Суббота, 23.11.2024, 17:50

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

Воспоминания о будущем (космос)
dimon_13Дата: Вторник, 25.05.2010, 18:26 | Сообщение # 61
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
mendeleev, спасибо за поддержку! Еще несколько материалов по американскому направлению и перейду к советскому. Стараюсь следовать в хронологическом приоритете. Вернер фон Браун оказался гением всего человечества в реализации космических полетов. А в своей семье прусских и гитлеровских вояк считалься паршивой овцой...
 
dimon_13Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 03:35 | Сообщение # 62
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
dimon_13Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 03:59 | Сообщение # 63
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Освоение околоземного пространства

 
dimon_13Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 04:11 | Сообщение # 64
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Космические станции

 
dimon_13Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 04:23 | Сообщение # 65
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Покорение Луны

 
dimon_13Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 04:31 | Сообщение # 66
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Вперед - на Марс

 
dimon_13Дата: Воскресенье, 06.06.2010, 05:26 | Сообщение # 67
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Были вот такие модели из бумаги. Одна из них есть здесь на сайте.

 
mendeleevДата: Воскресенье, 06.06.2010, 16:59 | Сообщение # 68
Группа: Мастера
Сообщений: 491
Репутация: 638
Награды: 0
Статус: Offline
Интересно прослеживать фантазии (или уровень фантазии?) художников, представляющих себе будущее в разное время. Начало двадцатого века - летающие паровозы и кареты, 50-60-е - вариации на тему ФАУ-2, с восьмидесятых, по-моему, пошло только что-то "беспредметное", да и то... Показателем для меня в этом отношении является фильм Ф.Ланга "Метрополис". Женщина-робот и сейчас, по-моему, сделала бы честь любому современному фантастическому фильму.
О советских художниках и говорить не хочется. Вечно в дефиците всего. Ярких красок в природе не существовало. Даже детская гуашь (которая должна быть ярких, веселых, кричащих цветов!) - вечный наборчик из шести баночек комковатой глины землистых цветов. Какое там следить за мировыми тенденциями - следите по журналу "Огонек", называется sad Изводили талант на "Слава КПСС" и "Догнием и пере... в смысле "Догоним и перегоним!".
Может, потому и жили так... Без фантазии...
 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:33 | Сообщение # 69
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Юрий Кирпичев

ШКОЛА ВЕРНЕРА ФОН БРАУНА

На кладбище Александрии, что близ Вашингтона, под старым деревом видна скромная металлическая пластина (ее трудно назвать надгробной плитой) с надписью: Вернер фон Браун, 1912-1977. И крохотная ракета. В ней без труда угадывается «Сатурн-V». А милях в пяти, в аэрокосмическом музее столицы стоят еще две ракеты. Присмотритесь – старомодные газоструйные графитовые рули «Юпитера-С» повторяют рули родоначальницы всех настоящих ракет, знаменитой V-2. У нас ее больше знают как грозную Фау-2…

Юрий КирпичевЧто ж, доля здорового консерватизма была присуща человеку, открывшему дверь в космос! Его ракеты красивы и элегантны – как парадная эсэсовская форма, которую одно время носил их создатель, но «Юпитер» пришлось установить в специальном колодце, иначе своей нагрузкой – первым американским спутником «Эксплорер» – он пробил бы крышу зала. А уж венец творения фон Брауна, «Сатурн-V», был столь велик, что здесь не поместилась бы даже его первая ступень…

Скоро юбилей – 21 июля 1969 г. Нейл Армстронг ступил на Луну. Сорок лет прошло, а большинство людей так и не поняло значения «маленького шага одного человека», ставшего прорывом человечества в новый век. Наша Земля стала тесной, как Европа в XV веке. Пришла пора открывать новый Новый Мир! Нет, Вернер фон Браун не Колумб, он просто построил первую каравеллу.

К юбилею готовятся по-разному. Так, 2 февраля в «Шпигеле» появилась статья, в которой пишется, что многие немецкие школы носят имена нацистов. А 26 марта и нью-йоркский «Русский Базар» дал (видимо к 23 марта, дню рождения фон Брауна) похожий текст. Заветы Фучика выполняются, люди бдительны, борьба с нацизмом продолжается, тем более что сейчас это безопасно – спасибо Германии, проведшей денацификацию. Жаль, в последней статье, явно списанной с первой, много фактических ошибок.

Они говорят о степени владения автора темой и о конъюнктурности. Снова пишут, что нацист фон Браун использовал труд заключенных, был эсэсовцем. Но ведь и Королев был коммунистом и снаряжал свои боевые ракеты отнюдь не цветами. А кто строил наши атомные «объекты»? Уж никак не комсомольцы, как мрачно шутили, а заключенные лагерей. В одном из таких чуть не погиб и сам Королев. Есть даже определенная преемственность – бараки концлагеря в Бляйхероде, где производились двигатели Фау, победители вывезли в Капустин Яр, на первый советский ракетодром!

Вернер фон БраунСпорить, кто пролил больше крови и причинил больше горя – НСДАП или КПСС, СС или НКВД можно долго и аргументов в «пользу» каждой стороны наберется предостаточно. Но – vae victis – горе побежденным, их и сейчас преследуют, тогда как ветераны НКВД, выселявшие целые сословия и народы и пролившие реки крови, получают повышенные пенсии. И если уж мы возмущаемся названиями немецких школ, то почему же в Украине, России и Белоруссии и сейчас улицы и площади носят имена красных бонз и фюреров? А ведь в те самые годы, когда фон Браун увлекся ракетами, а Гитлер шел к власти, до четверти односельчан моего деда умерли во время голодомора, который устроили отнюдь не фашисты. Для Америки, скажем, идеологическая дифференциация красных и коричневых галифе всегда была сложной задачей. Не зря умный Рейган назвал нашу бывшую родину «империей зла», и недаром умные беженцы из нее заселили половину Бруклина! Увы, если землю родины не унести на подошвах, то грязи – сколько угодно…

А ведь в честь фон Брауна надо не только школы называть, как в баварском городе Фридберге. В отличие от многих, запоздало носящихся со своим антифашизмом только по той причине, что больше им особо гордиться нечем, а писать не о чем, барон внес весомый вклад в поражение гитлеровской Германии, приблизил победу союзников и тем самым сохранил сотни тысяч, если не миллионы жизней! Это многое искупает и перевешивает, если в таких вещах существует мера.

