Воскресенье, 24.11.2024, 06:32

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

Воспоминания о будущем (космос)
dimon_13Дата: Суббота, 26.03.2011, 15:47 | Сообщение # 601
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Понедельник, 28.03.2011, 18:07 | Сообщение # 602
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Американская научная фантастика (журнал)

 
dimon_13Дата: Понедельник, 28.03.2011, 18:10 | Сообщение # 603
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Вторник, 29.03.2011, 15:34 | Сообщение # 604
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Девятая планета Тайи (диафильм)

 
bhaadДата: Вторник, 29.03.2011, 15:51 | Сообщение # 605
Группа: Мастера
Сообщений: 2551
Репутация: 2562
Награды: 10
Статус: Offline
cry как это мило, наивная, добрая фантастика с победившим коммунизмом. прям как в ранних стругацких...

во че я только не насобирал...
во че я только не разработал - https://sites.google.com/view/bhaad
 
dimon_13Дата: Вторник, 29.03.2011, 20:13 | Сообщение # 606
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
bhaad, Говорят, что еще диафильмы такие есть. Хотелось бы посмотреть.
 
АленаДата: Среда, 30.03.2011, 02:55 | Сообщение # 607
Группа: Мастера
Сообщений: 1688
Репутация: 4136
Награды: 7
Статус: Offline
Quote (dimon_13)
В 1941 году вышел журнал с очень известным произведением (1-я часть).

Году эдак в 1977. Это произведение было издано в журнале "Вокруг света". Ну плюс минус два года biggrin
Двуглавого звали Джоо-Джим, карлика Боб. А суть рассказа про то... А это вообще интересно кому-нибудь? biggrin


МиГ-29УБ, Су-6 АМ-42 , Су-27 , Як-23, МДР-6, МиГ-3, Ла-11, Су-25, Як-141, Ту-128,L-29,МФИ МиГ 1.42
 
mendeleevДата: Среда, 30.03.2011, 04:43 | Сообщение # 608
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Quote (nudelman)
А это вообще интересно кому-нибудь?

Интересно, конечно.У меня до сих пор штук 100-150 диафильмов осталось. А помню только несколько. На данную тематику, например, с разбегу могу вспомнить только один - "Самоделкин в космосе" biggrin
Блин, целое действо было - вешали на стену простыню, гасили свет и... начиналась сказка. И пылинки искорками в свете фильмоскопа. А если по нескольку диафильмов подряд - лампа фильмоскопа нагревалась, грелась, соответственно и пленка, распространяя такой "плавленный" запах....
 
АленаДата: Среда, 30.03.2011, 05:07 | Сообщение # 609
Группа: Мастера
Сообщений: 1688
Репутация: 4136
Награды: 7
Статус: Offline
ну ладно. Просто действительно удивило, что это столь древняя повесть. Картинки хорошо помню, а содержание мне рассказали старшие. Там суть такая. Летит корабль, на котором сменилось куча поколеий и все уже воспринимают корабль как свою планету. От повышенной радиоктивности рождается много мутантов, их сжишгают в двигателях. Кое-кто из мутантов сбегает. оРГАНИЗУЮТ СВОЕ СООБЩЕСТВО И В КОНЦЕ-КОНЦОВ НАЧИНАЕТСЯ БУНТ. Воюют ножами. Это и по илюстрациям видно и так помню. А главный герой со своей девушкой водит с ними дружбу и попадает "под раздачу". В результате он с подругой бежит на космической капсуле. Причем это мутанты разобрались, что к чему. И что все они на космическом корабле-автомате. А вот капсула как раз в автоматическом режиме приземляется на ближайшей планете имя которой Земля. Вот так тут и появились первые люди. Можно сказать Адам и Ева.
Но то. что это 1941 год... Поражена.
Кстатит прочитала бы сейчас.
Вообще в журнале Вокруг света раньше весьма интересная фантастика была


МиГ-29УБ, Су-6 АМ-42 , Су-27 , Як-23, МДР-6, МиГ-3, Ла-11, Су-25, Як-141, Ту-128,L-29,МФИ МиГ 1.42
 
mendeleevДата: Среда, 30.03.2011, 05:14 | Сообщение # 610
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
nudelman, Роберт Энсон Хайнлайн. "Пасынки Вселенной". Знатная вещь. По-моему, одна из первых прочитанных мною вещей Хайнлайна. Также запоем читал "Гражданина галактики", "Чужака в чужой земле", "Имею скафандр - готов путешествовать" и т.д. и т.п. Мастер слова!

