы у мелких деталей, но со всем справился. Да и вообще вертолет – это одна сплошная сложная форма. Встретился косячок с нишей носового шасси – она немного большего размера, о чем неоднократно говорилось предыдущими сборщиками. Поправил буквально за 10 минут и все встало как надо. На заклепки у меня ушло где-то 2 месяца. Но это можно было сделать и быстрее, если б не работа и другие сложности. Колеса выточил сам из картона. Схему вооружения выбрал НУРы + «Фаланга». Полное вооружение практически никогда не применялось в Афгане, т.к. с такой загрузкой вертолету в горах просто не хватало высотности (тем более это модификация «Д» со всякими фильтрами и прочими приблудами на двигателях). Думал буду долго мучаться с НУР-ами, однако там ничего сложного нет. Наконечники ракет я сделал из медных гвоздиков, заточив их перед этим. На все это ушло 3 дня, вместе с установкой на место. Самый подвох крылся в «Фаланге», вот там я уже хотел даже плюнуть на все. Уж очень сложно сделана конструкция. Но выдержал испытание и «Фалангу» дособирал. НВ собрался тоже нормально. Немного подморал фонарь у основания – но не критично. В остальном, конечно, сборка принесла неимоверное удовольствие. Результатом доволен еще больше. Думаю, что смог вложить все свои силы в создание этой рептилии. Ну что ж, переходим к фотосессии:
Ну вот, вроде бы и все фотографии. Повторюсь, что на сборку ушел 1 год +/- неделя. Модель собрана полностью изжурнально и без доработок, как есть. Использована резка каркаса и фонарь. За все время потратил 6 лезвий, 2 баночки клея «Титан» (по 20г разбавленного спиртом), кучу скрепок, стальную проволоку 0,8мм (для лопастей), зубочистки, медные гвоздики (для наконечников НУР), клей UHU и циан, краску Gunze Sangyo (Mr. Color) для подкраски торцов. Несколько раз терял нервные клетки, несколько раз включал центр удовольствия, несколько раз совсем чуть-чуть повреждал кожный покров, несколько раз «напыхивался» растворителем . Сборкой остался очень доволен, в результат просто влюблен. С большим трудом, но поместился на верхнюю полку и занял там почетнейшее место. Ну а теперь оценивайте, пинайте и критикуйте. Принимаю и наматываю на ус совершенно все.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
Сообщение отредактировал Bosch - Воскресенье, 01.12.2013, 02:37 |
|
|
|
ivan_754 | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 02:25 | Сообщение # 4 |
Группа: Опытные
Сообщений: 22
Репутация: 64
Награды: 0
Статус: Offline
| Володя, прими Поздравления!!!! Это просто высший пилотаж!!
Не ошибается тот - кто ничего не делает. визитка
|
|
|
|
Rudin | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 03:18 | Сообщение # 5 |
Группа: Мастера
Сообщений: 2633
Репутация: 12513
Награды: 31
Статус: Offline
| Bosch, Поздравляю с завершением сборки модели!!! Результат достоин восхищения. По заклепкам отдельный "respect". Попробую освоить этот метод, только на танках. Смотрится реалистично и эффектно. Ну и на мой взгляд не хватает легкого провиса лопастей (у меня легкого не получилось, а он небольшой но должен присутствовать) Ну и проситься фотоссесия на "бетонке" для повышения эффектности самой модели. Лучшей сборки МИ-24Д я не встречал.
Зеленый цвет успокаивает... (Т-72) Визитка, танки и не только
|
|
|
|
Bosch | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 03:40 | Сообщение # 6 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| Провис лопастей оно бы и хорошо, да вот проволока там в них стальная, ее руками-то тяжело согнуть, да +еще при загибании снизу бумага будет складываться и кромка заламываться - это уж как пить дать. В общем не предусмотрено оно в этой модели издателем, да и как это предусмотришь... Фотосессия на улице у нас сейчас, к сожалению, исключена - на улице почти круглосуточно снег с дождем, да и где тут в городе пофотографируешь. Везти куда-то не решусь - риск сломать что-нибудь перекрывает желание.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
|
|
|
|
Серенький | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 04:05 | Сообщение # 7 |
Группа: Опытные
Сообщений: 2784
Репутация: 494
Награды: 0
Статус: Offline
| Зачёт. +
|
|
|
|
maps | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 04:18 | Сообщение # 8 |
Группа: Опытные
Сообщений: 1212
Репутация: 688
Награды: 1
Статус: Offline
| Bosch, поздравляю с завершением! Красавец! Аж жалею, что поленился ехать смотреть "живьём"! Цитата Bosch ( ) Фотосессия на улице у нас сейчас, к сожалению, исключена - на улице почти круглосуточно снег с дождем, да и где тут в городе пофотографируешь У тебя же во дворе сквер облагороженный! А там, вроде как, самый раз плитка - чем не бетонка! Ещё раз, прими поздравления! P.S. Чего решил с местом размещения "Крокодильчика"?
|
|
|
|
balu109 | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 04:34 | Сообщение # 9 |
Группа: Опытные
Сообщений: 3147
Репутация: 1551
Награды: 0
Статус: Offline
| очень, очень гут!
|
|
|
|
edzzzik72 | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 05:36 | Сообщение # 10 |
Группа: Мастера
Сообщений: 469
Репутация: 1553
Награды: 1
Статус: Offline
| Bosch, КЛАСС!
будьте реалистами. требуйте невозможного! Че Гевара МОЙ АЭРОПАРК
|
|
|
|
tigre | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 05:56 | Сообщение # 11 |
Группа: Опытные
Сообщений: 58
Репутация: 95
Награды: 0
Статус: Offline
| Оличная модель!!! шикарная сборка!
|
|
|
|
Igor917919 | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 15:00 | Сообщение # 12 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1529
Репутация: 3215
Награды: 8
Статус: Offline
| Bosch, красавец, поздравляю!
Не бывает плохих моделей, бывают… неплохие модели!
|
|
|
|
Leksar | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 15:46 | Сообщение # 13 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1027
Репутация: 1590
Награды: 3
Статус: Offline
| Круто...
|
|
|
|
Bosch | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 15:54 | Сообщение # 14 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| maps, я там в конце написал, что еле-еле вместил на верхнюю полку. К моим "пустынным немцам". А сквер не катит совсем)) Всем спасибо за оценку моей работы.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
Сообщение отредактировал Bosch - Воскресенье, 01.12.2013, 15:55 |
|
|
|
Алена | Дата: Воскресенье, 01.12.2013, 16:37 | Сообщение # 15 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1689
Репутация: 4136
Награды: 7
Статус: Offline
| нет слов
МиГ-29УБ, Су-6 АМ-42 , Су-27 , Як-23, МДР-6, МиГ-3, Ла-11, Су-25, Як-141, Ту-128,L-29,МФИ МиГ 1.42
|
|
|
|