Сканы уменьшены до масштаба 1:48, распечатаны на лазерном принтере. После листы покрыты акрил-стирольным лаком из магазина для художников. Материалы традиционные: картон, бумага, проволока, пленка. Для расчалок использовал мононить. Торцы подкрашивал акварельными карандашами и акриловыми красками. На крыльях и оперении попробовал реализовать провис полотна. Продавливал иглой с обратной стороны. На фото провиса не видно вообще, в жизни он слегка заметен. Винт склеил изжурнальный, но результат не понравился и пришлось красить. Выхлопные трубы также пропитал цианакрилатом и, после шлифовки, окрасил и оттонировал грифелем карандаша. Модель получилась интересная, хоть и не достоверная исторически. Арка, в которую вписан символ эскадрильи, горланящий петух, должна быть скорее голубая или белая, но не синяя как первый цвет на руле поворота.. Обечайка капота тоже светлая. Ветрозащитный козырек должен иметь совсем другую конструкцию. Сверху на фюзеляже номер "7" должен дублироваться, и, возможно, номер на бортах фюзеляжа мог быть черным. Очень не понравилось, как реализовано крепление пулемета и установка стоек кабана.
Модель представляет самолет швейцарского летчика-аса Жака Рока. В своем активе он имеет 5 достоверно сбитых самолета противника и 3 неподтвержденных.
Незадолго до завершения постройки модели, во французском журнале Avions наткнулся на статью о герое рассказа. Что там было очень интересно, посему представляю вам перевод статьи. Французским не владею, переводил гуглом-транслейт, яндексом и прочими онлайн-переводчиками. Помощь оказали Никита Донцов и Дмитрий Присмаков.
Асы французской военной авиации в 1914-1918 Жак Рок (Jacques Roques) Перевод статьи из журнала Avions №44 и №45
Spad 13 «S1893» Aдж. (1) Жака Рока в начале 1918 года. Самолет имеет эмблему Spa 48, петуха "пой и сражайся" и номер пилота: черная "7", повторенная сверху фюзеляжа.
Жак Рафаэль Рок [Jacques Rafael Roques] родился в августе 1897 года в Париже, в 1-м округе. Поскольку его родители были швейцарцы (его мать венесуэльского происхождения), он провел свое детство между Женевой и Парижем.
*(1) Аджюдан [Аdjudant] – старшее унтер-офицерское звание, примерно соответствующее современным российским прапорщикам (не путать с адъютантом).
В возрасте 17 лет, в октябре 1914 года его зачислили на начало учебного года на закрытые занятия в лицей Карно [Carnot], чтобы подготовиться к получению степени бакалавра. Именно в этом заведении он встречает Роберта Бажака [Robert Bajac], который станет его лучшим другом, и с которым он будет воевать плечо к плечу всю войну 1914-1918 в «Spa 48». У двух молодых людей обнаруживается общая страсть: Авиация! Жак в течение учебного года (весной и летом) берет уроки в школе Farman в городе Этамп [Etampes]. Но ему приходится подождать пока ему не исполнилось 18 лет, чтобы 10 сентября 1915 года получить лицензию гражданского пилота с номером 2279 от Aéro-Club de France. Через месяц он успешно сдал экзамены 1-й части бакалавриата, а затем, по совету Роберта Бажака, решил стать военным летчиком, чтобы защитить от немецкого вторжения Францию, которую он так любит. Не имея французского гражданства, он 15 ноября 1915 года должен сначала заключить соглашение на время войны с 1-м полком Иностранного легиона, а затем через 3 дня отправиться в 1-ю группу авиации, базирующуюся в Дижоне [Dijon] (2).
*(2): в Иностранном легионе его военный номер составлял 36 810; в авиации он станет 11 677.
