Суббота, 23.11.2024, 06:32

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
«Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter»

РТ-20П. "Железной деве" - 45
dimon_13Дата: Пятница, 19.11.2010, 06:25 | Сообщение # 76
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
belseral, Спасибо!!! Я совсем забыл про эту книгу shy Если еще чего найдете, то выкладывайте текст. Потом по этим кусочкам дополним и исправим то описание что вначале.

..........................
Эскизный проект комбинированной двухступенчатой баллистической ракеты разработан в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля в декабре 1964 года. Постановление правительства о начале разработки ракеты РТ-20П вышло 24 августа 1965 года. Ведущий конструктор - Василий Будник.

Предполагалось, что ракета будет оснащена первой ступенью с двигателем на твердом топливе и второй ампулизированной ступенью, оснащенной ЖРД. При такой схеме обеспечивались требуемые стартовая масса ракеты и точность стрельбы. Как известно, важнейшим параметром, влияющим на точность стрельбы, является скорость ракеты при выключении двигателя последней ступени. К началу разработки РТ-20П достаточно эффективного механизма отсечки тяги в момент выключения твердотопливного двигателя ступени еще не было разработано. Конструкция жидкостных ракетных двигателей была отработана. Поэтому Янгель принял решение о создании комбинированной ракеты.

Проектно-поисковые работы по твердотопливным ракетам были начаты в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля в ноябре 1960 года. В 1963 году для производства твердотопливных двигателей и ракет был образован Павлоградский механический завод. В 1964 году для разработки твердотопливных двигателей на территории завода создано конструкторское бюро.

"В составе ПО ЮМЗ (Южный машиностроительный завод - прим. авт.) особое место занимает Павлоградский механический завод (ПМЗ). Образованный в декабре 1963 года как специализированный производственный объект завода № 586, ПМЗ за короткий срок превратился в базовое предприятие отрасли по изготовлению, сборке и отработке двигателей и ракет на твердом топливе. С 1965 года по настоящее время заводом руководит В.М. Шкуренко, ранее работавший начальником цеха главной сборки головного завода.

В январе 1964 года в составе ОКБ-586 на территории ПМЗ для конструкторской разработки первого крупногабаритного двигателя было образовано КБ-5 во главе с Г.Д. Хорольским. В феврале 1966 года КБ-5 реорганизуется в проектно-конструкторское бюро по разработке и экспериментальной отработке твердотопливных двигателей, которым в течение почти тридцати лет руководил главный конструктор В.И.Кукушкин.

В тесном содружестве были созданы твердотопливные двигатели для первого подвижного ракетного комплекса (РТ-20П) и ракеты морского базирования". (Паппо-Корыстин В., Платонов В., Пащенко В. Днепровский ракетно-космический центр. - Днепропетровск. ПО ЮМЗ-КБЮ, 1994. С. 25).

Твердотопливная двигательная установка первой ступени РТ-20П была разработана под руководством главного конструктора КБ-5 "КБ Южное" Владимира Кукушкина. Она имела четыре поворотных сопла. Твердотопливный заряд разработан в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова.

На второй ступени ракеты использовался двигатель 15Д12, разработанный под руководством главного конструктора КБ-4 КБ "Южное" Ивана Иванова. Топливо - AT и НДМГ. Позже модернизированный двигатель 15Д12, получивший индекс 15Д169, был установлен на вторую ступень ракеты МР-УР-100.

Разрабатывались шахтный, подвижной грунтовой и железнодорожный варианты боевого ракетного комплекса. В качестве окончательного варианта выбран подвижно-грунтовой комплекс. Пусковую установку решено было разместить на шасси тяжелого танка Т-10М, разработанного в КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством Жозефа Котина.

Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере. Впервые для ракеты наземного базирования был отработан минометный старт (способ старта, при котором маршевый двигатель первой ступени включается на высоте 20 - 30 метров над верхним срезом пусковой установки с целью снижения разрушительного воздействия газовой струи работающего маршевого двигателя на стартовые агрегаты) из транспортно-пускового контейнера с помощью порохового аккумулятора давления. "Павлоградцы первыми в стране освоили в производстве мощные пороховые аккумуляторы давления, что в немалой степени способствовало успешному внедрению минометной схемы старта". (Паппо-Корыстин В., Платонов В., Пащенко В. Днепровский ракетно-космический центр. - Днепропетровск. ПО ЮМЗ-КБЮ, 1994. С. 25).

Предусматривалось оснащение двумя типами головных частей: тяжелой и легкой. Первоначально разрабатывалась ракета, оснащенная "тяжелой" ГЧ мощностью 1,5 Мт. Расчетная дальность ракеты - 5000 км. Позже разработан проект с использованием более легкой головной части. При этом мощность боевого заряда уменьшилась до 550 килотонн. Однако появилась возможность достижения межконтинентальной дальности полета.

Максимальная расчетная дальность стрельбы с "легкой" ГЧ, км 7000
Максимальная расчетная дальность стрельбы с "тяжелой" ГЧ, км 5000
Длина ракеты, м 18
Диаметр корпуса, м 1,6
Стартовая масса ракеты, т. 30
Масса "тяжелой" ГЧ, кг 1410
Мощность ядерного боезаряда "тяжелой" ГЧ, Мт. 1,5
Мощность ядерного боезаряда "легкой" ГЧ, Кт .550
 
dimon_13Дата: Вторник, 30.11.2010, 16:44 | Сообщение # 77
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
РД-857
Тип: ЖРД
Топливо: Гептил (НДМГ)
Окислитель: N2O4 (AT)
Камер сгорания: 1
Страна: СССР
Использование:
Время эксплуатации: 1967-1969 годы
Применение: РТ-20П (вторая ступень)
Развитие: РД-862 (15Д169)
Производство:
Конструктор: ОКБ-586
Время создания: 1963-1967 годы
ОСИ с сентября 1965 г.
ЛКИ с октября 1967 г.
Обозначение: 15Д12
Производилось: до 1969 года
Всего выпущено: 12
Массогабаритные
характеристики
Масса: 185 кг
Высота: 2100 мм
Диаметр: 930 мм
Рабочие характеристики
Тяга: Вакуум: 137,3 кН (14 тс)
Удельный импульс: Вакуум: 327,5 с (3212,7 м/с)
Время работы: 215 с
Давление в камере сгорания: 130 кгс/см² (12,75 МПа)
Отношение окислитель/топливо: 2,6
Тяговооружённость: 73,68
Зажигание: самовоспламенение

