Приветствую, коллеги-картонщики, в моем новом проекте - Republic P-47D-11 Thunderbolt от А. Халинского.
Коротко о прототипе: Рипаблик P-47 «Тандерболт» (англ. Republic P-47 Thunderbolt) — истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой войны. Был одним из основных истребителей ВВС США времен войны. Особенно хорошо выполнял роль штурмовика. Благодаря радиальному двигателю и протектированным бензобакам отличался высокой живучестью. Машина создана компанией Republic Aviation Company под руководством конструкторов русского и грузинского происхождения А. Н. Северского и А. М. Картвели. Официальное название машины, как и у многих других моделей компании Republic Aviation, связано со словом thunder — «гром» (англ. thunderbolt — удар грома). За форму фюзеляжа машина получила неформальное прозвище «Джаг» (англ. Jug — кувшин). Британцы считали, что Jug является сокращением от Juggernaut (Джаггернаут — непреклонная сила) ссылаясь на рекордные размеры и вес, высокую мощность двигателя и внушительное вооружение самолета. Другое неформальное название самолета — T-bolt. К концу войны P-47 был самым массовым истребителем США.
В журнале представлен самолет P-47D-11 HV-O "Pengie" из 61-ой истребительной эскадрильи 56-ой истребительной группы, на котором летал поляк капитан Bolesław Michał Gładych (Болеслав Михал Гладич) - Англия, июнь 1944 г. Самолет имел серийный номер 42-75224.
Болеслав Гладич (Гладых) родился 17 мая 1918 в Варшаве. В начале 1938 года он поступил в Летную Школу в Деблине. К началу войны в сентябре 1939 он не завершил свою подготовку, Гладич все еще летал на учебном PWS-10, и только начал осваивать истребители PZL P-7 и PZL P-11.
После поражения Польши он оказался в Румынии, а затем во Франции. Здесь он сразу же вступил в недавно сформированный добровольческий "Финский" эскадрон, чтобы принять участие в советско-финской войне. За исключением двух французских пилотов (майора Демарнье и капитана Поужево) все добровольцы были поляками. При создании этого подразделения упор делался на то, что Финляндия вслед за Польшей подверглась нападению Сталина. Как это ни было из-за быстротечности войны эскадра не попала на фронт и эскадрон был изменен к целиком польской единице под названием Groupe de Chasse I./145. Командиром был майор Кепский.
На вооружении состояли истребители Caudron Cr-714. Этот самолет было новым и интересным проектом истребителя, но как всякий новый проект страдал от многих технических проблем. Однако, эти самолеты были летательными аппаратами, на которых польским пилотам было необходимо летать против немцов и они сражались храбро.
Летая на "Циклоне" Гладич (на 10 Июня 1940? ) имел драматический воздушный поединок с Bf 109. После падения Франции, второй лейтенант Гладич в числе многих польских летчиков прибывает на Британские острова. К 21 апреля 1941 он закончил подготовку на британских истребителях и был отослан всостав 303 Эскадрона. Уже через пять дней он достигает своей первой воздушной победы, которая стала 250-й со времени польских пилотов в Англии. 23 июня 1941, эскадрон принял участие в двух миссиях над Францией.
Самолет Гладича ( "Spitfire" Mk V ) был поврежден и он был вынужден совершить посадку. В октябре 1941 Гладич записывает на свой счет еще один сбитый самолет противника.
С 9 июля 1942 по 16 сентября 1942, Гладич воевал в составе 302-го эскадрона "Город Познань". В начале 1943 он был повышен в звании. Весной 1943, во время тяжелого боя возле города Лилль ( Франция ) Гладич сбил еще один истребитель противника.
Осенью 1943 года Гладича постигает несчастье. Он ошибочно атаковал ( к счастью неудачно ) транспортный самолет, на борту которого находился британский премьер-министра Уинстон Черчилль. Английское Верховное Командование потребовало наказания для незадачливого пилота и польское командование освободило Гладича от полетов.
Но однажды Гладич встретил капитана Фрэнсиса Габрески (или скорее Франтишек Габришевский на польском языке), кто ранее летал в польском эскадроне. Однако в тот момент он летал в составе ВВС США и предложил сражаться в составе 56-й Истребительной Группы , вооруженной P-47 "Тандерболт".
