1961 год
14 январяВ структуре ОКБ-586 на базе существующих подразделений образованы:
– проектный отдел ракет на жидком топливе – отдел 3 (во главе с Э. М. Кашановым);
– проектный отдел ракет на твердом топливе – отдел 31 (во главе с М. Б. Двининым);
– проектный отдел КА и боевых частей – отдел 32 (во главе с Ю. А. Сметаниным)1961 год
15 апреля На базеС КБ-10 ГКОТ (г. Павлоград) образован филиал № 2 ОКБ-586 для разработки РДТТ. Начальником филиала № 2 назначен С. Д. Бадоев.
1963 год
22 мая Постановлением правительства № 565-197 ОКБ-586 поручена разработка ракеты РТ-20П (8К99) с подвижной грунтовой стартовой установкой.
1964 год
Декабрь Разработан эскизный проект ракеты РТ-20П (8К99)
1965 год.
Апрель Проведено первое огневое стендовое испытание РДТТ 15Д15 ракеты 8К99 в г. Красноармейске Московской области.
Сентябрь Проведено первое ОСИ двигателя 15Д15 на экспериментальной базе в г. Павлограде.
1966 год
12 февраля В структуре ОКБ-586 КБ-5 (г. Павлоград) преобразовано в проектно-конструкторское подразделение по разработке твердотопливных двигателей – КБ-5 во главе с В. И. Кукушкиным.
1967 год
ОктябрьНачаты ЛКИ ракеты РТ-20П (8К99) на НИИП-53 (г. Плесецк). НАЧАЛО ТВЕРДОТОПЛИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Первые проектные проработки в ОКБ-586 по использованию твердотопливных двигателей в качестве энергетических установок БРДЦ относятся к 1958 г.
Это была не просто дань моде. Идея использования твердотопливных (пороховых) двигателей для ракет имеет вековую историю. Однако существовавшие до этого времени многочисленные рецептуры твердых топлив не обладали нужными для БРДД характеристиками, существенно уступая в этом отношении ЖРД. К тому же развитие ракетных комплексов с ЖРД набирало силу. Однако применение ракет с твердотопливными двигателями, естественно, доведенными до необходимых требований, сулило в перспективе огромные преимущества по сравнению с ЖРД:
1) обеспечение постоянной боеготовности ракет при длительном хранении в связи с отсутствием необходимости заправки топливом перед пуском,
2) резкое сокращение в связи с этим наземного стартового оборудования и сооружений стартовой позиции, сокращения объема регламентных работ и численности личного состава стартовой команды,
3) более благоприятные возможности для создания мобильных боевых ракетных комплексов.
Однако для разработки этого направления требовались значительные средства.
Первыми к твердотопливной тематике обратились американцы. Столкнувшись с проблемой негерметичности жидкостных МБР "Титан-2", уже стоявших на боевом дежурстве в шахтных пусковых установках, после ряда сложных и дорогостоящих попыток спасти положение, главным образом, путем создания определенного температурно-влажностного режима в шахтах, прагматичные американцы решительно повернулись в сторону создания новых МБР только на твердом топливе. "Титан-2" была первой, единственной из жидкостных МБР США, работавшей на высококипящих компонентах, и последней из боевых ракет с ЖРД. Располагая огромными ресурсами, США развернули обширную программу работ в области разработки твердых топлив и уже в скором времени добились крупных успехов в создании крупногабаритных маршевых РДТТ для БРСД морской системы "Поларис" и МБР наземной системы "Минитмен".
Внимательно следя за разработками потенциального противника, советское правительство с целью развития сырьевой и производственной базы для обеспечения развития твердотопливного направления в стране постановлением № 1229-562 от 12 сентября 1957 г. обязало Государственные комитеты СССР по химии, авиационной и оборонной технике, а также Академию наук СССР провести в 1959-1965 гг. работы по созданию и освоению серийного производства высококалорийных твердых ракетных топлив.
Разработкой нового перспективного направления в ракетной технике — твердотопливного, учитывая зарубежный опыт, в стране в конце 50-х гг. начали серьезно заниматься ОКБ-1 С. П. Королева, КБ Машиностроения (Главный конструктор М. Ю. Цирульников, г. Пермь, в настоящее время НПО "Искра"), ЦКБ-7 (Главный конструктор П. А. Тюрин, в настоящее время КБ "Арсенал"), чуть позднее к ним присоединился НИИ-1 (Главный конструктор А Д. Надирадзе, в настоящее время МИТ — Московский институт теплотехники). Естественно, что ОКБ-586 не могло остаться в стороне.