Жак Рок вспоминает в своих мемуарах, что его жилище, в течение его первой недели армии, было большим брезентовым навесом Бессонно (3), которым он делил с сотней товарищей и... бесчисленными крысами! Лежа ночью на грязной соломе при пятнадцати градусах мороза в ожидании утра, мужчины не смогли даже помыться, потому что вся вода замерзла...
*(3): Ангар Бессонно был портативным авиационным ангаром из дерева и холста, использовавшимся французским военным авиастроением и впоследствии принятым Королевской военно-воздушной службой (RNAS) и Королевским летным корпусом (RFC) во время Первой мировой войны. Многие ангары Бессонно также впоследствии использовались Королевскими военно-воздушными силами (RAF) в качестве временных сооружений до тех пор, пока не могли быть построены более постоянные объекты, такие как в RAF Cleave.
После того, как, наконец, он завершил три недели занятий в классе, Рок, естественно, сделал запрос, чтобы стать курсантом, но в этом ему отказывают. Он сразу же написал еще один и попросил отца использовать связи для поддержки этой второй просьбы. Но даже в армии бюрократия не теряет силу: раз он «полубакалавр», значит, его считают профессионалом пишущей машинки... Ему поручают десять солдат для инструктажа, и принимается решение о назначении членов небольшой группы секретарями в эскадрильи. Это не совсем та работа, которую молодой швейцарец искал в авиации! К счастью, благодаря лейтенанту Чемину [Lt Chemin](4), который вмешивается в его пользу и коменданту базы Дижона Cdt Фугеру [Cdt Fougeroux], приказ окончательно отменен. Месяц спустя его, наконец, назначили учеником - пилота, а после еще одного месяца занятий на месте он 15 марта 1916 года отправился в школу в Шартре [Chartres]. Летал он там главным образом на старых двухместных самолетах Maurice Farman (например, MF 7 n°330), на одном из которых 26 мая 1916 года он получит военный сертификат с номером 3495. Поэтому он был назначен капралом в тот же день. Затем в июне будет проходить школу Аворд [Avord] для обучения ночному полету на Henry Farman и Bréguet Michelin VIII, а также несколько ознакомительных полетов на одноместных Blériot XI 60 и 80 л.с. и Morane-Saulnier тип H и тип L.
*(4): один из пилотов-инструкторов Дижона [Dijon], которого он хорошо знал в Этампе [Etampes] в июне 1915 г.
Два фото Рока во время его обучения в школе, перед MF n°330 с носом, окрашенным в белый цвет (Шартр [Chartres], весна 1916 г.) и с MS тип H (По [Pau], лето 1916 г.) (все фотографии: SHAA) ,
Его курс обучения с июля 1916 года продолжается в По, где он совершенствуется в пилотировании моноплана и акробатике. Жак, как можно судить, осваивает большое количество аэропланов: Кодрон G [Caudron G], Блерио XI [Blériot XI]«пингвин» (в том числе № 171, 182 и 304), Моран-Солнье [Morane-Saulnier] типа H и типа L, Генри Фарман [Henry Farman], и, наконец, Ньюпор [Nieuport] 10 и 11. Все эти полеты имеют только одну цель: дать ему возможность стать настоящим «охотником», сделав тело своей машиной. Кроме того, он имеет возможность увидеть, как будут выглядеть его будущие противники, когда он посещает в октябре испытательные полеты бипланов Авиатик [Aviatik] и Альбатрос [Albatros]. Среди них часто фотографировался самолет Albatros C.IIIC. 1388/16, захваченный эскадрильей C105. Подготовка, наконец, заканчивается курсом стрельбы в Казо [Cazaux](на сухопутных самолетах, а также на гидросамолетах, таких как FBA № 189), перед тем как 1 ноября 1916 года отправиться в Ле-Плесси-Бельвиль [Le-Plessis-Belleville]. Это известная группа учебных дивизий, являлась обязательной для пилотов перед их назначением действующую часть.
