Сюда буду изредка кидать модели БТТ и, возможно, какой-либо другой техники - если таковая появится.
За сайтом я слежу наверное с 2010 года, тогда же пробовал что-либо собирать (без особого успеха). Сейчас, имея на работе доступ к цветному принтеру, понемногу возвращаюсь к пробам.
Первое более-менее приличное изделие - английский броневик на шасси "Изотта-Фраскини" (который мне почему-то все время хочется назвать "Испано-Сюизой"), в оригинале 1:50, автор Александр Бондарь. Попытка печати "как есть" с уменьшением масштаба мне не понравилась - доступный мне принтер не очень хорош и распечатка вышла расплывчатой, так что выкройки обвел в кореле и печатал уже из векторного ПДФ. Модель очень проста, так что рассказывать о ней особо нечего.
Рядом с первым скомканным блином:
За качество фото пардон, камера на телефоне не очень могет в макросъемку.
Маленькое пополнение - французский легкий бронеавтомобиль "Рено" образца 1914 года.
Прототип выглядел вот так:
Успешный опыт применения бельгийцами в первые недели Первой мировой войны легких бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами, побудил их союзников уделять больше внимания подобной технике; сразу несколько французских фирм представили проекты своих бронемашин в течение 1914 года. "Рено" изначально позиционировал свой броневик как средство для борьбы с воздушными целями, однако в этом качестве оказался он неэффективен. Машина своей концепцией напоминала бельгийские броневики - на крупное легковое шасси (модели ED, если интернеты не врут) устанавливался открытый сверху бронекорпус простой конфигурации, с бронированием от 4 до 6 мм, при этом особенности базового шасси (радиатор позади двигателя) позволили выполнить переднюю часть машины покатой, отчасти реализовав принцип рационального бронирования. Вооружение машины состояло из одного 8-мм пулемета Сен-Этьен, установка которого имела очень большой угол возвышения (до 90 градусов) и легкий бронещит. Экипаж машины состоял из трех человек (водитель и пулеметный расчет), для доступа внутрь корпус имел две двери - спереди слева и в задней стенке. Мощность двигателя составляла 35 л.с. , масса 3 тонны, по хорошей дороге машина могла развивать скорость до 45 км/ч. В 1914 году фирма успела построить 50 таких машин (всего планировали сотню), но опыт их боевого применения выявил целый ряд существенных недостатков, вооружение для борьбы с воздушными целями оказалось слишком слабым, тонкая броня плохо защищала от пуль, а экипаж в открытом корпусе был слишком уязвим; имелись нарекания и к шасси. С учетом всего этого, следующие 50 броневиков в 1915 году строили уже по улучшенному проекту, имевшему полностью закрытый бронекорпус с вооружением в полуоткрытой башенке - теперь это была либо короткоствольная 37 мм пушка либо пулемет Гочкисса; уцелевшие машины выпуска 1914 года были модернизированы и доведены до нового стандарта.
Теперь о модели. Она упрощена по сравнению с оригиналом, рисовалась по найденным в сети боковикам и фото, в целом задумывалась как нечто простое для быстрой сборки, но в итоге сразу выявилось несколько серьезных просчетов, с которыми я сам справился, но для постороннего человека сие изделие будет несобирабельным. Возился я с ним больше недели, часть выявленных косяков правил на ходу (перепечатать не имею возможности), некоторые детали пришлось изготавливать заново по мотивам исходных выкроек (передний мост например), ошибся с размещением водительского места и руля так что там получилось сами видите что, в общем было много заморочек, да и качество сборки как-то просело. У пулемета на стволе должен быть пламегаситель (да и вообще он мало похож на прототип), но я так и не придумал как его сделать, а аккуратно свернуть из бумаги конус таких размеров у меня точно не получится. К слову, ствол в реальности выглядит темнее. Думаю как-нибудь потом собрать еще один такой, с учетом выявленных ошибок.
Инструкции как таковой нет, но есть схемы некоторых узлов в помощь, модель несложная и разобраться в ней можно, но требует внимательности и местами находчивости.
Пополнение, на этот раз без брони - пятитонный грузовик "Гарфорд":
- оригинал;
- И то, что получилось у меня.
Американский предприниматель Артур Гарфорд в 1892 году основал небольшую фирму по производству седел для велосипедов, после ее поглощения более крупной компанией открыл новое предприятие, также занимавшееся комплектующими для велосипедов. Вскоре к ним добавились запчасти для автомобилей, еще чуть позже на предприятии в сотрудничестве с разными автомобильными компаниями (преимущественно с фирмой "Студебеккер") стали собирать шасси для легковых машин, а в 1908 году контора Гарфорда созрела для мелкосерийного выпуска собственных машин - двухтонных грузовиков. Фирма развивалась, сотрудничала с другими компаниями, пробовала выпускать и легковые машины, продавая их через сеть сбыта компании "Виллис-Оверленд", для чего была создана дочерняя фирма. В 1912 году Артур Гарфорд оставил автомобильный бизнес и подался в политику, полностью передав свое предприятие под контроль "Виллис-Оверленд"; и уже под крылом "Виллиса" на фирме были разработаны грузовики, ставшие визитной карточкой "Гарфорда". в том же 1912 году публике была представлена новая модель "D" безкапотной компоновки грузоподъемностью в пять тонн, оснащавшаяся четырехцилиндровым четырехтактным двигателем в 29 л.с., цепным приводом на заднюю ось и массивными деревянными колесами "артиллерийского" типа с литыми шинами. Очень примечательной была кабина грузовика - в то время как подавляющее большинство производителей предлагало открытое водительское место с откидным брезентовым верхом (в лучшем случае), а закрытая кабина даже в опциях была не у всех, "Гарфорд" поступила наоборот и в стандартной комплектации оснащала шасси полузакрытой деревянной кабиной с жесткой крышей, ветровым стеклом и электрическими фарами, интегрированными в переднюю стенку кабины - решение, по сути опередившее свое время. В целом конструкция грузовика была удачной и даже прогрессивной, некоторые производители грузовиков даже заимствовали конструкторские решения у "Гарфорда". На шасси модели D устанавливали бортовые кузова различных типов, фургоны, самосвалы, также производился седельный тягач с укороченной базой, рассчитанный на полуприцеп массой до 10 тонн. В 1915 году грузовик модернизировали, установив двигатель "Буда" мощностью 36 л.с. и усиленные колеса. "Гарфорд" неоднократно предлагала свою продукцию военным, но американскую армию заинтересовать толком так и не удалось; "Гарфорды" другой, двухтонной модели капотной компоновки использовались в британской армии в качестве водовозов. Полномасштабное же сотрудничество у фирмы сложилось с российской армией уже после начала Первой мировой войны. Все воюющие стороны столкнулись с острой нехваткой автотранспорта, а так как промышленность Российской Империи даже в мирное время толком не могла покрыть потребности армии в грузовиках, единственным выходом стала закупка автомобилей везде где только можно было, в том числе в США. Примечательно, что до этого американские автомобили были в России почти неизвестны, а их покупка носила единичный эпизодический характер, так что по сути это было первое полноценное знакомство с заокеанским автопромом. В США закупались автомобили нескольких фирм, в том числе "Гарфорды" двух моделей - пятитонной D и трехтонной J (последняя была производной от пятитонки и была в значительной степени унифицирована с ней). Испытания показали, что грузовики в целом неплохи, но слабо приспособлены к армейской службе (подобный вердикт получили почти все американские машины, закупленные в 1914 году, так как до 1915 года в США вообще не производили машин предназначенных именно для армии, так что РИ вынужденно закупала по сути гражданские грузовики) По итогам испытаний было решено отправлять "Гарфорды" не в формирующиеся автомобильные роты, а во второстепенные с точки зрения военных автомобилистов части, а также в авиацию и ЖД войска, то есть машины по сути отправили на хозяйство в тылы. Однако модели D было таки суждено прославиться - волей случая именно на этом шасси стали строить знаменитые пушечные бронеавтомобили Путиловского завода. Фирма "Гарфорд" после войны продолжила производство грузовиков различных моделей, пыталась разрабатывать машины и для военных, но заинтересовать армию США вновь так и не вышло. Фирма прошла через ряд пертрубаций, переходила из рук в руки и в 1933 году была таки закрыта, не выдержав тягот Великой Депрессии. Некогда очень известная в Америке, сейчас эта фирма практически забыта, а от окончательного забвения уже в наши дни ее спас, по сути, только знаменитый броневик - творение Филатова и ко хорошо известно за рубежом, и сама фирма "Гарфорд" даже в зарубежных источниках упоминается в основном в связи с русским броневиком на шасси ее грузовиков. Такая вот история.
По модели: рисовалась по чертежу "Гарфорда-Путиловца" вроде бы из М-К (использовал для построения рамы и общих пропорций), картинки из руководства по экстплуатации грузовика, где было фото рамы сверху, и кучки фотографий (в основном опирался на фото выше). Так как конкретной графической информации по многим узлам нет, пытался соображать на ходу, кое-что упрощал, внутренности кабины - практически полностью моя отсебятина, благо их толком и не видно. В отличие от "рено" собирался довольно легко, местами даже весело (за исключением запоротых колес), особых ошибок не выявил, а те, что были легко было исправить своими силами. В этот раз собирал по другой методе - в предыдущих моделях выкройки (они у меня все распечатаны на офиске) наклеивал на картон 0,5 мм или ту же офиску, здесь же было много довольно ажурных элементов которые надо было как можно более аккуратно формовать, так что их я вырезал их офиски, формовал и заполнял "слойками" из картона - трудоемко, зато прочно. Без неприятностей не обошлось - заляпал пальцами правый борт кузова, что самое обидное - наружную сторону, сам кузов встал на раму кривовато (надо попробовать подрезать и переклеить), но в целом вживую выглядит неплохо. Для осей на этот раз использовал булавки вместо разогнутых скрепок, теперь думаю как-нибудь съездить в швейный магазин закупиться булавками.
"Тэшка" добрая и "Тэшка" злая - "Форд" модели Т в санитарном и вооруженном исполнении:
Прототипы (найти аутентичные фото в хорошем разрешении - проблема, но что уж есть):
С началом Первой мировой нужда в автомобильном транспорте вынудила воюющие стороны принимать на вооружение вне новые типы автомашин; не минула чаша сия и самый распространенный в то время автомобиль в мире. Вариантов использования модели Т было множество, от штабных машин до вооруженных разведчиков и даже броневиков, но самым распространенным вариантом было их использование в качестве санитарных машин - такими пользовались и англичане, и французы, позднее - сами американцы, да и РИА тоже кое-что перепало. Отчасти это было связано с позицией самого Генри Форда в начале войны - Форд какое-то время был изоляционистом, не одобрял вмешательство США в европейский конфликт и соглашался продавать свои машины странам Антанты лишь при условии, что они будут использоваться для постройки санитарок на их базе (позднее, с вступлением США в войну, его взгляды существенно изменились). Поначалу для перевозки раненых использовали обычные грузовые пикапы, доработанные соответствующим образом, но вскоре стали устанавливать на шасси машин кузова специальной конструкции. Такие "Фордики" могли перевезти троих раненых на носилках, и ценились за ремонтопригодность и способность неплохо идти по плохим дорогам и даже бездорожью - даже если машина где-то застревала, вытолкать легкую "Тэшку" можно было вдвоем, т.е. силами самого экипажа машины.
Вооруженные "Форды" использовались преимущественно Англичанами, как в Европе, так и в северной Африке и Месопотамии. Вариантов было множество: простейшие представляли из себя обычные легковые машины с открытым кузовом, на которые на нехитром приспособлении устанавливался пулемет (как правило, "Льюис"); более солидно вооружались пикапы - пара "Льюисов" либо "Виккерс" на треноге в кузове. Как и в случае с санитарками, от по сути вооруженных гражданских машин вскоре перещли к установке на фордовское шасси спецкузовов, лучше приспособленных для несения вооружения и припасов; по большому счету, "Форды" использовали аналогично джипам во Вторую Мировую. Как правило, пулеметные автомобили применяли для разведки и патрулирования, оперативной поддержки войск и действий против кавалерии.
По моделям: пулеметовоз довольно простой, если бы не колеса, у которых надо прорезать окна между спицами, их можно было бы клепать по пять штук за раз. Запасного колеса в изначальных выкройках не было, его позаимствовал из запаса (который все равно пришлось расходовать) - с ним вид поинтересней. Промахнулся с размерами канистр и коробов для пулеметных лент, они вышли слишком маленькими - перепечатать мне теперь негде, так что оставил как есть, хоть их вид меня напрягает. В остальном за вычетом установки колес проблем не было. Сантиарка огорчила больше, косяков в разработке вылезло больше чем я ожидал, впрочем их я тоже постарался побороть.