Призвание для гения важнее политических систем, в которых доводится жить. Времена не выбирают. Режимы использовали его, он использовал режимы – и много таких как он оказалось именно среди ракетчиков! Самый, пожалуй, талантливый из наших конструкторов, В.П. Глушко, вел не слишком правильную советскую жизнь. Оба выделялись из окружения аристократизмом и независимостью. А в утверждении, что фон Браун сохранил и сберег куда больше жизней, чем загубил, нет парадокса. Это трезвая оценка специалиста. Это понимал уже сам Шпеер, курировавший промышленность Рейха.

Начиная в 1938 г. работу над А-4 (это рабочее название Фау-2), 26-летний конструктор Вернер фон Браун заранее знал, что военного значения она иметь не будет, разве что с обратным знаком. Но руководство, начиная с поклонника Большой Берты артиллериста Дорнбергера и заканчивая Гитлером, убедил в обратном, увлек их – и сосредоточил в своих руках огромные ресурсы! На самом деле он мечтал о космосе, о Луне, о полете на Марс и, будучи прекрасным организатором, использовал представившийся шанс на все 200%! Лишь Королева в пробивной способности можно сравнить с этим рафинированным аристократом, который поставил перед собой большую цель.

За четыре года он создал первую в мире баллистическую ракету с фантастическими по тем временам характеристиками, совершил прорыв в технологиях – и даже в стиле мышления, причем не только инженерного. Пока ракетчики иных стран (порой очень талантливые) возились с кустарными двигателями тягой в десятки, максимум сотни килограмм, он с листа организовал промышленное производство гигантов с тягой в десятки тонн и уже хотел большего! Дорнбергер пишет, что он открыл дверь в будущее.

Нет сомнений, что массовое производство V-2 (их построили около 6 тысяч) отвлекло гигантские ресурсы от производства танков и самолетов, от запуска в серию мощных управляемых зенитных ракет – и даже от немецкого атомного проекта, забирая дефицитный графит на газоструйные рули. Очень дорогой и технологически сложный танк «Тигр» (по этой причине их выпустили всего 1355 штук) стоил 800 тыс. рейхсмарок, а Фау-2 около 120 тыс. Иными словами, фон Браун лишил фронт почти тысячи «Тигров»! Средняя цена истребителя Ме 109Е в 1941 г. составляла 86 тыс. – значит ракета «съела» 8 тыс. «мессеров». А десятки тысяч рабочих, занятых на выпуске ракет и создании инфраструктуры для них – заводов жидкого кислорода, пусковых позиций, тягачей, поездов и т.д. и т.п., тем более что дело было абсолютно новое!

Любителей клеймить прошу сравнить – в апреле-мае 1940 г. сталинские опричники обычными револьверами расстреляли 22 тыс. польских офицеров. Это с одной стороны. А с другой, с 8 сентября 1944 по февраль 1945 г. в сторону Англии было выпущено около 4200 Фау-2. Более двух тысяч из них по тем или иным причинам не долетели, а две тысячи долетевших убили 2700 человек. Иными словами, на одного человека (не офицера и вообще не военного, точности у ракет фон Брауна не было никакой!) требовалось полторы ракеты или 185 тыс. рейхсмарок. На эти деньги можно было дать люфтваффе пару «мессеров» или тысячи револьверов…

Впору сказать спасибо Вернеру фон Брауну за наше относительно счастливое детство, ибо страшно даже подумать, что было бы, если бы зенитные ракеты «Вассерфаль» очистили немецкое небо от «летающих крепостей» и «ланкастеров», «Тигры» и «Фокке-Вульфы» стабилизировали сухопутный фронт, а германские ядерщики успели создать для Гитлера атомную бомбу! Еще в 1942 г. они опережали американцев…

Несмотря на чудовищные усилия и затраты, «оружием возмездия» Фау не стала и стать не могла! В принципе. «Летающая крепость» несла взрывчатки в несколько раз больше, укладывала ее куда точнее, на следующую ночь повторяла процедуру, а в налетах участвовало по тысяче и более машин. В Англии от Фау-2 погибло в тысячу раз меньше, чем немцев от налетов авиации союзников. Время ракет придет с появлением компактной ядерной боеголовки и приличной системы наведения. Иными словами, через пятнадцать лет. Фау-2 была очень плохой боевой ракетой…

Что устраивало ее создателя. Он стремился к иным целям и достиг всех, кроме Марса. И какой бы ни была эта ракета, именно она открыла новые горизонты, а из школы ее творца, из эсесовской шинели фон Брауна вышли все ракетные программы мира, включая израильскую. И даже формально V-2 первой вышла в космос, совершив весной 1944 г. несколько полетов на высоту 188-191 км.