Гидросамолет FBA «4» (№ 198), оснащенный 100-сильным Гном-Моносупан [Gnôm monjsoupape], на котором будущий ас летал в стрелковой школе Казо осенью 1916 года.
Двое неразлучных друзей: лт. Бажак (слева) и адж. Рок, конец 1918 г. Каждому по 20 лет...
Жак Рок пробыл там недолго: 2 января 1917 года он прибыл в эскадрилью N48, «усиленную» его другом Робертом Бажаком (5), к командиру подразделения лейтенанту Маттону [Lt Georges Matton]. «48» с недавних пор входит в боевую группу № 11 (с эскадрильями 12, 31 и 57) Cdt Le Révérend, и она базируется в Фруадо [Froidos], около Вердена [Verdun]. Жорж Маттон, который уже является отличным летчиком-истребителем, тепло приветствует этого застенчивого молодого человека и даже играет мелодию Регтайм в его честь на старом рояле спасенной Верденской эскадрильи! Жак помнит этот теплый прием, тем более что через несколько дней его начальник проведет с ним в учебный бой на Ньюпоре 17, чтобы проверить его способности. Заключение, которое он выносит своему новому новобранцу по итогам этого товарищеского поединка, таково: «Вы сами справитесь! ». Как говорит Жак: «Никогда еще эта фраза не доставляла мне такого удовольствия...».
*(5) : Бажак является членом « 48 » с 23 апреля 1916 года.
На следующий день после этого экзамена он выполняет свой 1-й патруль с Бажаком, рекогносцировку в небе Вердена. Под ними - опустошение... Земля, полностью перевернутая снарядами, показалась им меловой белизной в окрестностях города, который остался один, сохранивший цвет. Несколько выстрелов немецкой зенитной артиллерии производят крещение огнем молодого швейцарца… После ожидания в течение нескольких дней из-за плохой погоды и снега, второй патруль Рока был весьма эмоциональный: двигатель его Ньюпор 17 останавливается на высоте 4000 м над Буа-де-Кор [Bois des Caures]! У Жака не было иного выбора, кроме как совершить вынужденную посадку на лугу, южнее Вердена. Бажак, который следил за ним на спуске, пролетел над ним несколько раз, а затем вернулся во Фруадо, чтобы организовать эвакуацию. Когда фургон эскадрильи прибыл, механики обнаружили, что пилот стал жертвой довольно редкой поломки: ось фибрина (стержень выключателя) двигателя раздулась от влаги, и он не мог работать! Року придется подождать до следующего дня, для восстановления его аппарата, но как бы то ни было, самообладание и умение, проявленные им во время этой аварии, были замечены в эскадрилье «48»... Некоторое время спустя Бажак, получив новый Spad 7, передал ему свой старый Ньюпор 17 (N1930), получивший название «Nemesis II». 2 февраля эскадрилья отправляется в Бонн-Мэзон (на Марне) [Bonne Maison (dans la Marne)], а вскоре после этого - в Ноблетт [La Noblette], чтобы усилить там N38 и N78. Затем GC11 в полном составе двинулся к р. Эне [Aisne] в преддверии Нивельского наступления 16 апреля 1917г. «48» прибывает в Лери (южнее Фима) [Lhéry (au sud de Fismes)] 17 марта. Рок, заметивший немецкий аэростат, просит у своего командира разрешения напасть на него. Маттон отказывает ему, потому что он не видит тактической пользы от такого активного вмешательства (наступление еще не началось), тем более что лейтенант Лориллар [Lt Lorillard] только что погиб во время такой миссии. Наблюдательные шары действительно очень хорошо защищаются, и их атака должна производиться только в том случае, если «игра действительно стоит того»...
Рок сосредоточен перед вылетом на задание в кабине своего «Ньюпора 17» в период с января по февраль 1917 года. Самолет оборудован синхронизированным пулеметом Виккерса.
