| Французский барказ XVIII века. | 
|  | 
| 
 | Dane | Дата: Среда, 14.08.2013, 00:19 | Сообщение # 496 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 799 Репутация: 1461 Награды: 0 Статус: Offline | Iroqez, приветствую! 
 Вопрос вполне законный. Тут дело такое.
 
 Французы придумали своё собственное вооружение - люгер. Рей на трети своей длины охватывается стропом и на крюке подвешиваетсяч на мачте. Получается, что на одном галсе он идёт с "правильно стоящими" парусами, а на противоположном галсе его паруса просто переходят на другой борт и немного ложатся на мачту. Вот примерно так:
 
  При этом паруса не спускают, а только следят за тем, чтобы передний конец (носовой нок) рея прошёл под штагом (верёвкой, которая держит мачту спереди).
 
 С одной стороны парус стоит не совсем правильно, с другой стороны, у люгера есть два больших плюса.
 Первый - форма паруса не искажается при натягивании на мачту и парус работает лучше. Мачта не так сильно, как на гафельном вооружении, ломает воздушный поток на парусе.
 
 И второй плюс - нижний галсовый угол паруса (нижний передний) можно ставить в любое место по ширине лодки, ближе к борту или ближе к середине. Таким образом можно менять угол хода (курс) лодки круче к ветру. А это очень экономит расстояние, которое лодка вынуждена проходить галсами против ветра. Круче к ветру - скорость меньше, но пройти надо гораздо меньшее расстояние.
 
 Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
 Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 |  
 |  |  |  | 
| 
 | Iroqez | Дата: Среда, 14.08.2013, 01:06 | Сообщение # 497 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 438 Репутация: 75 Награды: 0 Статус: Offline | Dane, о, спасибо за ликбез! Меня то и смутило, что парус на мачту ложится... И уточнение (я не сильно отвлекаю?) - 
 Цитата можно ставить в любое место по ширине лодкиа за борт парус нельзя выдвинуть? Разве опрокинется?
 |  
 |  |  |  | 
| 
 | Dane | Дата: Среда, 14.08.2013, 02:11 | Сообщение # 498 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 799 Репутация: 1461 Награды: 0 Статус: Offline | Можно - только осторожно!  
 Когда ветер дует с носовых углов - бейдевинд, то передний нижний (галсовый) угол можно поставить либо в середине корпуса (в ДП - диаметральной лоскости) или даже спустить его на подветренный борт. Шкотовый угол остаётся на подветренном борту или вытягивается на ветер, к середине лодки. Это даёт минимальный угол между парусом и ветром (смотрите сверху вниз). То есть лодка идёт круче к ветру чем обычно на величину разницы между углами.
 
 А если учесть, что грузовые шлюпки ходят длинными галсами и не ловят заходы ветра, как гонщики, то даже 1 градус круче к ветру даёт ощутимое сокращение пути. Геометрия....
  
 А на полных курсах, когда ветер дует с кормы (фордевинд или бакштаг), вываливать парус далеко за борт не очень хорошо, поскольку появляется разворачивающий момент. Сила приложена к парусу за бортом лодки. Поэтому, лучше парус затащить как можно больше в лодку. Как прямые паруса на фрегатах. То есть галсовый нижний угол можно ставить на один борт, а шкотовый держать как можно ближе к противоположному борту. Тогда Точка приложения силы к парусу (центр парусности) может оказаться внутри лодки и разворачивающий момент будет минимальным. То есть не надо будет одерживать лодку рулём, поскольку это есть в чистом виде вредное торможение.
  
 Вообще, профи никогда почти не рулят. Они просто придерживают румпель, а рулят парусами, выставляя их в равновесное положение на нужном курсе.
   
 Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
 Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 
 
 Сообщение отредактировал Dane - Среда, 14.08.2013, 02:12 |  
 |  |  |  | 
| 
 | Iroqez | Дата: Среда, 14.08.2013, 04:12 | Сообщение # 499 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 438 Репутация: 75 Награды: 0 Статус: Offline | Dane, Браво! Огромное спасибо! |  
 |  |  |  | 
| 
 | Dane | Дата: Среда, 14.08.2013, 04:20 | Сообщение # 500 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 799 Репутация: 1461 Награды: 0 Статус: Offline | Iroqez, спасибо! Всегда пожалуйста, готов поделится, что знаю сам. Но это не я придумал. Я лишь повторил в своё время выученное.  
 Всем привет!
 
 На горизонте встаёт вопрос с вёслами. Вот будет смешно, если, увлекшись парусами, забуду их сделать....
  Но тут уже Служба закупок Завода не дремлет. Сегодня были доставлены на склад и примеряны заготовки для вёсел. Новая модель!:
 
  
 Кстати, кальвинисты могли бы и отблагодарить....
   
 Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
 Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 |  
 |  |  |  | 
| 
 | Iroqez | Дата: Среда, 14.08.2013, 09:48 | Сообщение # 501 |  |   Группа: Пользователи Сообщений: 438 Репутация: 75 Награды: 0 Статус: Offline | Вот это по нашему - "после изготовления тщательно обработать напильником." © Извиняюсь - не удержался... |  
 |  |  |  | 
| 
 | МаксАрт | Дата: Среда, 14.08.2013, 18:06 | Сообщение # 502 |  |   Группа: Разработчики Сообщений: 4482 Репутация: 11443 Награды: 23 Статус: Offline | Вот это вёсла! Не французы, а прямо викинги какие-то! Во мужики! Такие лопасти и как трап сгодятся   
 Визитка
 Мои модели на Яндекс.Диске https://yadi.sk/d/VN5kAjdPiFpfL
 Мои модели на Гугл.Диске https://drive.google.com/open?id=0B5ZH2Ked1Q--V2N5cVVHQzNIQ0k
 |  
 |  |  |  | 
| 
 | nd223 | Дата: Среда, 14.08.2013, 18:33 | Сообщение # 503 |  |   Группа: Заблокированные Сообщений: 1234 Репутация: 748 Награды: 0 Статус: Offline | Тоже хотел схохмить, но не буду  Я так понял мнувгн Dane, просто показал из чего будут делаться весла. Если я не ошибаюсь, то это лопатки из бука. Достойный материал
   |  
 |  |  |  | 
| 
 | ARRCRAFT | Дата: Среда, 14.08.2013, 21:35 | Сообщение # 504 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 1177 Репутация: 142 Награды: 0 Статус: Offline | Dane, Это не вёсла. Это лопасти. Воздушный винт...   Островитянки... Лёгкое вино... Живописный закат...
 |  
 |  |  |  | 
| 
 | Dane | Дата: Четверг, 15.08.2013, 19:55 | Сообщение # 505 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 799 Репутация: 1461 Награды: 0 Статус: Offline | Джентльмены! Я знал, что вам понравится....
   
 Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
 Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 |  
 |  |  |  | 
|  | 
| 
 | Dane | Дата: Пятница, 16.08.2013, 03:37 | Сообщение # 507 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 799 Репутация: 1461 Награды: 0 Статус: Offline | Всем привет! 
 "Голубь" обретает хвост.....
 
    
 
   
 Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
 Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 |  
 |  |  |  | 
|  | 
| 
 | Codriver | Дата: Суббота, 17.08.2013, 00:56 | Сообщение # 509 |  |   Группа: Мастера Сообщений: 376 Репутация: 370 Награды: 0 Статус: Offline | Цитата (Dane) Пошёл делать хвост... Эээээ... То есть бизань.Бизань выдающаяся (в прямом смысле). Dane, если вас не затруднит, ваше мнение о такой бизани.
 
 Дай бог все уметь, не дай бог все делать
 |  
 |  |  |  | 
| 
 | Dane | Дата: Суббота, 17.08.2013, 01:32 | Сообщение # 510 |  |   Группа: Опытные Сообщений: 799 Репутация: 1461 Награды: 0 Статус: Offline | Цитата Codriver ()   ... если вас не затруднит, ваше мнение....Codriver, с превеликим удовольствием поделюсь, особенно с Вами.
 
 Обратите внимание (как совпало удачно) перо руля барказа имело очень маленькую площадь. Не было ещё тогда науки гидромеханики в приложении к судостроению. Вопрос о поворотливости судов ещё не был исследован научно.
 
 Поэтому моряки делали кормовой парус, который позволял поворачивать лодку или значительно облегчать эту процедуру.
 Это мы теперь знаем, что в носу нужны острые обводы, чтобы развивать хорошую скорость. А тогда обводы в носу были полными и лодка медленно набирала ход. Это я к тому, что сила на руле, которая поворачивает корму лодки прямо зависит от скорости хода. Больше ход - больше сила.
 
 Теперь вся эта "теория" в приложении к барказу. Французы изобрели своё собственное парусное вооружение - люгер. То, что стоит на этом барказе. Для этого вооружения характерны установка фок мачты практически на форштевне, а бизани - на ахтерштевне. Это вызвано желанием увеличить площадь парусов.
 
 Для бизани эта установка имеет и ещё одно значение. Вынесенный далеко за транец парус создаёт бóльший разворачивающий момент при той же площади. И этим парусом эффективно рулили. Если вытянуть (выбрать) шкоты больше необходимого, то лодку будет приводить к ветру. И наоборот, если шкоты потравить больше необходимого, то бизань частично или полностью перестанет тянуть и носовые паруса увалят лодку под ветер. В сочетании с соответствующими действиями рулём, можно было довольно ловко поворачивать, то есть управлять такой тяжёлой и тихоходной лодкой, как этот барказ. Иногда эти "рулевые" паруса так и называли - драйвер, что по-английски значит - рулить, управлять.
 
 А вот вам и иллюстрация к моей "повести":
 
      
 Скобяной драйверит!
  В смысле - рулит....
   
 Мой сайт Морское Дело. Возвращение забытого искусства: http://www.sobdelo.ru/
 Мой Телеграм-канал Морское Дело и группа Морское Дело - Кают Компания: https://t.me/nauticalworld
 |  
 |  |  |  |