Первоначальные усилия проектантов отдела 3 были направлены на комплексный сравнительный анализ баллистической эффективности различных компоновочных схем твердотопливных ракет, проработку наиболее эффективных конструкторских вариантов зарядов твердого топлива, а также на поиски смежных организаций, которые могли бы взяться за разработку топлив и зарядов для маршевых РДТТ, и налаживание контактов с ними.
Помимо технических, одной из основных была проблема создания в Днепропетровском регионе производственной и испытательной баз для разработки твердотопливных двигателей. При этом главными условиями были: наличие химического предприятия по производству твердых топлив или взрывчатых веществ, производственных площадей для создания механосборочного участка и свободной территории для строительства огневого стенда.
Для этих целей наиболее приемлемой оказалась территория артиллерийского полигона СКБ-10 ГКОТ, расположенного в г. Павлограде, недалеко от Днепропетровска. Рядом находился большой химический завод № 55, то есть имелись перспективы для создания компактного центра по разработке твердотопливных ракет.
Артиллерийский полигон в Павлограде был организован еще в 1931 г. для проведения контрольных испытаний артиллерийских боеприпасов. В 1956 г. на его базе было организовано Специальное конструкторское бюро — СКБ-10 — для разработки бронебойного противотанкового специального активно-реактивного выстрела. Начальником СКБ-10 был назначен С. Д. Бадоев.
После всестороннего изучения проблемы совместно с руководством завода № 55 и СКБ-10 с участием полномочных представителей ОКБ-586 Б. Е. Андреева и Л. А. Черникова 28 июня 1960 г. в ГКОТ направляется письмо за подписями М. К. Янгеля и Л. В. Смирнова, в котором обрисовываются перспективы развития будущего так называемого Павлоградского куста:
"В целом схема организации научно-исследовательских работ по разработке РДТТ представляется следующим образом:
СКБ-10, переводимое в систему 7-го Главного управления ГКОТ, осуществляет на правах головной организации проектную и экспериментальную разработку двигателей в целом, а завод № 55, остающийся в системе Днепропетровского совнархоза, выступает как смежник СКБ-10 в части производства топлив, изготовления и снаряжения двигателей и работает под техническим руководством СКБ-10 и отдельных ведущих организаций.
При этой схеме в одном географическом месте создается замкнутый цикл по разработке и производству двигателей твердого топлива, при котором наиболее опасная часть его, связанная с производством топлив и снаряжением двигателя, оказывается удаленной от места сборки и испытаний двигателей...
...Что касается разработки и производства самих ракет, то никакой возможности приблизить их к месту производства двигателей практически не имеется, так как в окрестностях г. Павлограда отсутствует необходимая производственно-техническая база, на основе которой могло бы быть создано современное ракетное производство.
Поэтому комплекс работ по разработке самих ракет твердого топлива и их производство необходимо осуществлять на базе ОКБ и завода № 586, для чего в составе ОКБ должен быть создан специальный филиал (по типу КБ-4) численностью не менее 150-200 ИТР, а в составе завода — соответствующее экспериментально-сборочное производство".
В конце письма выражалось пожелание для более грамотного решения проблемы организовать специальную комиссию ГКОТ с привлечением ведущих специалистов НИИ-6, ГИПХ, НИИ-125, ГСПИ-4, НИИ-13, НИИ-571, НИИ-88, а также представителей ОКБ и завода № 586, филиала ГСПИ-7, СКБ-10 и завода № 55.
Предложение было незамедлительно принято и реализовано. Уже 14 июля 1960 г. рекомендации созданной рабочей бригады под руководством В. М. Ковтуненко с участием Б. Е. Андреева и Л. А. Черникова, ведущих специалистов СКБ-10, завода № 55 были направлены в Госкомитет. В выводах отмечалась техническая возможность и целесообразность создания комплекса по разработке баллистических ракет на твердом топливе смесевого типа на базе ОКБ-586, СКБ-10, НИИ-6 и завода № 55 и давались рекомендации по проведению работ в обеспечение создания комплекса.
Такими были первые шаги в организации Павлоградского куста по разработке твердотопливных БРДД, который в дальнейшем сыграл огромную роль в создании и отработке ряда ракет ОКБ-586.