Два изображения одного и того же самолета. Этот истребитель ранее принадлежал Роберту Бажаку, который окрестил его «Немезидой II». Получив Spad 7 (сразу же получивший имя «Немезида III»), Бажак передал Nie 17 своему швейцарскому другу, который использовал его несколько недель до того, как сам получил Spad 7. Отметим цифру «3» на гроте фюзеляжа, и белый круг на верхнем крыле. Петух "48" маленького размера в кругу на фюзеляже.
Крупный план руля направления с серийным номером «1930».
Вид спереди на Nie 17 "1930". Можно отметить, что самолет имеет «окно» в центре его верхнего крыла, характерное для Ньюпор 17 начала производства. Предназначено оно для улучшения обзора пилота вверх. С середины серийного производства от него откажутся.
Затем эскадрилью перевооружили на SPAD VII, мощные истребители, значительно превосходящие Ньюпор. 2 апреля Жак отправляется за своим (S1188) в Ле Бурже [Bourget]. Он вынужден подождать до 16 числа, чтобы наконец-то атаковать «свой» шар, который упорно отказывается возгораться. В тот же день вместе с Бажаком он безрезультатно перехватил вражеский двухместный аэроплан. К счастью, 26 апреля он сумел реабилитироваться, после Большого наступательного патруля всего GC11 (40 истребителей), который очистил небо для самолетов французского корпуса. «48» получает в этот день 2 победы, один патрулем лейтенанта Тюренна [Lt de Turenne], второй неразрывным дуэтом Бажак - Рок. В 17:40 близ Луавра [Loivre] (в районе Реймса) двухместный самолет потерпел крушение.
Две фотографии Рока перед его первым Spad 7, весной 1917 года. Вторая сделана в компании его механика Матье (Mathieu). Этот самолет, № "S1188", был передан ему 2 апреля 1917 года. Обечайка капота двигателя окрашена в белый цвет.
Фотографии первого Spad аса очень редки. Вот еще один снимок, который дает нам название самолета: «Lardon II (предыдущий самолет, вероятно, Nie 17«№2039», был назван «Lardon»). Козырек без правой вертикальной подпорки не являлся стандартным.
Прекрасный вид на Spad 7 n°S1213, на котором Жак Рок воевал летом 1917 года, когда его эскадрилья столкнулась с пилотами грозного «Красного барона».
Навстречу «Красному Барону» 9 июля 1917 года GC11 вместе с «48» (теперь именуемым "Spa", так как он полностью перешел на Spad) покинул Марну и перебазировался во Фландрию, чтобы помочь англичанам, которые противостоят там грозному "Красному Барону" и его людям...
Второй S.VII аса (около мая-июня 1917).
Крупный план "симпатичной молодой леди", которая украшает левую сторону S1213 (все фотографии: SHAA, если не указано иное).
Spa 48 располагается на аэродроме Берг [Bergues], недалеко от Дюнкерка [Dunkerque]. Уже 27-го была одержана первая победа в этом секторе: биплан, сбитый над лесом Хоутхуст [Houthust] Роком, Бажаком и лейтенантом Жоржем Ортоли [Lt Georges Ortoli] из Spa 31. С приходом лета и появлением в небе первоклассных немецких противников воздушные бои стали более частыми и ожесточенными, о чем свидетельствует инцидент 10 августа В этот день Бажак и Рок, взявшие в патруль молодого пилота (сержанта Хутто [Sgt Huteau]), подвергаются нападению "цирка Рихтгофена". Несмотря на полученные рекомендации, Хутто не удержался от соблазна броситься на отдельную машину на высоте 4000метров. Это было начало общей схватки, потому что самолет улетел, а фактически являлся лишь приманкой, предназначенной для привлечения французов. Десять Альбатросов D.V сразу бросаются на них. Бажак нападает на одного, но, пойманный в клещи двумя другими, получает три ранения (пуля в левое предплечье и две в бедро). В полубессознательном состоянии, ему все же удается вырваться и «приземлиться» между двумя деревьями (крылья остаются там в ветвях) и, наконец, «остановиться» на дороге Верне-Ипр [Furnes-Ypres], в 50 метрах от больницы Хогштад [Hoogstade]! Хутто каким-то чудом спасается, но его самолет подлежит списанию. Что касается Рока, ему не повезло: сломался контрольный палец его пулемета, когда он пытался помочь Бажаку. Однако он смог вернуться в Берг [Bergues], несмотря на преследовавшие его Альбатросы. Его самолет Spad 7 №S1213 (украшенный портретом «симпатичной молодой леди», сделанным для него его другом, парижским художником Жоржем Лепапом [Georges Lepape]), получил только одну пулю. Примерно через день Гал Антуан [Gal Antoine] показывает королю и королеве Бельгии местность (где также находится группа «аистов»). Те, выражают желание «подышать воздухом» и отправляются на Бреге 14, каждый на месте пулеметчика, совершая небольшой круг возле линий окопов. Spa 48 служит в качестве сопровождения для королевы, и Рок получает бельгийский Военный Крест. 10 сентября эскадрилья потеряла своего лидера, сбитого лейтенантом Йозефом Якобсом [Ltn Josef Jacobs] (6), для которого он стал седьмой победой.
*(6)Йозеф Якобс, командир Jasta 7. Завершит войну 48 победами.
Наступление при Мальмезоне [Malmaison].
Командование принимает капитан Сабатье [Sabattier] и 15 числа Spa 48 отправляется в Крамай (Эна) [Cramaille (dans l’Aisne)], чтобы провести там зиму. 1 октября лейтенант де Тюренн [Lt De Turenne] сопровождал Рока, Дангладе [Danglade] и Калье [Caillaux] на задание по обстрелу c малой высоты форта Мальмезон. В конце месяца у Жака появилась возможность осмотреть двухместный Rumpler C. 1454/17 Fl.Абт. (А) 209, которого принудили к посадке 24 числа звено Жюля Ковина из N 31, но лишь несколько дней, поскольку S.T.Aé. (7) вскоре забирает его для изучения.
*(7) S.T.Aé. - государственное авиапредприятие Section Technique de L'Aeronautique в Шале-Медоне.
Жизнь военного на войне иногда может иметь комические аспекты, как это поймет Рок после того, как однажды утром он обнаружил любопытные пятна под подмышками и в паху. Врач ничего не понял и отправил его на обследование в военный госпиталь Шалон-сюр-Марн [Chàlons sur Marne], где ему было назначено лечение на основе раствора соды. Результат не заставил себя ждать: раздражение усилилось, стало очень красным и болезненным... Поэтому Сабаттье отпускает его на 48 часов в Париж, чтобы он мог проконсультироваться с дерматологом - другом своего отца. Тот, посмотрев его, сразу расхохотался: «А ведь у тебя болезнь австралийских кроликов, Epidermophyton Cruris (грибок)!» Вылечили быстро: раствор йода разбавили, наносили после мази с окисью цинка, а на следующий день все было кончено. Ну какие контакты могут быть с австралийскими кроликами? Очевидно, без летного костюма... История заставляет весь Spa 48 смеяться, когда он возвращается, но очень быстро довольно большое число пилотов, желающих получить увольнение в Париж, приходят просить поспать в его костюме. Даже приезжали из других групп, чтобы воспользоваться 48-часовым отпуском с гарантированным лечением по низкой цене: бутылка шампанского, которую нужно налить в бар эскадрильи... Самым примечательным было, что капитан Сабатье, считающий эту историю с Epidermophyton Cruris преувеличенной, в итоге однажды потребовал от Рока его «волшебного» обмундирования! Карусель длится всю зиму до тех пор, пока квартирмейстер подразделения не заберет экипировку под предлогом, что у Жака теперь есть два летных костюма вместо одного, в соответствии с правилами.
Немецкие атаки весны 1918 года
21 января 1918 года капитан Сабатье принял командование GC 18, включив в нее Spa 48, которая на следующий день отправилась на базу Вильнёв-ле-Верт [Vilneuve-les-Vertus]. Рок, 11 декабря повышенный в звании до Аdjudant и только что вернувшийся со стрельбища в Казо [Cazaux], теперь пилотирует Spad 13 (№S1893) 1-й серии с закругленными концами крыльев. Он оценивает аппарат быстрым, и очень маневренным. Именно на нем совместно с Бажаком, оправившемся от ран, он атакует 29 января двухместный Rumpler. Серьезно поврежденный немец уходит на свою сторону, и приходится ждать 19 февраля, чтобы одержать бесспорную победу (которая, в то же время, является 1-й в этом году для Spa 48). Вместе с Бажаком и Калье, Рок уничтожает в тот день новый Rumpler, который вспыхивает в небе над Ножан-Л’Аббес [Nogent-l’Abbesse]. Исследования в немецких архивах тех пор, указывают на то, что этот самолет, принадлежала эскадре управления огнем, Fl. Abt. (A) 203 (пилот Адольф Шульц [Vfw Adolf Schulz] и наблюдатель лейтенант Эрих Рихтер [Lt Erich Richter]). 5 марта прибывает новый руководитель "48" лейтенант Жан Тоби [Jean Thobie], молодой летчик, недавно выпущенный из училища. Он не собирался оказывать большого давления на Рок, особенно во время сопровождения Бреге 14 [Bréguet 14] во время немецкого наступления. Было заказано два патруля из 3 спадов каждый, и Рок взлетел с первым, ожидая своего лидера. Поскольку погода была тяжелая и очень жаркая, он поднял свой самолет с температурой воды в двигателе только 20° вместо 50°, чтобы избежать каких-либо проблем. У патруля Тоби, взлетевшего с температурой воды 50° закипели двигатели и они вынуждены были вернуться. Жак решает отправиться на сопровождение с двумя своими единственными напарниками; все проходит отлично, и он возвращается в эскадрилью довольный. Каково же было его удивление, когда он узнал, что его арестовали, за «непослушание»! В конце дня Сабатье зашел в палатку наказанного и пригласил его с несколькими товарищами "выпить бутылочку". Року, который объяснил, что находится под арестом, он просто ответил: «Я знаю, мне все равно... и я приказываю вам пойти с нами». Хороший эпизод, проясняющий его мнение командира о этой истории миссии сопровождения... Тоби, не особо проявил себя в воздушных сражения и 5 июля 1918 будет переведен и заменен, к всеобщее удовольствию, на лейтенанта Сардье [Lt Sardier].
Рок также выполнял несколько разведывательных миссий на двухместным Spad 11. Его пассажиром здесь является Жан Данглад [Mdl Jean Danglade] (весна 1918 года).
Spa48 не перестает менять дислокацию на протяжении наступления и контрнаступления союзников и немцев. Именно из Нантёй-Ле-Одуен [Nanteul-le-Haudion] (в 40 км к западу от Шато-Тьерри [Chàteau-Thierry]) 11 июня Рок одерживает вероятную победу с S/Lt Guingand, над Нёвилль-Сюр-Рессон [Neuville-sur-Ressons]. На следующий день он, совместно с Adj Quiles, сбил (его 4 победа) близ Рессон-Сюр-Ма [Ressons-sur-Matz], истребитель Fokker D. VII. 17 июня 1918 года Жак Рок, наконец, одержал 5-ю официальную победу вместе с Калье и Монтрионом [Adj Caillaux et Montrion] над двухместным Хальберштадтом CI.11 [Halberstadt CI.11] приближавшимся к Шодёну [Chaudun]. Все эти командные успехи, хорошо показывают дух товарищества, царящий в эскадрилье...
Наземные атаки
В результате контратаки французов на Марне в августе 1918 года GC 18 вынуждена была все больше и больше участвовать в поддержке сухопутных войск. А Року суждено было стать одним из первых французских летчиков-истребителей, взаимодействовавших с кавалерией. 8 августа он участвовал с су-лейтенантом Бажаком и адж. Биноше [Adj Binoche] в обстреле немецких танков, которые угрожали Ле Кенелю [Quesnel]. Два дня спустя он находится в центре события, которое позже будет описано как замечательный пример взаимодействия авиации и быстроходных сухопутных подразделений при наступлении. Французские кавалеристы, ведущие разведку у Руоймона [Royaumont], попав под обстрел пулемета, внезапно увидели, что на высоте внезапно появляется Спад (управляемый Роком), направляется к немецкой позиции, взмывает вверх и пикирует на вражеские пулеметы, поливая своими виккерсами. Драгуны легко захватывают пулеметное гнездо. Через несколько минут, благодаря вмешательству молодого швейцарца, уже вторая позиция была завоевана таким же образом. Последний получил возможность сообщить о местонахождении немецких батарей для французской артиллерии, которая немедленно открыла огонь.
Британский истребитель Sopwich Dolphin l посетивший эскадрилью летом 1918 года. Этот самолет, оснащенный французским двигателем Hispano-Suiza 220 л.с. (таким же, как у Spad 13), имеет номер D5235; это принадлежит N° 23 Sqn RAF.
Бои продолжались все так же ожесточенно, вплоть до перемирия 11 ноября 1918г. Эскадра отправляется на следующий день на поле Мальзевиль-Ле-Нанси [Malzéville-lec-Nancy], где она проводит зиму. Рок и Бажак несколько раз использовали там немецкие самолеты, переправляя послания в Саргемин [Sarreguemines]. Это была для Жака отличная возможность испытать в полете знаменитый Fokker D.VII ("великолепный аппарат"), а Бажак сломал плечо при посадке своего Пфальца... Оба друга будут держать Fokker D.VII 6666/18 для «осмотра достопримечательностей», прежде чем отправиться в оккупацию в Рейнланд [Rhénanie].
Адж. Рок перед Фоккером D. VII 4479/18, которого он только что передал в Мальвевиль [Malwéville], в декабре 1918 года. Он будет использовать в качестве «прогулочных самолетов», с Бажаком в 1919 D. VII 6666/18 и 20009/18.
Демобилизованный 18 сентября 1919 года, Жак, став гражданином Франции, завершил обучение в аптеке и, наконец, сменил своего отца во главе учреждений и лабораторий Рока. Страсть к авиации не покидала его, и он участвовал в бесчисленных авиасалонах 1921 года, которые было бы утомительно цитировать. Отметим лишь, что он летает на воздушных шарах и планерах, а также на легких самолетах (от Pishoff, Spad, Potez VIII, Pander, Moth, Morane, Miles, Whitney, Straight...). Личный друг авиаконструктора Роберта Морана [Robert Morane], он также испытал много прототипов этой фирмы, включая знаменитый акробатический MS 230. Он также принимал участие с 1926 года в многочисленных миссиях в Африке, стране, где он работал.
Три ипостаси Жака после Первой мировой войны. Слева: По-прежнему увлеченный авиацией, он принимает участие в многочисленных авиационных соревнованиях. Мы видим это здесь во время кубка Touring Airplane Cup в начале 1920-х годов. Виден запасной винт, закрепленный сбоку на фюзеляже его самолета, и небольшой тренировочный двухместный самолет Ньюпор на заднем плане. По центру: Известный промышленник, он продолжил работу своего отца и стал генеральным директором фармацевтического предприятия Roques (фото: Музей авиации). Справа: Он снова в строю 39/40! В качестве резервиста Жак Рок призывается обратно в службу по мобилизации и становится помощником командира GCI/1, чья 2-я эскадра - не что иное, как его бывший Spa 48.
Все это не приводит к потере связи с армией, и он выполняет полеты в эскадрильях, с 1921 по 1939 год. Он все еще летает в составе «Петухов», из которых 29 августа 1939 года был мобилизован. В ходе кампании 1939/1940 годов он выполнил несколько боевых вылетов на Bloch 152 GC I/1, но обнаружилось, что самолет слишком медленный, чтобы серьезно противостоять Bf 109... Демобилизовавшись 31 июля 1940 года, он основал химическую фирму, и оказывал помощь силам сопротивления.
Перед вылетом на задание «Le Félin» в окружении своих людей в сентябре 1939 года. Слева направо: Курцель [Kurtzel], Старке [Starké], Рок [Roques], неизвестный. Ас в 1918 году летал со скоростью 200 км/ч... теперь он летает со скоростью 500 км/час, что не является простой задачей для резевиста, который не выполнял боевых вылетов 21 год!
Bloch 152, в январе 1940 года, в Шантийи [Chantilly].
Частные вылеты еще совершались до 1951 года, когда он достиг предельного возраста. Рок выполнил 2342 часа налета, из них 564 боевых. Он освоил около пятидесяти различных типов самолетов. «Капитан» - для близких - умер в мае 1988 года, в возрасте 91 года. Он был одним из последних выживших самых ярких пилотов, даже если его результаты (5 уверенных побед и 3 вероятных) не были одними из самых высоких.
Победы аджюдана Жака Рока (Spa 48) N° Дата____Тип_________Место____________________Примечание 1 26.4.17 Albatros C___prèc de Loivre_____________Совместно с Sgt Bajac 2 27.7.17 Biplace C____foret de Houthulst__________Совместно с Adj Bajac и Lt Ortoli (N 31) - 29.1.18 Rumpler C___lignes allemandes__________Совместно S/Lt Bajac) Не подтвержена. 3 19.2.18 Rumpler C___près de Nogent l’Abbecce____Совместно S/Lt Bajac и Adj Caillaux. - 17.5.18 Avion_______lignes allemandes__________Совместно с S/Lt Bajac. Не подтвержедена. - 11.6.18 Biplace C____près de Neuville-sur-Ressons_Совместно с S/Lt De Guingand. Не подтверждена. 4 12.6.18 Fokker D.VII_près de Ressons-sur-Matz____Совместно с Adj Quilès 5 17.6.18 Halb. CI.II___près de Chaundun__________Совместно с Adj Montrion и Adj Caillaux
Четыре фото первого Spad 13 (S1893), сделанные в апреле-мае 1918 года, который летчик использовал, с начала года. Обратите внимание, что все, кроме третьей, показывают, что боковой капот двигателя был закрыт, чтобы сохранить тепло на высоте или во время длительных пикирований.
Сооружение барака Адриана в расположении «48». По обоим сторонам длинного коридора располагаются казарма офицеров и столовая унтер-офицеров (бар эскадрильи). Комнаты размещаются в центре. Пилотов также можно было бы разместить в палатках D.W. (Dickson Walgrave) или, реже, в частных домах.
Отдых перед вылетом на аэродроме Мондидье [Mortdidier], август 1918 года. SPAD 7 и 13 «Петухов» теперь имеют индивидуальные номера, повторяющиеся белой краской на верхнем левом крыле. Слева направо: Lt Gigolot (Cdt Spa 153), Bellaigne (Spa 153), Lt Cael, Adj Binoche, Mdl Halberger (Spa 153), S/Lt De Guingand, Morel, Cal Mercier, S/Lt Bajac и Adj Danglade
Три фото Spad 13 S727, который был получен 1 июня 1918 года. Построен основной компанией и оснащен оригинальной Hispano-Suiza. Рок высоко оценил его. Каплевидные обтекатели головок цилиндров, как и обечайка капота, окрашены в голубой цвет.
Конец. Автор: Кристоф Кони Перевод: Михаил Томашевич