РД-857 (Индекс ГРАУ — 15Д12) — жидкостный ракетный двигатель, разработанный в КБ-4 ОКБ-586 Иваном Ивановым (начало работ — 1963 год). Двигатель предназначался для создания тяги и управления полетом второй ступени 8К94 комбинированной МБР 8К99 (РТ-20П) по всем каналам стабилизации. В связи с прекращением работ по РТ-20П в серию не пошёл, но на его основе разработан двигатель РД-862 (15Д169) применявшийся на второй ступени ракеты МР УР-100 (15А15) (усовершенствования касались повышения надежности и увеличения ресурса).

Двигатель РД-857 — однокамерный, однорежимный, закрытого цикла, однократного включения с турбонасосной системой подачи компонентов топлива (АТ — НДМГ), выполнен по схеме с дожиганием восстановительного генераторного газа. Управление вектором тяги по каналам тангажа и рыскания осуществляется газодинамическим способом, основанным на вдуве восстановительного генераторного газа в закритическую (сверхзвуковую) часть сопла камеры двигателя. Для управления по каналу крена установлены четыре реактивных сопла, рабочее тело для которых вырабатывается в газогенераторе ТНА двигателя.

Рабочее тело турбины ТНА — вырабатываемый в газогенераторе восстановительный газ. Раскрутка ТНА во время запуска производится за счёт порохового стартера, работающего на пусковую турбину. Управление элементами автоматики — с помощью пироприводов.

 
dimon_13Дата: Вторник, 30.11.2010, 17:32 | Сообщение # 78
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Поддельный парад

Когда в 1957-м ТАСС объявил о пуске первой советской межконтинентальной ракеты, Запад испытал шок. А это опять был блеф. Советская баллистическая ракета (она же потом вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли) представляла собой все ту же Фау-2 в комбинации с еще предвоенными разработками советских конструкторов.
Внес Никита Сергеевич и неоценимый личный вклад в создание легенды о советском ядерном оружии. Когда в СССР на боевом дежурстве стояло всего 4 межконтинентальных ракеты, а в США уже 60, генсек безапелляционно заявил, что мы делаем МБР как сосиски. Для советских людей такое сравнение звучало двусмысленно (сосиски были в дефиците), но на иностранцев произвело впечатление.
Ответ американцев состоял в том, что они сосредоточились на разработке ракет с мобильной пусковой установкой. Для этого надо было найти удачную твердотопливную конструкцию, потому что ракеты на жидком топливе практически невозможно перевозить в заправленном состоянии. Работы над американской ракетой Minuitman, надолго ставшей единственной в мире твердотопливной межконтинентальной ракетой, завершились фантастически быстро.
Хрущеву пришлось отвечать очередным блефом.
С 1962 года в КБ Сергея Королева шла разработка "глобальной ракеты" ГР-1 (заводское обозначение 8К713), которая должна была достичь Америки не через Северный полюс, откуда американцы ждали удара, а через Южный, к чему США не были готовы. Но этот проект, как и проект ракеты, предназначенной для уничтожения на орбите спутников противника (8К513), не удался и был закрыт через два года.
Тем не менее 9 мая 1965 года по Красной площади победно проследовала 8К713. Присутствовавшие на параде иностранные военные атташе были напуганы до смерти, затем пришла очередь штабов НАТО. Американцы ассигновали очередные десятки миллиардов на разработку НОРАД — комплекса защиты против глобальных ракет.
А по Красной площади ехали всего лишь макеты...
Вообще, парад в честь 20-летия Победы запомнился многим, кто имел отношение к разработке ракетного оружия. В частности, потому, что на нем кроме 8К713 были продемонстрированы мобильные комплексы разработки Тюрина (8К96) и Михаила Янгеля (8К99) с твердотопливными ракетами.
Поднялся страшный международный шум. И только те, кто принимал непосредственное участие в подготовке этой демонстрации, знали: по площади в облаках выхлопных газов ехали подделки. Один из авторов этой статьи сам считал на прочность систему крепления в макете 8К99 балласта, необходимого, чтобы пустая оболочка не слишком подпрыгивала на брусчатке.
Оба комплекса в действительности так и не пошли в серию: испытательные пуски на полигоне "Плесецк" были абсолютно неудачными. А соревнование продолжалось.