А обвинения… Вот любопытные штрихи. Нацистское командование было недовольно ходом работ по Фау-2, низким темпом выпуска ракет и их ненадёжностью. И когда поступили сведения, что доктор фон Браун занимается не только ими, но и проектирует корабль для полёта на Марс и ведет разговоры о расчете орбит спутников, гестапо арестовало его вместе с К. Риделем и Г. Греттрупом. Последний затем работал в СССР и ему почему-то претензий не предъявляют…

Генерала Дорнбергера, руководителя ракетной программы, срочно вызвали в Берхтесгаден к суровому Кейтелю. Тот сообщил, что арестованные будут казнены, так как обвиняются в саботаже проекта ракеты А-4. Был подслушан их разговор о том, что работа над ракетой ведется ими по принуждению, тогда как заветной целью являются межпланетные путешествия. Лишь заверения в абсолютной необходимости фон Брауна для продолжения работ спасли тому жизнь. Кстати, о судьбе Греттрупа – в СССР его идеи использовали, но самого постепенно устранили от дел и даже отпустили – блестящего специалиста, правую руку фон Брауна! – домой, в Германию. Б. Черток вспоминает, что когда однажды клеймили фон Брауна – то ли на партсобрании, то ли в частном разговоре ведущих советских конструкторов – один из них вдруг задумчиво высказался в том смысле, что если бы ракетного барона захватили наши, то на Луне и сейчас никто не побывал бы. И все притихли, понимая, что так оно и было бы…

Но вернемся в наше время. 6 апреля на Молл к зданию Конгресса вывезли на смотрины «Орион», новый космический корабль Америки! Через пять лет, когда будет готова новая ракета, он полетит на МКС, а к 2020 году человек вернется на Луну. Схема полета все та же – «трасса Кондратюка», а ракеты для «Ориона» и лунного модуля «Альтаир» (их в память о «Сатурнах» назвали «Арес I» и «Арес V») наследуют многие технические решения «ракетного барона», вплоть до заимствования доработанных двигателей «Сатурна V». Программа «Констеллейшн» станет рукотворным памятником великому конструктору! Причем дальней ее целью является Марс, мечта всех великих ракетчиков, от Ф. Цандера, начинавшего каждый рабочий день в ГИРДе словами «Вперед, на Марс!», до фон Брауна и В. П. Глушко! Последний даже завещал развеять свой прах над Красной планетой.

16 июня годовщина преждевременной смерти Вернера фон Брауна. Последний привет от него мы получили осенью 2002 года, когда астрономы обнаружили новый астероид на близкой орбите – в его спектре читались следы двуокиси титана. Такой краской был выкрашен «Сатурн»! Похоже, что третья ступень «Аполло-12» не врезалась в Луну, а ушла в свободное плавание. Если это так, то лет через тридцать она еще вернется. Надеюсь, к тому времени завещание В.П. Глушко уже выполнят…

 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:39 | Сообщение # 70
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline

Гельмут Греттруп

Самая большая тайна советской ракетной техники
Автор: Юрий МИТИКОВ

Прорыв в космос,
в… 1943 году?

— Не бойся, это свои, — успокоил его Мирон. — Это немцы.

А.Курков «Памяти русской культуры»

С середины 50-х до середины 60-х годов я рос в маленьком приволжском военном городке Энгельс-1, где служил мой отец — штурман стратегической авиации. Жили мы в коммунальной квартире на восемь семей в доме, построенном, как и два десятка других, пленными немцами. Учился на первом этаже казармы, также возведенной трудолюбивыми арийцами.

Именно у нас в 1960 году проходил предполетную подготовку первый отряд космонавтов СССР, которых я видел практически каждый день. Правда, тогда слова «космонавт» в обиходе еще не было, и низкорослых летчиков местные за глаза называли Лайками, догадываясь об их непростом предназначении (полк в мирное время потерял половину офицерского состава при освоении нового типа бомбардировщика, что позволяло проводить невеселую аналогию). И возле нашего городка завершился триумфальный полет в космос Юрия Гагарина, который, как известно (а многим и неизвестно), катапультировался из спускаемого аппарата и приземлился на парашюте в скафандре с надутой лодкой (половодье Волги было в разгаре) рядом с территорией дивизиона ПВО, прикрывавшего наш аэродром.

Я был свидетелем исторического момента всенародного ликования — встречи Гагарина на земле (он звонил Н.Хрущеву из нашего штаба), вместе со всеми испытал чувство безумной радости, гордости за свою страну, еще не залечившую раны войны, но уже прорвавшуюся в космос. Говорят, нечто подобное творилось 9 мая 1945 года.

Будучи сознательным октябренком, я в тот же день написал тезке письмо, в котором, как и тысячи других ребят, обещал отлично учиться и стать космонавтом.

В плане теоретической подготовки я начал собирать информацию из центральных газет, родители покупали все популярные и художественные книги о космосе. Но уже через несколько лет у меня стали возникать «детские» вопросы, на которые я не находил ответов.

Почему день запуска первого советского спутника 4 октября 1957 года не стал Международным днем космонавтики? Почему у нас ракеты не называют как самолеты по имени главного конструктора (Як, МИГ, Су, Ту, Ил), ведь и военные самолеты совсекретные? Почему на парадах на Красной площади показывают самые современные межконтинентальные ядерные ракеты, составляющие основу войск стратегического назначения, а «космическую» ракету, с помощью которой запускали первый спутник, Лайку, Гагарина, не показывают (сняли завесу секретности с нее аж в 1967 году!)? Почему не сообщили, что Гагарин на участке возвращения катапультировался?

Не внесли ясности позже ни изучение университетского курса «История ракетной техники», ни общение с ветеранами ракетостроения среднего звена. Картина стала проясняться лишь в конце девяностых. Тогда вышли в свет мемуары выдающихся деятелей ракетно-космической техники прошлого столетия и лиц, непосредственно причастных к ее развитию, — заместителей С.Королева — Б.Чертока и В.Мишина, Б.Раушенбаха, В.Болховитинова, Н.Каманина, Вернера фон Брауна, руководителя ракетного ведомства Германии генерала В.Дорнбергера, министра вооружений рейха А.Шпеера, жены Гельмута Греттрупа и других.