Из более поздних очень понравился цикл "Враг мой" Б.Лонгиера: "Враг мой", "Грядущий завет", "Последний враг" и дополнение - "Талман"
Сильно.

Сообщение отредактировал mendeleev - Среда, 30.03.2011, 05:16
 
dimon_13Дата: Четверг, 31.03.2011, 13:49 | Сообщение # 611
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

 
dimon_13Дата: Понедельник, 04.04.2011, 04:43 | Сообщение # 612
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Космические перехватчики прошлого


Спутники-перехватчики

Зарубежные специалисты считают, что запуск военного спутника по постоянной орбите невыгоден, потому что его положение в пространстве можно вычислить с большой точностью и принять меры к его уничтожению.
По сообщению журнала «Меканикл иллюстрейтед» (февраль 1958 г.), в военных целях предполагается применять спутники, способные свободно маневрировать в пространстве. Такие спутники должны летать по произвольной орбите и самостоятельно менять ее, а также возвращаться на Землю.
Некоторые зарубежные авторы лучшим средством разведки в космосе считают космический корабль с экипажем из трех человек. Такой корабль может быть использован и для доставки грузов на постоянные космические станции. Запуск корабля возможен из разных мест, причем считают, что противник не может определить заранее время их запуска. Кроме того, указанный космический корабль может быть запущен на различные орбиты: полярные, наклонные, экваториальные и возвращаться на Землю. Вооруженные управляемыми снарядами и другими видами наступательного оружия они могут подниматься на орбиту и уничтожать неугодные космические станции.
Автор другой статьи в том же журнале выдвигает проект запуска космических разведчиков при помощи составных ракет. При этом сам спутник явится последней ступенью высотной ракеты. Выйдя за пределы атмосферы, он включит двигатели и начнет двигаться, как управляемый космический корабль. При этом он сможет изменять орбиту, обнаруживать, неожиданно появляться над объектами и уничтожать их. Космический разведчик с комбинированной системой управления сможет совершать обратный вход в атмосферу, не сгорая.
Такой маневренный летательный аппарат назван спутником-перехватчиком (рис. 47). Для полета вне атмосферы предполагается установка на нем ракетного двигателя и трех реактивных сверхзвуковых двигателей. Аппарат проектируется с тремя крыльями сверхзвукового типа, которые должны использоваться при полете в атмосфере. На концах крыльев будут расположены реактивные двигатели, конусы которых предназначены для использования в качестве посадочных шасси. Они должны иметь внутренние амортизаторы и на концах раскрывающиеся лепестком башмаки для устойчивости при посадке на три точки.
Главный двигатель — жидкостно-реактивный — проектируется с газовыми рулями, помещенными в утолщенной части корпуса. Они будут использованы для изменения орбиты и в качестве тормоза при обратном входе в атмосферу.
Внешняя оболочка аппарата должна изготовляться из жаропрочной нержавеющей стали, титана и других материалов, позволяющих носовому конусу выдерживать температуру порядка 1220°. Для максимального рассеивания тепла хвостовой конус должен быть длинным и выпуклым. Это достигается рифленой поверхностью и дальнейшим охлаждением жидким кислородом, который циркулирует под оболочкой на пути в двигатель.
Двухэтажное помещение для экипажа, расположенное над баками с топливом и окислителем, будет состоять из поста управления с центральным качающим креслом для пилота и навигационного помещения с двумя противоускорительными кроватями, на которых могут отдыхать члены экипажа. Выше будет расположен приборный отсек. Радиолокатор предусмотрено установить в носовом конусе. Вдавленные поверхности в помещении пилота позволят сохранять во время приземления визуальную связь с Землей при помощи системы зеркал. Приборное оборудование включает в себя миниатюрные электронные счетные машины и электронные устройства, управляющие полетом и маневрированием спутника-перехватчика в космосе.
Помещение спутника оборудовано так, чтобы один человек отдыхал, а двое работали. Продолжительность полета — до трех дней. Для разведывательных наблюдений предназначены специальные фотокамеры с объективами. Они будут помещаться на концах крыльев. В военное время там предполагается расположить три самонаводящиеся ракеты с атомным или обычным боевым зарядом. Ракеты будут использованы для уничтожения других спутников, как это показано на рис. 48.
В США разрабатываются различные проекты пилотируемых и беспилотных искусственных спутников Земли, предназначенных для перехвата спутников противника.

На рис. 49 показан проект пилотируемого космического спутника-перехватчика для кратковременного (менее 24 часов) полета вокруг Земли по непостоянной орбите с последующим возвращением на Землю. Размеры спутника проектируются следующие: длина 25 м, размах крыльев 13 м, площадь их 90 м2. Предполагается, что создание такого образца будет завершено к 1965 г. Этот спутник сможет брать на борт одного пилота и груз весом 500 кг.
Корабль будет иметь стреловидную конструкцию со складывающимися крыльями. При запуске их задние части будут закрепляться под передними. После выхода на орбиту крылья распрямятся. Предполагается, что спутник с помощью системы запуска сможет быть выведен на орбиту с ошибкой по углу места, не превосходящей 2°, и с отклонением от цели, не превышающим 30 км по орбите. Точный выход на цель может быть обеспечен путем автоматической системы управления или с помощью пилота.
Для наведения предполагается использовать инерциальную систему, включающую стабилизированную платформу и счетно-решающий прибор. С помощью этой системы положение спутника в пространстве будет вычисляться и индицироваться на движущейся карте Земли или небесного свода. Кроме того, пилот сможет визуально определять свое положение и сопоставлять полученные данные с картой. Поправки будут вводиться в счетно-решающее устройство для уничтожения ошибок, накопленных в элементах системы, а также ошибок самой системы. Для выполнения маневра перехвата планируется использовать оптическую следящую систему, с помощью которой можно получить данные о дальности, азимуте и угле места цели.
В проекте предусматривается также автоматическая программа действий, выполняемая по командам с Земли. Это позволит осуществлять наведение и возвращение на Землю без участия пилота. Управление спутником в космическом пространстве предполагается осуществлять при помощи системы, состоящей из двенадцати реактивных микродвигателей и трех инерционных маховиков, приводимых в движение электродвигателями. Управление в атмосфере намечается осуществлять с помощью обычных аэродинамических поверхностей. Для обратного вхождения в атмосферу разработана автоматическая система управления, основанная на принципе обратной связи по скорости изменения критической температуры в закрылках.

Имеется также проект спутника-перехватчика (рис. 50) для перехвата неприятельского спутника с выходом заранее на «вспомогательную» орбиту. Это должно обеспечить перехват, «опрос» или подробное обследование космических объектов с помощью телевизионных камер, датчиков инфракрасных лучей и специальных радиолокаторов.
В американской печати сообщалось, что намечается запустить четыре экспериментальных антиспутника и четыре спутника-мишени. Для вывода их на орбиты предполагается использовать двухступенчатые ракеты «Атлас-Аджена B». Запуск антиспутников должен быть произведен с таким расчетом, чтобы они оказались впереди и несколько выше спутников-мишеней. Полеты экспериментальных антиспутников будут продолжаться от 2 до 48 часов. После того как чувствительные элементы антиспутника засекут мишень, включается реверсивный двигатель, уменьшающий скорость. Сближение с мишенью будет осуществляться при помощи реактивных газовых сопел. Для «опознавания» антиспутник должен сблизиться со спутником противника на 15— 30 м.
Для вывода из строя спутника противника предполагаются различные способы: 1) обстрел с целью повреждения электронной оптической и другой чувствительной аппаратуры; 2) облучение потоками протонов или электронов; 3) создание облака песка или мелкой гальки на пути спутника, с тем чтобы повредить объективы его оптической аппаратуры и солнечные батареи; 4) распыление краски для вывода из строя объективов оптической аппаратуры и т. п.