Вскоре, Гладич уже с 61-й истребительной эскадрильей принял участие во многих боевых вылетах. Так, 21 февраля 1944 он сбил 2 Bf 109 в одном вылете. Однако самый напряженный бой произошел 8 марта 1944 года. В тот день он выполнял очередной вылет на прикрытие американских бомбардировщиков , наносивших удар по Берлину. Во время боя с FW 190, Гладич претендовал на одну победу. Но вскоре он оказался один против двух немцев. Поляк пошел на хитрость - он, не имея боезапаса и топлива стал заходить на посадку на ближайший немецкий аэродром Вечта. Польский пилот ушел внизу, выпустил шасси и стал заходить на посадку. Естественно, что зенитчики огня не открывали. Когда он был над летным полем он вдруг открыл огонь. Реагируя молниеносно, зенитная артиллерия открыла ураганный огонь, который прежде всего коснулся эскортировавших его "Фокке - Вульфов". Гладич дал полный газ и вышел из зоны поражения. Когда он пересек Ла - Манш двигатель его P-47 заглох и он был вынужден выполнить посадку. За этот вылет он получил Серебряную Звезду. После демобилизации эмигрировал в США. Закончил медицинский факультет одного из университетов, после чего стал практиковать как врач - психотерапевт. Имел практику в Сиэтлле.
ТТХ (P-47D-11):
Размах крыла, м ............................................................................................................................................ ....... 12,43 Длина, м ............................................................................................................................................ ................... 11,01 Высота, м ............................................................................................................................................ .................. 4,44 Площадь крыла, м2 ............................................................................................................................................ ... 27,87 Масса, кг : пустого самолета ................................................................................................................................ 4527 максимальная взлетная ....................................................................................................................... 7031 Тип двигателя .......................... 18 цилиндровый звездообразный Pratt & Whitney R-2800-63 мощностью 2000 KM Максимальная скорость, км/ч ................................................................................................................................. 690 Крейсерская скорость, км/ч ..................................................................................................................................... 563 Практическая дальность, км ( с дополнительным топливным баком) .......................................................................... 644 (1344) Практический потолок, м ........................................................................................................................................ 12800 Экипаж, чел. ............................................................................................................................................ ................ 1 Вооружение ..................................................................... восемь 12,7-мм пулеметов Colt-Browning М2 калибра 12,7 мм.
Имеем: оригинальный журнал, стандартный набор инструментов, из допов - фонарь. Резка будет "ручная". Итак, приступаю. В этой сборке буду стараться не делать ошибок, которые были допущены в моей предыдущей сборке Спита. Вначале - каркас кабинной центральной части фюзеляжа
Вообще то для пазов неплохо было бы сделать мини долото по ширине паза, например, из старых маникюрных ножниц, как пишет у себя на сайте Голованов. Но руки всё не доходят, да и ножиком, в принципе, нормально выходит.
villi64, криволинейные детали из картона раньше вырезал ножницами. Но сейчас от ножниц отказался - деформируют край картона. Вырезаю резаком олфовским но не точно по линии, а с небольшим припуском в 0,1-0,2 мм, а потом - финишная шлифовка наждачкой. Сразу не режу по линии, т. к. лезвие в толстом картоне может гульнуть куда не надо или завалиться вовнутрь рез. Прямолинейные - естественно, резаком под линейку
Времени и порою сил на сборку пока очень не хватает. Поэтому сделано очень мало Плюс ко всему провозился с приборкой, пытаясь сделать её более копийной. Вначале хотел делать с колечками из проволоки. Подобрал очень тоненькую проволочку толщиной 8 мкм ( из интереса померял толщину волоса - 4 мкм), сделал колечки и... отказался от них. Во-первых, покрасить аккуратно в черный цвет такие тоненькие колечки не получилось: краска не ровно ложится да и плохо держится. Логичнее было бы химически зачернить, но нужны хим. реагенты, которые неизвестно где искать. Во-вторых, на реальной приборке эти ободки почти и не заметны. Поэтому решил делать бутербод, только без пленки, а шкалы заливать лаком. Положил около пяти слоев лака, чтобы "приподнять стекла приборов" Ну и получилось вот что