Как любое большое явление, история ракетной техники в Советском Союзе изобилует мифами. И в Украине их количество продолжает множиться. Сегодня наконец выяснилось, что именно добрые слесари с Южмаша учили премудростям своего дела украинскую собачку Лайку, а не Институт военной медицины Минобороны СССР, у здания которого в прошлом году установили памятник знаменитой собаке. Есть и другие, не менее веселые откровения. Одно хорошо — все присказки патриотичные.

И все-таки, с чего и с кого начиналась современная ракетная техника и как появилось на свет любимое детище советской пропаганды?

Окунемся немного в историю. Любое лидерство в технике обязательно зиждется на прочном научном фундаменте. Что или кто мог составить фундамент космонавтики (ракетной техники) СССР? Известные миру научные школы? Нет, их не было. Настоящие ученые в первые годы советской власти либо эмигрировали из России, либо были уничтожены. Наличие современной техники после гражданской войны в период разрухи? Исключено. Правда, один известный теоретик-самоучка в стране был — Константин Циолковский. Однако его реальные биография и научный вклад нам мало известны и крайне загадочны, они созданы в полном соответствии с ленинским клише «Каждая кухарка будет управлять государством». Маленький пример, знаменитая у нас «формула Циолковского», не учитывающая реалий полета ракеты, была помещена в учебнике Кембриджского университета еще за год до рождения Кости.

Мечты мечтами, а специалисты всего мира знают, что основополагающие научно-технические вопросы полета жидкостной ракеты в деталях разработали американцы Роберт Годдарт и Теодор Карман, француз Эсно-Пельтри, немцы Герман Оберт, Вальтер Гоман и Макс Валье. Интересно отметить, что именно работа Валье «Полет в мировое пространство, как техническая возможность» произвела настолько сильное впечатление на студента МАИ Михаила Янгеля, что отрывки из этой книги он читал своей будущей жене на свидании в сквере. Да, немецкие ракетчики получали прекрасное образование у настоящих профессоров.

Благодаря работам зарубежных корифеев ракеты перемещались с книжных страниц на чертежные доски, полигоны (только армия могла дать необходимое мощное финансирование) впоследствии на космодромы, обретали современную плоть.

Первый в мире пуск жидкостной ракеты (компоненты топлива — кислород + бензин) проведен Р.Годдардом 16.03.1926 г. Для сравнения уровня развития ракетной техники в Советском Союзе и Германии до Второй мировой войны рассмотрим несколько цифр. Жидкостная советская ракета ГИРД-Х образца 1933 г. имела стартовую массу 29,5 кг, тяга ее двигателя — 75 кг, высота полета — 80 м. Немецкая ракета
А-2 образца 1934 г. весила более полутонны, тяга ее двигателей — 1т, высота полета — 2 км.

Кстати о ГИРДе. Есть сведения, что С.Королев встречался с автором известного труда «Завоевание межпланетных пространств» (позже признанным теоретиком полетов на Луну) Ю.Кондратюком (Шаргеем), конструктором уникальных ветроустановок, поражавших воображение современников. Встречался и предлагал стать его заместителем вместо умершего Ф.Цандера. После осмотра кустарных лабораторий ГИРДа Ю.Кондратюк деликатно отказал. А после ареста М.Тухачевского, курировавшего ракетчиков, ничего к тому времени не давших на вооружение Красной армии, часть «растратчиков народных средств» расстреляли, часть определили в лагеря. Оклеветаны (своими же) и уничтожены были и творцы легендарной катюши.

Опираясь на исследования западных ученых, фон Браун по рецептам Г.Оберта и под руководством В.Дорнбергера спроектировал в 1937 г. первую настоящую баллистическую управляемую ракету А-4, переименованную позже фюрером в Фау-2 (V-2 трактуют и как издевку над английским символом победы из двух пальцев — «victory»). Вес ее составлял 13 т, тяга двигателей — 25 т, дальность — 300 км!

Сообщение отредактировал dimon_13 - Понедельник, 07.06.2010, 00:44
 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:46 | Сообщение # 71
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
А уже в начале 1944 г. фон Браун со своими единомышленниками Гельмутом Греттрупом и Вальтером Риделем провели расчеты и определили объем доработок Фау-2 для запуска с ее помощью… спутника Земли! Соглядатаи Г.Мюллера были взбешены отвлечением ракетчиков от совершенствования оружия возмездия. Всю троицу посадили под арест. Но потом пришлось вернуть их на место — в стенограмме беседы Гитлера с фон Брауном были найдены фразы и о планетарном арийском господстве.

3 октября 1942 года Фау-2 стала первой ракетой, превысившей скорость звука. А 17 февраля 1943 года (!) первый аппарат земного происхождения попал в космос. По общепринятым канонам космос начинается с 70 км. Ракета Фау-2, несущая приборы, поднялась на высоту ~190 км! Вот как описывает это историческое событие его организатор В.Дорнбергер: «…примерно через час после заката над лесом возникло и росло яркое пламя. Саму ракету я не видел — но в темное небо уходила и растворялась в нем длинная, пылающая реактивная струя газа. Ракета была на высоте около 3 километров, когда, вертикально уходя ввысь, она внезапно вынырнула из тени Земли и засверкала на солнце, которое для нас уже ушло за горизонт».