Сообщение отредактировал dimon_13 - Понедельник, 04.04.2011, 04:44
 
dimon_13Дата: Понедельник, 04.04.2011, 05:55 | Сообщение # 613
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Советский орбитальный истребитель
Олег Макаров
Сентябрь 2008

Еще до гагаринского полета, в самом начале эры освоения космоса, наши конструкторы создавали проекты удивительных летательных аппаратов, очертаниями своими напоминающих звездолеты из фантастических фильмов и романов

Ракетоплан системы «кожух»
Ракетоплан-истребитель выполнен по комбинированной технологии. Термозащитный кожух в форме «капсулы» заключает в себе крылатый спускаемый аппарат. Высота боевого применения – 300–1900 км. Стартовый вес – 1200 кг. Выводится на орбиту ракетой УР-500. На борту 8 снарядов «космос–космос». Перед спуском с орбиты отделяется боевая часть, после прохождения основных тепловых потоков отстреливается теплозащитный кожух, и аппарат с космонавтом на борту совершает посадку по самолетному типу.

Космоплан АК-3
На эскизе представлена схема возвращения космоплана АК-3. Перед спуском на землю аппарат отстреливает блок с маршевым двигателем. Если учесть, что согласно одному из проектов в космоплане предполагалось использование ядерного двигателя (ядерный реактор нагревает водород, который выполняет роль рабочего тела и, расширяясь, создает реактивную тягу), то очевидно, что перед конструкторами встала проблема, как предотвратить падение реактора на Землю. Считалось, что проблему можно решить, уведя блок маршевых двигателей в открытый космос за счет его собственной тяги. После отделения двигателя корабль раскрывает зонт торможения, выполненный из тонких пластин тугоплавких металлов. Зонт призван отводить тепло из уплотненного воздуха, обтекающего корабль. Затем отстреливается термокожух, и крылатый спускаемый аппарат уходит на самолетную посадку.

На схеме наглядно представлен весь процесс схода космоплана с околоземной орбиты, начиная с отделения маршевого двигателя и заканчивая посадкой крылатого аппарата

Пилотируемый орбитальный истребитель спутников состоит из возвращаемого на землю планирующего аппарата системы «конус» и сбрасываемого боевого отсека. Корпус планирующей части состоит из трех герметичных отсеков: носового, кабины, рулевого. Стартовый вес – 14 т. Выводится на орбиту ракетой УР-500. Высота боевого применения – до 3000 км. В приборном отсеке расположена аппаратура управления и источники питания.

В кабине – двухканальная оптическая система для селекции цели и ориентации, пульт управления, система питания летчика-космонавта, радиотелефонная линия «Заря», телевизионная камера. Кабина имеет два боковых иллюминатора для визуального обзора космического пространства и люк для посадки летчика-космонавта. В боевом отсеке находятся 12 снарядов «космос–космос», двигательная установка с системами жесткой и мягкой стабилизации, антенна и аппаратура РЛС. Вид посадки – парашютный.

Поскольку снаряды «космос–космос» располагались в кормовой части, пилот осуществлял наведение на цель с помощью специальной оптической системы, позволявшей смотреть «за спину»

Ракетопланы крылатой схемы
В ОКБ-52 было разработано множество вариантов крылатых аппаратов, однако из-за сложностей с созданием теплозащиты это направление было наименее проработанным. На эскизах представлен ракетоплан с отделяемой боевой частью, а также схемы суборбитальных крылатых аппаратов для полетов дальностью 8000 км и 40 000 км. Согласно эскизу, такие суборбитальные ракетопланы выводятся на траекторию полета с помощью первой ступени, которая стартует с аэродрома по самолетному типу, а затем самостоятельно возвращается к месту базирования.

Суборбитальные ракетопланы
Проектировались в частности для сверхбыстрой перевозки персонала и грузов практически в любую точку планеты. Другое их назначение – разведчики и бомбардировщики

Траектории маневра суборбитальных ракетопланов

Советским ракетопланам и космопланам предстояло не только осваивать глубины космоса и летать к другим планетам, но и сражаться с вероятным противником в орбитальном и суборбитальном пространстве. Эти проекты во многом опередили свое время и так и не были реализованы, но документы из рассекреченных архивов сегодня позволяют нам по достоинству оценить смелость и оригинальность отечественной конструкторской мысли.

Не падать, а лететь

На рубеже 1950–1960-х годов, когда космонавтика делала свои первые шаги, в деле освоения околоземного пространства было больше вопросов, чем ответов. Одна из серьезнейших проблем, которую предстояло решить конструкторам, заключалась в безопасном возвращении космонавтов с орбиты. Спуск по баллистической траектории давал перегрузку около 10 g, что создавало колоссальные нагрузки на организм человека. Как теперь известно, заключительную часть полета Юрий Гагарин выполнил вне спускаемого аппарата. Первому космонавту было предписано на определенной высоте покинуть шар «Востока»и приземлиться на парашюте – из опасения, что он может не вынести перегрузок баллистического спуска.

Как показала впоследствии практика, тренированный организм способен выдержать эти перегрузки. Но не будем забывать, что космонавтика в разгаре «холодной войны» развивалась прежде всего с прицелом на боевое применение. Вероятный сценарий глобального конфликта мог потребовать одновременно большого количества пилотов военных космических аппаратов, и на тщательный отбор и подготовку космонавтов просто не хватило бы времени. Необходимо было разработать более щадящий способ схода с орбиты и приземления.

Один из таких способов – создание спускаемого аппарата с планирующей способностью, или с аэродинамическим качеством. Идея планирующего космического корабля, или ракетоплана, получила достаточно широкое распространение и лежала в основе проектов, разрабатывавшихся как в СССР, так и в США (например, проект Dyna Soar). Преимущество аппарата с аэродинамическим качеством заключается не только в снижении перегрузок, но и в возможности маневрирования при спуске, что обеспечивает более точное приземление. Развитие этой темы также открывало возможность создания маневрирующих боеголовок и орбитальных/суборбитальных бомбардировщиков, на гиперзвуковых скоростях и больших высотах преодолевающих ПВО противника.

Космическая бомбардировка

Большая работа по темам «Ракетопланы» и «Космопланы» была проведена в начале 1960-х в Объединенном конструкторском бюро 52 (ныне ФГУП «НПО машиностроения»), основанном и возглавляемом в то время выдающимся советским конструктором В.Н. Челомеем. В описании эскизного проекта, хранящемся в архиве ОКБ-52, дается следующее определение: «Под ракетопланом понимается космический летательный аппарат многоразового применения, способный совершать полеты в космическом пространстве, могущий достигать орбитальных I и II космических скоростей полета, использующий для управления траекторией полета как газодинамические, так и аэродинамические силы и способный совершить значительные маневры в космосе и атмосфере и производить посадку в заданной точке земной поверхности».

Проектируемые ракетопланы подразделялись на две функциональные группы: военные и научно-исследовательские. Группа военных ракетопланов подразделялась на аппараты высокоорбитальные и низкоорбитальные.

Высокоорбитальные ракетопланы должны были действовать на орбитах с высотами 150–5000 км и использоваться для перехвата, опознавания и уничтожения космических целей (спутников и военных станций), поражения стратегически важных наземных и морских целей, ведения оперативной и стратегической разведки из космоса и организации системы раннего оповещения ПРО страны о старте баллистических ракет противника.

Низкоорбитальные ракетопланы предполагалось задействовать на высотах 50–80 км, где при гиперзвуковых скоростях полета еще возможно эффективное использование аэродинамических сил для управления траекторией полета. По замыслу конструкторов высокая скорость и возможность широко маневрировать орбитами давали низкоорбитальному ракетоплану преимущество малой уязвимости со стороны ПРО противника. Подобные аппараты предназначались для использования в качестве бомбардировщиков и разведчиков, а также как специальное транспортное средство.

Военные ракетопланы проектировались как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. Научно-исследовательские ракетопланы (космопланы) рассматривались как часть пилотируемых комплексов для облета Луны и Марса или орбитальных астрофизических исследований. В виде собственно космоплана был выполнен лишь спускаемый аппарат.

Капсулы, конусы, крылья

Конструктивно ракетопланы подразделялись на три основные группы в соответствии с их аэродинамическим качеством.

Аппарат с низким аэродинамическим качеством (0,15–0,30), так называемая капсула, имел форму конуса с сильно затупленным носом. Снижая перегрузки, «капсула» не могла маневрировать в атмосфере, что исключало выбор места посадки и не гарантировало безопасного приземления. Поэтому развитием ракетопланов этого типа стала комбинированная схема (Р-2). Форму с низким качеством образовывал термозащитный кожух, в который помещался крылатый аппарат со сложенными крыльями. После прохождения основных тепловых потоков кожух отстреливался, а крылатый аппарат с летчиком-космонавтом на борту осуществлял маневр и посадку по самолетному типу.

Ракетоплан со средним эродинамическим качеством (0,8–1,5) был спроектирован в форме слабо затупленного конуса с хвостовыми стреловидными рулями. Рули служат органами балансировки и управления и увеличивают устойчивость аппарата. Посадка на ракетоплане системы «Конус», главное предназначение которого – истребитель спутников, проектировалась в нескольких вариантах: парашютная посадка отделяемой кабины и катапультирование пилота.

При проектировании ракетоплана с высоким аэродинамическим качеством (1,8–2,5) конструкторы исходили из того, что данное значение при гиперзвуковых скоростях можно получить только на аппарате крылатой схемы. Главной проблемой при его проектировании была теплозащита, так как тонкие профили крыльев и заостренный нос могли прогореть в плотных слоях атмосферы. По крылатой модели также были сделаны эскизы суборбитальных систем. Ракетопланы с высоким качеством задумывались как космические бомбардировщики, истребители спутников, разведчики и возвращаемые космические станции. Посадку крылатый ракетоплан должен был осуществлять по самолетному типу.

На высшем уровне

Один из ведущих сотрудников ОКБ-52 В.А. Поляченко вспоминает в своей книге, что впервые термин «ракетоплан» появился в перечне проектов в июле 1959 года. Речь шла об аппарате на ЖРД, выводимом на орбиту четырехступенчатой системой. Позже в том же году в качестве полезной нагрузки для разрабатываемых баллистических ракет стартовыми массами от 150 до 1500 т рассматривались крылатый ракетоплан, крылатая боеголовка с самонаведением на конечном этапе полета и космоплан для полета к планетам.

10 мая 1960 года представители ОКБ-52 во главе с В.Н. Челомеем были вызваны в Кремль для доклада. На докладе присутствовали Н.С. Хрущев, а также курировавший в то время оборонную промышленность Л.И. Брежнев, министр обороны СССР Р.Я. Малиновский, председатель военно-промышленной комиссии Д.Ф. Устинов. Челомей изложил предложения ОКБ-52 по созданию межпланетных и околоземных космических аппаратов и разгонных ракет для них. Предложения включали в себя разработку космоплана для полета к Марсу и Венере, который при возвращении мог бы совершить посадку в заданной точке Земли, а также создание пилотируемых и беспилотных ракетопланов для околоземных полетов. Через 11 дней доклад был представлен на заседании Научно-технического совета Госкомитета Совмина СССР по авиационной технике, где присутствовали ведущие советские авиаконструкторы – Туполев, Мясищев, Микоян, Люлька и другие. А уже 23 июня вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР с поручением ОКБ-52 разрабатывать космические аппараты на основе изложенных предложений.

Судьба мечты

Вместе с тем необходимость спуска с орбиты на крыле стала предметом серьезных дискуссий в инженерно-конструкторской среде. В то время как В.Н. Челомей считал, что за крылатыми спускаемыми аппаратами будущее, представители других КБ и институтов проявляли в данном вопросе большую осторожность. В.А. Поляченко вспоминает о дискуссии, состоявшейся между Челомеем и Королевым на совещании у Устинова. Королев признавал, что спускаемый аппарат, построенный по крылатой схеме, может быть незаменимым, например, при посадке на Марс. Но если речь идет об околоземных полетах, то «дорого таскать крылья в космос».

Но 20 лет спустя, с первым полетом шаттла «Колумбия», было доказано, что спуск с орбиты с использованием аэродинамических сил имеет право на существование. Вернулись к идее крылатого спуска и в СССР, создав в итоге систему «Энергия–Буран». Но в начале 1960-х разработки ОКБ-52 значительно опережали свое время и не могли быть осуществлены на основе тогдашних технологий. 21 марта 1963 года ОКБ-52 произвело испытание изделия М-12, представлявшего собой конус с хвостовыми рулями. В ходе испытаний аппарат разрушился. Одна из вероятных причин неудачи – полное сгорание рулей в плотных слоях атмосферы.

К середине 1960-х тема космопланов и ракетопланов была фактически закрыта. Однако нет оснований считать ее «тупиковой ветвью». Проведенные расчеты в области аэро- и термодинамики стали для ОКБ-52 закономерным этапом на пути к созданию аппаратов, которые реально работали на орбите, например орбитальной пилотируемой станции военного назначения «Алмаз», прародителя советских орбитальных станций. Работы над ракетой-носителем для ракетопланов привели к созданию мощного УР-500, более известного как «Протон» и до сих пор верно служащего российской и мировой космонавтике. К теме крылатого спуска ОКБ-52 вернулось в 1970-х, приступив к проектированию ЛКС (легкого космического самолета), фактически двухместного «шаттла». Но советское руководство сделало выбор в пользу тяжелого и вместительного «Бурана».

Благодарим за помощь представителей ФГУП «НПО Машиностроения» А.В. Благова, гл. специалиста проектного комплекса



Сообщение отредактировал dimon_13 - Понедельник, 04.04.2011, 05:58
 
dimon_13Дата: Понедельник, 04.04.2011, 06:36 | Сообщение # 614
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Некоторые советские разработки

 
dimon_13Дата: Понедельник, 04.04.2011, 06:42 | Сообщение # 615
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Космический крейсер U.S. Navy

Многие знают, что в числе технических требований к небезызвестному проекту космического самолета "Спираль" было и требование поражения ядерными управляемыми боеприпасами американских авианосцев - но мало кто знает, что американский флот не собирался оставаться расстрельной мишенью для ВКС СССР...

В 1973 году, ВМС США начали разработки по программе "космического крейсера" - пилотируемого орбитального перехватчика предназначенного для "научных и военных исследований". Флот был особо заинтересован в системе, позволявшей избавиться от советских спутников наблюдения, осущетвлявших слежение за кораблями флота. "Космический крейсер" должен был запускаться на ракете класса "Посейдон" с борта атомной подводной лодки. Его полетный профиль был весьма узким - перехват предполагалось осуществлять в течении одного, максимум - двух витков. Аппарат, выведенный на нужную орбиту, должен был бы выполнить серию маневров, позволявших сблизиться со спутником, и атаковать его управляемыми реактивными снарядами.

Длина корабля была 8,08 метров, масса - 4900 кг, максимальный вес, который могла отправить в орбитальный полет ракета "Посейдон". 17 небольших реактивных двигателей на корме осуществляли управление аппаратом. Их размеры были выбраны исходя из соображений уменьшения длины аппарата, предназначавшегося для базирования на подводных лодках.

В случае военных действий, сопровождающая АУГ субмарина (обычно устаревшая) должна была осуществить запуски от 4 до 8 перехватчиков на разные орбиты. Перехватчики должны были сблизиться со спутниками, и быстро уничтожить их управляемыми ракетами. Не исключалось и ведение орбитального боя против космических аппаратов. После атаки, космические крейсера входили в атмосферу, и приземлялись, используя дельтавидный глайдер.

Проект был закрыт в 1975 году.

 
Поиск: