РТ-20П. "Железной деве" - 45
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 17:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| Ровно 45 лет назад 7 ноября 1965 года "Железная дева" вышла в свет. Показ состоялся в Москве на Красной площади. "Железной девой" иностранные военные эксперты нарекли советскую самоходную пусковую установку с твердотопливной малогабаритной межконтинентальной ракетой.
Мне очень хочется сделать модель такой машины. Но возникли трудности. Казалось бы, прошло 45 лет и информации можно будет найти достаточно. Но не тут то было. Очень мало. Пришлось самому сделать компиляцию из разных сайтов, книг и журналов. Помогли мне в этом nerbator и mendeleev. Теперь текст можно дополнять. Фотографий и рисунков внешнего вида тоже мало. Вот и получается, что пока не моделью занимаюсь, а сбором информации как это должно выглядеть... Может кто поделится информацией и своим умением в разработке моделей?
|
|
|
|
nik-45 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 19:32 | Сообщение # 2 |
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
| dimon_13, мне сейчас на работу идти, времени мало, что под руку попадёт- сейчас выложу, вечером ещё посмотрю. Техника редкая и совсем секретная, если что-то сдублирую из твоего- не обижайся- сравнить и лишнее выкинуть всегда можно.
Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
|
|
|
|
nik-45 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 19:43 | Сообщение # 3 |
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
| 15П699
Подвижный грунтовый ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-20П (8К99).
Показан на военном параде в Москве в 1965 г, испытания до 1969 г (12 пусков), работы прекращены.
Состав комплекса (ракетного полка): - 6 подвижных пусковых установок СМ-СП21 с ракетами 8К99, - машина боевого управления 15Н809 (МАЗ-543), - машина подготовки позиции 15Н1034, - узел связи «Рельеф» (3 машины), - 2 дизель-электростанции 15П694.
Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-20П (8К99) Код НАТО – SS-X-15 “Scrooge”. Разработчик – КБ «Южное». Изготовитель – ЮМЗ. Дальность стрельбы: с тяжелым блоком – 7000-8000 км, с легким блоком – 11000 км. ГЧ – моноблочная ядерная с легким блоком мощностью 0,55 Мт или тяжелым блоком мощностью 1,5 Мт. Система управления – инерциальная с гироприборами на воздушном подвесе. КВО – 2000-4000 м. Вес: стартовый – 30-30,2 т. Размеры: длина полная – 17,8-17,48 м., диаметр – 1,6 м. Число ступеней – 2. Двигатели – РДТТ. Тип старта – наземный с СПУ из ТПК за счет ПАД.
Грунтовая подвижная пусковая установка СМ-СП21 («объект 821») и транспортно-установочный агрегат («объект 820»). База – танк Т-10. Транспортировка ракеты – в транспортно-пусковом контейнере (18,9 х 2 м). Вес: СПУ с ракетой – 62,2 т., ТУА с ракетой – 78,9 т. Длина с ТПК – 20 м. Ширина – 4,4 м. Высота на позиции – 3,15 м. Клиренс – 450 мм. Удельное давление на грунт – 0,78 кг/см2. Двигатель – дизель В-35Т. Мощность – 750 л.с. Удельная мощность – 12,5 л.с./т. Запас топлива – 2500 л. Скорость – 30-40 км/ч. Запас хода – 250 км. Гарантийный пробег – 2000 км. Преодолеваемые препятствия: подъем – 20 град., крен – 15 град., ров – 3 м, стенка – 0,9 м, брод – 1,3 м.
Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
|
|
|
|
nik-45 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 19:47 | Сообщение # 4 |
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
| 15П699 - подвижный грунтовый ракетный комплекс с ракетой РТ-20П (8К99) Наряду с разработкой МБР с ЖРД в СССР были начаты работы по созданию ракет с двигателями на твердом топливе. В конце 50-х гг. в ОКБ-1 и ОКБ-586 велись проектные проработки по использованию ТТРД в качестве энергоустановок БРДД. Оценки специалистов показывали, что применение ракет с ТТРД позволит улучшить ТТХ РК, обеспечить высокую надежность и постоянную боеготовность при длительном хранении, снизить эксплуатационные расходы за счет упрощения наземного оборудования и стартовых сооружений, сократить личный состав стартовой команды и создать возможность разработки подвижных малоуязвимых БРК. В ОКБ-1 была испытана твердотопливная ракета средней дальности РТ-1 и создана трехступенчатая МБР на твердом смесевом топливе РТ-2 шахтного базирования. С ее созданием были решены многочисленные проблемы по разработке рецептур СТТ, технологии изготовления зарядов крупных размеров, отработки органов управления полетом. В 1961-1962 г.г. в ОКБ-586 проводилась НИР по теме РТ-20П, которая в 1963 г. была переведена в ОКР с поручением разработать проект МБР с подвижным стартом массой не более 30т. ОКБ-586, выполняя I I I МО, предложило оригинальную ракетную систему на гусеничном ходу с двухступенчатой комбинированной ракетой, размещенной в ТПК. Первая ступень ракеты была с ТТРД, вторая - с ЖРД. Ракета получила индекс 8К99. В ней было воплощено много перспективных решений, впоследствии внедренных в разработках БРДД различных КБ.
Основные технические решения, примененные в ракетном комплексе РТ-20П Ракета 8К99 обладает качествами жидкостной и твердотопливной ракет. На ракете впервые предложены и опробованы прогрессивные технические решения, получившие дальнейшее развитие в конструкциях последующих поколений ракет жидкостного и твердотопливного направлений. Ракета 8К99 выполнена по последовательной схеме расположения ступеней и головного блока. Для улучшения аэродинамических характеристик ракеты в состав головной части входит аэродинамический обтекатель, сбрасываемый на участке полета II ступени. Приборный отсек расположен непосредственно за ГЧ, стыкуется с ББ при помощи разрывных болтов. В приборном отсеке смонтированы приборы автономной инерциальной СУ, а также ампульная бортовая батарея. Топливный отсек II ступени выполнен сварным в виде единой емкости, разделенной промежуточным днищем вафельной конструкции на полости "О" и "Г". Для снижения динамического нагружения элементов конструкции за счет колебаний жидкости, возникающих при транспортировке заправленной ракеты, в полостях топливного отсека применены демпферы сферической формы, максимально приближающие систему "бак-жидкость" к твердому телу. Для обеспечения необходимых условий транспортировки и пуска ракеты в топливные полости заправляются компоненты топлива, насыщенные газами до равновесных концентраций. В качестве конструкционных материалов приняты алюминиевые сплавы. Топливный отсек оборудован соплами противотяги, использующими газ наддува полости "О" для торможения II ступени при отделении ББ. Вскрытие сопел противотяги - с помощью ДУЗов. Однокамерный двигатель II ступени установлен на переходной сварной раме, крепящейся к заднему торцевому шпангоуту топливного отсека. На заднем днище топливного отсека смонтированы контейнеры ЛЛЦ, обеспечивающие отстрел последних с требуемыми скоростями и направлением для обеспечения построения совместно с ББ эффективной боевой цепочки. Переходник I ступени представляет собой цилиндрический клепаный отсек, состоящий из обшивки, силового набора, стабилизирующего экрана и защитного конуса. Нижним основанием переходник крепится к твердотопливному двигателю I ступени, а верхним - разрывными болтами стыкуется с топливным отсеком II ступени. Обшивка переходника выполнена из алюминиевого сплава Д19АТ. В нижней части обшивки вырезано 16 окон общей площадью 1,2 м2 для выхода горячих газов двигателя II ступени при газодинамическом разделении ступеней. Внутри переходника крепится стабилизирующий экран, выполненный в виде усеченного конуса. Для предотвращения воздействия отраженной газодинамической струи на приборы систем управления и телеметрии, расположенные под экраном, они покрываются обратным защитным конусом аналогичной конструкции. Стабилизирующий экран в зоне действия газодинамической струи двигателя II ступени покрыт теплозащитным чехлом из асботекстолита. Корпус двигателя I ступени выполнен сварным из стали СП28 и состоит из двух полукорпусов, для соединения которых используется клиновой стык. В месте разъема полукорпусов устанавливается специальный узел, на котором монтируется вкладной заряд, покрытый по наружной поверхности специальной бронировкой. На фланце переднего днища смонтирован двигатель конечной ступени, работающий через основную камеру сгорания. На заднем днище двигателя имеется четыре фланца для крепления качающихся сопел, обеспечивающих управление ракетой на участке полета I ступени. В качестве энергоносителя рулевых приводов качающихся сопел используется твердотопливный газогенератор. К заднему шпангоуту двигателя I ступени пристыкован хвостовой отсек, имеющий узлы продольного крепления ракеты к ТПК. В качестве узлов поперечного крепления ракеты в ТПК используются кольцевые опоры, сбрасываемые после выброса ракеты из ТПК с помощью ПАД, установленного на днище ТПК. Корпус ТПК, выполненный сварным из обечаек и шпангоутов алюминиевого сплава АМг-6, имеет на наружной поверхности в районе шпангоутов кронштейны, необходимые для закрепления и такелажных работ, подьема в вертикальное положение и старта ракеты. Передний торец контейнера закрыт крышкой, сбрасываемой перед пуском ракеты. ТПК оснащен системами термостатирования и дистанционного контроля давления в полостях топливного отсека.
Ход разработки и ЛКИ Эскизный проект ракеты 8К99 был разработан в декабре 1964 г. Огневые стендовые испытания ТТРД I ступени 15Д15 начались в апреле 1965 г. на стенде НИИ-58, а с сентября 1965 г. продолжались на стенде ПМЗ. Огневые стендовые испытания II ступени с жидкостной ДУ 15Д12 проводились в НИИхиммаше, начиная с сентября 1965 г. ЛКИ ракеты 8К99 проводились на 53 НИИП с октября 1967 г. Ввиду значительного количества неудачных пусков ракеты и нежелания РВСН эксплуатировать ПБРК с жидким топливом, постановлением правительства 6 октября 1969 г. разработка РК РТ-20П была прекращена.
Основные тактико-технические характеристики ракетного комплекса РТ-20П Дальность стрельбы, км - 9000; Точность стрельбы, км - ±4; Боевое оснащение в двух вариантах: - "легкий" моноблок с зарядом мощностью. Мт - 04; — "тяжелый" моноблок с зарядом мощностью, Мт - 1; Система преодоления ПРО: - легкие ложные цели; - система искажения радиолокационных характеристик ББ; Боеготовность: - постоянная, мин - 10; - повышенная, мин - 3; Ракета транспортируется в заправленном состоянии Условия боевого применения - в любых метеоусловиях (дождь, туман, снег) при температурах от -40°С до +50 C и скорости ветра до 25 м/с; Тип старта: минометный из ТПК, размещенного на гусеничном шасси тяжелого танка T-10M Вес подвижной самоходной пусковой установки с заправленной ракетой, т - 78; Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве при регламенте 1 раз в год лет - 5-7; ПБРК обеспечивает эксплуатацию и применение в охраняемом позиционном районе с периодической сменой позиции - 2-4 раза в месяц; Скорость движения, км/ч: - по шоссе до - 40; - по бездорожью до - 15: Запас хода, км: - по конструкции танка Т 10М - 15000; - по гусеницам - 2500; - по топливу - 250; Состав ПБРК: - 6 самоходных пусковых установок; - машина боевого управления; - 2 машины связи: - 2 подвижные дизельэлектростанции; - кабелеукладчик; - 3 фургона для личного состава.
Технические характеристики ракеты 8К99: Стартовый вес, т - 30,9; Вес ТПК с заправленной ракетой (с легкой ГЧ). т - 38.8; Число ступеней - 2; Вид топлива: -1 ступени твердое смесевое; -II ступени жидкое, AT и НДМГ; Вес II ступени, т - 10,4; Вес ГЧ, кг: - с ББ "легкого" класса - 545; - с ББ "тяжелого" класса - 1410; Габаритные размеры ракеты, м: - длинн - 18; - диаметр- 1.6; ДУ I ступени: четырехсопловой ТТРД с вкладным зарядом и ПРД конечной ступени; - тяга (на земле/в пустоте), тс - 61/70; - удельный импульс (на земле/в пустоте), с - 231/265; - масса основного заряда, т - 17,2; - масса снаряженного ТТРД т - 20.0; - органы управления 4 поворотных сопла; ДУ II ступени: однокамерный ЖРД с дожиганием восстановительного генераторного газа в КС — тяга (в пустоте), тс - 14; - тяга в режиме конечной ступени, тс - 0.7; - удельный импульс (в пустоте), с - 327,5; - масса сухого двигателя, кг - 185; - органы управления - вдув генераторного газа в закритическую часть сопла и сопла крена; Система управления - автономная, инерциальная; Коэффициент энерговесового совершенства с ББ "легкого" класса Згч/Go, кгс/тс - 18.
Источник: Книга "Ракеты и космические аппараты КБ Южное".
Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
|
|
|
|
nik-45 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 19:51 | Сообщение # 5 |
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
| Ракетный комплекс 15П699 с МБР РТ-20П (8К99) Разработка комплекса началась в 1964 году, к декабрю был разработан эскизный проект ракеты. Первый вариант МБР РТ-20 (8К99) - трехступенчатая твердотопливная ракета. При проведении следующей стадии проектных работ для уменьшения стартового веса ракеты было принято решение о разработке двухступенчатой МБР РТ-20П (8К99) с первой ступенью, оснащенной твердо-топливным ракетным двигателем, и второй ступенью с ЖРД. Такое решение было принято вследствие того, что ракету предполагалось размещать на подвижной гусеничной самоходной пусковой установке, которая не могла транспортировать длинномерные изделия (ракеты) массой более 30 тонн. Для облегчения эксплуатации вторая ступень ракеты проектировалась и выпускалась в ампулизированном исполнении. Официально разработка комплекса задана ПСМ СССР от 24 августа 1965 года. В 1966 году выполнен эскизный проект подвижного комплекса с МБР РТ-20П. Ввод полетного задания в СУ - дистанционный. Для отделения головной части от II ступени ракеты использовались три двигателя обратной тяги. Параллельно основному варианту размещения ракет и оборудования комплекса в КБСМ прорабатывалось несколько шахтных вариантов базирования МБР РТ-20П. Летные испытания ракеты РТ-20П начались на Плесецком полигоне в октябре 1967 года (технический руководитель испытаний В.С.Будник). Произведено 12 испытательных пусков, после чего в октябре 1969 года вышло ПСМ СССР о прекращении разработки комплекса с МБР РТ-20П из-за неготовности войск к эксплуатации такого комплекса и отсутствия государственной программы по его размещению на территории страны, а также сложности комплекса в эксплуатации. В состав комплекса входило: шесть СПУ, одна машина боевого управления 15Н809, две машины подготовки позиции 15Н1034, две дизель-электростанции 15П694, узел связи "Рельеф". Впервые самоходная пусковая установка (СПУ) ракеты РТ-20П была показана на военном параде в Москве 7 ноября 1965 г.
Разработчик - КБ "Южное" Гл. конструктор - М.К.Янгель Изготовитель - ЮМЗ Код НАТО - SS-X-15 Scrooge (SS-XZ) Тип комплекса - подвижный грунтовый ракетный комплекс с МБР, второго поколения Состояние - разработка начата в 1964 году и завершена в 1970 году, произведено 12 испытательных пусков Ракета - РТ-20П (8К99) Дальность стрельбы, км: - тяжелым блоком - 7000-8000 - легким блоком - 11000 Точность стрельбы (КВО), м - 2000-4000 Тип головной части - моноблочная термоядерная с легким и тяжелым боевыми блоками Мощность заряда, Мт: - легкого блока - 0,55 - тяжелого блока - 1,5 Вес боевого блока, кг: - легкого - 545 - тяжелого - 1410 Система управления - инерциальная с гироприборами на воздушном подвесе - вес, кг - 250 Органы управления: - I ступень - поворотные сопла основного двигателя - II ступень - вдув газа в закритическую часть сопла из 4-х специальных сопел, работающих на отработанном турбогазе Тип старта - из ТПК с помощью ПАД Число ступеней ракеты - 2 Длина ракеты, м: - полная с легким блоком - 17,8 - полная с тяжелым блоком - 17,48 - без головной части - 16,2 Мах диаметр корпуса, м - 1,6 Стартовый вес, т - 30,0-30,2 Вес топлива, т - 25,4 Первая ступень: Размеры, м: - длина - 6,12 - длина с межступенч. отсеком - 9,8 - диаметр - 1,8 Двигатель - 4-сопловый РДТТ 15Д15 - разработчик - КБ машиностроения - главн. конструктор - М.Ю.Цирульников - разработчик топлива - НИИ-130 - главн. конструктор заряда - Л.Н.Козлов - изготовитель топлива - завод №98 - тяга, тс - 60 Тип топлива - твердое смесевое Вес топлива, т - 16,7 Вес конструкции, т - 2,45 Вторая ступень 8К94: Размеры, м: - длина - 8,4 - диаметр - 1,8 Вес топлива, т - 8,9 Двигатель - однокамерный ЖРД 15Д12 с ТНА Тяга двигателя в пустоте, тс - 14-15 Горючее - НДМГ Окислитель - АТ Головная часть: Размеры, м: - длина - 1,65 - диаметр - 1,05 Пусковой контейнер: Тип - с термостатированном Размеры, м: - диаметр - 2,0 - длина - 18,90 Пусковая установка: Тип - самоходная грунтовая СМ-СП21 Разработчик - КБСМ Главный конструктор - Б.Г.Бочков Шасси - "объект 821" на базе танка Т-10 Разработчик шасси - КБ-3 ЛКЗ Размеры, м: - длина с ТПК - 20,0 - высота - 3,15 - ширина - 4,4 Вес ПУ, т - 62.2 Число ракет на ПУ - 1
Источник: А.В.Карпенко, А.Ф.Уткин, А.Д.Попов "Отечественные стратегические ракетные комплексы" СПб: Невский бастион - Гангут, 1999
СПУ. Рисунок взят из "Бронеколлекции" № 4-2009, посвященной танку Т-10:
Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
|
|
|
|
nik-45 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 20:05 | Сообщение # 6 |
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
| Это танк Т-10 - основа шасси установки
Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
|
|
|
|
belseral | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 20:07 | Сообщение # 7 |
Группа: Опытные
Сообщений: 375
Репутация: 126
Награды: 0
Статус: Offline
| dimon_13 Привет. Ну вот, можно сказать начало положено. Не знаю смотрел ли уже или еще нет, вот пара изданий с упоминаниями искомого объекта Издания эти практически однотипные, но если надо выборку выложу.
визитка
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 21:32 | Сообщение # 8 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| nik-45, Спасибо! Новые фотографии! Они такая редкость! Да, текст, я брал из этих сайтов. Собрал их в кучу, что бы не рыться в поисках потом. А вот ТТХ просто не успел подготовить. Теперь они есть здесь и можно всегда сразу посмотреть. belseral, Спасибо! Есть такие, только вот про "Железную деву" там мало.
Сообщение отредактировал dimon_13 - Воскресенье, 07.11.2010, 21:47 |
|
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 21:43 | Сообщение # 9 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| На мой взгляд модель надо делать в масштабе 1:25. При пересчете получается что ракета с тяжелой головной частью будет длиной 71,1 см. Плюс контейнер. Получается крупногабаритная конструкция. Думаю начинать надо с корпуса пусковой установки. Тут сложности. Их было два типа - объект 820 и объект 821. Очень похожи. На какой остановиться? По самой модели, я думаю не делать ее слишком замороченой. На уровне Малого Моделяжа конца 60-х. Как будто модель из прошлого.
|
|
|
|
alexlut | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 22:00 | Сообщение # 10 |
Группа: Мастера
Сообщений: 4791
Репутация: 2863
Награды: 2
Статус: Offline
| Если не сильно замороченной, то (ИМХО) 1:50 - за глаза!
Быстро, качественно и недорого — из этих трех вещей вы можете выбрать любые две.
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 22:09 | Сообщение # 11 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| alexlut, Я сперва тоже думал 1:50. Но модели танков в основном 1:25. По моему надо делать так как танки. Вот тогда видна будет вся мощь этой штуки!!! Того, что наши предки сотворили. Да и комплексы Р-300 и Куб в этом масштабе были сделаны.
|
|
|
|
nik-45 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 22:10 | Сообщение # 12 |
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
| Грунтовая подвижная пусковая установка СМ-СП21 («объект 821») и транспортно-установочный агрегат («объект 820»). Пусковая- это 821, а 820- транспортная, т.е ракета на нём вертикально не поднимается- только перевозка, хранение и перегрузка!
Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
|
|
|
|
alexlut | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 22:17 | Сообщение # 13 |
Группа: Мастера
Сообщений: 4791
Репутация: 2863
Награды: 2
Статус: Offline
| Quote (dimon_13) По моему надо делать так как танки. Вот тогда видна будет вся мощь этой штуки!!! 1:25 не прощает ленточной гусеницы. А с раздельными траками... Ну не знаю...
Быстро, качественно и недорого — из этих трех вещей вы можете выбрать любые две.
|
|
|
|
dimon_13 | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 22:36 | Сообщение # 14 |
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
| nik-45, Объект 820 - Транспортно установочный агрегат СМ-СП-20 это первый вариант установки. Я вначале тоже думал что ТЗМ. Нет. alexlut, Ну ИС-2, ИСУ-152 и ИС-3 в Малом Моделяже были же с ленточными гусеницами.
|
|
|
|
belseral | Дата: Воскресенье, 07.11.2010, 23:09 | Сообщение # 15 |
Группа: Опытные
Сообщений: 375
Репутация: 126
Награды: 0
Статус: Offline
| Я за ленточные, при разработке модели в 1:25 естественно более красиво смотрятся раздельные траки, но вот собирают их как посмотриш - единичные мастера, не у каждого хватит мастерства и терпения траки сотнями собирать. Оптимально конечно сделать и то и другое, так сказать разных уровней сложности, в идеале это можно применить и к модели в целом, но это я уже сам понимаю что загнул. А так основная гемороя как у всех гусеничников это конечно ходовая. В 1:50 я бы особенно хотел, неплохо бы смотрелась с моделями от Модель-Копия (но это я уже про себя
визитка
|
|
|
|