Наконец и закончился мой очередной долгострой. Результат и представляю вашему вниманию.
Хотя в Испании оказалось всего три Fury, они оставили заметный след в истории гражданской войны. В начале 1936 года, еще задолго до вспыхнувшего в стране мятежа. Республиканское правительство заключило с фирмой Hawker контракт на лицензионное производство истребителей Fury. По условиям контракта, первые три машины выпускались фирмой Hawker, а серийный выпуск предполагалось наладить на заводе фирмы Hispano Suiza, расположенном в Гвадалахаре.
В конструкцию Fury, предназначенных для отправки в Испанию, фирма внесла изменения в соответствии с требованиями заказчика. На истребители установили двигатели Hispano Suiza HS 12Xbr, изменили конструкцию шасси, которое стало бесподкосным, свободнонесущим. На фирме Hawker эти самолеты получили название Spanish Fury.
Ящики с разобранными истребителями прибыли в Гвадалахвру за несколько дней до начала франкистского мятежа. Вместе с самолетами из Англии прибыла группа специалистов, на которую возлагалась задача сборки самолетов и помощь в организации их серийного производства. До начала мятежа англичане успели собрать и облетать все три Fury, но с началом боевых действий по требованию своего правительства покинули Испанию. Самолетам же присвоили индекс 4 и порядковые номера 1, 2, 3 (4-1, 4-2, 4-3). Свой номерной знак самолеты несли на руле поворота.
Оставленные англичанами истребители нельзя было считать боевыми машинами - на них не успели установить пулеметы и синхронизаторы. В других условиях самолеты без вооружения в воздух не поднимают. Но опасность падения республики была огромна, и на счету был каждый самолет. В этой ситуации "под ружье" было поставлено все, и современные истребители не могли просто так простаивать на земле.
Безоружные Fury поднимались в воздух и использовались на первых порах как чисто психологическое оружие, благоприятно воздействовавшее на моральный дух республиканских войск и отпугивавшее франкистские "ньюпоры" и "бреге". Все три Fury включили в состав 2-й истребительной интернациональной эскадрильи "Лафайет", организационно входившей в состав 11-й истребительной группы, которая действовала с аэродромов в городах Гетафе и Куатро Венто.
До середины августа самолеты красились полностью серебристой краской, но с осени на все Fury нанесли пятнистый камуфляж. Верхние части покрывались краской песочно-землистого цвета, на которую наносились случайные небольшие темно-зеленые и коричневые пятна. Нижние поверхности самолетов окрашивались в небесно-голубой цвет. Внесли изменения и в опознавательные знаки. Вокруг фюзеляжа нанесли широкую красную полосу. На крыле сверху и снизу, рядом с испанскими трехцветными кокардами появились узкие продольные полосы красного цвета. Руль поворота остался без изменений и окрашивался в цвета испанского флага: фиолетовый, желтый и красный.
Несмотря на то, что англичане, по существу, нарушили контракт и после начала гражданской войны выехали из страны, республиканцы четко придерживались заключенного договора, в соответствии с которым иностранцы не допускались к "секретному" самолету. На протяжении всего времени использования Fury на нем летали исключительно испанские летчики. Антон Ковалевский, советский летчик из первой группы в Испании, рассказывал только что прибывшим летчикам: "У испанцев практически ничего не охраняется. Только у одного самолета выставлен часовой. Мы попросили испанцев ознакомиться с ним и проверить его в воздухе, но они отказали. Нам было сказано, что это самолет английской постройки, является секретным, и они не могут этого позволить даже нам. Нам разрешалось летать на всем, что могло подняться в воздух, но только не на нем".
Первую победу на Fury одержал Феликс Урбури 31 августа 1936 года, когда совместно с двумя своими товарищами, летевшими на DWOITIN D-372, провел успешный воздушный бой против трех итальянских истребителей Fiat CR-32, сбив при этом один истребитель. В начале сентября Урбури вылетел на Fury под номером 4-3 на перехват вражеских бомбардировщиков JU-52, но в ходе боя увлекся и, израсходовав горючее, совершил вынужденную посадку на своей территории вблизи линии фронта в районе Эстрамадура. Впоследствии Феликс Урбури стал первым летчиком, совершившим таран в ходе гражданской войны в Испании. Не менее двух побед на Fury одержал и будущий лучший испанский ас Республиканской авиации Андреас Гарсия Лакалье, летавший в основном на Fury под номером 4-2.
В конце августа 1936 года испанцы потеряли первый Fury 4-1, который был сбит в воздушном бою. Пилот Явер Евэр, истекая кровью, сумел посадить разрушенный истребитель на своей территории, но летчика спасти не удалось, а самолет не под лежал восстановлению. Остатки машины перевезли в Гвадалахару.
С появлением у мятежников современных немецких и итальянских самолетов численность республиканской авиации резко пошла на убыль. В своих воспоминаниях командующий Республиканской авиацией Игнасио де Сиснерос писал: "Наступил день, когда по моей команде "Поднять в воздух истребители!" взлетел только один самолет". Этим самолетом был Hawker Fury! А 20 сентября того же года в воздушном бою с Fiat CR-32 была потеряна и эта машина. Дало о себе знать то, что синхронизаторы и вооружение на самолет устанавливали сами испанцы, без специалистов фирмы. Лакалье, открыв огонь из бортового оружия, отстрелил винт своего самолета. Сажать самолет пришлось на неприятельской территории. Летчик сумел перейти линию фронта, а самолет с индексом 4-2 попал в руки франкистов, которые восстановили его и, присвоив самолету обозначение 4W-1, использовали до конца войны.
Fury отлично показал себя в боях, что послужило причиной сборки на заводе фирмы Hispano Suiza в Гвадалахаре из поврежденных самолетов 4-1 и 4-3 одной боевой машины. Этот Fury республиканцы в боях уже не использовали, но в конце войны он попал в руки националистов. Списали самолеты только в 1940 году. В ходе Гражданской войны в Испании был потерян еще один Fury (бортовой номер 50), принадлежавший Португалии, которая оказывала помощь франкистам: в августе 1936 года он был сбит стрелками республиканских бомбардировщиков.
Распечатаны развертки были давно, лет 5 назад. Сборка начата полтора года назад и потом тянулась с большими перерывами. Работа не позволяет заниматься хобби чаще. Модель собиралась как-то тяжело. Скорее душа не лежала. Сходимость хорошая, а собирать заставлял себя через не хочется. Расчалки тянул впервые и результатом очень доволен. Занятие хоть и нудное, но увлекательное ( оксюморон, однако). Но в целом модель удалась, хоть и не без некоторых обидных нестыковок. Неверно установил верхнее крыло и есть ошибка в расчалках. Из-за неверно установленного крыла, пришлось переделывать крыльевые стойки. Родные оказались короткими. Хвостовое оперение расчаливать не стал, ибо заранее не продумал, а потом не хотелось на финише модель испортить. Колеса заклеил намертво, а винт вращается очень легко.
Материалы и инструменты стандартные: бумага 120г, картон, проволока, пленка. Для расчалок использовал мононить черную 0,12мм. Подкрашивал серебристым фломастером. Торцы закрашивал акварельными карандашами некоторые места акриловой краской "Звезда".