Bosch | Дата: Четверг, 19.03.2015, 22:51 | Сообщение # 1 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| В очередной раз приветствую коллег по цеху. Ура, наконец-то завершил постройку "Утки". Начал еще в прошлом году, затем забросил и переключился на Ще-2 и, наконец, достроил. Модель настолько же неординарна как и сам автомобиль. Но, обо всем по порядку. По описанию прототипа за основу я возьму статью из журнала "Оффроад Драйв". Из всей кучи информации, перерытой мной в инете и журналах (в том числе чехословацких), эта статья содержит наиболее верную и редкую информацию. Скажем так, что Татра-805 - по классу что-то между УАЗ-452Д и ГАЗ-66, т.е. очень серьезный военный джип с задатками грузовика. Почему же так мало информации об этом чудесном автомобильчике? История умалчивает. Наверное потому, что 805-я была исключительно "Автомобилем Специального Назначения" (не случайно с большое буквы). Разрабатывался аппарат исключительно для армейской службы. Вероятно, в том числе и по этой причине «805-я» удостоилась куда меньшего внимания историков, чем знаменитые самосвалы, которых много поставляли на экспорт. Была и еще одна причина, чисто политическая… А ведь именно эта модель на несколько лет стала одним из символов чехословацкой индустрии. В начале 1950-х в г. Копршивнице работали над армейскими внедорожниками, среди которых были командирская Tatra 803, шасси 804 и даже амфибия Tatra 801. Но серийными они не стали. Зато послужили отправной точкой для легкого полноприводного бескапотного грузовика модели 805. - Прототип, Татра 803. Традиционная для фирмы Tatra схема — хребтовая рама и независимые подвески (на «805-й» — торсионные) — для такой машины подходила как нельзя лучше. Двигатель — 2,5-литровый V8 мощностью 75 л.с. — взяли от перспективной легковой Tatra 603. Коробка передач — четырехступенчатая, двухступенчатая «раздатка» — с передаточным числом 2,45. Колесные редукторы позволили увеличить дорожный просвет до 400 мм! Шасси имело массу 2750 кг и позволяло довести полную массу до 5200 кг. Грузоподъемность базового бортового автомобиля составляла 2,25 т. Машина достигала 75 км/ч, но главное — отличалась прекрасной проходимостью. Геометрия с точки зрения бездорожья практически идеальна: углы въезда и съезда — 52 и 46 градусов. Тяги мотора в 147 Нм при 2600 об/ мин, учитывая понижающую передачу, вполне хватало для серьезного бездорожья и устрашающих косогоров. А благодаря относительно небольшой массе и широким шинам машина неплохо шла по песку и снегу. Слабым местом автомобиля стали тормоза — гидравлические без усилителя. От водителя для управления ими требовалась изрядная сила, да и смелость тоже. - шасси Татра-805 В Чехословакии Tatra 805 прозвали Kacena — «утка». В общем-то, на утку тупоносый грузовик вроде бы не похож. Но это на первый взгляд. А когда высокая и короткая машина переваливется через препятствия, в ней действительно проявлялось нечто утиное. Вероятно, именно это и имели в виду острословы. В 1959г 805-й довелось побывать в экспедиции Ганзелки и Зикмунда по странам Азии. О чем также была написана книга «Перевернутый полумесяц». Напомню, что предыдущая экспедиция по Африке проходила на легковой довоенной Татре-87, не обладавшей внедорожными возможностями. Для экспедиции знаменитых журналистов и их команды 805-е машины делали специально — с яркими, блестящими кузовами и форсированными до 80–85 л.с. моторами. Вероятно, и процесс сборки тоже контролировали особо. В общем, хотели, как лучше, хотя и прошло все не очень гладко. - спец. автомобили экспедиции. Не могу не привезти цитату из книги о путешествии: «Медленно, почти шагом, карабкалась машина на невообразимо крутую гору, камни отстреливали от колес — наверняка ни один автомобиль не проезжал до сих пор по этой ложбине. Проходила испытание машина, а вместе с нею и наши нервы. И — чего греха таить — нервы не выдержали. Это случилось в тот момент, когда водитель «Татры-805», опытный монтажник с завода «Татра», переключил скорость и свернул с дороги в сторону. Это был не склон, а настоящая островерхая крыша! Мы почти лежали на спине. Того и гляди все это перевернется, и мы покатимся вниз, куда-то на дно ущелья. Уж лучше выпрыгнуть из машины на ходу…» Так описывали журналисты. Современные чешские историки шутят: если бы шпионы заинтересовались производством Tatra 805 — непременно бы запутались. Пробную партию выпустили в 1952-м в Копршивнице. Но у завода для серийного производства не хватало мощностей, и в 1953-м его начали в МладаБолеславе, на заводе Skoda, благо вся промышленность республики уже несколько лет как была обобществлена на основе социализма. До 1955 года в Млада-Болеславе сделали около 6500 грузовиков и 300 шасси под специальные кузова. Но легковые Skoda в 1950-х неплохо продавались на экспорт, принося стране столь нужную валюту. И в 1955-м выпуск «805-х» передали в Пльзень — на первый завод фирмы Skoda (носивший в ту пору, как водится, имя В. И. Ленина). Там-то машины и делали до 1960-го. За все время изготовили 13 625 экземпляров. Но главных поклонников известная в узких кругах «805-я» завоевывала в среде любителей бездорожья. По сей день эти автомобили участвуют в очень серьезных внедорожных мероприятиях, дальних экспедициях и даже соревнованиях по трак-триалу без особой подготовки.
Фото готовой модели:
Фотограф из меня, конечно, так себе, но что получилось... Зеленые торцы, почему-то, предательски вылезли на фото, хотя вживую их и не видно. Причины две - кривые руки фотографа или кривые руки моделиста. Сборка растянулась надолго, и к моему большому сожалению куда-то пропали фотографии процесса сборки модели. Если найдутся, я обязательно их опубликую. Начнем с того, что модель из непростых. Из очень-очень непростых. Автомобиль не очень большой по размерам (ДхШхВ - 14х7х10), 90% деталей подклеиваются на картон, куча мелочевки и очень подробная проработка, округлые формы, особенно у кабины. Сразу обращаю внимание на инструкцию. Нет, с чертежами все довольно неплохо. Есть, конечно, пара ошибок и некоторое отсутствие схем, но не критично. Инструкция же описывает какие детали нужно подклеить на картон 0,5мм или на 0,75мм. Однако собака зарыта в том, что толщина детали после подклейки на картон должна быть 0,5мм либо 0,75мм. Местами это играет решающую роль. Очень осложняется сборка вырезанием всего этого картонного добра, а лезвия расходуются на ура. Я, конечно, экономил и лезвие не менял до тех пор, пока оно совсем не перестанет резать, но пальцы потом болелиии... Из-за обилия картонных деталей модель получается настолько крепкой и увесистой, что если ей со злости кинуть кому-нибудь в лоб, то череп, наверное, проломится Ну это все шутки, конечно. До такого состояния человека еще нужно довести. Раздражжает полукруглая сегментированная кабина. Но больше ее не сделать никак. Самое жесткое это то, что под обшивкой делается картонное основание, которое затем обклеивается выкройкой. Выравнять и подогнать все это - очень тяжелая задача. С ней я справился плохо - запорол крышу с правой стороны возле люка, а это достаточно видное место. Плюс по всему еще накосячил, размазав каплю краски над правым крылом. Передние крылья, кстати, тоже не совсем правильно разработаны, но после сборки все можно удачно подрезать. Будка вполне пригодно собирается, но деталей там целая уйма и все это с наклеиванием на картон занимает очень много времени. Большое обилие полостей, которые можно сделать открытыми, оставляет приятное впечатление, когда модель собрана. Доработал колеса - сделал объемный протектор. Также сделал более-менее правдоподобные фары. Фары маленькие, а руки кривенькие - ох и помучался я. Подвеска и двигатель, в принципе, проработаны неплохо. Без излишеств, но и без упрощений. Полуоси внутри усилил 1,5мм алюминиевой проволокой, поэтому на модель можно ставить кирпичи. Салон - военный стандарт. Скромная панель, ручка пассажира, 2 сиденья, 3 педальки, 4 рычага и руль - работы часа на 3. Главное сделать красивый руль, потомучто видно только его. Ну и есть несколько приятных мелочей - открывающиеся двери будки, полость для запаски и сама запаска, раскладывающиеся подножки (все в живом рабочем состоянии, естессно), шевелящийся фаркоп, внутри будки стоят скамейки, столик и носилки. В общем проработка для таких размеров очень приличная. Собирать тяжело, но результат приятен. Эту модель я вновь клеил "Титаном", за сим решил к нему далее не возвращаться. Что-то он мне надоел. В целом по разработке - все красиво, если не пододвигать нос ближе 15см, чтобы не было видно всех лепестков на кабине. Претензий к печати нету - краска отлично сидит, разнотона не обнаружено. Колеса даны неправдоподобные, покрышки и протектор "взяты с неба", но вид не портят, т.к. большинство народу об этом ничего не знает. Да и вообще кто-то из пришедших в гости вряд ли поймет что это за аппарат. В частности у меня дома какой-то человек увидев, что эта "Утка" стоит в обилии грузовых Татр на полке и зная о моих пристрастиях, возможно скажет: "Наверное это тоже Татра?". А возможно и просто пожмет плечами. Вот такая вот история. Конечный результат оценивать Вам. Дерзайте, а я побежал укрываться от предметов быта.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
Сообщение отредактировал Bosch - Пятница, 20.03.2015, 20:25 |
|
|
|
Александр1978 | Дата: Четверг, 19.03.2015, 23:24 | Сообщение # 3 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1326
Репутация: 3479
Награды: 4
Статус: Offline
| хорошая модель неординарная ,но вот кабина и лепестки ,по принципу чулка не получилось бы собрать как в авиации, сначала шкурку а потом все наполнение усилители кресла панель и т д?
готово: много чего в процессе: еще больше ушел в пластик авто в 24, похоже на долго
Сообщение отредактировал Александр1978 - Четверг, 19.03.2015, 23:27 |
|
|
|
Bosch | Дата: Четверг, 19.03.2015, 23:28 | Сообщение # 4 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| Да надо было вообще в крышу картонку не вствлять и все бы получилось по-человечески. Но толковая мысля-то приходит...
Иногда, хочется, чтобы всегда...
|
|
|
|
Bosch | Дата: Пятница, 20.03.2015, 00:30 | Сообщение # 8 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| Ближе всего к "Спиде" и "Аттимону". У Риппер-воркс несколько другая бумага. Вообще в Татрах главное правильно сделать "криволапость" - и модель на 80% готова. Спасибо, друзья, за оценку моей работы.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
Сообщение отредактировал Bosch - Пятница, 20.03.2015, 00:30 |
|
|
|
Bosch | Дата: Пятница, 20.03.2015, 01:26 | Сообщение # 10 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1058
Репутация: 2625
Награды: 9
Статус: Offline
| ympytyar, заскакивай в гости на чай, вживую посмотришь.
Иногда, хочется, чтобы всегда...
|
|
|
|
maps | Дата: Пятница, 20.03.2015, 03:06 | Сообщение # 11 |
Группа: Опытные
Сообщений: 1211
Репутация: 688
Награды: 1
Статус: Offline
| Классная модель получилась! С завершением. Сфотай с грузовиком, чтоб размер оценить можно было... Цитата Bosch ( ) По сей день эти автомобили участвуют в очень серьезных внедорожных мероприятиях, дальних экспедициях и даже соревнованиях по трак-триалу без особой подготовки. Нестерпимо захотелось проехать на "живой" машинке. P.S. Цитата Bosch ( ) Фотограф из меня, конечно, так себе Чё то аж озадачился!
|
|
|
|
emikv2000 | Дата: Пятница, 20.03.2015, 15:28 | Сообщение # 13 |
Группа: Мастера
Сообщений: 1379
Репутация: 1681
Награды: 1
Статус: Offline
| Bosch, модель вышла неплохая, только я бы порекомендовал клеить очень лепестковые детали так: склеиваем лепестки, с обратной стороны льем чуток пва на стыки и потом прокатываем каким-то кругляшиком, что бы придать правильную дутую форму детальки. Я так на конечных крыльях делал.
Визитка Эмика Мастер не тот, кто не допускает погрешностей - мастер тот, кто умеет их запрятать.
|
|
|
|