Всем доброго времени суток! На днях закончил смотреть 4-х серийный док. фильм "Секретная авиация Второй мировой войны". Во третьей серии, которая про наши самолеты, упомянули об интересном проекте С.П. Королева - ракетоплане РП-218.
Вот небольшое видео с 3D моделью этого самолёта, а вот скриншоты из него:
Хоть проект РП-318 и не был реализован, однако ж задумка для 1936 г. была весьма смелой. Двухместный, оснащенный гермокабиной и тремя ЖРД, РП-218 доставлялся "на тяжелом самолете с высотными моторами" (цитата из проектной записки) на высоту 8-10 км. Оттуда стартовал на собственной тяге, достигая высоты - внимание! - 25 километров. При том, что мировой рекорд высоты в 1936-м был на 10 км ниже.
Собственно, РП-218 и задумывался как летающая лаборатория для отработки не только высотных, но и скоростных полетов (до 300 м\с). При этом предполагалось использовать различные способы старта: с носителя, с помощью самолета-буксировщика, с земли (в т.ч. с дополнительными ускорителями).
Если обратиться к зарубежным аналогам, в первую очередь немецким, то королёвский РП ничем им не уступал. В том числе и по срокам. Так, ракетный первенец He 176 взлетел в 1939 г., а двигатель для него начали разрабатывать с 1935-го. Сходство компоновок самолетов только доказывает высокий уровень инженерного мастерства С.П. Королёва. При этом двухместный РП-218 как летающая лаборатория выглядел более полноценно. Лётчик мог заниматься пилотированием, а инженер-испытатель отвечал за "науку".
Если сравнить Королёвский проект со знаменитым Ме 163 Comet, то в плане эксплуатации "Комета" кажется мне шагом назад. Аэродинамика, конечно, на высоте, но... похоже, что наука тут победила здравый смысл. Ну что это за боевой самолёт, у которого баки с перекисью - в кабине? Плюс неполноценное шасси и время полёта c включенным ЖРД - чуть больше 2 минут.
РП-218 рассчитывался на 400 секунд моторного полёта. Конечно, это максимум, причём не подтверждённый на практике. Но для экономии топлива можно было выключить один или два двигателя. Неубираемое шасси на ракетоплане выглядело не очень... но по крайней мере, было полноценным. Вообще, в середине 30-х убираемое шасси еще только внедрялось, и вряд ли стоило добавлять в опытный самолёт еще одну неотработанную систему. Это можно было сделать на последующих этапах.
У РП-218 кабина была отделена от баков и ЖРД - явный плюс в плане безопасности. В перспективе кабинный отсек мог быть выполнен и отделяемым - как спасательная капсула. Конечно, тут я фантазирую, но ведь Хейнкель на своём Не 176 сделал что-то подобное.
В общем, получалась интересная машина с резервами для развития, позволявшая накопить опыт эксплуатации ракетопланов и двигаться дальше. Увы, не получилось. 27 июня 1938г. Королёв был арестован по 58-й статье как "участник контрреволюционной троцкистской организации" и приговорен к 10 годам заключения...
Работы над проектом продолжались, и 28 февраля 1940 г. состоялся первый полёт РП-318-1, но это был скорее демонстратор технологий, как и He 176. Изношенная при наземных испытаниях конструкция ограничила скорость полёта всего до 160 км/ч. И хотя три полёта прошли успешно, проект РП был на этом закрыт.
В общем, ракетоплан меня сильно заинтересовал, и я решил создать его модель. Опираться буду на проекции, которые удалось найти, и на видео.
Правда, размеров нигде не приводится, только площадь крыла. Что ж, и это зацепка! В итоге оказалось, что проекции примерно в 50-м масштабе. К нему я их и привёл.
Разработку веду в Рино 4, и это моя первая модель в этой программе. Естественно, на выходе будет векторная развертка, которую можно перегнать в любой масштаб.