ИВАН САФРОНОВ, АЛЕКСАНДР КАБАКОВ
Журнал «Власть» № 44 (296) от 17.11.1998

 
dimon_13Дата: Вторник, 30.11.2010, 17:47 | Сообщение # 79
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Первые пуски ракеты 8К99 производились с северного полигона (Плесецк) и были аварийными. Сказывалось отсутствие опыта в изготовлении и эксплуатации пороховых шашек и реактивных двигателей. Растрескивание твердых порохов увеличивало площадь горения, что приводило к нерасчетному повышению давления газов и, в конечном итоге, к взрыву. Падение одной из аварийных ракет в район Братской электростанции привело к тому, что разработчики порохового двигателя взяли "таймаут", а затем разработка вообще была закрыта. Закрытию способствовало два фактора: первый - отсутствие в стране в нужных объемах производства порохов необходимого качества и второй фактор - отсутствие на то время технических решений по обеспечению длительного хранения жидких компонентов топлива в баках ракеты при ее стоянии на стартовой позиции путем так называемой "ампулизации" ее баков.
Воспоминания А.С.Гончара

Ельцин, Станислав Николаевич.
Устройство и функционирование ракеты 8К99 [Электронный ресурс] : учебное пособие [для вузов] / С. Н. Ельцин ; БГТУ "ВОЕНМЕХ". - Электрон. текстовые дан. - СПб. : [б. и.], 2010. - 1 эл. жестк. диск : схемы, табл. - Библиогр.: с. 49. - Вопросы для самоконтроля: в конце разд. - ISBN 978-5-58546-506-8 : Б. ц.
Параллельные издания: [Текст] : Ельцин С. Н. Устройство и функционирование ракеты 8К99 : учебное пособие [для вузов] / С. Н. Ельцин. - СПб., 2010. - 50 с: схемы, табл. - ISBN 978-5-58546-506-8 (Шифр 623.4УО/1087/Е 58)
Содержание:
Общие сведения о ракете 8К99 . - С .3 - 14
Пневмогидравлическая система ДУ второй степени . - С .15 - 21
Конструкция отсеков и агрегатов ракеты . - С .22 - 43
Порядок работы систем ракеты . - С .44
Комментарии к тексту и некоторым вопросам . - С .44 - 49
УДК
623.462.145(075.8)

В 1965 г. при рассмотрении и защите на Научно-техническом комитете Заказчика эскизного проекта первого в истории мировой ракетной техники мобильного ракетного комплекса с МБР 8К99. (Это комбинированная малогабаритная ракета со стартовым весом 31 т, которая имела твердотопливную первую ступень, а вторая была жидкостной со специальными демпферами жидкости в баках, что определяло ее особенность). В этом проекте был впервые применен минометный старт из ТПК. Ракета в ТПК размещалась на шасси тяжелого танка, что обеспечивало изменение местоположения и соответственно увеличивало живучесть комплекса в условиях повышенной точности стрельбы ракет вероятного противника.
Главный конструктор М.К.Янгель в своем докладе дал четкое обоснование его перспективности и отметил необоснованность завышенных требований Заказчика.
Из-за нетрадиционности комплекса и сложности его эксплуатации по сравнению с существующими шахтными комплексами выступающие представители Заказчика высказались против дальнейшей разработки. При этом в ход пускались любые аргументы, даже курьезные утверждения об отсутствии такого комплекса в существующей классификации: «нет места для комбинированной ракеты, и все тут».
И только твердая, бескомпромиссная позиция М.К.Янгеля и мудрость Главкома маршала Н.И.Крылова, который вопреки позиции всех своих служб поверил главному конструктору и поддержал его, позволили завершить защиту положительной оценкой с разрешением на продолжение работ. Комплекс вышел на летные испытания и был показан на Первомайском параде в 1967 г.
Мобильное базирование как одно из направлений развития стратегических комплексов, начало которому было заложено темой 8К99 (вопреки позиции Заказчика!), в конце концов, получило всеобщее признание и воплощено как в подвижных грунтовых комплексах, так и в железнодорожных, к разработке которых в США так и не приступили, а минометный старт из ТПК получил широкое распространение для всех типов МБР и других ракетных систем.

Сообщение отредактировал dimon_13 - Вторник, 30.11.2010, 17:50
 
nik-45Дата: Вторник, 30.11.2010, 18:21 | Сообщение # 80
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
Заправлена ракета гептилом и азоткой,

И Главный уточняет в последний раз ПЗ,

Давайте-ка, ребята, проверим перед стартом,

Какие не проведены осталися ТЗ?

Я верю, друзья, что команды пройдут,

Ракета взлетит и достигнет «Куры»,

И Вадик Уралов закатит банкет,

С закуской имам-баялды!

ПЗ — полетное задание. ТЗ — техническое задание, «Кура» — район падения головных частей на Камчатке, а имам-баялда — великолепная икра из синих баклажан, стандартная закуска. Песенка имела успех и исполнялась всеми присутствующими, причем перед началом один вставал и заявлял: «Совершено секретно»


Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
 
dimon_13Дата: Вторник, 30.11.2010, 18:22 | Сообщение # 81
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
1961 год
14 январяВ структуре ОКБ-586 на базе существующих подразделений образованы:
– проектный отдел ракет на жидком топливе – отдел 3 (во главе с Э. М. Кашановым);
– проектный отдел ракет на твердом топливе – отдел 31 (во главе с М. Б. Двининым);
– проектный отдел КА и боевых частей – отдел 32 (во главе с Ю. А. Сметаниным)1961 год
15 апреля На базеС КБ-10 ГКОТ (г. Павлоград) образован филиал № 2 ОКБ-586 для разра­ботки РДТТ. Начальником филиала № 2 назначен С. Д. Бадоев.
1963 год
22 мая Постановлением правительства № 565-197 ОКБ-586 поручена разработка ракеты РТ-20П (8К99) с подвижной грунтовой стартовой установкой.
1964 год
Декабрь Разработан эскизный проект ракеты РТ-20П (8К99)
1965 год.
Апрель Проведено первое огневое стендовое испытание РДТТ 15Д15 ракеты 8К99 в г. Красноармейске Московской области.
Сентябрь Проведено первое ОСИ двигателя 15Д15 на экспериментальной базе в г. Пав­лограде.
1966 год
12 февраля В структуре ОКБ-586 КБ-5 (г. Павлоград) преобразовано в проектно-конструкторское подразделение по разработке твердотопливных двигателей – КБ-5 во главе с В. И. Кукушкиным.
1967 год
ОктябрьНачаты ЛКИ ракеты РТ-20П (8К99) на НИИП-53 (г. Плесецк).

НАЧАЛО ТВЕРДОТОПЛИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Первые проектные проработки в ОКБ-586 по использованию твердотопливных двигателей в качестве энергетических установок БРДЦ относятся к 1958 г.

Это была не просто дань моде. Идея использования твердотопливных (пороховых) двигателей для ракет имеет вековую историю. Однако существовавшие до этого времени многочисленные рецептуры твердых топлив не обладали нужными для БРДД характеристиками, существенно уступая в этом отношении ЖРД. К тому же развитие ракетных комплексов с ЖРД набирало силу. Однако применение ракет с твердотопливными двигателями, естественно, доведенными до необходимых требований, сулило в перспективе огромные преимущества по сравнению с ЖРД:

1) обеспечение постоянной боеготовности ракет при длительном хранении в связи с отсутствием необходимости заправки топливом перед пуском,

2) резкое сокращение в связи с этим наземного стартового оборудования и сооружений стартовой позиции, сокращения объема регламентных работ и численности личного состава стартовой команды,

3) более благоприятные возможности для создания мобильных боевых ракетных комплексов.

Однако для разработки этого направления требовались значительные средства.

Первыми к твердотопливной тематике обратились американцы. Столкнувшись с проблемой негерметичности жидкостных МБР "Титан-2", уже стоявших на боевом дежурстве в шахтных пусковых установках, после ряда сложных и дорогостоящих попыток спасти положение, главным образом, путем создания определенного температурно-влажностного режима в шахтах, прагматичные американцы решительно повернулись в сторону создания новых МБР только на твердом топливе. "Титан-2" была первой, единственной из жидкостных МБР США, работавшей на высококипящих компонентах, и последней из боевых ракет с ЖРД. Располагая огромными ресурсами, США развернули обширную программу работ в области разработки твердых топлив и уже в скором времени добились крупных успехов в создании крупногабаритных маршевых РДТТ для БРСД морской системы "Поларис" и МБР наземной системы "Минитмен".

Внимательно следя за разработками потенциального противника, советское правительство с целью развития сырьевой и производственной базы для обеспечения развития твердотопливного направления в стране постановлением № 1229-562 от 12 сентября 1957 г. обязало Государственные комитеты СССР по химии, авиационной и оборонной технике, а также Академию наук СССР провести в 1959-1965 гг. работы по созданию и освоению серийного производства высококалорийных твердых ракетных топлив.

Разработкой нового перспективного направления в ракетной технике — твердотопливного, учитывая зарубежный опыт, в стране в конце 50-х гг. начали серьезно заниматься ОКБ-1 С. П. Королева, КБ Машиностроения (Главный конструктор М. Ю. Цирульников, г. Пермь, в настоящее время НПО "Искра"), ЦКБ-7 (Главный конструктор П. А. Тюрин, в настоящее время КБ "Арсенал"), чуть позднее к ним присоединился НИИ-1 (Главный конструктор А Д. Надирадзе, в настоящее время МИТ — Московский институт теплотехники). Естественно, что ОКБ-586 не могло остаться в стороне.

Первоначальные усилия проектантов отдела 3 были направлены на комплексный сравнительный анализ баллистической эффективности различных компоновочных схем твердотопливных ракет, проработку наиболее эффективных конструкторских вариантов зарядов твердого топлива, а также на поиски смежных организаций, которые могли бы взяться за разработку топлив и зарядов для маршевых РДТТ, и налаживание контактов с ними.

Помимо технических, одной из основных была проблема создания в Днепропетровском регионе производственной и испытательной баз для разработки твердотопливных двигателей. При этом главными условиями были: наличие химического предприятия по производству твердых топлив или взрывчатых веществ, производственных площадей для создания механосборочного участка и свободной территории для строительства огневого стенда.

Для этих целей наиболее приемлемой оказалась территория артиллерийского полигона СКБ-10 ГКОТ, расположенного в г. Павлограде, недалеко от Днепропетровска. Рядом находился большой химический завод № 55, то есть имелись перспективы для создания компактного центра по разработке твердотопливных ракет.

Артиллерийский полигон в Павлограде был организован еще в 1931 г. для проведения контрольных испытаний артиллерийских боеприпасов. В 1956 г. на его базе было организовано Специальное конструкторское бюро — СКБ-10 — для разработки бронебойного противотанкового специального активно-реактивного выстрела. Начальником СКБ-10 был назначен С. Д. Бадоев.

После всестороннего изучения проблемы совместно с руководством завода № 55 и СКБ-10 с участием полномочных представителей ОКБ-586 Б. Е. Андреева и Л. А. Черникова 28 июня 1960 г. в ГКОТ направляется письмо за подписями М. К. Янгеля и Л. В. Смирнова, в котором обрисовываются перспективы развития будущего так называемого Павлоградского куста:

"В целом схема организации научно-исследовательских работ по разработке РДТТ представляется следующим образом:

СКБ-10, переводимое в систему 7-го Главного управления ГКОТ, осуществляет на правах головной организации проектную и экспериментальную разработку двигателей в целом, а завод № 55, остающийся в системе Днепропетровского совнархоза, выступает как смежник СКБ-10 в части производства топлив, изготовления и снаряжения двигателей и работает под техническим руководством СКБ-10 и отдельных ведущих организаций.

При этой схеме в одном географическом месте создается замкнутый цикл по разработке и производству двигателей твердого топлива, при котором наиболее опасная часть его, связанная с производством топлив и снаряжением двигателя, оказывается удаленной от места сборки и испытаний двигателей...

...Что касается разработки и производства самих ракет, то никакой возможности приблизить их к месту производства двигателей практически не имеется, так как в окрестностях г. Павлограда отсутствует необходимая производственно-техническая база, на основе которой могло бы быть создано современное ракетное производство.