В связи с необходимостью развертывания работ по проектируемой малогабаритной твердотопливной ракете РТ-40 и с целью концентрации усилий в этом направлении Главный конструктор ОКБ М. К. Янгель приказом от 20 декабря 1960 г. создает специальную бригаду во главе с Л. А. Черниковым, в которую входят специалисты отделов 3 и 11 А. Ф. Назаренко, Г. В. Гальмаков, В. А. Глазков, В. В. Скрябин, Э. М. Кокоулин, Г. А. Овчинников, Н. И. Рагозин, С. С. Российченко, Б. К. Афанасьев, В. Ф. Слисаренко, С. Н. Грехов (из отдела 11).
В начале 1961 г. приказом Главного конструктора № 1 от 14 января для ведения работ по ракетам на твердом топливе организуется специальный проектный отдел 31 во главе с М. Б. Двининым.
Однако первые проектные проработки показали, что без проведения глубокой научно-исследовательской работы, в том числе с экспериментальным подтверждением, нельзя даже оценить возможность создания ракеты подобного класса. Необходимо было взвесить реальное состояние отечественной промышленности по производству твердых ракетных топлив и материалов для маршевых РДТТ, элементной базы системы управления, ожидаемый уровень характеристик специальных боевых зарядов и прочее.
На решение такой проблемы и было направлено постановление правительства № 316-137 от 4 апреля 1961 г., в котором ОКБ-586 предлагалось в течение 1961-1962 гг. вместе со смежными организациями выполнить соответствующую научно-исследовательскую работу с последующим ее переводом в ОКР. В основу НИР было положено ТТЗ Министерства обороны, в соответствии с которым требовалось создание малогабаритной МБР на твердом топливе со стартовой массой порядка 25 т.
К этим работам была привлечена практически вся имеющаяся на тот период кооперация организаций-разработчиков и изготовителей по твердотопливному направлению:
— разработка высокоэнергетических смесевых твердых топлив, зарядов и их технологии — НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, завод № 55 Днепропетровского совнархоза;
— разработка конструкционных, жаростойких и теплозащитных материалов и технологии изготовления корпусов и узлов РДТТ — НИИ-13, НИИ-88, ВИАМ, институты АН УССР, НИИГрафит и ВНИИТС Московского совнархоза, НИТИ-40, УкрНИТИ.
Кроме того, к работам были привлечены прежние ракетные смежники:
— по разработке бортовой и наземной аппаратуры СУ, электрооборудования, источников питания и кабельной сети — ОКБ-692, НИИ-944, ВНИИЭМ, ВНИИТ, НИАИ, ОКБ-686,
— по разработке боевого снаряжения — КБ-11,
— по комплексной проработке вариантов старта — ЦКБ-34,
— по проведению теоретических и экспериментальных исследований, составлению методик расчета РДТТ — НИИ-1, ЦАГИ, НИИ-88, НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, МВССО СССР, МВССО РСФСР, ИСМ АН УССР.
В обеспечение проведения порученной НИР, а также подготавливая развертывание ОКР по твердотопливным ракетам, приказом ГКОТ № 148 от 15 апреля 1961 г. на базе СКБ-10 был организован филиал № 2 ОКБ-586, который возглавил С. Д. Бадоев, бывший начальник СКБ-10. Главным конструктором филиала был назначен Б. Е. Андреев, главным инженером — Н. Ф. Куриленко. В составе филиала были организованы два отдела: конструкторский — отдел 10, возглавляемый Н. Д. Модестовым, и испытательный — отдел 7, возглавляемый П. Ф. Божковым. Главному конструктору ОКБ-586 М. К. Янгелю, начальнику филиала С. Д. Бадоеву, директору завода № 55 И. А. Сухих поручалось приступить к научно-исследовательским работам по созданию БРДД на твердом топливе со следующим распределением работ:
— ОКБ-586 — разработка БРК в целом,
— филиал № 2 ОКБ-586 — разработка и экспериментальная отработка двигателей ракеты,
— НИИ-6 — разработка рецептур, технологии изготовления и снаряжения зарядов твердого топлива.
Этим же приказом поручалось Главному конструктору ОКБ-1, директорам НИИ-1, НИИ-6, НИИ-130, НИИ-125 и начальнику ЦКБ-7 с целью использования накопленного опыта в разработке ракет на твердом топливе ознакомить ОКБ-586 и его филиал № 2 со всеми проводимыми работами в этой области с передачей, в случае необходимости, требуемой технической документации.