Модель планирую сделать в двух вариантах: посложнее, с отдельными рулями и внутренностями гермокабины, и попроще - без всего этого богатства. Кабину, наверное, надо будет открыть, а то через иллюминаторы ничего не увидишь.
Пока смоделировал основные формы, сейчас займусь деталями.
Одна уже готова: руль высоты на стабилизаторе.
Сообщение отредактировал Ivan_Air - Понедельник, 24.11.2014, 23:22
Сделал рендер сбоку, а потом решил отрендерить сверху и спереди. Вот что получилось:
Посчастливилось найти уникальную книгу - "С. П. Королев и космонавтика. Первые шаги". Автор - Г. Ветров, под редакцией академика Раушенбаха.
В книге рассказывается о деятельности С. П. Королева в период 1929—1945гг. Приведены материалы, освещающие роль С. П. Королева в разработке первых отечественных реактивных аппаратов, по-новому интерпретируются вопросы преемственности в работах К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера и С. П. Королева. Ряд новых документов позволяет более полно ответить на некоторые спорные вопросы истории космонавтики.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей ракетно-космической техники.
Там проекту РП-218 посвящена целая глава. И есть ещё одна схема - с убирающимся шасси:
Думаю, это был 2-й вариант (всего рассматривались четыре). А тот, за который я взялся - самый первый. Потому что 3-й и 4-й были одноместными. Несмотря на внешние отличия между вариантами, схема очень полезна тем, что на ней хорошо видна кабина.
Сообщение отредактировал Ivan_Air - Среда, 26.11.2014, 04:48
Вчера закончил элероны на крыле и попутно исправил косяк с оперением. Рули по толщине должны вписываться в те вырезы, которые для них сделаны. Так что за основу для их профиля надо брать сам вырез, а у меня они получились немного толще. Исправил.
И... хочу спросить про конкурс: заявку я подал, а как долго ждать решения?
Сообщение отредактировал Ivan_Air - Четверг, 27.11.2014, 21:10
Такой справочник должен быть под рукой, когда разрабатываешь самолет определенного периода. Всегда найдутся какие-то общие решения, узлы и т.п. А это особенно важно, когда не хватает инфы конкретно по своему самолету.
Advokats666, согласен! Идея поданная вовремя, очень ценна Конкретно - в книге оказался самолет, у которого можно позаимствовать конструкцию закрылков. Это ХАИ Р-10 : http://hobbyport.ru/avia/r_10.htm
Думаю сделать такие же отклоненные щитки. Поскольку РП навороченностью форм не отличается, эти закрылки оживят модель. И в то же время не сильно ее усложнят.
Из сегодняшних достижений: смоделировал хвостовой обтекатель и взялся за шасси. Обтекатель блока ЖРД - вещь довольно спорная. На реальном самолёте она постоянно будет под воздействием раскалённых реактивных струй и вряд ли проживёт долго....ИМХО, создатели РП-218 и сами это поняли, т.к. на 2-м варианте обтекателя уже нет. Но первый вариант остался с ним... и если честно, смотрится эта деталь неплохо. Придаёт какую-то законченность фюзеляжу.
Я решил составить обтекатель из 2-х секций, из которых вырезаны отверстия под сопла. Получается не очень сложно в сборке и ИМХО вполне достоверно:
В упрощенном варианте модели сопла можно просто нарисовать, без вырезания.
Считаю, сто слишком. Причём не только обтекатель шасси, но и носовая часть фюзеляжа. Почему бы не взять, как пример, разработки Хала? (Шасси - D3A1 Val, фюзеляж - P38)
koukulkan, согласен. Обтекатели шасси в первую очередь надо доработать. Уже скачал "Вэла", разбираюсь. Но Халински - это Халински, и повторить его технологию не так просто...
Дело не столько именно в Халинском, сколько в самой геометрии развёрток определённых элементов, просто Val с его "лаптями" вспомнился первым. Также и фюзеляж - если увеличить количество секций, то такой угловатости как сейчас не будет.