Поэтому комплекс работ по разработке самих ракет твердого топлива и их производство необходимо осуществлять на базе ОКБ и завода № 586, для чего в составе ОКБ должен быть создан специальный филиал (по типу КБ-4) численностью не менее 150-200 ИТР, а в составе завода — соответствующее экспериментально-сборочное производство".

В конце письма выражалось пожелание для более грамотного решения проблемы организовать специальную комиссию ГКОТ с привлечением ведущих специалистов НИИ-6, ГИПХ, НИИ-125, ГСПИ-4, НИИ-13, НИИ-571, НИИ-88, а также представителей ОКБ и завода № 586, филиала ГСПИ-7, СКБ-10 и завода № 55.

Предложение было незамедлительно принято и реализовано. Уже 14 июля 1960 г. рекомендации созданной рабочей бригады под руководством В. М. Ковтуненко с участием Б. Е. Андреева и Л. А. Черникова, ведущих специалистов СКБ-10, завода № 55 были направлены в Госкомитет. В выводах отмечалась техническая возможность и целесообразность создания комплекса по разработке баллистических ракет на твердом топливе смесевого типа на базе ОКБ-586, СКБ-10, НИИ-6 и завода № 55 и давались рекомендации по проведению работ в обеспечение создания комплекса.

Такими были первые шаги в организации Павлоградского куста по разработке твердотопливных БРДД, который в дальнейшем сыграл огромную роль в создании и отработке ряда ракет ОКБ-586.

В связи с необходимостью развертывания работ по проектируемой малогабаритной твердотопливной ракете РТ-40 и с целью концентрации усилий в этом направлении Главный конструктор ОКБ М. К. Янгель приказом от 20 декабря 1960 г. создает специальную бригаду во главе с Л. А. Черниковым, в которую входят специалисты отделов 3 и 11 А. Ф. Назаренко, Г. В. Гальмаков, В. А. Глазков, В. В. Скрябин, Э. М. Кокоулин, Г. А. Овчинников, Н. И. Рагозин, С. С. Российченко, Б. К. Афанасьев, В. Ф. Слисаренко, С. Н. Грехов (из отдела 11).

В начале 1961 г. приказом Главного конструктора № 1 от 14 января для ведения работ по ракетам на твердом топливе организуется специальный проектный отдел 31 во главе с М. Б. Двининым.

Однако первые проектные проработки показали, что без проведения глубокой научно-исследовательской работы, в том числе с экспериментальным подтверждением, нельзя даже оценить возможность создания ракеты подобного класса. Необходимо было взвесить реальное состояние отечественной промышленности по производству твердых ракетных топлив и материалов для маршевых РДТТ, элементной базы системы управления, ожидаемый уровень характеристик специальных боевых зарядов и прочее.

На решение такой проблемы и было направлено постановление правительства № 316-137 от 4 апреля 1961 г., в котором ОКБ-586 предлагалось в течение 1961-1962 гг. вместе со смежными организациями выполнить соответствующую научно-исследовательскую работу с последующим ее переводом в ОКР. В основу НИР было положено ТТЗ Министерства обороны, в соответствии с которым требовалось создание малогабаритной МБР на твердом топливе со стартовой массой порядка 25 т.

К этим работам была привлечена практически вся имеющаяся на тот период кооперация организаций-разработчиков и изготовителей по твердотопливному направлению:

— разработка высокоэнергетических смесевых твердых топлив, зарядов и их технологии — НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, завод № 55 Днепропетровского совнархоза;

— разработка конструкционных, жаростойких и теплозащитных материалов и технологии изготовления корпусов и узлов РДТТ — НИИ-13, НИИ-88, ВИАМ, институты АН УССР, НИИГрафит и ВНИИТС Московского совнархоза, НИТИ-40, УкрНИТИ.

Кроме того, к работам были привлечены прежние ракетные смежники:

— по разработке бортовой и наземной аппаратуры СУ, электрооборудования, источников питания и кабельной сети — ОКБ-692, НИИ-944, ВНИИЭМ, ВНИИТ, НИАИ, ОКБ-686,

— по разработке боевого снаряжения — КБ-11,

— по комплексной проработке вариантов старта — ЦКБ-34,

— по проведению теоретических и экспериментальных исследований, составлению методик расчета РДТТ — НИИ-1, ЦАГИ, НИИ-88, НИИ-6, НИИ-130, ГИПХ, МВССО СССР, МВССО РСФСР, ИСМ АН УССР.

В обеспечение проведения порученной НИР, а также подготавливая развертывание ОКР по твердотопливным ракетам, приказом ГКОТ № 148 от 15 апреля 1961 г. на базе СКБ-10 был организован филиал № 2 ОКБ-586, который возглавил С. Д. Бадоев, бывший начальник СКБ-10. Главным конструктором филиала был назначен Б. Е. Андреев, главным инженером — Н. Ф. Куриленко. В составе филиала были организованы два отдела: конструкторский — отдел 10, возглавляемый Н. Д. Модестовым, и испытательный — отдел 7, возглавляемый П. Ф. Божковым. Главному конструктору ОКБ-586 М. К. Янгелю, начальнику филиала С. Д. Бадоеву, директору завода № 55 И. А. Сухих поручалось приступить к научно-исследовательским работам по созданию БРДД на твердом топливе со следующим распределением работ:

— ОКБ-586 — разработка БРК в целом,

— филиал № 2 ОКБ-586 — разработка и экспериментальная отработка двигателей ракеты,

— НИИ-6 — разработка рецептур, технологии изготовления и снаряжения зарядов твердого топлива.

Этим же приказом поручалось Главному конструктору ОКБ-1, директорам НИИ-1, НИИ-6, НИИ-130, НИИ-125 и начальнику ЦКБ-7 с целью использования накопленного опыта в разработке ракет на твердом топливе ознакомить ОКБ-586 и его филиал № 2 со всеми проводимыми работами в этой области с передачей, в случае необходимости, требуемой технической документации.

НИР по заданной теме продолжалась около двух лет. Был выполнен большой объем расчетно-теоретических исследований, проектно-конструкторских проработок, освоен и обобщен опыт организаций отрасли по проектированию и экспериментальной отработке РДТТ, одновременно удалось изготовить два модельных двигателя и провести серию экспериментов по проверке огневой стойкости ряда материалов. В результате проведенных НИР специалистам ОКБ-586 стали ясны многие специфические стороны проектирования РДТТ, наладилась тесная связь с НИИ-9 (НПО "Алтай"), НИИ-125 (ЛНПО "Союз") и др. Сотрудниками филиала № 2 ОКБ-586 была освоена специфика экспериментальной отработки ракетных двигателей на твердом топливе. В ходе НИР они обеспечивали изготовление и стендовые испытания модельных двигателей, на которых отрабатывались рецептуры топлив, материалы и конструкции элементов РДТТ. Именно в это время коллективами проектного отдела 31 и филиала № 2 ОКБ закладывались на предприятии основы новой, твердотопливной тематики.

Однако требуемый результат не был достигнут. Проведенная НИР показала, что с учетом всех факторов стартовая масса малогабаритной МБР на твердом топливе может быть реализована лишь на уровне, в 1,5 раза превышающем заданный.

Казалось бы, что перевод НИР в ОКР откладывается на неопределенный срок. Однако выход был найден: проектанты предложили создать двухступенчатую малогабаритную МБР комбинированного типа — с РДТТ на первой ступени и ЖРД на второй. Применение ампулизированной жидкостной второй ступени позволяло сохранить все основные эксплуатационные преимущества РДТТ и в то же время ввести стартовую массу ракеты в допустимые пределы.

Постановлением правительства № 565-197 от 22 мая 1963 г. НИР по теме РТ-20П была переведена в ОКР. ОКБ-586 поручалась разработка предэскизного проекта комбинированной ракеты со стартовой массой не более 30 т. Ракете был присвоен индекс 8К99, маршевому РДТТ первой ступени — индекс 15Д15, маршевому ЖРД второй ступени — индекс 15Д12.

На основании положительных результатов проведенных проектных и экспериментальных работ руководство ОКБ и завода в ноябре 1963 г. вышло в правительство с предложением о создании подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с комбинированной двухступенчатой МБР. Это предложение рассматривалось как первый этап создания такого типа комплекса с последующей, по мере совершенствования характеристик твердого топлива материалов и конструкции РДТТ в целом, заменой жидкостной второй ступени на твердотопливную.

В декабре 1963 г. приказом № 778 ГКОТ на базе филиала № 2 ОКБ-586 образован специализированный производственный объект завода № 586 по изготовлению двигателей на твердом топливе, огневым стендовым испытаниям РДТТ. Конструкторские подразделения бывшего филиала оставались в составе ОКБ.

Приказом Главного конструктора № 2 от 24 января 1964 г. производится реорганизация проектно-конструкторских подразделений, работающих по твердотопливной тематике. Для разработки двигателя первой ступени создавался специализированный комплекс № 9 под руководством заместителя Главного конструктора М. Б. Двинина. В состав комплекса вошел проектный отдел 31 (начальник — Б. Е. Андреев, ставший одновременно заместителем начальника комплекса) и конструкторское бюро 5 (КБ-5), организованное на базе конструкторского отдела бывшего филиала № 2. Начальником КБ-5 назначался Г. Д. Хорольский. На базе конструкторского отдела, находящегося на павлоградской территории, были организованы два отдела — 551 — по конструкции двигателей (Н. Д. Модестов) и 552 — по стендовым испытаниям (А. А Спивак). Общая численность КБ-5 на момент создания составляла 130 человек.

В январе 1964 г. был разработан предэскизный проект комплекса. В докладе партийно-хозяйственному активу по итогам 1963 г. и задачам на 1964 г. М. К. Янгель сказал:

"Вторая наша перспективная тема — это изделие 8К99. В 1963 году и у нас самих, и у нашего генерального Заказчика, и в нашем комитете, и в ВПК было много колебаний по выбору схемы этого изделия. Дело в том, что в заданные параметры по весу и дальности полета в плане НИР при современном уровне топлива уложиться оказалось невозможным. Поэтому мы проработали так называемый комбинированный вариант: первая ступень с одним видом топлива, вторая ступень — с топливом, примененным на изделии 8К67. Такая схема приближает нас по стартовому весу к заданной величине. Сейчас эта схема получила одобрение генерального Заказчика, нашего комитета, устно — руководства ВПК, и поэтому колебания по этой теме сейчас закончены, появилась полная ясность и возможность двигаться дальше".

Вскоре устное одобрение ВПК было подкреплено решением № 113 от 15 апреля 1964 г. о проведении работ первого этапа по комплексу 8К99 с двигателем первой ступени на твердом смесевом топливе и ЖРД на второй ступени, на реально достигнутом уровне характеристик по твердому топливу, системе управления и спецзаряду. Были установлены сроки разработки:

— эскизный проект — четвертый квартал 1964 г.,

— проведение огневых стендовых испытаний двигателей — июль 1964 г. — второй квартал 1965 г.,

— подготовка полигона — третий квартал 1965 г.,

— начало совместных летных испытаний — четвертый квартал 1965 г.

Приказом Главного конструктора № 7 от 22 февраля 1964 г. ведущим конструктором комплекса был назначен Б. А. Ковтунов, ведущим конструктором ДУ первой ступени — С. В. Борисенко.

Весь 1964 год проходил под знаком разработки эскизного проекта, подготовки производства к изготовлению материальной части как на днепропетровской, так и на Павлоградской территориях, строительства стендов, выпуска чертежно-технической документации. Еще на этапе проведения НИР в Павлограде была проведена реконструкция механического цеха № 3 филиала ОКБ-586, ранее принадлежавшего СКБ-10, закончены строительство и ввод в эксплуатацию механосварочного корпуса № 2, оборудованного комплексом нестандартного оборудования для сварки, термообработки и гидроиспытаний корпусов РДТТ. На площадках корпуса № 27 был организован участок нанесения теплозащитных покрытий с оборудованием для их пропитки, укладки и полимеризации. Изготовлена и смонтирована установка силицирования графита, начато строительство участка порошковой металлургии для изготовления деталей соплового блока из псевдосплава ВНДС. К концу 1964 г. были завершены реконструкция и доукомплектование этих производственных участков, а также организован участок сборки элементов корпуса и соплового блока. На площадке № 2 были построены и сданы в эксплуатацию корпус для снаряжения и термостатирования РДТТ, а также корпус дефектации матчасти после огневых стендовых испытаний. Одновременно на павлоградской территории создавалась экспериментальная база для отработки РДТТ. Еще в 1961 г. на площадке № 5 был построен и сдан в эксплуатацию стенд для проведения огневых испытаний модельных двигателей. В 1962 г. на этой же площадке внедрена установка УМ-1 для проведения холодных испытаний элементов соплового блока. Основное внимание на протяжении 1963-1964 гг. было уделено строительству испытательного комплекса, состоящего из двух открытых горизонтальных стендов для проведения огневых пусков РДТТ — с тягой до 20 тс на площадке № 2 и с тягой до 200 тс на площадке № 3. Документация на строительство комплекса была разработана Днепровским проектным институтом. Огневой стенд на площадке № 3, предназначенный для испытаний двигателя 15Д15, был полностью укомплектован и введен в эксплуатацию в 1965 г.

Одновременно шел постоянный поиск оптимальной структуры подразделений, ведущих работы по твердотопливной тематике. 9 апреля 1964 г. Главным конструктором ОКБ было подписано два приказа. В первом, под номером 14, упразднялся ввиду нецелесообразности комплекс 9 и расформировывался отдел 31 с переводом сотрудников в отделы 3, 10 и 33. Проектная разработка РДТТ переводилась в проектный отдел 3 совместно с проектной разработкой ракеты. Во втором приказе (№ 15) в целях более четкой организации работ проектных подразделений и устранения многотемности в комплексе 1 создавался проектный отдел 23 двигательных установок и пневмогидросистем во главе с В. И. Кукушкиным.

Так завершился первый, начальный этап истории твердотопливного направления в ОКБ-586, который часто называют предысторией КБ-5. Большинство сотрудников отдела 31 и многие, начинавшие работать в подразделениях филиала № 2 ОКБ-586, не были специалистами по твердотопливному направлению. Всем им в той или иной степени пришлось учиться уже в процессе освоения новой тематики. Процесс адаптации оказался не очень продолжительным — практически в течение трех-четырех лет достаточно четко оформились организационные структуры проектных, конструкторских и испытательных подразделений, обрело более определенные формы распределение работ, а каждый из членов уже достаточно большого коллектива нашел и занял свою единственную специфическую производственную нишу в общем деле. Для многих выбранный в этот период профиль работы стал основным на все последующие годы.

 
dimon_13Дата: Вторник, 30.11.2010, 18:36 | Сообщение # 82
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Объект 818 – машина комплекса 8К99. Самоходный гусеничный стартовый агрегат на шасси Т-10 проект, 1963-65 гг. Масса – 42 т.
Объект 819 – машина комплекса 8К99. Самоходный гусеничный стартовый агрегат на шасси Т-10 проект, 1963-65 гг. Масса – 42 т.
Объект 820 - носитель МБР РТ-20 на шасси "730". Транспортно-установочный агрегат МБР РТ-20П на базе узлов и агрегатов Т-10М и ИСУ-152, 1967 г. Масса – 78,9 т.
Объект 821 – СПУ БР РТ-20 (СМ-СП21, 15У21). Самоходная пусковая установка РК 15П699 (РТ-20П) на базе узлов и агрегатов Т-10М и ИСУ-152, 1967 г. Масса – 79 т, 8 опорных катков на борт.

Пока не знаю насколько эти сведения верны.

Сообщение отредактировал dimon_13 - Четверг, 02.12.2010, 07:42
 
dimon_13Дата: Среда, 01.12.2010, 07:48 | Сообщение # 83
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
nik-45, Обожаю военный фольклор. Спасибо!!!
Насобирал чертежей ракеты. Черт! Всё придётся переделывать. А самоходная ПУ рисуется...
 