«Романтику» Дорнбергеру, как и фон Брауну, позже опять крупно повезло — в первые дни мира они попали в руки американцев, а не английской разведки. Последняя имела указания повесить лихоимцев на первом же суку без всякого суда. Но советские пропагандисты на исторический факт времен войны не обращают никакого внимания. Ракетчики и историки цивилизованных стран, в частности Великобритании, первопроходцами космоса считают немцев, отдавая должное событию, произошедшему 17 февраля 1943 года. Интересно отметить, что на такую же высоту тот же фон Браун запустил позже и первых двух американских астронавтов — А.Шепарда 5 мая 1961 года (185 км) и В. Гриссома 21 июля 1961 года (190 км).

С 1944 года Фау-2, части которой благодаря указанию англичан были найдены на полигоне в Польше М.Тихонравовым и Ю.Победоносцевым, стала пристально изучаться советскими специалистами. Сразу же после окончания войны документация, образцы Фау-2 и ракет «Рейнтохтер», «Рейнботе», «Вассерфаль», «Тайфун», двигатели, технологическая оснастка прибыли в Советский Союз (в еще больших масштабах — в США, Англию).

А первая советская баллистическая ракета Р-1 — полный аналог немецкой ракеты Фау-2, только созданная по отечественным чертежам и из отечественных материалов. Как можно было ее назвать еще?

Гельмут Греттруп — славный «советский» ракетчик

Фрицы шли в плен не то чтобы охотно — они радовались, как дети, которых папы сняли с уроков и вели в гости.

Юз Алешковский «Карусель»

Как-то на склоне лет патриарх самолетостроения С.Ильюшин, человек властный, резкий, завел беседу со слушателями-дипломниками академии им.Жуковского — какие качества нужно иметь, чтобы стать главным конструктором (в СССР). Посыпались ответы: знания, опыт, интуиция, государственное мышление. Корифей, знавший лично не один десяток академиков, в том числе и масштаба Т.Лысенко, хороших и разных главных конструкторов и в авиации, и в ракетной технике, был удручен инфантильностью молодежи (если она, конечно, не лукавила). Не было названо главное качество — огромное, всепоглощающее желание стать Главным и на пути к своей цели не останавливаться ни перед чем. Знания, опыт и уж тем более государственное мышление здесь совершенно не основное.

Рассматривая жизненный путь ближайшего друга и соратника фон Брауна Г.Греттрупа (1916 — 1981), крупного специалиста в области электроники, однозначно можно сказать, что карьеристские устремления его никогда не одолевали. О полетах в космос в юности он не мечтал, с Циолковским не встречался (это обязательно для наших именитых ракетчиков), в ракетостроение попал случайно — потребовались этому ведомству специалисты по системам управления, и он принял приглашение. Став со временем ближайшим соратником главного конструктора Фау-2, он вполне был удовлетворен должностью заместителя начальника группы управления баллистических, зенитных и других ракет. Докторскую диссертацию не писал, звания профессора не получил, в нацистскую партию не стремился. Знания, талант руководителя, порядочность, широта взглядов на технические проблемы, доброжелательный характер — вот что привлекало в нем руководство, что ценили в нем коллеги.

В конце войны у нацистской ракетной верхушки другого пути к спасению, кроме сдачи в плен американцам, не было. Но как поведут себя янки, не выдадут ли их сгоряча англичанам, пойдут ли на сотрудничество и на каких условиях, в последние дни войны не было ясно ни фон Брауну, ни главному ракетчику рейха генералу Дорнбергеру. И в первой сдавшейся американцам группе Г.Греттрупа не было. А во вторую он уже не попал…

 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:49 | Сообщение # 72
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
В первые же мирные дни и советское командование, озадаченное результатами исследования частей огромных баллистических ракет, найденных на польском полигоне в 1944 г., начало охоту за немецкими специалистами. Одним из первых «охотником за черепами» был назначен Б.Черток (впоследствии бессменный заместитель С.Королева), человек проницательный, ироничный, в совершенстве владеющий эзоповым языком. Так как все материалы по истории ракетной техники в СССР были строжайшим образом злонамеренно засекречены и выборочно уничтожены, то практически единственными источниками доступной информации сегодня являются мемуары Бориса Евсеевича (он вел всю жизнь дневник), а также В.Мишина, Б.Раушенбаха, С.Ильюшина, В.Болховитинова, Н.Каманина. Что касается воспоминаний немецких ракетчиков, находившихся в «почетном советском плену», то, не представляя себе этих людей, не зная мотивов их поведения, на мой взгляд, можно лишь принимать эту информацию к сведению.

Оказалось, что в советской зоне оккупации находился ракетный центр — «Нордхаузен», подземный завод, где работали узники концлагерей. Там нашли важные материалы. Для их изучения был создан «Институт Рабе», в котором под присмотром советских специалистов начали трудиться немцы. Начальником института стал Б.Черток, директором — один из сотрудников немецкого ракетного центра. Но им очень не хватало специалиста, владеющего всей проблемой. И вскоре его нашли — им оказался Гельмут Греттруп. Переговоры о сотрудничестве с ним вел лично Б.Черток, также инженер по системам управления. Хороший паек, достойное денежное довольствие, интеллигентность советского директора сыграли свою роль. Греттруп привлек к работе ведущих немецких специалистов, профессоров и докторов наук. Дело учебы наших будущих корифеев пошло настолько успешно, открывались такие перспективы совершенствования Фау-2, что пришлось существенно укрупнить организацию. Ее функции расширили, во главе поставили крупнейшего организатора реактивной артиллерии Льва Гайдукова, его заместителем — С.Королева, которого в обход Берии Гайдуков освободил из казанской «шарашки» (как и В.Глушко).