НИР по заданной теме продолжалась около двух лет. Был выполнен большой объем расчетно-теоретических исследований, проектно-конструкторских проработок, освоен и обобщен опыт организаций отрасли по проектированию и экспериментальной отработке РДТТ, одновременно удалось изготовить два модельных двигателя и провести серию экспериментов по проверке огневой стойкости ряда материалов. В результате проведенных НИР специалистам ОКБ-586 стали ясны многие специфические стороны проектирования РДТТ, наладилась тесная связь с НИИ-9 (НПО "Алтай"), НИИ-125 (ЛНПО "Союз") и др. Сотрудниками филиала № 2 ОКБ-586 была освоена специфика экспериментальной отработки ракетных двигателей на твердом топливе. В ходе НИР они обеспечивали изготовление и стендовые испытания модельных двигателей, на которых отрабатывались рецептуры топлив, материалы и конструкции элементов РДТТ. Именно в это время коллективами проектного отдела 31 и филиала № 2 ОКБ закладывались на предприятии основы новой, твердотопливной тематики.
Однако требуемый результат не был достигнут. Проведенная НИР показала, что с учетом всех факторов стартовая масса малогабаритной МБР на твердом топливе может быть реализована лишь на уровне, в 1,5 раза превышающем заданный.
Казалось бы, что перевод НИР в ОКР откладывается на неопределенный срок. Однако выход был найден: проектанты предложили создать двухступенчатую малогабаритную МБР комбинированного типа — с РДТТ на первой ступени и ЖРД на второй. Применение ампулизированной жидкостной второй ступени позволяло сохранить все основные эксплуатационные преимущества РДТТ и в то же время ввести стартовую массу ракеты в допустимые пределы.
Постановлением правительства № 565-197 от 22 мая 1963 г. НИР по теме РТ-20П была переведена в ОКР. ОКБ-586 поручалась разработка предэскизного проекта комбинированной ракеты со стартовой массой не более 30 т. Ракете был присвоен индекс 8К99, маршевому РДТТ первой ступени — индекс 15Д15, маршевому ЖРД второй ступени — индекс 15Д12.
На основании положительных результатов проведенных проектных и экспериментальных работ руководство ОКБ и завода в ноябре 1963 г. вышло в правительство с предложением о создании подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с комбинированной двухступенчатой МБР. Это предложение рассматривалось как первый этап создания такого типа комплекса с последующей, по мере совершенствования характеристик твердого топлива материалов и конструкции РДТТ в целом, заменой жидкостной второй ступени на твердотопливную.
В декабре 1963 г. приказом № 778 ГКОТ на базе филиала № 2 ОКБ-586 образован специализированный производственный объект завода № 586 по изготовлению двигателей на твердом топливе, огневым стендовым испытаниям РДТТ. Конструкторские подразделения бывшего филиала оставались в составе ОКБ.
Приказом Главного конструктора № 2 от 24 января 1964 г. производится реорганизация проектно-конструкторских подразделений, работающих по твердотопливной тематике. Для разработки двигателя первой ступени создавался специализированный комплекс № 9 под руководством заместителя Главного конструктора М. Б. Двинина. В состав комплекса вошел проектный отдел 31 (начальник — Б. Е. Андреев, ставший одновременно заместителем начальника комплекса) и конструкторское бюро 5 (КБ-5), организованное на базе конструкторского отдела бывшего филиала № 2. Начальником КБ-5 назначался Г. Д. Хорольский. На базе конструкторского отдела, находящегося на павлоградской территории, были организованы два отдела — 551 — по конструкции двигателей (Н. Д. Модестов) и 552 — по стендовым испытаниям (А. А Спивак). Общая численность КБ-5 на момент создания составляла 130 человек.
В январе 1964 г. был разработан предэскизный проект комплекса. В докладе партийно-хозяйственному активу по итогам 1963 г. и задачам на 1964 г. М. К. Янгель сказал:
"Вторая наша перспективная тема — это изделие 8К99. В 1963 году и у нас самих, и у нашего генерального Заказчика, и в нашем комитете, и в ВПК было много колебаний по выбору схемы этого изделия. Дело в том, что в заданные параметры по весу и дальности полета в плане НИР при современном уровне топлива уложиться оказалось невозможным. Поэтому мы проработали так называемый комбинированный вариант: первая ступень с одним видом топлива, вторая ступень — с топливом, примененным на изделии 8К67. Такая схема приближает нас по стартовому весу к заданной величине. Сейчас эта схема получила одобрение генерального Заказчика, нашего комитета, устно — руководства ВПК, и поэтому колебания по этой теме сейчас закончены, появилась полная ясность и возможность двигаться дальше".
Вскоре устное одобрение ВПК было подкреплено решением № 113 от 15 апреля 1964 г. о проведении работ первого этапа по комплексу 8К99 с двигателем первой ступени на твердом смесевом топливе и ЖРД на второй ступени, на реально достигнутом уровне характеристик по твердому топливу, системе управления и спецзаряду. Были установлены сроки разработки:
— эскизный проект — четвертый квартал 1964 г.,
— проведение огневых стендовых испытаний двигателей — июль 1964 г. — второй квартал 1965 г.,
— подготовка полигона — третий квартал 1965 г.,
— начало совместных летных испытаний — четвертый квартал 1965 г.
Приказом Главного конструктора № 7 от 22 февраля 1964 г. ведущим конструктором комплекса был назначен Б. А. Ковтунов, ведущим конструктором ДУ первой ступени — С. В. Борисенко.
Весь 1964 год проходил под знаком разработки эскизного проекта, подготовки производства к изготовлению материальной части как на днепропетровской, так и на Павлоградской территориях, строительства стендов, выпуска чертежно-технической документации. Еще на этапе проведения НИР в Павлограде была проведена реконструкция механического цеха № 3 филиала ОКБ-586, ранее принадлежавшего СКБ-10, закончены строительство и ввод в эксплуатацию механосварочного корпуса № 2, оборудованного комплексом нестандартного оборудования для сварки, термообработки и гидроиспытаний корпусов РДТТ. На площадках корпуса № 27 был организован участок нанесения теплозащитных покрытий с оборудованием для их пропитки, укладки и полимеризации. Изготовлена и смонтирована установка силицирования графита, начато строительство участка порошковой металлургии для изготовления деталей соплового блока из псевдосплава ВНДС. К концу 1964 г. были завершены реконструкция и доукомплектование этих производственных участков, а также организован участок сборки элементов корпуса и соплового блока. На площадке № 2 были построены и сданы в эксплуатацию корпус для снаряжения и термостатирования РДТТ, а также корпус дефектации матчасти после огневых стендовых испытаний. Одновременно на павлоградской территории создавалась экспериментальная база для отработки РДТТ. Еще в 1961 г. на площадке № 5 был построен и сдан в эксплуатацию стенд для проведения огневых испытаний модельных двигателей. В 1962 г. на этой же площадке внедрена установка УМ-1 для проведения холодных испытаний элементов соплового блока. Основное внимание на протяжении 1963-1964 гг. было уделено строительству испытательного комплекса, состоящего из двух открытых горизонтальных стендов для проведения огневых пусков РДТТ — с тягой до 20 тс на площадке № 2 и с тягой до 200 тс на площадке № 3. Документация на строительство комплекса была разработана Днепровским проектным институтом. Огневой стенд на площадке № 3, предназначенный для испытаний двигателя 15Д15, был полностью укомплектован и введен в эксплуатацию в 1965 г.
Одновременно шел постоянный поиск оптимальной структуры подразделений, ведущих работы по твердотопливной тематике. 9 апреля 1964 г. Главным конструктором ОКБ было подписано два приказа. В первом, под номером 14, упразднялся ввиду нецелесообразности комплекс 9 и расформировывался отдел 31 с переводом сотрудников в отделы 3, 10 и 33. Проектная разработка РДТТ переводилась в проектный отдел 3 совместно с проектной разработкой ракеты. Во втором приказе (№ 15) в целях более четкой организации работ проектных подразделений и устранения многотемности в комплексе 1 создавался проектный отдел 23 двигательных установок и пневмогидросистем во главе с В. И. Кукушкиным.
Так завершился первый, начальный этап истории твердотопливного направления в ОКБ-586, который часто называют предысторией КБ-5. Большинство сотрудников отдела 31 и многие, начинавшие работать в подразделениях филиала № 2 ОКБ-586, не были специалистами по твердотопливному направлению. Всем им в той или иной степени пришлось учиться уже в процессе освоения новой тематики. Процесс адаптации оказался не очень продолжительным — практически в течение трех-четырех лет достаточно четко оформились организационные структуры проектных, конструкторских и испытательных подразделений, обрело более определенные формы распределение работ, а каждый из членов уже достаточно большого коллектива нашел и занял свою единственную специфическую производственную нишу в общем деле. Для многих выбранный в этот период профиль работы стал основным на все последующие годы.