dimon_13Дата: Четверг, 02.12.2010, 07:54 | Сообщение # 84
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
Р-20П
Индекс комплекса 15П699
Индекс ракеты 8К99
Индекс ПУ 15У21
Код НАТО SS-Х-15 Scrooge
Основные ТТХ комплекса
Дальность стрельбы, км 11000 (лёгкая ГЧ) 7000-8000 (тяжёлая ГЧ)
Точность стрельбы (КВО), км 4
Боеготовность:
— постоянная, мин
— повышенная, мин
10
3
Условия боевого применения любые метеоусловия, при температурах от −40 °C до +50 °C
и скорости ветра до 25 м/с
Тип старта миномётный из ТПК
Периодичность смены позиции 2-4 раза в месяц
Гарантийный срок нахождения на боевом
дежурстве при регламенте 1 раз в год, лет 5-7
Данные ракеты
Стартовый вес, тс 30,9
Вес ТПК с заправленной ракетой
(с лёгкой ГЧ), тс 38,8
Количество ступеней 2
Система управления инерциальная, автономная
с гироприборами на воздушном подвесе
Коэффициент энерговесового совершенства
с лёгким ББ Gгч/Go, кгс/тс 18
Боевое оснащение
Тип головной части моноблочная с лёгким ББ моноблочная с тяжёлым ББ
Вес головной части, кгс 545 1410
Мощность ядерного заряда 0,4 Мт 1 Мт
КСП ПРО Лёгкие ложные цели
Средства иcкажения радиолокационных характеристик боевого блока
Диаметр ГЧ у основания, м 1,06
Габаритные размеры ТПК и ракеты
Длина ракеты, м 17,48 17,8
Длина ракеты без ГЧ, м 16,2
Диаметр ракеты, м 1,6
Длина ТПК, м 18,9
Диаметр ТПК, м 2
Параметры ступеней: 1-я ступень 2-я ступень — 8К94
Вид топлива твёрдое смесевое жидкое, АТ (АК-27П) + НДМГ
Длина ступени, м 9,8 (с переходным отсеком) 8,4
Диаметр ступени, м 1,6
Тип ДУ четырёхсопловый РДТТ 15Д15
с вкладным зарядом
и ПРД конечной ступени однокамерный ЖРД 15Д12 (РД-857)
с дожиганием восстановительного
генераторного газа в КС
Тяга (на земле/в пустоте), тс 61/70 /14
Тяга в режиме конечной ступени, тс 0,7 -
Удельный импульс (на земле/в пустоте), с 231/265 /327,5
Время работы, с 65 215[3]
Масса основного заряда, т 17,2 -
Масса снаряжённого РДТТ, т 20 -
Масса сухого двигателя, кг 2,450 185
Вес заправленной ступени, тс - 10,4
Поперечный размер двигателя, м - 0,93[3]
Длина двигателя, м 6,12 2,1[3]
Соотношение окислителя к топливу - 2,6[3]
Давление в камере, бар 127,5[3]
Органы управления 4 поворотных сопла вдув генераторного газа
в закритическую часть сопла
и сопла крена
Пусковая установка 15У21 Транспортно-установочный агрегат
Заводской индекс СМ-СП21
Разработчик агрегата КБСМ, Б. Г. Бочков
Базовое шасси Объект «821» (на базе танка Т-10М) Объект «820» (на базе танка Т-10М)
Разработчик шасси КБ-3 ЛКЗ, Ж. Я. Котин
Масса, т 62,2 78,9
Длина с ТПК, м 20
Высота, м 3,15
Ширина, м 4,4
Скорость движения, км/ч:
— по шоссе
— по бездорожью
до 40
до 15
Запас хода, км:
— по ресурсу шасси Т-10М
— по ресурсу гусениц
— по топливу
15000
2500
250
История
Разработчик ОКБ-586 (КБ «Южное»)
Конструктор Янгель М. К.
Начало разработки
Пуски бросковых макетов
Всего пусков
Летно-конструкторские испытания
Пуски с ПУ
Всего пусков
Из них успешные
Принятие на вооружение
Изготовитель Павлоградский машиностроительный завод
Система управления разработана харьковским НПО "Электроприбор".


Сообщение отредактировал dimon_13 - Четверг, 02.12.2010, 09:26
 
nik-45Дата: Четверг, 02.12.2010, 18:49 | Сообщение # 85
Группа: Опытные
Сообщений: 425
Репутация: 111
Награды: 0
Статус: Offline
Мы сообщаем вам о вопиющем факте:
На берегах Амура, посреди родных полей,
Подвергся наш простой советский мирный трактор
Обстрелу шестерых китайских батарей.

Услышав дикий крик китайского десанта,
Советский тракторист, по званию старлей,
Ответил на огонь одним могучим залпом
И уничтожил шесть китайских батарей.

А после, слив бензин и запустив реактор,
Он всех их пропахал и быстро внёс навоз.
Поднялся в небо наш советский мирный трактор
И улетел домой, в родимый свой совхоз.

Назавтра, в интервью спецкорам их редакций
Советский бригадир, по званью капитан,
Сказал, что в случае второй подобной провокации
На поле вместо трактора мы выпустим комбайн! biggrin


Нельзя объять необъятное, но очень хочется!
 
dimon_13Дата: Четверг, 02.12.2010, 20:46 | Сообщение # 86
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
nik-45, lol
Заявление Советского правительства китайскому: "Если вы не прекратите пахать наши границы тракторами американского производства, то мы выпустим сеялки-веялки с вертикальным взлётом!"

Ура! Проекция боковой архитектуры объекта 821 нарисована! Это было что-то с чем-то...

А как Вам ракетный обстрел Братска?


Сообщение отредактировал dimon_13 - Четверг, 02.12.2010, 20:52
 
dimon_13Дата: Пятница, 03.12.2010, 04:28 | Сообщение # 87
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline


 
dimon_13Дата: Пятница, 03.12.2010, 13:40 | Сообщение # 88
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
 
belseralДата: Пятница, 03.12.2010, 13:47 | Сообщение # 89
Группа: Опытные
Сообщений: 375
Репутация: 126
Награды: 0
Статус: Offline
dimon_13 Блин, откуда вы черпаете матерьял? Я считал что всё или почти все потерялось во времени, а тут точно на целую книгу с картинками smile

визитка
 
dimon_13Дата: Пятница, 03.12.2010, 14:15 | Сообщение # 90
Группа: Опытные
Сообщений: 755
Репутация: 205
Награды: 0
Статус: Offline
С миру по нитке - голому рубашка! Вот чего я накопал. Оказывается ракету 8К99 изучают в институтах. Все 3 книги я не буду выкладывать. Они еще дешифровки требуют biggrin Потом включу их в общее описание "Железной девы".
Чертежей ракеты наверно хватит для модели. А с самой самоходной пусковой установкой трудно. Реальных чертежей нет.

 
Поиск: