У старой модели были отдельные рессоры с довольным креплением на проволочной детали и подвеска колес на полуосях, все ради того чтобы сымитировать характерный для этого шасси развал колес. Позднее от этой затеи я вообще отказался, в выбранном масштабе этот развал ничтожно мал. У новой модели рессоры объединены в две более простых детали, которые просто приклеиваются снизу к имитациям полуосей. Выглядит гораздо опрятнее того, что было раньше. Правда, старой модели такое устройство шасси дает неожиданное преимущество - псевдорабочую подвеску:
Хорошо, что не бросили своего первенца, всё-таки второй раз собрать точно такую же модель непросто, отсутствует ощущение новизны, и интерес уже не тот. Моделька очень симпатичная, прототип необычный и редкий, в бумаге до вас не представленный вообще никак.
Отдельное спасибо за выкройки!
Цитатакрапива ()
Инструкции как таковой нет
Зато есть проекции модели, да и детали все подписаны, этого вполне достаточно!
И небольшая придирка: может стоило добавить больше цветных вариантов окраски, ну там серый (ближе к стальному) и зеленоватый хаки. Но это, так сказать, мнение дилетанта PS Хотел плюсануть, но система сказала, что я смогу это сделать только через 2 дня. 19-я бригада подводных лодок, бухта Малый Улисс, Владивосток
Сообщение отредактировал squirrelfish - Суббота, 18.05.2019, 15:36
squirrelfish, есть такое - постоянно возникает мысль "зачем мне второй такой же?", но тут главное начать и втянуться ) А на прототип этот я наткнулся случайно - искал чертежи чего-нибудь этакого и нашел в поисковике это, он мне сразу понравился - простой и интересный. Про цвета да, стоило добавить и серый, но думаю для него хватит и этого - все таки это был опытный образец и построен он был в единичном экземпляре. Да и файл открыт для редактирования, при желании можно будет легко перекрасить )
Небольшие обновления. Во-первых, перефотал "Штраусслера":
Цвет здесь больше похож на реальный, да и в целом фото вроде выглядят получше.
Ну а во-вторых, вернулся к ПМВ и доделал-таки свой первый "гусеничный" опыт: британский средний танк Mark A "Уиппет"
Прототип (хотя думаю все знают, как он выглядел):
Первые же опыты применения англичанами танков показал, что одних только тяжелых машин для полноценного решения боевых задач явно недостаточно - необходимы были также другие, более легкие и подвижные танки. Позитивный опыт применения французских "Рено" FT послужил тому дополнительным аргументом, и в конце 1916 года был сделан заказ на разработку подобной машины. Поскольку проект такого танка у фирмы - исполнителя имелся еще до официального заказа, дело пошло быстро - опытный образец был готов в декабре 1916 и прошел испытания в феврале 1917 года, а в июне был получен заказ на серийные 200 машин.
Конструктивно новинка напоминала тяжелые "ромбы", но компоновкой здорово от них отличалась. Ходовая часть напоминала таковую у опытного "Маленького Вилли", так же как у тяжелых танков имела жесткую подвеску с цепным приводом на ведущее колесо. Корпус оригинальной конфигурации собирался из бронелистов толщиной от 5 до 14 мм, и четко разделялся на два отделения - моторное и боевое. Моторное отделение располагалось спереди - длинный покатый "капот" придавал танку довольно характерный вид; в нем параллельно оси машины размещались два четырехцилиндровых двигателя "Тейлор" JB в 45 л.с. каждый. Охлаждение двигателей осуществлялось единым радиатором, обдувавшимся двумя вентиляторами; воздух подавался через жалюзи в бортах корпуса. Каждый двигатель имел свою коробку передач (по 4 передачи плюс реверс) и работал на "свою" гусеницу, таким образом танк поворачивал либо переключением передач, либо изменением числа оборотов двигателей; в случае отказа одного из агрегатов танк уже не мог продолжать движение. Управление этим танком можно было сравнить с попыткой управлять двумя автомобилями одновременно, а мехводы "Уиппетов" заслуженно считались виртуозами своего дела. Топливный бак размещался спереди танка, был вынесен за пределы основного корпуса и заключен в короб из бронелистов, причем лобовые листы размещались наклонно. Расход топлива был весьма значительным, и запас хода составлял всего 64 км, что нередко вынуждало танкистов идти в бой с бортами, увешанными канистрами с бензином. Боевое отделение находилось позади моторного и представляло из себя рубку достаточно затейливой формы, в стенках которой находилось четыре шаровых установки для пулеметов "Гочкисс", обеспечивавших круговой обстрел (на практике один из пулеметов нередко снимался, чтобы освободить больше места внутри тесной рубки). Опытный образец оснащался башней от бронеавтомобиля "Остин", однако в серию такой вариант не пошел, так как неоправданно усложнял конструкцию танка. Экипаж состоял из четырех человек, для которых рубка танка была довольно тесной, к тому же она нередко оказывалась загазованной из-за близко расположенных выхлопных труб.
На испытаниях танк смог развить скорость в 14 км/ч, что было вдвое больше нежели у тяжелых танков, за что новая машина и получила прозвище "Уиппет" - "Борзая" (таки да, это не было официальным названием танка). На практике из-за жесткой подвески танк развивал скорость куда меньшую, что впрочем вполне компенсировалось куда большей подвижностью нежели у "ромбов"; по сути, подвижность стала главным преимуществом "Уиппетов", которые при всех своих недостатках показали весьма высокий боевой потенциал и эффективность. Как минимум, эти танки в отличие от тяжелых собратьев были способны, преодолев неприятельскую линию обороны, самостоятельно вернуться назад для дозаправки и пополнения боекомплекта. Именно этим танкам впервые удалось совершить что-то, напоминавшее оперативный прорыв - в битве под Амьеном в 1918 году танки, прорвав линию обороны, отправились в рейд по тылам противника, а экипаж одного из них, носившего имя собственное "Музыкальная шкатулка" увлекся настолько, что шатался по германским тылам девять часов, истребив при этом расчет артиллерийской батареи, сбив аэростат наблюдения, разгромив лагерь пехотного батальона и рассеяв готовившуюся к транспортировке колонну пехоты (посеяв при этом нешуточную панику, ибо вражеского танка у себя в тылу немцы никак не ждали) - в общем, развлекался как мог, пока немцам не удалось таки подбить танк и взять его экипаж в плен (при этом застрелив одного из танкистов и крепко отлупив остальных). Помимо ПМВ, "Уиппеты" успели отметиться в Англо-Ирландской войне и Гражданской войне у нас (поставленные белогвардейцам англичанами танки потом еще какое-то время служили в Красной армии); была также попытка экспортировать эти танки в Японию - шесть (или около того) поставленных машин служили там примерно до начала тридцатых. До наших дней сохранилось 5 таких танков.
Вся идея этой стройки заключалась в попытке сделать подвижные гусеницы в 72-м масштабе. Попытка удалась частично - гусеница собрана из отдельных звеньев и ее можно перематывать, но катить танк нельзя - слишком большая площадь трения плюс кривоватая сборка самих гусениц не позволяют этого делать. Сам танк собран на картонном каркасе, печатался на офисной бумаге (встречающийся местами разнотон - результат реакции чернил на клей там, где его было многовато). По ходу сборки было несколько проблемных мест, плюс уже после сборки обнаружил ошибку, которую было уже не исправить - малые люки на крышке МТО расположены неправильно, тот что с правой стороны должен быть больше смещен в сторону гусеницы. Впрочем в целом результатом доволен, я думал он вообще не соберется
Сообщение отредактировал крапива - Суббота, 15.06.2019, 13:26
Это для тех, кто не любит легких путей, тем же кто заморачиваться не хочет я бы порекомендовал "Уиппет" от Уэйна МакКуллоха - и проще, и выглядит получше.
Сообщение отредактировал крапива - Суббота, 15.06.2019, 13:08
Чудная борзая! Я сам не безразличен к 72-му, оценил качество модели, смотрится солидно и не игрушечно. С меня + однозначно! Если долго мучиться, что нибудь получится!
Пополнение в лице двух "итальянцев" - полуторатонный грузовик ФИАТ-15 ter и легкий бронеавтомобиль на его шасси ФИАТ-Терни Триполи:
Прототипы:
Легкий грузовик ФИАТ-15 встал на конвейер еще в 1911 году; исходный вариант машины имел 4-ступенчатую КПП и 20-сильный двигатель рабочим объемом в 3 литра. Уже в следующем, 1912 году была проведена модернизация, целью которой было исправление выявленных в ходе эксплуатации недочетов конструкции; доработанная версия получила обозначение 15 bis и использовалась итальянской армией во время итало-турецкой войны в Ливии. Эксплуатация машин в условиях африканского бездорожья дала конструкторам ценный опыт, на основании которого была проведена новая модернизация, более глобальная - машина получила карданный привод на задние колеса вместо цепного, новый двигатель в 40 л.с. и стальные штампованные колеса вместо деревянных спицевых. Такой вариант машины и получил наименование 15 ter и выпускался с 1913 по 1922 год. В годы Первой мировой войны ФИАТ-15 ter активно использовался как итальянской армией, так и армиями стран Антанты, поставлялся в частности в Британию и Российскую империю; помимо бортовых грузовиков, использовались также различные машины на базе этого шасси - санитарные машины, мобильные медицинские кабинеты, мобильные радиостанции, прожекторные установки, различные вспомогательные машины вроде автобань и фотостудий. Грузовик был на очень хорошем счету как у военных, так и у гражданских и к началу двадцатых успел стать одним из самых распространенных грузовиков в Европе; в Италии модель 15 ter можно было встретить на дорогах еще в конце сороковых годов, ну а в СССР этот грузовик стал прототипом АМО Ф-15 и, по сути, прародителем советского автопрома - в общем, достижений у скромной полуторки хватает.
Легкий бронеавтомобиль ФИАТ-Терни был инициативной разработкой металлургического завода "Терни", который помимо всего прочего занимался изготовлением брони. Первый прототип машины был показан военным еще в 1918 году, до окончания войны; руководство завода надеялось получить оборонный заказ, предложив военным броневик, который мог бы стать - хотя бы частично - заменой уже имевшимся на вооружении бронеавтомобилям "Лянча" 1Z. В качестве базы для создания своего броневика инженеры "Терни" выбрали шасси ФИАТ-15 ter, судя по всему, исходя из его распространенности и доступности (очевидно, немалую роль сыграло наличие таких грузовиков в собственности предприятия - шасси одного из них и пустили на бронировку). Было очевидно, что легкое шасси полуторки не потянет тяжелого бронекорпуса, а потому толщину бронелистов пришлось ограничить 6 мм максимум, чего было явно маловато для эффективной защиты. Задачу решили, что называется, творчески: бронекорпус выполнили состоящим из трех объемов, имевших преимущественно округлые формы - первый объем, напоминавший формой усеченный конус, заключал в себя моторный отсек и имел крышки по бокам для осмотра и обслуживания двигателя и нос, выполненный из двух открывающихся створок с жалюзи; в боевой обстановке створки были закрыты, на марше - открывались для лучшего охлаждения двигателя. Сзади в носовой части корпуса примыкал цилиндрический объем, объединявший в себе отделение управления и боевое отделение; обитаемый цилиндр имел две широкие двери по бокам, смотровые окна для водителя с бронекрышками и бойницы, допускавшие стрельбу в том числе из винтовки; сверху цилиндр венчала цилиндрической же формы башня с покатой крышей с небольшим смотровым люком, в башне размещалось вооружение броневика - один 6,5 мм пулемет ФИАТ-Ревелли М1914. Сзади к цилиндрической части примыкал "багажник" с прямыми боковыми и покатой задней стенкой, на которой крепились запасные колеса. Снаряженная масса машины составила около 4 т, скорость на шоссе - около 40 км/ч (почти столько же, сколько и у базового грузовика); экипаж состоял всего из двух человек - водителя и командира-стрелка; по некоторым данным, в экипаж мог включаться и штурман. Броневик был покритикован военными за достаточно слабое вооружение, но в целом был признан пригодным для принятия на вооружение, и в начале 1919 года был подписан контракт на 12 машин. Военным понравилась простота и относительная дешевизна машины при неплохих характеристиках, а тот факт, что она была построена на очень распространенном грузовом шасси, был расценен как весомое достоинство - не возникало никаких проблем ни с освоением личным составом матчасти, ни с запчастями. Служба у броневиков выдалась долгой и достаточно насыщенной событиями: с 1919 года они использовались для подавления мятежей в северной Африке, в Триполитании и Киренаике, в начале тридцатых были выведены в резерв и использовались как учебные машины; к концу тридцатых их собрались было отправить на слом, но обострение международной обстановки и начало новой большой войны заставило модернизировать оставшиеся 6 (8 по другим данным) броневиков и снова отправить их в строевые подразделения. Модернизированные броневики получили новое шасси ФИАТ-СПА 38R с 55 сильным мотором, открытую башню и новое вооружение - 12,7 мм пулемет Бреда САФАТ с возможностью зенитной стрельбы. Машины, как и раньше, отправились воевать в северную Африку и применялись во время вторжения в Египет, где, однако, им не особо повезло - все броневики "Терни" так или иначе были потеряны в первые месяцы сражений; до наших дней не сохранилось ни одной такой машины.
Так как все что я здесь показываю - это по сути тестовые сборки, по ходу дела часто выявляются разные недочеты и ошибки, здесь без них тоже не обошлось. Задний мост получился немного длиннее чем нужно, а главное - я ошибся с длиной рессор, которые также получились слишком длинными, осознание чего пришло уже тогда, когда они были намертво приклеены и заменить их уже не было возможности. В итоге из-за этого задний мост пришлось крепить не снизу рессоры, как должно быть, а с сверху - иначе задняя часть у обеих машин была бы задрана слишком высоко. У броневика на носу получились заломы - очевидно, нужно было подклеивать деталь не на два слоя офиски, а только на один. В остальном особых проблем не было, машинки не особо сложные. А еще я наконец-то научился делать аккуратные тонкие рули - правда, здесь его особо не разглядеть.
Закончил модель, начатую еще в конце августа (по личным причинам не хватало времени). Французский грузовик "Де Дион Бутон" тип FR:
Прототип (в буквальном смысле, модель рисовал по фото этой конкретной машины):
Я не знаю французского, а так как я не слишком доверяю онлайн-переводчикам (именно потому, что не знаю французского), то информации по этой машине у меня очень мало. Производство модели FR началось аккурат в 1914 году, а закончилось вроде бы в 1918 (по другим данным - в 1919), так что это была по сути модель военных лет. Машина оснащалась четырехцилиндровым двигателем объемом 4,4 л мощностью в 20 л.с., грузоподъемность достигала 3,5 т, скорость - 30 км/ч. Тормоза были только на заднюю ось, фара из соображений экономии - только одна. Колеса - литые спицевые, на литых грузошинах, из интересного - радиатор типа "Солекс", придававший машине характерный вид (в двух словах - этакий "бублик" с крыльчаткой вентилятора внутри), и фирменная подвеска задней оси с закрепленным жестко на раме редуктором главной передачи с передачей вращения на колеса через полуоси с шарнирами. Точных данных о количестве произведенных машин и их применении мне найти не удалось, да и аутентичное фото нашлось всего одно, и то уже послевоенное (датировано 1919 годом):
так что рискну предположить, что в войсках машина была не слишком распространена.
Прототип модели - грузовик выпуска 1917 года, восстановленный группой энтузиастов во главе с неким Домиником Блюйэном; машина полностью на ходу, экспонируется в музеях, успела посниматься в кино, учавствует в покатушках реконструкторов - счастливая судьба грузовика, собратья которого сгинули на войне. Модель рисовал по фото из блога реставраторов, также использовал схему шасси из каталога с указанием размеров (удобно, когда прототип французский - все уже указано в миллиметрах, никакой возни с дюймами). Многое конечно упрощено, некоторые вещи для меня до сих пор остаются загадкой (например, куда правильно должна выводиться выхлопная труба), но в целом вроде похож на себя. Особых трудностей в сборке не было, единственный явный косяк - кузов оказался сдвинут назад на миллиметр-полтора. Модель не из простых, но и не слишком сложна, по ощущениям собирается проще того же "Гарфорда".
Тест одной несложной модели - германский тяжелый бронеавтомобиль "Бюссинг" A5P. Рисовал давно, это одна из первых моих моделей, а руки до него дошли только сейчас.
Прототип:
В первую мировую войну Германия вступила вообще не имея на вооружении бронеавтомобилей - их полезность в реальном бою считали сомнительной. Однако появление у противника легких броневиков и их успешное применение против германских войск быстро заставило немцев изменить мнение по данному вопросу, и зимой 1915 года сразу трем фирмам - "Даймлер", "Эрхардт" и "Бюссинг" было дано задание на разработку прототипа бронеавтомобиля для германской армии. Озвученные в техзадании требования были довольно общими и в основном сводились к "броню потолще и пулеметов побольше", можно сказать, что германские военные рассматривали бронеавтомобиль как этакую мобильную пулеметную батарею, которая огнем своих многочисленных стволов должна была зачищать поле боя и способствовать продвижению пехоты. Из всех фирм, принявших участие в разработке прототипов, "Бюссинг" подошла к делу наиболее радикально. Их творение, поражавшее своими размерами (длина - 9,5 м, снаряженная масса более 10 тонн) было построено на специальном полноприводном шасси, имело два поста управления и - согласно некоторым источникам - все управляемые колеса; колеса имели очень большой диаметр, оснащались сплошными шинами и не боялись пуль и осколков; шестицилиндровый двигатель в 90 л.с. разгонял махину по шоссе до 35 км/ч, что было весьма неплохо, правда на бездорожье скорость падала в разы. Бронекорпус был выполнен из катаных бронеплит и был довольно просторным - внутри можно было стоять в полный рост; спереди и сзади к корпусу примыкали два одинаковых "капота", а цилиндрической формы башня размещалась строго по центру крыши корпуса, так что машина имела совершенно симметричный силуэт. Толщина бронирования достигала 9 мм, штатное вооружение - три (в соответствии с условиями техзадания) 7,92 мм пулемета MG08; при этом пулеметных амбразур в корпусе и башне в целом было десять, и при необходимости машину можно было довооружить. Кроме того, в разработке были и варианты пушечного вооружения машины. Полная численность экипажа составляла 10 человек. A5P определенно можно считать одним из самых крупных бронеавтомобилей в истории, и уж явно самым большим броневиком первой мировой. По результатам испытаний в 1916 году военные отдали предпочтение изделию фирмы "Эрхардт"; их прототип после доработки пошел в серию под обозначением E-V/4 и стал самым массовым германским бронеавтомобилем первой мировой; "Даймлер" также получила небольшой заказ. Что же касается бюссинговского мегаброневика, то у него недостатков было явно больше чем достоинств - огромные размеры и масса ограничивали подвижность машины и ухудшали проходимость, узкие колеса врезались в грунт, центр тяжести машины оказался задран слишком высоко, что вынуждало передвигаться по бездорожью с большой осторожностью; при этом низкая скорость передвижения делала машину слишком хорошей мишенью для артиллерии противника. Наконец, машина была просто очень дорогой. Согласно ряду источников, "Бюссинг" успела построить три прототипа своей бронемашины, и хотя конкурс фирма не прошла, три построенных машины все же были приняты на вооружение и ограниченно использовались сначала на западном, а затем на восточном фронтах. Судьба машин достоверно неизвестна, но по всей видимости к 1919 году все они так или иначе были потеряны немцами.
Насколько я помню, рисовался он быстро на работе во время перерывов, кажется он был третьим после "Штраусслера" и "Рено". Ошибок - вагон и тележка, самая глупая - передний пост управления не на той стороне, у него с обоих концов руль должен быть справа. Как так получилось, я уже не представляю. Башня должна быть заметно шире. Ходовая оказалась непохожа на оригинал чуть менее чем полностью, так что пришлось городить ее заново по месту. В общем, сойдет за бета-тест.