Пытались у американцев выкрасть и Вернера фон Брауна, но в последний момент операция была отменена, чему, как отметил Б.Черток, больше всех обрадовался С.Королев, под чьим началом в Германии трудились В.Глушко, Н.Пилюгин, В.Кузнецов, М.Рязанский.

В Германии общими усилиями удалось восстановить один из основных ракетных заводов, что позволило получить десять комплектов Фау-2. Летом 1946 года в добровольно-принудительном порядке около 500 ведущих немецких специалистов были направлены в СССР, где часть из них (порядка 150 человек) разместили в строгой изоляции на острове Городомля посреди живописного озера Селигер.

Для руководства ракетными разработками в СССР был создан НИИ-88 во главе с крупным организатором военного производства Львом Гонором. В структуре головного института «гостям» была отведена роль Филиала №1 (!), душой которого стал Г.Греттруп. Немцы (они были вывезены с семьями) получили приличное жалованье (заметно выше оплаты наших специалистов), пайки, их регулярно вывозили в московские театры, музеи. Они были обеспечены нормальными «офисными» площадями, жильем, лабораторным оборудованием, небольшим заводом, где трудились и наши, и немецкие рабочие. Не имея ни партийной, ни профсоюзной организации, немцы сразу же самостоятельно обеспечили себе и досуг — построили теннисные корты, создали симфонический и джазовый оркестры. Из всего этого становится ясно, что руководство страны собиралось сотрудничать с немцами всерьез и надолго. Да и немцы обустраивались капитально. Точно так же, как и в США, — там немцы трудились до скончания века, фон Браун создавал космическую технику, В.Дорнбергер, отбыв в Англии наказание за военные преступления, в США дослужился до советника президента по противовоздушной обороне.

Необходимо отметить, что С.Королев после Германии был «задвинут» на третьи роли — он возглавлял лишь один из отделов, которых в головном НИИ было более 25, не считая филиалов и других структурных единиц. Теперь В.Глушко, М.Рязанский, В.Бармин, В.Кузнецов, Н.Пилюгин по служебной табели о рангах стояли значительно выше Королева — они были руководителями (либо первыми замами руководителей) союзных предприятий (институтов) с опытными заводами.

Именно «советские» немцы под руководством Г.Греттрупа, опережая «американских» немцев, в проектах «своих» ракет дали миру технические решения, ныне хрестоматийные для всех ракетчиков мира — отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Имея в своем составе плеяду ученых с мировым именем, в первую очередь таких, как Хох (корифей по системам управления, скончался в СССР при загадочных обстоятельствах — «от аппендицита»), Магнус (специалист по гироскопам), Умпфенбах, Альбринг (ученик самого Л.Прандтля!), Мюллер, Рудольф, неудивительно, что именно они выигрывали все конкурсы правительства по созданию ракетного щита СССР. Ими были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность (аналог
Р-7), предложена аэродинамическая схема для полетов космонавтов на Луну (впоследствии использован в проекте Н-1). Конические отсеки — фирменный знак немецких… и советских ракетчиков до начала
60-х годов. Успели немцы заложить и прочные основы советских зенитных и крылатых ракет (Г-5 или Р-15 с дальностью 3000 км). Все проекты у немцев именовались буквой «Г» — Г-1, Г-2 и т.д.

 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:50 | Сообщение # 73
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Не менее важным для последующих разработок явилось и то, что Греттруп по существу впервые в мире разработал и высказал доктрину проектирования сложных систем, к которым относятся и ракетные. В основных чертах она справедлива и в наше время.

Что могли противопоставить зарубежным звездам талантливые советские инженеры, объединенные страстной мечтой самим выбиться на первые роли? Правильно, режим секретности и интриги. Хотя опыт только что закончившейся войны наглядно свидетельствовал: если кому-то и нельзя было доверять, то уж никак не немцам. Достаточно вспомнить миллионную армию Власова, армии УПА и ОУН, татарские, казачьи, кавказские, эстонские, латышские и другие легионы бойцов с коммунистическими порядками. А о широком фронте работ по созданию баллистических ракет и мощных ЖРД, советской разведке, как и союзникам, ничего не было известно практически до середины 1944-го — у немцев утечки информации не было. Предатель же секретов только становящейся на ноги советской ракетной техники — «свой» Пиньковский известен историкам всего мира.

Схема работы с немецкими специалистами достаточно быстро приобрела своеобразный характер. На научно-технических советах немцы делали подробнейший доклад по очередному проекту ракеты. Выступали оппоненты. Доклад всесторонне рассматривался и обсуждался. Признавали его победу. Затем на остров приезжали советские специалисты, уточняли нюансы, забирали документацию, во многих случаях даже не удосуживаясь ее переиздать, ограничиваясь лишь стиранием немецких фамилий. А самое главное — «гостям» не давали ничего испытывать, объясняя это занятостью всех стендов.

В итоге, выжав из немецких ракетчиков все, что только можно, создав им и своему руководству невыносимые условия для дальнейшей работы, немцев вернули в ГДР, даже не решив вопрос их трудоустройства. В фильме «Укрощение огня» есть циничная фраза, приписываемая С.Королеву: «Мне у немцев учиться нечему, я у Циолковского учился»…

Интриги, бесконечные обращения через головы руководителей привели к прогнозируемому результату — как и в 37-м году, руководство НИИ попало под сталинские репрессии. Расстрелять их не успели — великий вождь скончался. Последовала полная реабилитация, им вернули все награды, но в ракетную технику они больше не попали — «все места уже были заняты».

Для компенсации «исхода немцев» в 1954 году были созданы четыре самостоятельных ракетных конструкторских бюро, в том числе и днепропетровское. Позже других, в августе 1956 года, было создано и ОКБ С.Королева.

Последним, как и положено руководителю, в конце 1953 г. покинул СССР Г.Греттруп. Черток отмечает, что от стыда он не мог смотреть Гельмуту в глаза. Прямо на перроне вокзала в Берлине агенты американской разведки «упаковали» Г.Греттрупа в свою машину, вывезли в посольство, а оттуда — в Западную Германию. Там ему предложили руководящую работу в Штатах у его друга фон Брауна. Он отказался. Его допрашивали. Правда, по украинским меркам допросами это назвать нельзя — его не били, так, длительные беседы со светом в лицо. Сейчас уже известны итоги этих «бесед». Можно только поражаться порядочности Г. Греттрупа после того, что с ним сделали «наши», — он, как мог, «наводил тень на плетень».

Американские спецслужбы, обозленные стойкостью «совка», создали вокруг него атмосферу неприязни, не давая нигде устроиться на работу. Год семья бедствовала. Но потом Греттруп все-таки нашел место в одном из подразделений «Сименса», изобрел электронные машинки для счета и размена денег (впервые в мире), сейчас не менее популярные, чем ракеты. Очень скоро под его началом уже работало более четырехсот сотрудников. Но спецслужбы достали его и здесь.

В 1967 году, когда впервые по телевидению показали ракету, с помощью которой основоположник практической космонавтики С.Королев запустил в космос Ю.Гагарина, Греттруп молча плакал, узнав ракету своего коллектива, — так писала в своих воспоминаниях жена немца.

Наличие учителей вообще-то не является чем-то предосудительным, тем более позорным. Американцы, например, никогда не скрывали немецкий фундамент своих успехов в космосе и создании межконтинентальных ракет. Но именно этот момент явился самой большой тайной советской ракетно-космической техники. Ни на стенах бывшего НИИ-88, ни в Большой советской энциклопедии, ни в энциклопедии «Космонавтика» нет ни слова ни о Л.Гайдукове, ни о Л.Гоноре, ни о К.Тритко (непосредственный начальник С.Королева), не говоря уже о Г.Греттрупе. Но это уже разговор не о ракетах и спутниках, а о морали и непомерных амбициях людей, сознание которых и действительность, их окружавшая, жутко исковерканы сталинизмом.

P.S. После просмотра прямого эфира высадки первой американской экспедиции на Луну, доступного у нас только верхушке советских ракетчиков, кто-то из главных конструкторов с досадой произнес: «Это все Черток виноват. В 1945 году он задумал украсть у американцев фон Брауна и с задачей не справился». На что Б.Черток резко ответил: «И очень хорошо, что эта авантюра мне не удалась. Просидел бы у нас фон Браун без толку на острове, потом отправили бы его в ГДР. Там, как бывшего нациста, никуда бы не допустили. А так с помощью американцев он осуществил не только свою, но и мечту всего человечества».

 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:52 | Сообщение # 74
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Вернер фон Браун — главный ракетчик ХХ века

Когда человек идет дорогой судьбы, ему не раз приходится менять направление.

Пауло Коэльо
«Пятая гора»

Написать о самом выдающемся ракетчике ХХ века, малоизвестном у нас, меня подтолкнула курьезная фраза в энциклопедии «Космонавтика» (М., Сов. энциклопедия, 1985, главный редактор академик В.Глушко, стр. 51) «…разработки Брауна в США существенно отставали… по техническому уровню от работ, проводившихся в СССР под руководством С.П.Королева…». Не могу сказать, что она меня удивила, — я получил соответствующее образование, шестнадцать лет проработал по специальности, жил в том своеобразном мире. Однако дело в данном случае еще и в том, что эта лживая фраза написана о… своем учителе и спасителе.

Кстати, реальный уровень проектирования ракет С.Королевым на примере Н-1 (лунный пилотируемый носитель СССР) В.Глушко знал прекрасно. И в кругу специалистов, министра, члена Политбюро Д.Устинова, представителей ВПК, т.е. людей, которые полностью в курсе дела, оценивал совсем иначе: «Я утверждаю, что Н-1 возит воздух. Сухой вес единицы объема (одна из основных характеристик совершенства ракет. — Прим. автора) I ступени
Н-1 в два с половиной раза (!) хуже «Сатурна-5» (главный конструктор фон Браун), II ступени хуже в 5 раз (!) и III ступени — в три с половиной раза (!)». Отставание не на проценты, а в разы…

Интересно устроено наше сознание. Многие наши граждане с удовольствием ездят на автомобилях «фольксваген». И вряд ли наше отношение к этой марке изменится, узнай мы, что она появилась на свет только благодаря проницательности бесноватого Гитлера. Молодой конструктор Фердинанд Порше, отчаявшись найти поддержку в кругах автопроизводителей, в конце концов добился аудиенции у фюрера. Итог — самый популярный в мире автомобиль «фольксваген-жук».

Виноват ли другой немецкий молодой конструктор, мечтавший со школьной скамьи о полетах в космос (и все делавший для этого) в том, что в 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты? И уже через десять лет создавший первую в мире настоящую жидкостную ракету, служившую эталоном в бурно прогрессирующем ракетостроении на протяжении последующих двадцати лет. Только эта ракета летала не к Луне, а в сторону Англии, неся смерть и разрушения.

Хотя уже и подведены итоги Второй мировой, и наши лидеры призвали все народы к примирению, но отношение общества у нас к Вернеру фон Брауну вряд ли смягчилось. Все-таки штурмбаннфюрер СС! Но именно сейчас, когда украинцы осознают, что жить и работать приходится при разных режимах, можно попробовать сказать пару «неругательных» слов и о выдающемся немецком ракетчике.

Будущий конструктор ракет родился 23 марта 1912 г. в прусской семье, в которой на протяжении нескольких веков все мужчины воевали, а «во времена кратковременного мира вели разговоры исключительно о войне». Для родителей был шок, когда младший сын отказался от военной карьеры и поступил в берлинскую высшую техническую школу учиться у Г. Оберта, с трудами которого он познакомился еще в школе. Вернеру ставили в пример старшего брата, который уже стремительно делал военную карьеру. Тот действительно преуспел, особенно позже при уничтожении югославских партизан, за что был заочно приговорен трибуналом Коминтерна к смертной казни. Приговор коменданту Харькова приведен в исполнение радиоуправляемой уникальной миной, которую не смог обнаружить даже личный сапер фюрера.

Немецкая ракетная школа в тридцатые годы прошлого столетия решительно продвигалась вперед, использую любые источники финансирования: писали сценарии к фильмам о полетах к другим планетам, сами делали макеты ракет для съемок, просвещали общественное мнение в журналах и газетах, били рекорды скорости на автомобилях с ракетными двигателями. Работали и по военным контрактам (единственное вооружение, не оговоренное Версальским договором, — жидкостные ракеты). И под техническим руководством фон Брауна проект Фау-2 был готов в 1937 г.! Ракета имела механический компьютер (!), турбонасосный агрегат, гироскопы, органы управления полетом, охлаждаемую камеру сгорания — практически все, что необходимо современной ракете. Таких результатов за столь короткий срок удалось достичь и благодаря замечательному качеству фон Брауна — умению привлекать к работе наиболее талантливых людей. При этом он не считался ни с возрастом, ни с авторитетом, так как не боялся конкуренции.

Пока дела на фронтах шли для Германии терпимо, ракетчиков особо не торопили. А они за это время исследовали все перспективные топливные пары для боевых ракет, включая производные гидразинов, азотной кислоты. Были опробованы и многие виды старта баллистической ракеты: с открытой позиции, из укрытия, мобильные автомобильный и железнодорожный, с подводной лодки. А чуть позже союзная авиация помогла им сделать правильный вывод: самый эффективный старт — мобильный. Указанные наработки немцев потом успешно осваивались советским военно-промышленным комплексом. Равно как и американским, французским и английским.

После поражения в битве на Курской дуге, в начальной фазе которой союзники высадились в Италии, Гитлеру для спасения было необходимо чудо. На эту роль больше всего подходила баллистическая ракета. Ведь о таком оружии союзники даже не помышляли! Фюрер после просмотров рекламных фильмов и беседы с фон Брауном (тот как никто другой мог убеждать) ожил. Ракетчик был в ударе, рассказал и о грандиозных перспективах, которые открывает его ракета. Наличие второй ступени позволит обстреливать Москву и Нью-Йорк, запускать на орбиты спутники и космонавтов, а позже отправить экспедиции арийцев на Луну и Марс! Гитлер быстро нарек чудо «оружием возмездия» и дал ракете высший приоритет. А министр вооружений Шпеер записал в своем дневнике, что в этот день Германия бесповоротно проиграла войну. Более неэффективное дорогостоящее оружие при той точности стрельбы без ядерной боеголовки еще надо поискать.

 
dimon_13Дата: Понедельник, 07.06.2010, 00:58 | Сообщение # 75
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
В 1945 г. в первые мирные дни Вернер сдался американцам в плен и был вывезен в Штаты. Вместе с другими немецкими специалистами (вначале 115 человек, а потом — 765) создал в США мощную ракетную отрасль. Люди старшего поколения из курса гражданской обороны должны помнить баллистические ракеты «Редстоун», «Онест Джон», «Корпорал» и «Найк», детища фон Брауна.

Сразу после запуска Советским Союзом в космос собаки Лайки, уязвленное руководство США тут же поставило хорошо зарекомендовавшего себя и в Америке ракетного барона фон Брауна во главе своей космической программы. Самое главное, что было сделано им и политическим руководством США, — это определение генеральной задачи в области космонавтики: высадка в конце шестидесятых годов американцев на Луну. Для чего Вернер разработал последовательность решения сложнейших научно-технических задач, где не было места политиканству, спортивным трюкам, запускам космонавтов для поздравления делегатов съездов и пленумов правящей партии, к юбилеям Вашингтона, Линкольна и других отцов государства. Основной упор делался на наземную отработку. Именно это и позволило подойти к решающему этапу в оговоренные сроки, обеспечив необходимую надежность.

Маленький штрих к портрету немца. При обсуждении научной общественностью США различных схем полета на Луну именно он, имея собственную идею, поддержал предложение инженера (!) из другой организации Джека С.Хауболта. Интересно отметить, что оно базировалось на идеях Ю.Кондратюка и Г.Оберта, выдвинутых ими независимо друг от друга еще в двадцатые годы. Инженер Хауболт стал известен на весь мир. Аналогичных примеров в ракетном ведомстве СССР мне, к глубокому сожалению, неизвестно.

Ну и самое главное — именно благодаря техническому и организационному гению фон Брауна 21 июля 1969 года земляне и высадились на Луну! Шесть экспедиций, двенадцать астронавтов оставили свои следы на спутнике Земли. Это стало звездным часом выдающегося ракетчика.

Несмотря ни на что, он таки осуществил свою юношескую мечту.


Вернер фон Браун


Будущие корифеи советской ракетной техники в кабинете Вернера фон Брауна в 1945 году в Германии: В.Будник, С.Королёв, Л.Гайдуков, Ю. Победоносцев, В.Мишин, Б.Черток, Л.Воскресенский, Н.Пилюгин, И.Бровко и др.

 
Поиск: